Концепция «Москва - Третий Рим»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 17:23, реферат

Описание

целью данного исследования становится выявление влияния концепции «Москва - Третий Рим» на формирование внешней политики России в историческом контексте.

Содержание

Введение

1. Суть доктрины и влияние на формирование внешней политики России

1.1 Источники доктрины

1.2 Суть доктрины

2. Влияние доктрины на формирование внешней политики

2.1 Доктрина «Москва - Третий Рим» в общественной и политической жизни Руси конца XV- XVIII веков

2.2 Доктрина "Москва - Третий Рим" в общественной и политической жизни Руси XIX - начала XX веков.

Заключение.

Литература

Работа состоит из  1 файл

игу.docx

— 38.50 Кб (Скачать документ)

2.2 Доктрина "Москва - Третий Рим"  в общественной  и политической  жизни Руси XIX - начала XX веков

В доктрине «Москва - Третий Рим», являвшейся прямой апологией  византизма, русское государство  предстает историческим и политическим субъектом, активно участвующим  в мировом цивилизационном процессе и выполняющим ответственную  религиозно-духовную, общественно-историческую, социально-политическую миссию.

В XIX - XX вв. в русской  религиозно-философской мысли понятиями  византинизм и византизм обозначался  обширный культурно-исторический комплекс религиозных, государственно-политических, философско-нравственных, художественно-эстетических идей и соответствующих им форм социальной практики, генетически восходящих к  византийским образцам и обусловливающих  отличия российской цивилизации  от европейского Запад.

Концепция византизма у Вл. Соловьева. В работе «Византизм и Россия» Вл. Соловьев исследовал византизм как исторический и социокультурный феномен, характерный для православных государств и в первую очередь для самой Византии, а также для России, воспринявшей от нее православие. Именно византизм как неспособность и нежелание выполнять главные жизненные требования христианства явился, согласно Соловьеву, внутренней, духовной причиной падения древней православной империи.

В понимании Соловьева  византизму присущи несколько серьезных  “общественных грехов”:

1) отсутствие высшей  задачи перед обществом и государством, которая соответствовала бы христианским  идеалам;

2) отсутствие явно  выраженного стремления к совершенствованию;

3) равнодушие государства  к неформальной религиозно-гражданской,  религиозно-нравственной жизни людей  и к задачам ее развития. “Нельзя  указать, - писал Соловьев, - ни на  одно публичное действие, ни на  одну общую меру правительства,  которая имела бы в виду  сколько-нибудь существенное улучшение  общественных отношений в смысле  нравственном, какое-нибудь возвышение  данного правового состояния  сообразно требованиям безусловной  правды, какое-нибудь исправление  собирательной жизни внутри царства  или в его внешних отношениях”.  В. С. Соловьев Византизм и  Россия .2001, С. 160

В. В. Розанов: судьба России - быть пленницей византизма.

В. В. Розанов, размышляя  о влиянии Византии на Русь, обратил  внимание на то, что русские приняли  христианство еще до разделения Церкви на Восточную и Западную. Однако, на протяжении четырех с половиной столетий, с 988 г. по 1453 г., Русь была связана только с одной восточной Церковью. В результате русские были уведены из древнего общего христианского русла в обособленный поток византийского церковного движения. Или, иными словами, русские вошли вслед за Византией в тихий исторический затон, недоступный волнениям и оживлению.

Таким образом, Розанов  отчетливо проводит мысль о том, что унаследованный византизм отделил  Россию от Запада. Именно он стал главным  препятствием на пути интеграции России в мировое цивилизованное сообщество. Розанов В.В. В темных религиозных  лучах.1994, С. 8 - 9.

А. Тойнби: византизм  как «варварская  отметина» на лике России. Во второй половине 1940-х гг. известный английский историк и социальный философ Арнольд Тойнби обращался к проблеме русского византизма в своих публичных лекциях, журнальных публикациях, а также в книге «Civilization on Trial» (New York, 1948).

Согласно Тойнби, Россия в ее активном взаимодействии с Западом  постоянно демонстрировала противоречивость своих реакций. С одной стороны  ею двигало упорное желание сохранять  собственную независимость от Европы, а с другой ей хотелось ни в чем  не отставать от нее.

Вызов Запада породил  у России две противоположные  социальные реакции, рассредоточенные во времени и пространстве. Первая реакция носила ярко выраженный византистский характер ортодоксального консерватизма и социального изоляционизма. Ее наиболее страстными приверженцами были русские староверы. Другая реакция имела вид западнической политики Петра I, пытавшегося поставить православную Русь в один ряд с государствами западного мира, приблизить ее гражданское и военное устройство к европейским стандартам и при этом сохранить ее политическую независимость и культурную автономию.

