Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа
Целью написания моей курсовой работы является всестороннее рассмотрение основ конституционного обеспечения прав человека в России советского периода с октября 1917 г. по 1991 г.
Данная цель будет достигнута посредством выполнения следующих задач:
1. Исследовать конституционные права человека в России в 10-20-х гг. ХХ в. в связи с принятием Конституции РСФСР в 1918 г.
2. Изучить конституционное законодательство в России в 20-х гг. ХХ в
3. Рассмотреть основы обеспечения конституционных прав человека в России в 30-60-х гг. ХХ в. в связи с принятием Конституции СССР в 1936 г. и Конституции РСФСР в 1937 г.
4. Изучить основы обеспечения прав человека в России в 70-80-х гг. ХХ в. в связи с принятием Конституции СССР в 1977 г. и Конституции РСФСР в 1978 г.
Введение
Глава 1. Конституционные права человека в России в 10-20-х гг. ХХ в. в связи с принятием Конституции РСФСР в 1918 г.
Основные принципы Конституции 1918 г.
Глава 2. Создание СССР и Конституция Союзного государства 1924 г.
2.1. Характеристика и основные черты конституционного законодательства в России в 20-х гг. ХХ в
Глава 3. Основы обеспечения конституционных прав человека в России в 30-60-х гг. ХХ в. в связи с принятием Конституции СССР в 1936 г. и Конституции РСФСР в 1937 г.
3.1. Основные черты Конституции 1936 г.
Глава 4. Основы обеспечения прав человека в России в 70-80-х гг. ХХ в. в связи с принятием Конституции СССР в 1977 г. и Конституции РСФСР в 1978 г.
4.1. Работа над Конституцией 1977 г. Основные черты последней Конституции СССР.
4.2. Конституционные реформы 80-90-х годов XX в.
Заключение
Список использованной литературы
Глубокие перемены общественного строя после 1985 года не могли не отразиться на содержании Конституции. Она неоднократно и существенно менялась. С учетом поправок 1988-1991 годов Конституция СССР приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, руководящей роли и монопольного положения КПСС в политической системе, в ней признавались идеология плюрализма мнений, концепция разделения властей. Однако никакие изменения Конституции не смогли предотвратить хаос государственной системы ввиду неквалифицированного руководства и последующий распад СССР, прекращение его существования как единого государства. Этот факт доказывает, что любые самые хорошие законы оказываются бессильными перед политической волей людей, стоящих у власти и имеющих власть эти законы изменять, а также перед необратимостью объективных исторических процессов.
Необходимость и возможность разработки и принятия новой Конституции России возникла в результате глубоких, фундаментальных перемен, произошедших в жизни страны на рубеже 80—90-х гг.
Во-первых, из союзной республики в составе СССР Россия превратилась в самостоятельное, независимое, суверенное государство — Российскую Федерацию.
Во-вторых, начали меняться самые основы
общественного строя —
В-третьих, качественно изменилось
соотношение общественно-
Как известно, до начала 90-х гг. у нас действовала с теми или иными изменениями Конституция РСФСР 1978 г., отражавшая в целом важнейшие принципы и черты общества и государства тоталитарного типа, хотя и декларативно, номинально провозглашавшая некоторые устои, принципы и положения демократии. Чем дальше и глубже развивались в стране социально-экономические и идейно-политические преобразования, тем яснее проявлялась и осознавалась фиктивность формально действовавшей пока конституции и необходимость ее замены новой. Внесение частичных изменений в конституцию, как и принятие ряда принципиально новых конституционных документов (например, Декларации о государственном суверенитете в июне 1990 г., Декларации прав и свобод человека и гражданина в ноябре 1991 г., Федеративного договора в марте 1992 г. и др.), не могло, понятно, радикально изменить положение и снять указанную потребность. Всего за 1991—1993 гг. Конституцию РСФСР было внесено более трехсот поправок, что серьезно дестабилизировало ее и всю систему конституционного законодательства.
Необходимость разработки и принятия новой конституции РФ была официально признана еще в середине 1990 г. и тогда же, на I Съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия, которая за четыре месяца подготовила и опубликовала для широкого обсуждения первый проект новой конституции. Уже в октябре 1990 г этот проект рассматривался на V Съезде народных депутатов РСФСР (существовавшем тогда высшем законодательном органе, наряду с Верховным Советом РСФСР), дорабатывался после этого и вновь публиковался. VI Съезд народных депутатов России в апреле 1992 г. одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения проекта Конституционной комиссии, признав необходимым его дальнейшую доработку на основе его опубликования и широкого обсуждения и с целью внесения доработанного проекта на очередной Съезд народных депутатов РСФСР.
Выявившиеся и обострившиеся тогда разногласия по вопросам прежде всего разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями не позволили, однако, ряду последующих (VII, VIII и IX) Съездам народных депутатов принять новую конституцию ни в 1992 г., ни в первой половине 1993 г. В это время, наряду с проектом Конституционной комиссии, были внесены и ряд других проектов Конституции РФ, которые также обсуждались в указанной комиссии и общественностью. Только в мае 1993 г. был опубликован новый, доработанный проект, одобренный Верховным Советом РФ.
