Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:23, реферат
целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва - Третий Рим» на формирование внешней политики России в историческом контексте.
Введение
1. Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России
1.1 Источники доктрины
1.2 Суть доктрины
2. Влияние доктрины на формирование внешней политики
2.1 Доктрина «Москва - Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков
2.2 Доктрина "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX - начала XX веков.
Заключение.
Литература
ПЛАН
Введение
1. Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России
1.1 Источники доктрины
1.2 Суть доктрины
2. Влияние доктрины на формирование внешней политики
2.1 Доктрина «Москва - Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков
2.2 Доктрина "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX - начала XX веков.
Заключение.
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Концепция «Москва - Третий Рим» и ее конкретно-историческое воплощение - популярная тема новейших исторических и культурологических работ.
Актуальность нашей работы доказывает то, что данная концепция многими историками, культурологами и политическими деятелями считается одной из самых знаковых и определяющих в истории Российского государства. Идея «Москва- Третий Рим» является смысловой основой мессианской концепции образования Русского централизованного государства, в значительной степени определившей мессианское направление данного процесса и проблематику его развития.
Значимость разработки данной темы в нашей работе видится в том, что текущие процессы глобализации и интеграции во всем мире выдвигают на передний план страны, имеющие культурологическое «превосходство» и традиции преемственности с другими странами, сохраняемых, развиваемых в политике и культуре своего народа. Следует также отметить, что эта концепция направила и поддержала интеграционные процессы становления русской государственности и помогла сохранить Россию как единую суверенную страну. Также на многие годы была сформирована концепция внешней политики русского государства как гордой и сильной державы, противостоящей угрозам внешнего мира в попытке сохранить и преумножить материальные и духовные богатства страны.
Не стоит забывать и о культурологическом эффекте принятия и популяризации концепции «Москва - Третий Рим»: с ее помощью был создан образ духовной державы, последнего оплота христианского мира, что возвысило Россию и поставило ее в один ряд с такими европейскими культурами и странами, как античная Греция, Италия.
Таким образом, целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва - Третий Рим» на формирование внешней политики России в историческом контексте. Для этого необходимо выполнить ряд задач:
· раскрыть суть самой концепции, отследить источники ее возникновения;
· показать эволюцию
идеи от религиозной к общественно-
· выявить последствия влияния этой доктрины на формирование внешней политики России.
Для написания данной работы были использованы научные и периодические издания таких авторов, как: Кожинов В.В., Карпец В.И., Новикова Л.И., Соловьева В.С. Особенно хочется отметить труд последнего - «Византизм и Россия», где автор подчеркивает культурологические и политические параллели и корреляции в государственности России, показывая взаимосвязь и взаимовлияние идейно-политических парадигм на культурную атмосферу России и наоборот.
1. СУТЬ ДОКТРИНЫ И ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Возникновение концепции «Москва - Третий Рим» обычно связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря Филофея. Как ныне считается, старец Филофей родился около 1465 года и скончался в 1542 году. В. Кожинов в своей книге «История Руси и русского слова» отмечает, что как псковитянин Филофей испытывал духовное воздействие близкого к преподобному Иосифу Волоцкому святителя Геннадия, который в 1484 - 1504 годах был архиепископом Новгородским и Псковским. Кожинов В.В. История Руси и русского слова. 2001, С. 470-471
Действительно, Филофей
в своих посланиях великому князю
Московскому Василию Ивановичу,
царскому дьяку М.Г.Мунехину и царю
Ивану Васильевичу
Филофей писал царю:
"Храни и внимай
благочестивый царь тому, что
все христианские царства
Таково, по мнению Филофея, "настоящее" и "будущее" русского государства, а с ним и церкви. Эта формулировка и стала классическим выражением концепции "Москва - Третий Рим".
Следует отметить, что идея Филофея объединила в себе черты весьма распространенной во всех христианских странах теории "Длящегося Рима", утверждавшей нескончаемость Римской державы вплоть до завершения земной истории. В той или иной степени стремление заявить об идентичности своего государства с "римским царством" находит отголоски в общественной мысли разных народов западной и восточной Европы. На Руси глашатаем этой идеи были русские книжники из рядов иосифлян, занявшие к началу 20-х годов XVI века господствующее положение в русской церкви и официальной идеологии. В развитие идей иосифлян формулировка Филофея вычленяла в теории "Длящегося Рима" новый аспект, связывающий роль Русского централизованного государства как единственной опоры православия со всемирно-историческим процессом.
