Концепция «Москва - Третий Рим»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:23, реферат

Описание

целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва - Третий Рим» на формирование внешней политики России в историческом контексте.

Содержание

Введение

1. Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России

1.1 Источники доктрины

1.2 Суть доктрины

2. Влияние доктрины на формирование внешней политики

2.1 Доктрина «Москва - Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков

2.2 Доктрина "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX - начала XX веков.

Заключение.

Литература

Работа состоит из  1 файл

игу.docx

— 38.50 Кб (Скачать документ)

ПЛАН

Введение

1. Суть доктрины  и влияние на  формирование внешней  политики России

1.1 Источники доктрины

1.2 Суть доктрины

2. Влияние доктрины  на формирование  внешней политики

2.1 Доктрина «Москва  - Третий Рим» в  общественной и  политической жизни  Руси конца XV- XVIII веков

2.2 Доктрина "Москва - Третий Рим"  в общественной  и политической  жизни Руси XIX - начала XX веков.

Заключение.

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Концепция «Москва - Третий Рим» и ее конкретно-историческое воплощение - популярная тема новейших исторических и культурологических работ.

Актуальность нашей работы доказывает то, что данная концепция многими историками, культурологами и политическими деятелями считается одной из самых знаковых и определяющих в истории Российского государства. Идея «Москва- Третий Рим» является смысловой основой мессианской концепции образования Русского централизованного государства, в значительной степени определившей мессианское направление данного процесса и проблематику его развития.

Значимость разработки данной темы в нашей работе видится в том, что текущие процессы глобализации и интеграции во всем мире выдвигают на передний план страны, имеющие культурологическое «превосходство» и традиции преемственности с другими странами, сохраняемых, развиваемых в политике и культуре своего народа. Следует также отметить, что эта концепция направила и поддержала интеграционные процессы становления русской государственности и помогла сохранить Россию как единую суверенную страну. Также на многие годы была сформирована концепция внешней политики русского государства как гордой и сильной державы, противостоящей угрозам внешнего мира в попытке сохранить и преумножить материальные и духовные богатства страны.

Не стоит забывать и о культурологическом эффекте  принятия и популяризации концепции  «Москва - Третий Рим»: с ее помощью  был создан образ духовной державы, последнего оплота христианского мира, что возвысило Россию и поставило  ее в один ряд с такими европейскими культурами и странами, как античная Греция, Италия.

Таким образом, целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва - Третий Рим» на формирование внешней политики России в историческом контексте. Для этого необходимо выполнить ряд задач:

· раскрыть суть самой  концепции, отследить источники  ее возникновения;

· показать эволюцию идеи от религиозной к общественно-политической;

· выявить последствия  влияния этой доктрины на формирование внешней политики России.

Для написания данной работы были использованы научные и  периодические издания таких  авторов, как: Кожинов В.В., Карпец В.И., Новикова Л.И., Соловьева В.С. Особенно хочется отметить труд последнего - «Византизм и Россия», где автор  подчеркивает культурологические и  политические параллели и корреляции в государственности России, показывая  взаимосвязь и взаимовлияние  идейно-политических парадигм на культурную атмосферу России и наоборот.

1. СУТЬ ДОКТРИНЫ И ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Возникновение концепции  «Москва - Третий Рим» обычно связывают  с именем старца псковского Елизарова  монастыря Филофея. Как ныне считается, старец Филофей родился около 1465 года и скончался в 1542 году. В. Кожинов  в своей книге «История Руси и  русского слова» отмечает, что как  псковитянин Филофей испытывал  духовное воздействие близкого к  преподобному Иосифу Волоцкому святителя  Геннадия, который в 1484 - 1504 годах  был архиепископом Новгородским и Псковским. Кожинов В.В. История  Руси и русского слова. 2001, С. 470-471

Действительно, Филофей  в своих посланиях великому князю  Московскому Василию Ивановичу, царскому дьяку М.Г.Мунехину и царю Ивану Васильевичу сформулировал  и обосновал доктрину «Москва - Третий Рим» в соответствии с господствовавшим в то время миропониманием и духовными  запросами общества. Первоначально  идея превращения Москвы в третий Рим относилась не столько к ее политическому могуществу, сколько  к предназначению русского государства  быть убежищем "истинного христианства". Однако очень скоро у нее появился и новый смысл, произошло своеобразное смещение акцентов - с религиозного провиденциализма в сторону идейно-политического  обоснования возвышения Москвы как  державы.

