Классицизм в России (конец XVII – начало XIX вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:43, реферат

Описание

КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в искусстве и архитектуре, в основе которого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры Классицизма характерны строго геометрическая форма объемов, симметрия, архитектурный ордер как основной мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархическая соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой.

Работа состоит из  1 файл

история Классицизм.doc

— 458.00 Кб (Скачать документ)

Реферат на тему

Классицизм

в России

(конец XVII – начало XIX вв)

Выполнила студентка 1 курса ФКТИ

Макарова М.Д.

Группа 1372

 

 Классицизм в архитектуре

Классицизм - европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию.

КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в искусстве и архитектуре, в основе которого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры Классицизма характерны строго геометрическая форма объемов, симметрия, архитектурный ордер как основной мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархическая соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой.

Архитектура Классицизма не делала различий между "высокими" и "низкими" жанрами: и крупные казенные здания, и скромные хозяйственные постройки  оформлялись в единой стилевой системе. Для скульптуры Классицизма характерна склонностью к аллегориям, в ней часто встречаются изображения богов и героев, военных "трофеев".

Как и всякий другой архитектурный стиль, классицизм характеризуется определенной системой средств художественной выразительности, присущим ему языком архитектурных форм, специфическими композиционными приемами и мотивами архитектурного декора. В них нашла отражение система идейно-эстетических воззрений эпохи: провозглашенный рационалистической философией Просвещения культ разума, призывы к «мудрой простоте» и «естественности». Постройки классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами построения архитектурной композиции были симметрия, акцентирование центра, гармоническое соподчинение частей и целого.

Классицизм  в России

Развитие архитектуры  обусловлено экономическими и социальными  факторами. Экономика страны привела  к образованию обширного внутреннего  рынка и активизации внешней  торговли, что способствовало продуктивности помещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В результате чего возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К ним относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения. А также уникальные здания общественного характера – биржи и банки.

В городах стали строить  много казенных административных зданий: губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных гарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных академий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего за счёт жилой застройки усадебного типа. В условиях огромного строительства, разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных нужд, архитектурные приёмы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля требовала значительных материальных затрат и большого количества квалифицированных мастеров различных специальностей. Исходя из этого, возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Таким образом, глубокие внутригосударственные предпосылки материального и идеологического характера обусловили кризис стиля барокко, его отмирание и привели в России к поискам экономичной и реалистичной архитектуры. Поэтому именно классическая архитектура античности, целесообразная, простая и ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, стала своего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма.

Русский классицизм воплотил в себе новый  исторический этап расцвета русской светской культуры. Внешними проявлениями классицизма в архитектуре становилось использование классических античных ордеров, сдержанность и монументальность композиции.

Екатерининский  классицизм

Ранний русский классицизм в архитектуре  сохраняет пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо. Зодчие зрелой поры классицизма (1770- 90-е гг.; В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И.Е. Старов) создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов.

Ранний классицизм

Ранний классицизм в  архитектуре Петербурга датируется примерно 1760-1780 годами. Это время в истории России часто называют эпохой «просвещённого абсолютизма», подчеркивая противоречивый характер правления Екатерины Великой. Возникновение классицизма в архитектуре России связано, в первую очередь с тем, что изменился потребитель архитектуры. Роскошь барокко и рококо не могла стать государственным стилем становящейся и всё более расширяющейся империи.

В первую очередь смена  стиля связана с характерной  для барокко длительностью строительных работ, эксклюзивностью и роскошью, а, следовательно, большой стоимостью и привлечением огромного строительного и инженерно-архитектурного ресурса.

Демократизация общества, произошедшая в годы правления Екатерины II, требует распространения благ имперской цивилизации не только во дворцах, но и на всё многочисленное дворянство (не всегда богатое, но очень гордое).

Качественную архитектуру  получают теперь не только столицы (Петербург  и Москва), но и провинциальные города, которые до этого периода жили по весьма феодальным канонам, с применением феодальной же архитектуры.

Екатерина стремилась ввести при русском дворе «вежливость, приличные манеры и пристойное поведение», способствовала распространению просвещения  и «смягчению нравов».

