Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 07:02, реферат
Китайская цивилизация пережила переход от древности к средневековью незаметно, без глобальных трансформации и разрушения всех основ, как это было на Западе. Более того, средневековый Китай во многом напоминал Китай древний. Но изменения все же происходили. Средние века в Китае, в сущности, начались гораздо раньше, чем в Европе
Таким образом, вновь восстанавливалась система “равных полей”, которая всегда считалась в Китае идеалом. Конечно, несмотря на эти меры, невозможно было совсем остановить рост частного землевладения, но государственная власть была достаточно сильна, чтобы на определенном этапе резко сокращать его. Поэтому в Китае, как и в других восточных цивилизациях, сформировалсягосударственный феодализм. Правительство сделало ставку на мелкое крестьянское хозяйство, которому отводились наделы при условии выплаты налогов. Чиновники получали землю в зависимости от ранга—доходы с нее, точнее, то, что от них оставалось после уплаты налогов государству, шли в счет жалованья. Т-акие владения нельзя назвать феодом: понижение в должности означало и утрату земли; чиновник в качестве землевладельца был полностью зависим от государства.
Примерно
такая же политика осуществлялась и
по отношению к ремесленникам
и купечеству. С древнейших времен
власть стремилась утвердить свою монополию
на разработку недр и использование
водоемов; постепенно в руках государства
оказалось производство и продажа
важнейших предметов
Из законов реформатора Ван Ань-Ши, XI в.
Кроме
того, правительство разрешало
Только в XVI—XVII вв. в Китае произошел некоторый сдвиг: расширилось крупное землевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что интенсификация сельского хозяйства давала возможность даже в этих условиях получать большую сумму налогов.
Буржуазные
отношения отстаивали свое право
на существование, но, как правило, проигрывали
в неравной борьбе с государственной
властью, а потому остались неоформленными.
Слабый народ — сильное государство
Власть, игравшая роль покровителя и управителя в большой семье, персонифицировалась в лице императора. Все остальные социальные слои, на какой бы ступени иерархической лестницы они ни стояли, являлись подданными непосредственно императора. Поэтому в феодальном Китае не зародилась, как это было в Западной Европе, система вассалитета; единственным сюзереном было государство.
Когда
народ слаб — государство сильное,
когда государство сильное —
Шан Ян
Характеризуя
такие отношения между властью
и обществом, немецкий философ XIX в.
Ф. Гегель писал, что в Китае не
может существовать большого различия
между рабством и свободой, так
как перед императором все
равны, т. е. все одинаково бесправны.
Насколько справедлива эта
Одним
словом, народ (т. е. подданные) в Китае
действительно был слабым, если иметь
в виду его политическое безгласие.
Прекрасный тому пример—положение многочисленного
городского населения, которое так
и не сумело добиться внутреннего
самоуправления. Города— эти очаги
вольности в Европе __находились
в Китае под жестким контролем
государства. Цехи использовались для
того, чтобы распределять повинности,
взимать налоги. Ремесленники были
приписаны к определенному
Государство оказывало давление на общество самыми разнообразными способами. В том числе использовался знаменитый тезис Конфуция о большой семье, означающий, что необходимо повиноваться власти, поступаться личными интересами ради общих, т. е. государственных. В Китае была распространена системаколлективной ответственности. Так, за преступление отца мог поплатиться сын, а то и вся семья; староста в деревне подвергался наказанию, если на его территории была не полностью обработана земля; в таком же положении оказывались и уездные чиновники.
Однако
установка на коллективизм имела
и обратную сторону. В Китае огромную
силу приобрелисемейно-клановые связи,
освященные и возвеличенные
В китайском обществе действовал принцип равных возможностей. Каждый, независимо от своего происхождения, мог стать чиновником, т. е. войти в элитный слой китайского общества. Для этого нужно было лишь сдать государственные экзамены. Конечно, к этим сложным экзаменам, требовавшим многолетней подготовки, у верхов общества допуск был гораздо шире, чем у низов. Но здесь помогали клановые и общинные связи: жители деревни, например, могли объединенными усилиями дать образование наиболее способным детям и выдвинуть своих кандидатов на экзамены в расчете на их будущее покровительство. В результате в Китае был создан поистине уникальный для средних веков бюрократический аппарат, в котором ранг во многом зависел от личных достоинств.
В
XVII—XVIII вв. Китай представлял собой
могущественную державу с хорошо
налаженной экономикой, сильной армией
и достаточно большими внутренними
потенциями, что и позволило ему
сохранить независимость в