Классицизм в России (конец XVII – начало XIX вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:43, реферат

Описание

КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в искусстве и архитектуре, в основе которого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры Классицизма характерны строго геометрическая форма объемов, симметрия, архитектурный ордер как основной мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархическая соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой.

Работа состоит из  1 файл

история Классицизм.doc

— 458.00 Кб (Скачать документ)

Императору Александру принадлежала и романтическая идея возведения в Москве на Воробьевых горах храма-памятника Христу Спасителю и русским воинам, по обету за избавление от наполеоновского нашествия. Позднее в ином месте такой храм в формах «русско-византийского» стиля построил К. Тон.

В 1806-1823 годах по проекту А.Д. Захарова создается величественное здание Адмиралтейства, ставшее одним из символов города на Неве. От предыдущего здания (архитектор И.К. Коробов, 1732-1738 годы) осталась центральная часть с высоким шпилем, которая не диссонирует, а смягчает плоскостное развитие сравнительно низкого огромного здания. Разнообразие фасадов достигается ритмикой выступающих портиков с лаконичными тосканскими колоннами (колонны центральной части остались ионическими).

Адмиралтейство возводилось  вместо прежней коробовской постройки  и должно было сохранить ее план и профиль. Мало того, оно было предложено в виде крепости, и Захаров наметил  даже сооружение бастионов с пушками.

Старое Адмиралтейство состояло из четырехугольного участка, охваченного зданием, расположенным покоем, валами и рвами. Внутри, вдоль стен здания, был проведен канал, в который вводили суда так, чтобы можно было нагружать припасы и снасти прямо из складов, находившихся на берегу канала. Главный въезд из города приходился против Гороховой улицы, над воротами въезда была сооружена башня с церковью и шпилем.

Все это требовалось  воспроизвести в новом здании, и это было неимоверно трудной задачей, так как стены протяженностью и однообразием превосходили все известные постройки. Вместе с тем здание являлось центральным для города, и нельзя было создать его как нечто совершенно независимое (вроде, например, кваренгиева Смольного Института, стоящего в глубине обширной площади).

А.Д. Захаров распорядился на редкость разумно и смело. Края главного фасада он украсил выступами с колоннами. Всю середину осавил гладкой, и только дерзко прервал эту гладь подножием центральной башни, позволяющим как бы самостоятельную постройку.

Подчеркнутое выделение башни из здания и нарочитое обозначение краев фасада не только кажется естественным, но и полным удивительной гармонии. Кубы, четырехгранные и трехгранные призмы, из которых сложено Адмиралтейское здание, внешним образом ничем не связаны, но логической связи в них больше, чем во многих постройках барокко, где ни одна линия не обрывается, но плавно переходит в другую.

Самой важной частью постройки является «Адмиралтейская игла», формально повторяющая мотив коробовской постройки, хотя и превзошедшая ее размерами в полтора раза. Она является самостоятельным сооружением и в действительности является не только башней Адмиралтейства, но и центром всей столицы.

Здание также было украшено большим количеством аллегорических скульптур (часть не сохранилась), что  стало отличительной чертой многих строений александровского классицизма. Идею величия России как морской державы А.Д. Захаров выразил, построив здание в классическом стиле, для которого характерно творческое содружество архитекторов и скульпторов.

Строительство Адмиралтейства явилось предпосылкой к ансамблевому объединению трех главных площадей города: Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской, а также Александровского сада.

В этот же период Кваренги возводит здание Смольного института (1806-1808 годы, Смольный проезд, 1). Отчётливая, торжественная и светлая композиция здания учебного заведения явилась одной из последних работ великого мастера зрелого классицизма. Обогащают фасады восьмиколонный портик с фронтоном, боковые флигели с ионическими колоннами.

Война с Наполеоном не повлияла на художественные пристрастия  Александра. Вступив в 1814 г. во главе  союзных армий в Париж, Александр  не забыл о своих художественных проектах. Он намеревался пригласить в Петербург Ш. Персье и П. Фонтена, придворных архитекторов Наполеона, но выбрал никому неизвестного тогда О. Монферрана, будущего строителя грандиозного Исаакиевского собора и Александровской колонны. И. Грабарь писал о том, что если во Франции «естественное развитие Классицизма было прервано холодной диктатурой Ампира», то по «странной прихоти судьбы Россия становится второй родиной нового стиля, ибо в Петербурге продолжается развитие блестящих французских идей». Но в 1811 г. скончался А. Захаров, в 1813 г. - Томон. Они не оставили после себя школы, и стиль александровского классицизма стал перерождаться в «русский ампир» К. Росси и В. Стасова. С александровской эпохой связано обновление Петербургской Академии художеств, деятельность ее президента А. Оленина и начало движения национального романтизма в русском искусстве.

Просторы Невы, плоский  рельеф Петербурга, открытые пространства постоянно ставили перед архитекторами  подобные задачи, которые усложнялись  еще и тем, что необходимо было учитывать вкусы коронованных заказчиков и стараться сохранить городской  ансамбль с постройками предшествующих эпох. С этими проблемами столкнулись архитекторы первых десятилетий 19 века - представители стиля ампир, как в Петербурге, так и в Москве после пожара 1812 года.