Филофей писал царю:

"Храни и внимай  благочестивый царь тому, что  все христианские царства сошлись  в одно твое, что два Рима  пали, а третий стоит, четвертому  же не бывать". Там же, С. 472

Таково, по мнению Филофея, "настоящее" и "будущее" русского государства, а с ним и церкви. Эта формулировка и стала классическим выражением концепции "Москва - Третий Рим".

Следует отметить, что  идея Филофея объединила в себе черты  весьма распространенной во всех христианских странах теории "Длящегося Рима", утверждавшей нескончаемость Римской  державы вплоть до завершения земной истории. В той или иной степени  стремление заявить об идентичности своего государства с "римским  царством" находит отголоски в  общественной мысли разных народов  западной и восточной Европы. На Руси глашатаем этой идеи были русские  книжники из рядов иосифлян, занявшие к началу 20-х годов XVI века господствующее положение в русской церкви и  официальной идеологии. В развитие идей иосифлян формулировка Филофея  вычленяла в теории "Длящегося  Рима" новый аспект, связывающий  роль Русского централизованного государства  как единственной опоры православия  со всемирно-историческим процессом.

В обозначенной Филофеем формуле были объединены и выражены, таким образом, две фундаментальные  идеи: 1) преемства царств и 2) богоизбранности  русского народа. Обе они давали приемлемое для своего времени объяснение истории и обоснование возвышения Москвы, ее мессианской роли в будущем.

Современный русский  историк Р.Г. Скрынников Скрынников Р.Г. Борис Годунов.2002, С. 51 отвергает предположение, что официальное признание доктрины «Москва -- Третий Рим» следует трактовать как выражение Москвой претензии на роль центра новой мировой империи, преемницы древнего Рима и Византии. С его точки зрения, поражение в Ливонской войне так ослабило Московское государство, что оно могло думать только о защите своих границ и возвращении утраченных русских территорий. Он отвергает также предположение, что русская церковь могла в это время претендовать на руководство всемирной православной церковью. Доктрина «Москва -- Третий Рим», пишет Р.Г. Скрынников, «выражала преимущественно стремление ликвидировать неполноправное положение Москвы по отношению к другим центрам православия... Отразило новое соотношение сил внутри вселенской православной церкви».

Побежденная на поле битвы, разоренная войной и опричной политикой, переживавшая острый социальный конфликт Москва в конце XVI в. не могла  претендовать на мировую империю  и роль главы всемирного православия, но доктрина «Третьего Рима» не была тактическим требованием сиюминутной  политики. Она выражала глубокое убеждение  в исторической, Божественной, миссии, представляя собой могучий духовный стимул, игравший важнейшую роль в  будущем страны. Там же, С. 59-60

1.1 Источники доктрины

Доктрина "Москва - Третий Рим" возникла не сразу: она  имела "скрытый" период своего развития с XV по конец XVI в.

В 1453 г. Константинополь  пал под натиском турок и патриарх константинопольский оказался в  государственной зависимости от мусульманского султана. На Руси весьма определенно связывали победу турок  над Византией с принятием  греками унии; потеря государственной  независимости - это Божья кара, наказание  за измену православию. Освободившееся место византийского императора в историософском сознании начинает занимать русский государь, который начинает восприниматься по той же модели, по какой традиционно воспринимался цесарь. Отсюда в первую очередь наименование: царем и самодержцем более или менее последовательно называются русские государи, начиная с

Василия II.

В 1473 г. Иван III вступил  в брак с последней византийской принцессой Софией Палеолог. Именно тогда  Москва приняла в качестве государственного герба византийского двуглавого орла.

Окончательное освобождение русского народа от татаро-монгольского ига в 1480 г. поставило уже напрямую перед Московским государством вопрос об осмыслении своего исторического  бытия и предназначения. Исторические события определенно противопоставляли  исторические судьбы двух великих православных держав: в то время как в Византии мусульманство торжествует над  православием, на Руси православие  одерживает долгожданную победу над  мусульманством. Именно тогда-то была трансплантирована из Византии и  нашла у нас почву богословская мысль о "третьем Риме".

