Конституции СССР 1936 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2011 в 12:08, контрольная работа

Описание

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека, и гражданина. Термин "конституция" означает "установление", "устройство"[8]. Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека, и гражданина.

Содержание

Понятие, функции, основные черты и юридические свойства Конституции………………………………………………………………..3


Общая характеристика государственной организации советского строя по Конституции СССР 1936 года…………………………………………6


Конституция 1936 года и ее политическое, правовое, социальное и гуманистическое влияние………………………………………………..10


Заключение………………………………………………………………..15

Список источников и литературы……………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа 1..doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

3. Конституции   1936   года, и ее политическое,  правовое, социальное и

гуманистическое влияние. 

    12 июня 1936 г. проект новой Конституции был опубликован для всенародного обсуждения. По официальным сообщениям, участие в обсуждении Конституции приняло более 40 млн. чел., внесших около 170 тыс. предложений, поправок и дополнений. А на многочисленных собраниях трудовых коллективов речь шла не столько о существенных поправках к новой Конституции, сколько о прославлении вождя и успехах социализма.[6, стр.80] 5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял новую Конституциию, которая внесла серьезные изменения в структуру органов власти и во все сферы жизни общества.

    После Великой Октябрьской социалистической революции перед большевиками стоял  ряд задач по внедрению соответствующей  идеологии в массовое сознание. Дело в том, что Россия (до революции) в отличие от западных стран имела очень необычное государственное устройство: большие города, которые являлись сосредоточием политической экономической, культурной жизни страны и огромные просторы неструктуризированной (полное отсутствие дорог и иной инфраструктуры) сельской местности с чрезвычайно низким уровнем культуры, образования, материального обеспечения.[3,стр.154] Подъем промышленности в России в начале XX века потребовал привлечения огромного количества рабочей силы с низким уровнем квалификации. В городах такой ресурс отсутствовал. Фактически началась миграция сельского населения в город. Была создана система профподготовки кадров для промышленности удовлетворяющая необходимым темпам роста. В результате за 10-15 лет образовался класс людей имеющих профессию, но не имеющих образования. Расслоение в городе, прежде всего, по финансовому признаку достигло огромных размеров. Принятие Конституции СССР 1936 года - это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, "полную ликвидацию эксплуататорских классов, что делало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии". [3, стр.174] Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако, в весьма усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы".[8] Также впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только "в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя"[8].

    Сталинский  режим опирался на жесткую, авторитарную идеологию, охватывавшую все сферы  жизни общества. В ее основе жал  марксизм-ленинизм, но еще более  упрощенный и измененный. Пропаганда ленинизма служила превращению  его в объект веры, в своеобразную новую, «социалистическую» религию. При этом Сталин, которого с 1929 г. называли «Ленин наших дней», стремился объединить в сознании народа свою жизнь и деятельность с революцией, большевизмом и ленинизмом. Он добивался возвеличивания собственной роли в истории партии и революции, признания своей непогрешимости. В то же время в официальной идеологии произошла переориентация с «революционных» ценностей на развитие национальных традиций (в частности, русской культуры и русской истории). Утверждение русских патриотических идей, проникнутых державными мотивами в сочетании с социалистическими идеями, превратилось в составляющую часть советского мировоззрения 30-х гг. Преодолевалось негативное отношение к семье как «ячейке общества», ставилась задача заботы о детях. Ужесточилось отношение к бракоразводным процессам, были запрещены аборты. Культурное строительство привело к формированию типа сознания и «нового человека», с одной стороны, вдохновленного идеей светлого будущего, уверенного в правильности «генеральной линии партии», а с другой — вынужденного постоянно опасаться стать жертвой «ошибки» карательных органов. Диктатура Сталина отождествлялась для советских людей с революционными идеями, социализмом, социалистическим государством, именно поэтому считают историки, даже подвергнувшись репрессиям, многие сохраняли веру в Вождя. Сформировавшееся в этих условиях «коммунистическое» сознание являлось сильно политизированным, в значительной степени управляемым сверху. Оно не рассматривало человека как творческое начало, представляло его частью класса, партии, коллектива. Люди с таким сознанием были готовы исполнять чужую волю, опираясь на утопические идеалы. Вера в непогрешимость вождя становилась при этом сродни религиозной вере, в общественном сознании с помощью различных механизмов поддерживалась иллюзия единства общества и власти, партии и народа.

    Был установлен партийно-государственный  контроль над различными сферами  общественной жизни. Партийная, комсомольская, пионерская, огосударствленная профсоюзная  организации (формально общественные, а фактически руководимые ей), содержавшиеся государством Союзы писателей, композитор художников — эти и другие организации, «добровольные» общества, включая домоуправления, охватывали все возрастные, социальные и профессиональные группы советских людей, контролировали различные стороны жизни общества и отдельных его членам. Даже личная, в том числе семейная, жизнь могла стать предметом обсуждения и осуждения на собраниях общественности. Любой ребенок на вопрос: - Куда мы идем? - мог четко ответить: - К победе коммунизма. Фактически идеология была доведена до каждого члена общества, гигантская задача построения индустриального общества за короткий период времени была выполнена успешно. Одновременно все члены общества стали невыездными, что бы чуждая идеология не проникала в умы граждан.