В обозначенной Филофеем
формуле были объединены и выражены,
таким образом, две фундаментальные
идеи: 1) преемства царств и 2) богоизбранности
русского народа. Обе они давали
приемлемое для своего времени объяснение
истории и обоснование
Современный русский историк Р.Г. Скрынников Скрынников Р.Г. Борис Годунов.2002, С. 51 отвергает предположение, что официальное признание доктрины «Москва -- Третий Рим» следует трактовать как выражение Москвой претензии на роль центра новой мировой империи, преемницы древнего Рима и Византии. С его точки зрения, поражение в Ливонской войне так ослабило Московское государство, что оно могло думать только о защите своих границ и возвращении утраченных русских территорий. Он отвергает также предположение, что русская церковь могла в это время претендовать на руководство всемирной православной церковью. Доктрина «Москва -- Третий Рим», пишет Р.Г. Скрынников, «выражала преимущественно стремление ликвидировать неполноправное положение Москвы по отношению к другим центрам православия... Отразило новое соотношение сил внутри вселенской православной церкви».
Побежденная на поле
битвы, разоренная войной и опричной
политикой, переживавшая острый социальный
конфликт Москва в конце XVI в. не могла
претендовать на мировую империю
и роль главы всемирного православия,
но доктрина «Третьего Рима» не была
тактическим требованием
1.1 Источники доктрины
Доктрина "Москва - Третий Рим" возникла не сразу: она имела "скрытый" период своего развития с XV по конец XVI в.
В 1453 г. Константинополь пал под натиском турок и патриарх константинопольский оказался в государственной зависимости от мусульманского султана. На Руси весьма определенно связывали победу турок над Византией с принятием греками унии; потеря государственной независимости - это Божья кара, наказание за измену православию. Освободившееся место византийского императора в историософском сознании начинает занимать русский государь, который начинает восприниматься по той же модели, по какой традиционно воспринимался цесарь. Отсюда в первую очередь наименование: царем и самодержцем более или менее последовательно называются русские государи, начиная с
Василия II.
В 1473 г. Иван III вступил в брак с последней византийской принцессой Софией Палеолог. Именно тогда Москва приняла в качестве государственного герба византийского двуглавого орла.
Окончательное освобождение
русского народа от татаро-монгольского
ига в 1480 г. поставило уже напрямую
перед Московским государством вопрос
об осмыслении своего исторического
бытия и предназначения. Исторические
события определенно
Около 1523 г псковский
монах, старец Спасо-Елеазаровской
обители Филофей адресовал
Б.А. Успенский писал,
что доктрина "Москва - Третий Рим"
получила в России и космологическое,
и историческое обоснование, в связи
с чем в ней совместились представления
о цикличном и линейном времени:
наряду с последовательным развитием
событий происходит возвращение
к тому, что уже было, в рамках
нового временного цикла. И в "Изложении
пасхалии" Симона, и в "Послании
на звездочетцев" Филофея проблемы
времени занимают важное место. Языческому
представлению о времени, которое
проявлялось, например, в астрологических
предсказаниях, Филофей противопоставляет
идею провиденциализма. Движение времени,
а, следовательно, и история зависят
от Бога, а не от звезд. А поскольку
"Третий Рим" мыслится как последнее
земное царство, Москва завершает собой
человеческую историю и непосредственно
предшествует осуществлению Царствия
Небесного, когда "времени уже
не будет". В этом также следует
усмотреть связь с
1.2 Суть доктрины «Москва - Третий Рим»
По словам С.А. Зеньковского Там же. , теорию Филофея характеризуют полный провиденциализм и эсхатологизм. Всё в истории будет так, как это угодно Господу и как это предвещали пророки. Историческое существование мира ограничено во времени, Русское царство будет последним царством в истории и с концом Руси придет конец всему миру. Таким образом, учение о Третьем Риме было пронизано эсхатологическими настроениями, верой в близкую кончину мира.
Говоря об упадке религиозно-нравственного состояния мира и, в частности, русского общества, где «добрых дел оскудение и неправда умножишася», Филофей связывает это с пророческими предсказаниями о последних временах и советует каждому озаботиться спасением своей души. Обращаясь к русскому царю, Филофей говорит ему об ответственности монарха за охрану Православия, просит его позаботиться об искоренении пороков в своем государстве, так как они могут сократить срок бытия последнего Рима (а значит, и всей вселенной), подобно тому, как погибла Византия. «Совращение России с пути добродетели и чистоты веры угрожает благосостоянию целого человечества, её падение -- гибель вселенной».
Учение Филофея
вначале рассматривалось как
религиозно-философская теория, не
связанная с политическими
Важное значение для
последующей истории имел состоявшийся
в 1551 году при царе Иване IV Грозном
и митрополите Макарии