Но несмотря на это  мы наблюдаем уникальность каждого здания, великолепие убранства городов и настоящие памятники эпохи классицизма.

Ранний КЛАССИЦИЗМ

           

Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме Мраморный дворец (1768-1785 гг.)

 

                                  

Орловские ворота (1777-1782 гг.)                            Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.) 

 

                

Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) В.Ф.Бренн            Здание Академии художеств (1764-1788 гг.)

 

                    

Главный корпуса РГПУ им. А.И. Герцена          Северный фасад Малого Эрмитажа

 

 

Чесменская колонна (171-1778 гг.)   Большой Гостиный Двор  Павильон «Эрмитаж» (1760г.), К.И.Бланк

 

            

Дворец К. Г. Разумовского.                 Ю.М. Фельтен. Церковь      Таврический дворец (1783—1789)

     Святой Екатерины 

 

 

Казанский собор  Новая биржа; ныне Центральный      Адмиралтейство

военно-морской музей

 

 

Классицизм в интерьере

Эпоху классицизма называют «золотым веком» мебельного искусства. Возникший в конце 18 века, в период социально-политических преобразований в странах Европы данный стиль  в себе отпечаток господствовавших в то время идей Просвещения и зарождавшегося рационализма. В искусстве того времени происходило переосмысление богатейшего наследия прошлых эпох. А основу любых произведений искусства брались только лучшие образчики прошлого, отсеивалось все ненужное и наносное.

Для классицизма характерны чистые, геометрически правильные, непрерывные плоскости с ярко выраженной осевой симметрией расположения всех элементов. И хоть в мебельном искусстве античное наследие проявлялось наиболее сильно, архитектурных элементов в декоре встречается значительно меньше, впрочем, как и самих украшений. Мебель приобретает более рациональный, строгий вид, становится более демократичной. В отделке чаще всего встречается маркетри, инкрустации и аппликации бронзовыми пластинками. В дизайне же интерьера в целом усиливаются тенденции, тяготеющие к простоте форм.

Мебельное искусство  эпохи классицизма в разных странах  имело свои отличительные особенности. Во Франции вошли в моду комоды, письменные и консольные столы, женские  письменные шкафчики, ширмы, почти лишенные украшений. В их качестве выступали структурные ребра, выделявшиеся на абсолютно гладких поверхностях. Орнаменты же напоминали древнегреческие: меандр (геометрический узор в виде ломанной или кривой линии с завитками), тесьма, цветочный венок или розетка. Мебель для сидения покрывалась неглубокой резьбой, обивалась гобеленом, расшитой тканью, шелком. Из различных пород дерева для украшения различных видов мебели предпочтение отдавалось красному, розовому, черному дереву и палисандру. Широко применялась позолота и лакировка по белой либо слегка розовой краске.

Стилистика английского  классицизма была также ориентирована  на античные образцы. Однако развитие шло по трем направлениям. Мебель художника  Роберта Адама отличалась простотой  и чистотой контуров с легким, не бросающимся в глаза профилированием. Его стулья и кресла были легки, ажурны, изящны. Спинки имели овальную форму, а ножки сужались к низу. Орнаменты же для украшения художник использовал те, что были найдены при раскопках Помпеи.

Шератон в своей работе отдавал предпочтение строгому классицизму. Его мебель была максимально функциональна, отличалась предельно простыми, конструктивными формами. Но самое главное - именно он изобрел первые образцы удобной, многофункциональной мебели.

Хеппельвайт же был приверженцем французских традиций. И до сих пор его творения считают одним из самых красивых в английском мебельном искусстве. Они покоряют своей элегантностью наравне с тонкостью в отделке и декорировании. Именно он создал так называемые «ушастые» кресла, которые имели к тому же большое количество разновидностей.

В Германии классицизм распространялся  значительно медленнее, чем в  других странах Европы. Мебель здесь  была более тяжела, грубовата в  исполнении, многие формы для нее  немцы переняли из стиля барокко.

Наиболее оригинально классицизм проявил себя в Австро-Венгрии. Здесь он получил название «стиль девичьих кос». Именно на них были похожи стилизованные изображения, применяемые в отделке. Однако в целом стиль отличался простотой линий и гармоничностью цветовых сочетаний. Для мебели характерны тщательная проработка деталей и тонко выполненное оформление бронзовых ручек дверец и ящиков, а шкафы изготавливали на основе рамочных конструкций. Шпонирование же изделий производилось в стиле барокко либо в виде шахматной доски.

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Курбатов В.Я. – Петербург : Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы / Сост. В. Курбатов; Книж. украшения А.П. Остроумовой-Лебедевой. - [СПб.] : Лениздат, 1993. - 383 с.

2. Витязева В.А. – “Ленинград”/ Сост.  В. Витязева. – 5-ое изд., испр. и доп.  – Л.: Лениздат, 1982 – 302 с.

3. http://arx.novosibdom.ru/node/430

4. http://architecture-styles.com/node/19#5

5. http://knowledge.allbest.ru/culture/3c0b65625b2bc68a5c53a88421306c37_0.html

6. http://www.inter-meb.ru/classic.html


Информация о работе Классицизм в России (конец XVII – начало XIX вв)