В знаменитой переписке  с Вольтером и бароном Ф. Гриммом, своим корреспондентом в Париже, Екатерина усвоила стиль французских писателей, а также моду на античность и Классицизм, распространявшуюся в те годы в Европе. Своей главной задачей императрица считала духовные преобразования, «работу над умами в варварской стране». В то же время она демонстрировала свою «русскость», приверженность национальной партии. До царствования Екатерины Петербург, по определению французского посла, «построенный в пределах стужи и льдов, оставался почти незамеченным и, казалось, находился в Азии. В ее царствование Россия стала державою европейскою. Петербург занял видное место между столицами образованного мира». Действительно, в царствование Екатерины Великой русское искусство в отношении хронологии стилей впервые, ликвидировав почти двухсотлетнее отставание, сравнялось с западноевропейским, а в ряде художественных достижений его превосходило. Именно Екатерине Великой (либо ее ближайшему окружению) принадлежит заслуга рождения блестящей метафоры — «Северная Пальмира», в которой слышится движение из Азии в Европу. В отличие от  политики Петра I и Елизаветы, тридцатилетняя Екатерина сумела примирить старое и новое в укладе российской жизни: Екатерина стала основательницей картинной галереи петербургского Эрмитажа, в кратчайший срок оказавшегося на уровне лучших европейских музеев.

Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью  в декабре 1762 года было учреждена  комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Созданная для регулирования  застройки обеих столиц, вскоре стала руководить всем градостроительством в стане. Комиссия функционировала до 1796 года.

Поворот русской архитектуры  в сторону классицизма в Москве ярче всего проявился в огромном ансамбле Воспитательного дома, воздвигнутом в (1764-1770 гг.), неподалеку от Кремля на берегу Москвы реки по замыслу архитектора К.И.Бланка (1728-1793 гг.). В подмосковной усадьбе Кусково К.И.Бланк в 1760 году возвел импозантный павильон «Эрмитаж». В соответствие с возникновением и развитием классицизма и смене политических приоритетов (в связи с Французской Революцией) на смену регулярной французской системе садово-паркового искусства приходит пейзажная (английская система), распространившаяся в Западной Европе, и, прежде всего в Англии.

В городах России жилая  застройка имела обычно один-два этажа, лишь в Петербурге этажность поднималась до трех-четырех. В данный период А.В. Квасовым разработан проект благоустройства набережной реки Фонтанки. Образование сквозных проездных набережных и предмостных площадей, превратили Фонтанку в важную дугообразующую магистраль. Для Москвы в 1775 оду был составлен новый генеральный план, сохранявший радиально-кольцевую структуру и наметивший систему площадей полукольцом охвативших Кремль и Китай-город. Для рассмотрения и утверждения проектов частновладельческой застройки в 1775-1778 гг. функционировал специальный Каменный приказ. В 1760 годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты классицизма. Самым ранним проявлением классицизма был проект «Увеселительного дома» в Ораниенбауме (ныне не существует), Ботный дом А.Ф.Виста (1761-1762 гг.) в Петропавловской крепости и дворец графа К. Г. Разумовского (ныне Административный корпус РГПУ), построенный в1762-1766 годах А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом. В архитектуре дворца использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко. Торжественность дворца подчеркивал парадный двор с высокой оградой и монументальными воротами, выходящими на набережную.

А.Ф. Кокоринов и Ж.Б.Валлен-Деламонт создавали в России дворцовые  ансамбли, которые отражали архитектуру парижских особняков, отелей с замкнутым парадным двором. Примером этому мог служить не сохранившийся до наших дней дворец И.Г.Чернышева.