      Однако  даже в условиях сталинизма массовое сознание не представляло собой единого целого. В обществе существовали многочисленные группы людей, различающиеся по политическим симпатиям, нравственным убеждениям и социальным ориентирам. Проявлялось идеологическое инакомыслие в среде научной элиты (П. Л. Капица, И. П. Павлов, В. И. Вернадский и др.), деятелей культуры.[4,стр.185] Особенно на бытовом, повседневном уровне преодолевалось единообразие и единомыслие, что нашло отражение в письмах, которые посылали рядовые граждане в 30-е гг, а имя Сталина, Молотова, Микояна и других партийных деятелей: критическим анализом сложившейся ситуации в экономике, требованиями и просьбами изменить отношение к рабочему человеку, привести в соответствие реалии повседневной жизни с политическими заявлениями партии.

    Несмотря  на существенные особенности, присущие конституции 1936 года, она развивалась  в соответствии с принципом преемственности, отражающей сохранение социалистических ценностей, утверждение советской власти, носили классовый характер, выступая как воплощение диктатуры рабочего класса, а затем его руководящей роли.[2, стр.273] При этом необходимо отметить, что всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере "фиктивный" характер. Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни.

    Сравнивать  условия жизни было не с чем, разве  только что с рабским существованием в лагере. Вводится система прописки, как система прикрепления члена общества к определенному месту жительства. В деревнях людям просто не дают паспорта на руки. Россия становится крепостной державой. Тайно вынашивались планы о мировой революции, для чего было оказано содействие Гитлеру. Россия готовилась к войне и оказалась к ней не готова. [5,стр. 206] Нападение теоретического "союзника" и его последующее мгновенное продвижение вглубь заставило перевезти всю оставшуюся промышленность за Урал и фактически вновь налаживать производство, определенным плюсом было то, что основные запасы стратегического сырья находились глубоко за линией фронта.

    Соответственно  никакого права во время войны  не существовало, кроме, пожалуй, уголовного, да и то выраженного в одной четкой фразе обычно произносимой при расстреле: "по законам военного времени". Война окончилась, но восстановить разрушенную войной систему лагерей (многие из лагерей ушли на фронт, а нового наполнения еще не произошло) не удалось ввиду отсутствия людских ресурсов (значительная часть мужского населения погибла во время войны). В стране инфляция и только что отменили "карточки", для уменьшения денежной массы правительство проводит девальвацию и выпускает облигации внутреннего займа. Из облигаций внутреннего займа строится "пирамида", которая потом благополучно разваливается - государство замораживает выплаты по облигациям.

    Хрущевская "оттепель" была первой попыткой произвести исторический анализ событий произошедших в стране за истекший период времени. Критика существующей идеологии производилась без ее разрушения, и, кроме того, не предлагалось никакой другой идеологической платформы. Соответственно "самодурство" было расценено соратниками по партии как предательство и произошел "тихий" государственный переворот. [5,стр. 210] С этого момента в России начинает строиться общество нового типа - бюрократическое общество. Доставшаяся в наследство со сталинских времен промышленность неспособна производить товары народного потребления ввиду огромного перевеса тяжелого машиностроения над легкой промышленностью.

    В связи с отсутствием гражданского права и рыночных отношений, а так же постепенного развития легкой промышленности возникает необходимость в построении системы распределения для обслуживания увеличившегося товарооборота. Старая система, построенная в 30-40 годах, годилась только для промышленности. 
 

Заключение 

    В истории Конституция СССР 1936 г. является символом власти тоталитарного государства  и насилия. При проведении репрессий  Конституция 1936 г. была использована как  декорация. Она была использована в  идеологических целях как инструмент утверждения идеи заботы государства о гражданине и его семье при одновременном уничтожении семьи, членов семьи.

    Многие современные исследователи определяют политическую систему 30-х гг. как «государственный социализм». Наряду с элементами, традиционно относимыми к социализму, характерными чертами Конституции 1936 г. являлись: сосредоточение власти в руках партийно-государственного аппарата (власть при этом не была ограничена законом и опиралась на репрессии); культ личности вождя; стирание границы между государством и обществом; контроль со стороны государства над обществом и, в определенной степени, личностью; запрещение политической оппозиции и свободомыслия, тенденция к распространению вовне советских идей и порядков. При этом политическая система 30-х гг. гарантировала своим гражданам определенные права и социальные блага, однако за них общество заплатило очень высокую цену.

    Партийно-государственный  контроль, установленный над различными сферами общественной жизни, не исключал разнообразия в мышлении, чертах повседневности, отношении к жизненным ценностям.

    Общественная  атмосфера в стране также отличалась двойственностью: ощущение обстановки «осажденной крепости» в капиталистическом окружении, страх перед репрессиями сочетались с энтузиазмом, верой людей в «светлое будущее». 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Абрамов, А.В. История России. / А.В. Абрамов - М.: «Простор», 1993.
    2. История государства и права России / Под ред. Ю.П. Титова.- М.: «Былина», 1996.   
    3. История государства и права СССР, ч.2. / Под ред. И.О. Чистякова, Ю.С. Кукушкина. М.,1971.
    4. История России. ХХ век / Под ред. А.Н.Боханова, М.М.Горинова, В.П.Дмитриенко и др.- М.: «Издательство АСТ», 1999.
    5. Карр, Э. История Советской России / Э. Карр. - М.: Прогресс, 1990.
    6. Новейшая история отечества XX век / Под ред. А.Ф.Киселева, Э.М.Щагина. – М.: «Владос», 2002.
    7. Цейтлин Р.С., Сергеев С.А. История государственного управления и муниципального самоуправления в России /  Цейтлин Р.С., Сергеев С.А. – М.: «Омега-л», 2006.

Информация о работе Конституции СССР 1936 года