Китайская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:02, реферат

Описание

Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобальных трансформации и разрушения всех основ, как это было на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал Китай древний. Но изменения все же происходили. Средние века в Китае, в сущности, начались гораздо раньше, чем в Европе

Работа состоит из  1 файл

Китайская цивилизация.docx

— 26.03 Кб (Скачать документ)

Таким образом, вновь восстанавливалась  система “равных полей”, которая  всегда считалась в Китае идеалом. Конечно, несмотря на эти меры, невозможно было совсем остановить рост частного землевладения, но государственная  власть была достаточно сильна, чтобы  на определенном этапе резко сокращать  его. Поэтому в Китае, как и  в других восточных цивилизациях, сформировалсягосударственный феодализм. Правительство сделало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты  налогов. Чиновники получали землю  в зависимости от ранга—доходы с  нее, точнее, то, что от них оставалось после уплаты налогов государству, шли в счет жалованья. Т-акие владения нельзя назвать феодом: понижение  в должности означало и утрату земли; чиновник в качестве землевладельца был полностью зависим от государства.

Примерно  такая же политика осуществлялась и  по отношению к ремесленникам  и купечеству. С древнейших времен власть стремилась утвердить свою монополию  на разработку недр и использование  водоемов; постепенно в руках государства  оказалось производство и продажа  важнейших предметов потребления: соли, чая, меди, железа и других металлов. В XIV—XVII вв. государственное производство охватывало изготовление фарфора, судостроение, добычу угля, литейный промысел и др. Центральная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная  торговля не всегда выдерживала конкуренцию  с частной, но правительство компенсировало это тем, что облагало купцов большими налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленным казной. В настоящее время следует регулировать движение товаров: при повышении цен надо продать, при понижении—закупить; если сделать большие запасы продовольствия и уравнять цены, то люди будут своевременно заниматься земледелием и ростовщические дома не смогут воспользоваться их затруднениями. Все вышесказанное делается для народа, а не с целью получения доходов для казны. 
 
    Из законов реформатора Ван Ань-Ши, XI в.

Кроме того, правительство разрешало заниматься торговлей чиновникам, освобождая их от налогов и превращая таким  образом в силу, противостоящую частной  торговле.

Только  в XVI—XVII вв. в Китае произошел  некоторый сдвиг: расширилось крупное  землевладение, стали создаваться  мануфактуры с использованием наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело  монополию на добычу и обработку  полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникали  частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство  закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что  интенсификация сельского хозяйства  давала возможность даже в этих условиях получать большую сумму налогов.

Буржуазные  отношения отстаивали свое право  на существование, но, как правило, проигрывали  в неравной борьбе с государственной  властью, а потому остались неоформленными. 
 
    Слабый народ — сильное государство

Власть, игравшая роль покровителя и управителя в большой семье, персонифицировалась  в лице императора. Все остальные  социальные слои, на какой бы ступени  иерархической лестницы они ни стояли, являлись подданными непосредственно  императора. Поэтому в феодальном Китае не зародилась, как это было в Западной Европе, система вассалитета; единственным сюзереном было государство.

Когда народ слаб — государство сильное, когда государство сильное —народ слаб. Поэтому государство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ. 
 
    Шан Ян

Характеризуя  такие отношения между властью  и обществом, немецкий философ XIX в. Ф. Гегель писал, что в Китае не может существовать большого различия между рабством и свободой, так  как перед императором все  равны, т. е. все одинаково бесправны. Насколько справедлива эта оценка, ставшая классической при определении  восточных деспотий? Конечно, общество в Китае не сумело добиться тех  прав, какие оно получило в Западной Европе. Там не оформились сословия, которые могли бы претендовать на участие в государственной политике и с интересами которых власть вынуждена была считаться.

Одним словом, народ (т. е. подданные) в Китае  действительно был слабым, если иметь  в виду его политическое безгласие. Прекрасный тому пример—положение многочисленного  городского населения, которое так  и не сумело добиться внутреннего  самоуправления. Города— эти очаги  вольности в Европе __находились в Китае под жестким контролем  государства. Цехи использовались для  того, чтобы распределять повинности, взимать налоги. Ремесленники были приписаны к определенному месту  жительства и не могли покидать город  без разрешения властей.

Государство оказывало давление на общество самыми разнообразными способами. В том  числе использовался знаменитый тезис Конфуция о большой семье, означающий, что необходимо повиноваться власти, поступаться личными интересами ради общих, т. е. государственных. В  Китае была распространена системаколлективной  ответственности. Так, за преступление отца мог поплатиться сын, а то и вся семья; староста в деревне  подвергался наказанию, если на его  территории была не полностью обработана земля; в таком же положении оказывались  и уездные чиновники.

Однако  установка на коллективизм имела  и обратную сторону. В Китае огромную силу приобрелисемейно-клановые связи, освященные и возвеличенные конфуцианством. Большие кланы, включавшие много  семей, и богатых, и бедных, представляли собой, как правило, мощные и крепкие  организации, основанные на принципах  солидарности и взаимопомощи. Кроме  того, были распространены всякого  рода землячества, тайные общества, секты. Все эти общности представляли собой  вполне реальную социальную силу, с  которой власти приходилось считаться, что создавало некоторый баланс сил, хотя и неполноценный, не закрепленный юридически.

В китайском обществе действовал принцип  равных возможностей. Каждый, независимо от своего происхождения, мог стать  чиновником, т. е. войти в элитный  слой китайского общества. Для этого  нужно было лишь сдать государственные  экзамены. Конечно, к этим сложным  экзаменам, требовавшим многолетней  подготовки, у верхов общества допуск был гораздо шире, чем у низов. Но здесь помогали клановые и общинные связи: жители деревни, например, могли  объединенными усилиями дать образование  наиболее способным детям и выдвинуть  своих кандидатов на экзамены в расчете  на их будущее покровительство. В  результате в Китае был создан поистине уникальный для средних  веков бюрократический аппарат, в котором ранг во многом зависел  от личных достоинств.

В XVII—XVIII вв. Китай представлял собой  могущественную державу с хорошо налаженной экономикой, сильной армией и достаточно большими внутренними  потенциями, что и позволило ему  сохранить независимость в отношениях с Европой. Слабость традиционного  конфуцианского Китая проявилась позднее, в XIX в. , когда Запад стал все больше активизировать свою колониальную политику.


Информация о работе Китайская цивилизация