Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:43, реферат
КЛАССИЦИЗМ (от лат. сlassicus - образцовый), стилевое направление в искусстве и архитектуре, в основе которого лежит культ разума и идеального порядка, а в качестве источника используется античное наследие. Для архитектуры Классицизма характерны строго геометрическая форма объемов, симметрия, архитектурный ордер как основной мотив декорации, крупный масштабный строй, иерархическая соподчиненность форм, синтез с живописью и скульптурой.
Императору Александру принадлежала и романтическая идея возведения в Москве на Воробьевых горах храма-памятника Христу Спасителю и русским воинам, по обету за избавление от наполеоновского нашествия. Позднее в ином месте такой храм в формах «русско-византийского» стиля построил К. Тон.
В 1806-1823 годах по проекту А.Д. Захарова создается величественное здание Адмиралтейства, ставшее одним из символов города на Неве. От предыдущего здания (архитектор И.К. Коробов, 1732-1738 годы) осталась центральная часть с высоким шпилем, которая не диссонирует, а смягчает плоскостное развитие сравнительно низкого огромного здания. Разнообразие фасадов достигается ритмикой выступающих портиков с лаконичными тосканскими колоннами (колонны центральной части остались ионическими).
Адмиралтейство возводилось вместо прежней коробовской постройки и должно было сохранить ее план и профиль. Мало того, оно было предложено в виде крепости, и Захаров наметил даже сооружение бастионов с пушками.
Старое Адмиралтейство состояло из четырехугольного участка, охваченного зданием, расположенным покоем, валами и рвами. Внутри, вдоль стен здания, был проведен канал, в который вводили суда так, чтобы можно было нагружать припасы и снасти прямо из складов, находившихся на берегу канала. Главный въезд из города приходился против Гороховой улицы, над воротами въезда была сооружена башня с церковью и шпилем.
Все это требовалось воспроизвести в новом здании, и это было неимоверно трудной задачей, так как стены протяженностью и однообразием превосходили все известные постройки. Вместе с тем здание являлось центральным для города, и нельзя было создать его как нечто совершенно независимое (вроде, например, кваренгиева Смольного Института, стоящего в глубине обширной площади).
А.Д. Захаров распорядился на редкость разумно и смело. Края главного фасада он украсил выступами с колоннами. Всю середину осавил гладкой, и только дерзко прервал эту гладь подножием центральной башни, позволяющим как бы самостоятельную постройку.
Подчеркнутое выделение башни из здания и нарочитое обозначение краев фасада не только кажется естественным, но и полным удивительной гармонии. Кубы, четырехгранные и трехгранные призмы, из которых сложено Адмиралтейское здание, внешним образом ничем не связаны, но логической связи в них больше, чем во многих постройках барокко, где ни одна линия не обрывается, но плавно переходит в другую.
Самой важной частью постройки является «Адмиралтейская игла», формально повторяющая мотив коробовской постройки, хотя и превзошедшая ее размерами в полтора раза. Она является самостоятельным сооружением и в действительности является не только башней Адмиралтейства, но и центром всей столицы.
Здание также было
украшено большим количеством
Строительство Адмиралтейства явилось предпосылкой к ансамблевому объединению трех главных площадей города: Дворцовой, Исаакиевской и Сенатской, а также Александровского сада.
В этот же период Кваренги возводит здание Смольного института (1806-1808 годы, Смольный проезд, 1). Отчётливая, торжественная и светлая композиция здания учебного заведения явилась одной из последних работ великого мастера зрелого классицизма. Обогащают фасады восьмиколонный портик с фронтоном, боковые флигели с ионическими колоннами.
Война с Наполеоном не повлияла на художественные пристрастия Александра. Вступив в 1814 г. во главе союзных армий в Париж, Александр не забыл о своих художественных проектах. Он намеревался пригласить в Петербург Ш. Персье и П. Фонтена, придворных архитекторов Наполеона, но выбрал никому неизвестного тогда О. Монферрана, будущего строителя грандиозного Исаакиевского собора и Александровской колонны. И. Грабарь писал о том, что если во Франции «естественное развитие Классицизма было прервано холодной диктатурой Ампира», то по «странной прихоти судьбы Россия становится второй родиной нового стиля, ибо в Петербурге продолжается развитие блестящих французских идей». Но в 1811 г. скончался А. Захаров, в 1813 г. - Томон. Они не оставили после себя школы, и стиль александровского классицизма стал перерождаться в «русский ампир» К. Росси и В. Стасова. С александровской эпохой связано обновление Петербургской Академии художеств, деятельность ее президента А. Оленина и начало движения национального романтизма в русском искусстве.