В середине XIX века на его  месте у Синего моста был возведен архитектором А.И. Штакеншнейдером Мариинский дворец. В этот же период развернул большую строительную деятельность архитектор Фельтен Ю.М. Его творчество формировалось под влиянием Ф.Б.Растрелли, а затем он начал творить в рамках раннего классицизма. Наиболее значительными творениями Фельтена являются: здание Большого Эрмитажа, Александровский институт, расположенный рядом с ансамблем смольного монастыря. Здание института с тремя внутренними дворами хорошо сохранила свой первоначальный вид, отвечающий раннему классицизму. Самое совершенное произведение Ю.М. Фельтена– это ограда Летнего сада со стороны набережной Невы (1770-1784 гг.). Она создана при творческом участии П.Е.Егорова (1731-1789 гг.); железные звенья выковали тульские кузнецы, а гранитные столбы с фигурными вазами и гранитный цоколь изготовили путиловские каменотесы. Ограду отличает простота, удивительная пропорциональность и гармония частей и целого. Отметим также наиболее известные работы этого зодчего: корпус «училища для мещанских девиц» Александровского женского института (1765-1775 годы, ул. Смольного, 3; ныне принадлежит Правительству Ленинградской области). Архитектура корпуса сдержанно строга, лишь выходящий к Неве фасад украшен портиками ионического ордера. По собственному проекту им построен «безордерный» Большой Эрмитаж (1771-1787 годы, Дворцовая наб., 34), основной упор в котором был сделан на внутреннем убранстве, а по проекту Ж.Б. Валлен-Деламота — Малый Эрмитаж. К ранним работам Ю.М. Фельтена, в которых ещё чувствуется влияние барокко, относятся также Армянская церковь (1771-1776 годы, Невский пр., 40-42; действует), лютеранские церкви святой Екатерины (1768-1771 годы, Большой проспект Васильевского острова, 1) и святой Анны (1775-1779 годы, Кирочная, 8). Также к этому периоду можно отнести строительство Училища Святой Анны (построено в 1868 году, архитектор А.И. Дютак).

Творчеством А.Ф. Кокоринова и Ж.Б.Валлен-Деламонта отмечены также здание Императорской академии художеств на Васильевском острове (1764-1788 годы, ныне Институт им. Репина, Университетская наб., 17); корпус «для игры в мяч» Кадетского корпуса (1771-1773 годы, ныне кафедра физической культуры и спорта СПбГУ, Университетская наб., 9); Малый Эрмитаж (1764-1775 годы, Дворцовая наб., 34); водные ворота в Новую Голландию и дворец графа А.П. Шувалова (1770-е годы, ныне Юсуповский дворец, наб. Мойки, 94).

 

Стоит отметить вклад  А. Ринальди (1710-1794 гг.) в русское зодчество. Он выстроил несколько православных храмов, особенностью которых является сочетание в одной композиции вновь утвердившегося еще в период барокко пятиглавия и высокой многоярусной колокольни. Искусственное использование классических ордеров, по ярусное их расположение на колокольнях и деликатная планировка фасадов свидетельствует о стилистической действительности художественных образов, что соответствует раннему классицизму. Помимо монументальных зданий А.Ринальди создал ряд мемориальных сооружений. К ним следует отнести Орловские ворота (1777-1782 гг.); Чесменскую колонну (171-1778 гг.) в Пушкине; Чесменский обелиск в Гатчине (1755-1778 гг.), Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме.  Интерьер этого дворца свидетельствует о высоком художественном мастерстве зодчего. Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно выделяются величавой красотой – Большой зал, Овальный зал, зал Муз. Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.) хорошо сохранившийся трехэтажный павильон с колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Павильон в Ломоносове единственное сохранившееся напоминание о народных развлечениях. Мраморный дворец (1768-1785 годы, Миллионная ул., 5; филиал Русского музея) относится к уникальным явлениям Петербурга и России, благодаря многоцветной облицовке фасадов (натуральным камнем). Трехэтажное здание расположено на участке между Невой и Марсовом полем и имеет П-образную композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор. В Санкт-Петербурге можно видеть складской комплекс Тучков буян.

Строгий классицизм

Строгий классицизм —  период с 1780 года до конца XVIII века. Для этого периода характерны строгое следование классическим архитектурным ордерам, описанным Витрувием и позже Палладио, прямоугольные симметричные компоновки зданий, широкое применение колоннад, аркад, портиков, фронтонов. В интерьерах зданий применялись копии или мотивы античных скульптур, декоративные элементы известных тогда древних цивилизаций.

Информация о работе Классицизм в России (конец XVII – начало XIX вв)