Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 12:08, контрольная работа
Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Термин "конституция" означает "установление", "устройство"[8]. Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека, и гражданина.
Понятие, функции, основные черты и юридические свойства Конституции………………………………………………………………..3
Общая характеристика государственной организации советского строя по Конституции СССР 1936 года…………………………………………6
Конституция 1936 года и ее политическое, правовое, социальное и гуманистическое влияние………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………..15
Список источников и литературы……………………………………….16
СОДЕРЖАНИЕ
Заключение……………………………………………………
Список
источников и литературы……………………………………….16
1. Понятие, функции, основные черты и юридические свойства Конституции
Конституция
- это Основной закон государства,
выражающий волю господствующего класса
или всего общества и закрепляющий
основы общественного и
В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и неписанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев. По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства[2,стр.134]. К обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.
В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.
Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую. Политическая функция Конституции РФ заключается, прежде всего, в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма. Предоставляя политическим силам, равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований.
Следующая
функция Конституции РФ - правовая,
она заключается в том, что Конституция
выступает ядром правовой системы общества,
учреждает основополагающие правовые
положения, являющиеся исходными и
определяющими для различных отраслей
права. Конституция как бы стягивает
действующее законодательство в целостную
единую систему, придавая ему согласованный
характер.[2,стр.139] Обладая высшей юридической
силой, она обеспечивает упорядочение
и надлежащее правовое регулирование
общественных отношений с помощью системы
взаимосвязанных и внутренне соподчиненных
нормативных актов государства. А в
основе их реализации лежат такие краеугольные
положения конституции как государственный
суверенитет, права и свободы человека
и гражданина, верховенство законов,
принцип разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную.
2.
Общая характеристика
государственной
организации советского
строя по Конституции
СССР 1936 года
В начале февраля 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) рекомендовал предстоящему VII Всесоюзному съезду Советов рассмотреть вопрос об изменении действующей Конституции в целях дальнейшей демократизации избирательной системы и уточнения социально-экономической основы Конституции в «связи с новым соотношением классовых сил в СССР».[6,стр.79] VII съезд Советов поручил ЦИК сформировать Конституционную комиссию. Вскоре она была создана под председательством Сталина. Секретарем Конституционной комиссии стал Бухарин.
5
декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд
Советов СССР постатейным
Считалось, что Конституция СССР 1936 года законодательно закрепила построение социализма в нашей стране. Конституция преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся. По своему содержанию Конституция 1936 г. была значительно шире, чем Конституция 1924 г. В ней содержался ряд глав, которых ранее не было: главы об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе. Более детально регулировалось и государственное устройство СССР. Этому посвящается глава II Конституции. В главе II Конституции “Государственное устройство” закреплялись принципы советского социалистического федерализма, добровольность объединения равноправных советских союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, закреплялся суверенитет союзных республик [5,стр.14]. Конституция дала исчерпывающий перечень вопросов, относящихся исключительно к компетенции Союза ССР. Четко прослеживалась тенденция на расширение прав Союза. Все другие вопросы союзная республика решала самостоятельно. Каждая союзная республика имела свою конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывающие особенности республик. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла меняться без их согласия. Конституция закрепила положение об одинаковой силе общесоюзных законов на территории всех союзных республик: в случае расхождения закона союзной республики с законом общесоюзным действовал общесоюзный закон. Для граждан СССР устанавливалось единое союзное гражданство, каждый гражданин союзной республики являлся гражданином СССР.
К
середине 30-х гг. советскую партийно-
В советской политической модели тех лет присутствовали признаки, традиционно относимые к социализму: замена частной собственности коллективистской, отсутствие эксплуататорских классов, плановость, распространявшаяся на все народное хозяйство; гарантированное право на труд, бесплатное всеобщее среднее образование, медицинское обслуживание; всеобщее избирательное право. Утверждение всевластия партийного аппарата и сращивание его функций с функциями государственных органов власти составили сущность советского политического режима 30-х гг., который приобрел форму режима личной власти. Пирамида высших руководителей ВКП(б) и Советского государства замыкалась на генеральном секретаре ЦК И. В. Сталине, решения которого должны были беспрекословно выполняться. Главным способом воздействия партии на деятельность государства стал ее контроль над кадровыми вопросами. К началу 30-х гг. в руках Сталина было сосредоточено назначение высших руководящих кадров в стране, размещение их на различных уровнях пирамиды государственной власти.
Сложившийся общественно-политический режим имел свою социальную базу: активную — ближайшее окружение вождя и советская партийная номенклатура на местах — и пассивную. Последнюю представляли рабочие, сельская беднота, среднее крестьянство, маргинальные слои.
Упразднялись областные, республиканские и всесоюзные съезды Советов. Их место заняли районные, городские, областные, республиканские Советы, избираемые всем населением путем прямого голосования, что приближало советскую систему к представительным органам традиционного (парламентско-муниципального) типа. Упразднилось различие в нормах представительства рабочих и крестьян. Расширились общедемократические права граждан. В Конституции провозглашался целый ряд социальных прав новых для конституционного права - право на труд, на отдых на получение образования, на материальное обеспечение в старости или в случае потери трудоспособности и др. Эти принципы получили общемировое признание и стали важным компонентом любой современной системы взглядов на гражданское общество.
Такое важное в жизни государства событие, как принятие новой Конституции, не могло не вызвать самых различных откликов современников. Среди многочисленных отрицательных оценок особенно бросились и глаза высказывания активных в прошлом революционеров. Так, с резким осуждением «обуржуазившихся», по его мнению, Советов и советской избирательной системы выступил Троцкий. Участник Октябрьской революции, что большевики «совсем убили Советскую власть» и «опустись ниже буржуазных государств».[6, стр.81] Яростное негодование, жесткое неприятие международной общественности вызвала статья 126 Конституции, где говорилось о ВКП(б) как передовом отряде трудящихся и руководящей силе советского общества. Были и восторженные отклики. Известный французский писатель-гуманист Р. Роллан искренне считал, что новая Конституция СССР - «это проведение в жизнь великих лозунгов, до сих пор являвшихся только мечтой человечества, - свободы, равенства и братства». [6, стр.81]
Закладывался
фундамент государственной идеологии,
в осину которой был положен не принцип
классовой борьбы, а социальное примирение,
общность граждан или, говоря языком тех
лет, «морально-политическое единство
советского общества». [6, стр.82] Конституция
отражала эволюцию государственного строительства
на в СССР в сторону формирования государственности
традиционного типа с представительными
формами власти, системой органов государственного
управления, с атрибутами, необходимыми
любому государству.