Просторы Невы, плоский
рельеф Петербурга, открытые пространства
постоянно ставили перед
Но несмотря на это мы наблюдаем уникальность каждого здания, великолепие убранства городов и настоящие памятники эпохи классицизма.
Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме Мраморный дворец (1768-1785 гг.)
Орловские ворота (1777-1782 гг.) Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.)
Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) В.Ф.Бренн Здание Академии художеств (1764-1788 гг.)
Главный корпуса РГПУ им. А.И. Герцена Северный фасад Малого Эрмитажа
Чесменская колонна (171-1778 гг.) Большой Гостиный Двор Павильон «Эрмитаж» (1760г.), К.И.Бланк
Дворец К. Г. Разумовского. Ю.М. Фельтен. Церковь Таврический дворец (1783—1789)
Святой Екатерины
Казанский собор Новая биржа; ныне Центральный Адмиралтейство
военно-морской музей
Классицизм в интерьере
Эпоху классицизма называют «золотым веком» мебельного искусства. Возникший в конце 18 века, в период социально-политических преобразований в странах Европы данный стиль в себе отпечаток господствовавших в то время идей Просвещения и зарождавшегося рационализма. В искусстве того времени происходило переосмысление богатейшего наследия прошлых эпох. А основу любых произведений искусства брались только лучшие образчики прошлого, отсеивалось все ненужное и наносное.
Для классицизма характерны чистые, геометрически правильные, непрерывные плоскости с ярко выраженной осевой симметрией расположения всех элементов. И хоть в мебельном искусстве античное наследие проявлялось наиболее сильно, архитектурных элементов в декоре встречается значительно меньше, впрочем, как и самих украшений. Мебель приобретает более рациональный, строгий вид, становится более демократичной. В отделке чаще всего встречается маркетри, инкрустации и аппликации бронзовыми пластинками. В дизайне же интерьера в целом усиливаются тенденции, тяготеющие к простоте форм.
Мебельное искусство эпохи классицизма в разных странах имело свои отличительные особенности. Во Франции вошли в моду комоды, письменные и консольные столы, женские письменные шкафчики, ширмы, почти лишенные украшений. В их качестве выступали структурные ребра, выделявшиеся на абсолютно гладких поверхностях. Орнаменты же напоминали древнегреческие: меандр (геометрический узор в виде ломанной или кривой линии с завитками), тесьма, цветочный венок или розетка. Мебель для сидения покрывалась неглубокой резьбой, обивалась гобеленом, расшитой тканью, шелком. Из различных пород дерева для украшения различных видов мебели предпочтение отдавалось красному, розовому, черному дереву и палисандру. Широко применялась позолота и лакировка по белой либо слегка розовой краске.
Стилистика английского классицизма была также ориентирована на античные образцы. Однако развитие шло по трем направлениям. Мебель художника Роберта Адама отличалась простотой и чистотой контуров с легким, не бросающимся в глаза профилированием. Его стулья и кресла были легки, ажурны, изящны. Спинки имели овальную форму, а ножки сужались к низу. Орнаменты же для украшения художник использовал те, что были найдены при раскопках Помпеи.
Шератон в своей работе отдавал предпочтение строгому классицизму. Его мебель была максимально функциональна, отличалась предельно простыми, конструктивными формами. Но самое главное - именно он изобрел первые образцы удобной, многофункциональной мебели.
Хеппельвайт же был приверженцем французских традиций. И до сих пор его творения считают одним из самых красивых в английском мебельном искусстве. Они покоряют своей элегантностью наравне с тонкостью в отделке и декорировании. Именно он создал так называемые «ушастые» кресла, которые имели к тому же большое количество разновидностей.
В Германии классицизм распространялся значительно медленнее, чем в других странах Европы. Мебель здесь была более тяжела, грубовата в исполнении, многие формы для нее немцы переняли из стиля барокко.
Наиболее оригинально классицизм проявил себя в Австро-Венгрии. Здесь он получил название «стиль девичьих кос». Именно на них были похожи стилизованные изображения, применяемые в отделке. Однако в целом стиль отличался простотой линий и гармоничностью цветовых сочетаний. Для мебели характерны тщательная проработка деталей и тонко выполненное оформление бронзовых ручек дверец и ящиков, а шкафы изготавливали на основе рамочных конструкций. Шпонирование же изделий производилось в стиле барокко либо в виде шахматной доски.
Список использованной литературы
2. Витязева В.А. – “Ленинград”/ Сост. В. Витязева. – 5-ое изд., испр. и доп. – Л.: Лениздат, 1982 – 302 с.
3. http://arx.novosibdom.ru/node/
4. http://architecture-styles.
5. http://knowledge.allbest.ru/
6. http://www.inter-meb.ru/
Информация о работе Классицизм в России (конец XVII – начало XIX вв)