Тойнби, вглядываясь  в очертания феномена византизма из Европы, не скрывал своего критического отношения к нему. Он писал: «Средневековое византийское тоталитарное государство, вызванное к жизни успешным воскрешением римской империи в Константинополе, оказало разрушительное воздействие  на Византийскую цивилизацию. Оно было злым духом, который затмил, сокрушил и остановил развитие общества, вызвавшего этого демона. Богатейший потенциал  Византийской цивилизации, попавший в  оковы тоталитарного государства, прорывается вспышками самобытности в регионах, лежащих за пределами  действенной власти Восточной Римской  империи, либо в следующих поколениях, появившихся уже после гибели Империи… «Специфическая организация» византийского общества не только подавляла  все предпосылки к творчеству, она, как уже упоминалось, привела  самое цивилизацию средневековой  Византии к преждевременному краху, лишив Византийский мир возможности  расширяться, не ввергая себя в борьбу не на жизнь, а на смерть между греческими апостолами византийской культуры и  их основными негреческими приверженцами». Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом  истории. 2003. С. 379.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Доктрина "Москва - Третий Рим" стала на Руси известной  и общепризнанной при сыне Василия III Иване IV Грозном, когда после 1547 г. Московское великое княжество стало  царством. Она сыграла огромную роль в развитии русского имперского самосознания, возвышении русского централизованного  государства.

Сформировавшись поначалу как идея о богоизбранности Руси - преемницы Византии, затем она  стала идеологической теорией образования  государства Руси и ее возвышения. Она обосновывала статус Московского  царства, как единственно истинного  христианского государства, в жизни  которого в полной мере должны были воплотиться каноны православной веры. В этой идее отчетливо проявились все компоненты христианского теократического  мировоззрения: хилиазм - в виде образа последнего исторического и выходящего за пределы истории Московского  государства, олицетворявшего "царство  Христово", эсхатологизм - завершение исторического процесса в третьем  Риме ("а четвертому Риму не бывать"), мессианизм, связанный с мыслью об избранном русском народе, объединенным Москвой.

Московская Русь неимоверным  напряжением сил в борьбе с  ордынским нашествием создала устойчивую систему противостояния внешним  силам. И по мере ослабления империи  Чингизидов и ее порождений не только свергла ордынское иго, но и заняла ее место на обширных пространствах Евразии. Она стала ощущать себя Третьим Римом, который не может развиваться и процветать без сильной государственности. При ее ослаблении наступали смута, развал, хаос, угрожающие гибелью стране.

Теократические тенденции  средневекового Российского государства  выразились в обожествлении царской  власти. Именно в этот период впервые  на Руси совершается обряд помазания  царя на царство. Власть государя приобретает  сакральный характер. Политическое правление  мыслится как служение высшим целям, "как милость Бога по отношению  к слабым людям, по своим грехам и  преступлениям не могущим нести  на себе безгосударственные формы жизни" Карпец В.И. Некоторые черты государственности  и государственной идеологии  Московской Руси. Идея верховной власти .1985. С.5.. В подтверждение высокого статуса государственной власти великий князь меняет титул и  становится царем. Это начинает означать, что он, имеющий божественное предназначение, уже не первый среди равных, а  единственный, самодержец. Производный  характер слова царь от латинского цезарь (кесарь) придавал авторитет  новому государственному строю, подчеркивал  преемственность и однопорядковость царской власти Московского князя  и власти императоров Рима и Византии. К этому же времени относятся  легенды о якобы имевшем место  в действительности факте передачи императором Византии Владимиру  Мономаху царского венца и регалий  и о дальнейшем их переходе в руки великих московских князей. И это  подчеркивало непрерывность и наследственность самодержавной власти на Руси.

Идея «Третьего  Рима» нашла свое отражение не только в политической жизни Руси, но и в градостроительстве. Московские градостроители XVI-XVII веков активно  внедряли в структуру Москвы элементы архитектуры, присущие Константинополю  и Риму. В Москву активно привлекались иностранные специалисты - строители  и иконописцы.

Таким образом, можно  сделать вывод, что появление  и внедрение общественно-политической доктрины «Москва - Третий Рим» оказало  огромное влияние на становление  государственности и власти Руси. Однако было бы неправильно утверждать, что сейчас известная доктрина полностью  забыта. Идеи старца Филофея до сих  пор влияют на общественную, церковную  и политическую жизнь России.

ЛИТЕРАТУРА

Карпец В.И. Некоторые  черты государственности и государственной  идеологии Московской Руси. Идея верховной  власти / Развитие права и политико-правовой мысли в Московском государстве: Сборник научных трудов. - М., 1985. С.5.

Кожинов В.В. История  Руси и русского слова/ В.В. Кожинов. - М.: Эксмо, 2001. - 512 с.

Лурье С.В. Историческая этнология/С.В. Лурье. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 448 с.

Новикова Л.И. Русская  философия истории/Л.И.Новикова,

И.Н. Сиземская. - М.:Аспект Пресс, 2000. - 398 с.

Панарин И.Н. Доктрина Руси: “Москва - Третий Рим”. - http://www.panarin.com/doc/40

Панарин И.Н. От Единой России к Евразийской Руси. - http://www.panarin.com/doc/106#1_2

Розанов В.В. В темных религиозных лучах/В.В. Розанов. - М.: Республика, 1994. - 476 с.

Скрынников Р.Г. Борис  Годунов/Р.Г. Скрынников. - М.: Аст-Пресс, 2002. - 416 с.

Соловьев В.С. Византизм  и Россия/В.С. Соловьев//Византизм  и славянство. Великий спор. - М.: Эксмо -Пресс, 2001. - 736 с.

Тойнби А.Дж. Цивилизация  перед лицом истории/А.Дж. Тойнби. - М.: Айри Пресс, 2003. - 592 с.

Информация о работе Концепция «Москва - Третий Рим»