Вместе с тем для завершения подготовки проекта новой Конституции РФ Указом Президента РФ тогда же было созвано Конституционное совещание, собравшееся в начале июня 1993 г. как широкий форум (250 чел.) представителей высших органов государственной власти и общественности. На нем обсуждался проект Конституции РФ, внесенный Президентом РФ, но одновременно и материалы проекта Конституционной комиссии Съезда народных депутатов РФ, другие замечания и предложения. В итоге более чем месячной работы этого совещания был выработан и 12 июля 1993 г. одобрен компромиссный вариант. Однако события августа — сентября 1993 г. привели вновь к резкому обострению кризиса власти в результате противостояния законодательной и исполнительной власти. В конце концов это закончилось утверждением, по сути дела, президентского правления в стране. В этих условиях проект новой конституции был вынесен Президентом РФ на общенациональный референдум и принят на нем 12 декабря 1993 г. За этот проект проголосовали 58,4% голосовавших при участии в референдуме почти 55% общего числа зарегистрированных избирателей. Впервые в истории России Конституция была принята путем референдума, что определяет ее высокую легитимность.
Заключение
При детальном рассмотрении особенностей содержания Конституций Советского государства 1918, 1924, 1936, 1977 годов прослеживается тесная взаимосвязь и влияние социально-экономической обстановки в стране, а также задач, стоящих перед находящейся у власти партии ВКП(б) – КПСС с содержанием принимаемых Основных Законов.
Итак, рассмотрев поставленные задачи, мы пришли к следующим выводам.
Видно, как с укреплением мощи государства и ослаблением классовых противоречий в обществе расширяются права и свободы граждан. Этапу острейших классовых противоречий и борьбы за власть соответствует Конституция 1918г, в ней наиболее радикально решен вопрос о способах классовой борьбы, декларируются основные принципы внутренней и внешней политики, как они тогда понимались руководством только что захватившей власть большевистской партии.
Первая советская Конституция обобщила, хотя и весьма небольшой, опыт государственного строительства. В ней был использован нормативный материал, накопившийся с октября 1917 г.
Конституция отражала реальное соотношение классовых сил в стране. В ней закреплены коренные принципы советской демократии. Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм. Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Громадной проблемой для левых партий в дореволюционное время была практическая реализация свободы печати. Основной Закон 1918 г. стал не только первой советской, но и первой в истории России конституцией.
Образование единого государства – Союза ССР неизбежно повлекло за собой создание новой Конституции 1924 года, юридическое оформление нового государства и разграничение властных полномочий между республиками и центральной властью было основной ее задачей.
Конституция СССР 1924 г. завершила оформление
принципиально нового государства
– Союза Советских
В 1936 году, после построения "основ социализма", была принята новая Конституция, в которой значительно расширялись права и свободы граждан; одним из главных демократических достижений в ней было введение всеобщего равного и тайного избирательного права.
Конституция СССР 1936 г. приблизила государственный строй к системе парламентского типа, хотя, конечно, и не довела эту идею до конца. Конституция 1936 г. стала основополагающим законодательным актом, но многие из ее положений требовали конкретизации в законодательстве Союза, союзных и автономных республик. К марту 1937 г. были приняты новые основные законы союзных республик. По своему содержанию республиканские конституции полностью соответствовали Конституции Союза ССР, конкретизировали и развивали ее положения.
В Конституции СССР 1936 г. были обстоятельно разработаны главные гарантии обеспечения основных прав и свобод советского гражданина. Конституция не предусматривала свободу передвижения граждан, и не случайно. В Конституции были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством. Отношение Конституции к значению личности и государства характеризуется тем, что глава о правах и обязанностях граждан поставлена одной из последних.
Этапу наивысшего развития Советского государства – "развитого социализма" - соответствует Конституция 1977г. Права и свободы в ней не только декларируются, но и гарантированы. Ведь экономическая мощь СССР в 70-х годах ни у кого не вызывала сомнений, и государство могло себе позволить фактическую реализацию многочисленных прав своих граждан.
В 70-х годах ХХ века в отрасли конституционного права произошло большое событие – была издана новая Конституция Союза ССР и соответствующие ей основные законы союзных и автономных республик. То была третья и последняя Конституция Союза. Как и в 30-х гг., принятие Конституции СССР 1977 г. повлекло за собой и создание новых основных законов союзных и автономных республик.
Большое место Конституция 1977 г. отводит установлению прав и обязанностей родителей в отношении детей по их воспитанию и обязанностей детей в отношении родителей. Общая линия развития трудового права – улучшение условий труда и быта советских граждан.
Таким образом, развитие права неразрывно связано с развитием государства. Особенно это видно на семи десятилетиях истории Советского государства, когда особенности действующих в разное время конституций отражали уровень общественных и экономических отношений в обществе, устанавливаемых и санкционируемых властью. Развалу СССР предшествовало внесение многочисленных, часто друг с другом не согласованных поправок в Конституцию, и это опять доказывает взаимосвязь государства и права: изменение конституционного права неизбежно привело к изменению государственного устройства страны. Таким образом, задачи, поставленные перед данной курсовой работой, можно считать выполненными.
Список использованной литературы