Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:23, реферат
целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва - Третий Рим» на формирование внешней политики России в историческом контексте.
Введение
1. Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России
1.1 Источники доктрины
1.2 Суть доктрины
2. Влияние доктрины на формирование внешней политики
2.1 Доктрина «Москва - Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков
2.2 Доктрина "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX - начала XX веков.
Заключение.
Литература
2.2 Доктрина "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX - начала XX веков
В доктрине «Москва -
Третий Рим», являвшейся прямой апологией
византизма, русское государство
предстает историческим и политическим
субъектом, активно участвующим
в мировом цивилизационном
В XIX - XX вв. в русской
религиозно-философской мысли
Концепция византизма у Вл. Соловьева. В работе «Византизм и Россия» Вл. Соловьев исследовал византизм как исторический и социокультурный феномен, характерный для православных государств и в первую очередь для самой Византии, а также для России, воспринявшей от нее православие. Именно византизм как неспособность и нежелание выполнять главные жизненные требования христианства явился, согласно Соловьеву, внутренней, духовной причиной падения древней православной империи.
В понимании Соловьева византизму присущи несколько серьезных “общественных грехов”:
1) отсутствие высшей
задачи перед обществом и
2) отсутствие явно
выраженного стремления к
3) равнодушие государства
к неформальной религиозно-
В. В. Розанов: судьба России - быть пленницей византизма.
В. В. Розанов, размышляя о влиянии Византии на Русь, обратил внимание на то, что русские приняли христианство еще до разделения Церкви на Восточную и Западную. Однако, на протяжении четырех с половиной столетий, с 988 г. по 1453 г., Русь была связана только с одной восточной Церковью. В результате русские были уведены из древнего общего христианского русла в обособленный поток византийского церковного движения. Или, иными словами, русские вошли вслед за Византией в тихий исторический затон, недоступный волнениям и оживлению.
Таким образом, Розанов отчетливо проводит мысль о том, что унаследованный византизм отделил Россию от Запада. Именно он стал главным препятствием на пути интеграции России в мировое цивилизованное сообщество. Розанов В.В. В темных религиозных лучах.1994, С. 8 - 9.
А. Тойнби: византизм как «варварская отметина» на лике России. Во второй половине 1940-х гг. известный английский историк и социальный философ Арнольд Тойнби обращался к проблеме русского византизма в своих публичных лекциях, журнальных публикациях, а также в книге «Civilization on Trial» (New York, 1948).
Согласно Тойнби, Россия
в ее активном взаимодействии с Западом
постоянно демонстрировала
Вызов Запада породил
у России две противоположные
социальные реакции, рассредоточенные
во времени и пространстве. Первая
реакция носила ярко выраженный византистский харак
Тойнби, вглядываясь
в очертания феномена византизма
из Европы, не скрывал своего критического
отношения к нему. Он писал: «Средневековое
византийское тоталитарное государство,
вызванное к жизни успешным воскрешением
римской империи в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Доктрина "Москва - Третий Рим" стала на Руси известной и общепризнанной при сыне Василия III Иване IV Грозном, когда после 1547 г. Московское великое княжество стало царством. Она сыграла огромную роль в развитии русского имперского самосознания, возвышении русского централизованного государства.
Сформировавшись поначалу как идея о богоизбранности Руси - преемницы Византии, затем она стала идеологической теорией образования государства Руси и ее возвышения. Она обосновывала статус Московского царства, как единственно истинного христианского государства, в жизни которого в полной мере должны были воплотиться каноны православной веры. В этой идее отчетливо проявились все компоненты христианского теократического мировоззрения: хилиазм - в виде образа последнего исторического и выходящего за пределы истории Московского государства, олицетворявшего "царство Христово", эсхатологизм - завершение исторического процесса в третьем Риме ("а четвертому Риму не бывать"), мессианизм, связанный с мыслью об избранном русском народе, объединенным Москвой.
Московская Русь неимоверным напряжением сил в борьбе с ордынским нашествием создала устойчивую систему противостояния внешним силам. И по мере ослабления империи Чингизидов и ее порождений не только свергла ордынское иго, но и заняла ее место на обширных пространствах Евразии. Она стала ощущать себя Третьим Римом, который не может развиваться и процветать без сильной государственности. При ее ослаблении наступали смута, развал, хаос, угрожающие гибелью стране.
Теократические тенденции
средневекового Российского государства
выразились в обожествлении царской
власти. Именно в этот период впервые
на Руси совершается обряд помазания
царя на царство. Власть государя приобретает
сакральный характер. Политическое правление
мыслится как служение высшим целям,
"как милость Бога по отношению
к слабым людям, по своим грехам и
преступлениям не могущим нести
на себе безгосударственные формы жизни"
Карпец В.И. Некоторые черты
Идея «Третьего Рима» нашла свое отражение не только в политической жизни Руси, но и в градостроительстве. Московские градостроители XVI-XVII веков активно внедряли в структуру Москвы элементы архитектуры, присущие Константинополю и Риму. В Москву активно привлекались иностранные специалисты - строители и иконописцы.
Таким образом, можно
сделать вывод, что появление
и внедрение общественно-
ЛИТЕРАТУРА
Карпец В.И. Некоторые
черты государственности и
Кожинов В.В. История Руси и русского слова/ В.В. Кожинов. - М.: Эксмо, 2001. - 512 с.
Лурье С.В. Историческая этнология/С.В. Лурье. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 448 с.
Новикова Л.И. Русская
философия истории/Л.И.
И.Н. Сиземская. - М.:Аспект Пресс, 2000. - 398 с.
Панарин И.Н. Доктрина Руси: “Москва - Третий Рим”. - http://www.panarin.com/doc/40
Панарин И.Н. От Единой
России к Евразийской Руси. - http://www.panarin.com/doc/
Розанов В.В. В темных религиозных лучах/В.В. Розанов. - М.: Республика, 1994. - 476 с.
Скрынников Р.Г. Борис Годунов/Р.Г. Скрынников. - М.: Аст-Пресс, 2002. - 416 с.
Соловьев В.С. Византизм и Россия/В.С. Соловьев//Византизм и славянство. Великий спор. - М.: Эксмо -Пресс, 2001. - 736 с.
Тойнби А.Дж. Цивилизация перед лицом истории/А.Дж. Тойнби. - М.: Айри Пресс, 2003. - 592 с.