Около 1523 г псковский  монах, старец Спасо-Елеазаровской  обители Филофей адресовал дьяку  М.Г. Мисюрю-Мунехину (ум. в 1528 г.), эмиссару великого князя московского во Пскове, "Послание на звездочетцев". На основании  этого сочинения в первой половине XVI в. составляются поучения, обращенные к государю (Василию III или Ивану IV) где говорится о роли русского государства во всемирно-историческом процессе; эти поучения также приписываются  Филофею. Здесь говорится: "Старого  убо Рима Церковь падоша неверием Аполинариевой ереси, Второго Рима - Константинова града Церковь  агаряне секирами и оскордами  разсекоша. Сия же ныне Третьяго нового Рима державного твоего царствия святая соборная апостольская Церковь во всей поднебесной паче солнца светился... Ведай и внимай, благочестивый  царь (!), что все царства православной христианской веры снидошася в твое единое царство. Един ты во всей поднебесной  христианом царь". Послание увенчано главной мыслью: "Два убо Рима падоша, а Третий (Москва) стоит, а  четвертому - не быти". Кожинов В.В. История Руси и русского слова. 2001, С. 470-471

Б.А. Успенский писал, что доктрина "Москва - Третий Рим" получила в России и космологическое, и историческое обоснование, в связи  с чем в ней совместились представления  о цикличном и линейном времени: наряду с последовательным развитием  событий происходит возвращение  к тому, что уже было, в рамках нового временного цикла. И в "Изложении  пасхалии" Симона, и в "Послании на звездочетцев" Филофея проблемы времени занимают важное место. Языческому представлению о времени, которое  проявлялось, например, в астрологических  предсказаниях, Филофей противопоставляет  идею провиденциализма. Движение времени, а, следовательно, и история зависят  от Бога, а не от звезд. А поскольку "Третий Рим" мыслится как последнее  земное царство, Москва завершает собой  человеческую историю и непосредственно  предшествует осуществлению Царствия Небесного, когда "времени уже  не будет". В этом также следует  усмотреть связь с эсхатологическими  и мессианскими настроениями, изначально присутствовавшими в доктрине "Москва - Третий Рим". Панарин И.П. Доктрина Руси: “Москва - Третий Рим”.

1.2 Суть доктрины  «Москва - Третий  Рим»

По словам С.А. Зеньковского Там же. , теорию Филофея характеризуют полный провиденциализм и эсхатологизм. Всё в истории будет так, как это угодно Господу и как это предвещали пророки. Историческое существование мира ограничено во времени, Русское царство будет последним царством в истории и с концом Руси придет конец всему миру. Таким образом, учение о Третьем Риме было пронизано эсхатологическими настроениями, верой в близкую кончину мира.

Говоря об упадке религиозно-нравственного  состояния мира и, в частности, русского общества, где «добрых дел оскудение  и неправда умножишася», Филофей  связывает это с пророческими предсказаниями о последних временах и советует каждому озаботиться  спасением своей души. Обращаясь  к русскому царю, Филофей говорит  ему об ответственности монарха  за охрану Православия, просит его позаботиться об искоренении пороков в своем  государстве, так как они могут  сократить срок бытия последнего Рима (а значит, и всей вселенной), подобно тому, как погибла Византия. «Совращение России с пути добродетели  и чистоты веры угрожает благосостоянию целого человечества, её падение -- гибель вселенной».

Учение Филофея  вначале рассматривалось как  религиозно-философская теория, не связанная с политическими амбициями, с претензиями Московского государства  на господство над другими странами. Царская власть призывалась хранить  Православие в его последней  столице. Поэтому попытки истолковать  доктрину «Москва - Третий Рим» как  выражение духа национальной исключительности и гордыни, как имперскую идею, следует считать неверными. Подобная интерпретация возникла лишь в позднейшее время, в частности, в трудах антистарообрядческих полемистов, пытавшихся объяснить причины  раскола самовозвеличиванием русского народа перед другими православными  странами.

Важное значение для  последующей истории имел состоявшийся в 1551 году при царе Иване IV Грозном  и митрополите Макарии Стоглавый  собор, получивший своё название от ответов  на поставленные царем вопросы, разделенные  на сто глав. Собор ставил перед  собой задачу упорядочения церковной  жизни, исправления недостатков  и погрешностей. К этому времени  некоторые из церковно-богослужебных  установлений, принятых Русью от Византии в Х веке и неизменно сохранявшихся  до сей поры, стали иногда подвергаться искажениям. Этому вопросу придавалось  большое значение, поскольку такие  установления, как сложение перстов  для крестного знамения, молитвенная  песнь «аллилуиа» и другие считались  непосредственно связанными с почитанием Бога.

Информация о работе Концепция «Москва - Третий Рим»