Конституция Германской империи 1871 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:21, контрольная работа

Описание

Актуальность данной темы заключается в том, что Конституция Германской империи 1871 года была основным документом, законодательно закрепляющим объединение Германии и дальнейшего развития Германской империи.
При рассмотрении данной темы необходимо проанализировать историю создания Конституции Германской империи 1871 года, выявить, какое влияние на нее оказал способ объединения Германии.

Содержание

I. Теоретическая часть
Введение………………………………………………..…………..……………...3
1. История создания конституции Германской империи 1871 года: объединение германских государств…..………………………………………...4
2. Конституция Германской империи 1871 года: основные черты…………………………………………………………….…………………6
2.1. Император: полномочия, взаимодействие с канцлером, бундесратом и рейхстагом …………………………………………………………………….. …6
2.2. Закрепление особого положения Пруссии……………………………….....9
2.3. Принципы формирования и полномочия имперского государственного аппарата………………………………………………………………….……….10
Заключение……………………………………………………………………….15
II. Практические задания
Задача № I.3.3 …………………………………………………………………....16
Задача № I.6.4 ……………………………………………………………………16
Задача № II.4.10 …………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

Конституция Германской империи 1871..doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)


План

I. Теоретическая часть

Введение………………………………………………..…………..……………...3

1. История создания конституции Германской империи 1871 года: объединение германских государств…..………………………………………...4

2. Конституция Германской империи 1871 года: основные черты…………………………………………………………….…………………6

2.1. Император: полномочия, взаимодействие с канцлером, бундесратом и рейхстагом …………………………………………………………………….. …6

2.2. Закрепление особого положения Пруссии……………………………….....9

2.3. Принципы формирования и полномочия имперского государственного аппарата………………………………………………………………….……….10

Заключение……………………………………………………………………….15

II. Практические задания

Задача № I.3.3 …………………………………………………………………....16

Задача № I.6.4 ……………………………………………………………………16

Задача № II.4.10 …………………………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………...18

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что Конституция Германской империи 1871 года была основным документом, законодательно закрепляющим объединение Германии и дальнейшего развития Германской империи.

  При рассмотрении данной темы необходимо проанализировать историю создания  Конституции Германской империи 1871 года, выявить, какое влияние на нее оказал способ объединения Германии. Необходимо раскрыть основные черты  Конституции 1871 года. Выяснить, какими полномочиями обладал император по конституции и его взаимодействие с канцлером, бундесратом и рейхстагом. Какими полномочиями обладал имперский законодательный орган парламент, из каких палат он состоял, как он формировался.

При составлении работы были использованы учебники по истории государства и права зарубежных стран под редакцией. Н.Р. Крашенинниковой и О.А. Жидкова, всеобщей истории  государства и права З.М. Черниловского, В.Г. Графского, хрестоматия по всеобщей истории государства и права под редакцией К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой., книга Государство и право Нового времени В.В. Кучмы,  книга В.В. Чубинского «Бисмарк: политическая биография», в которой подробно описана научная биография крупнейшего буржуазного политического деятеля Германии Отто фон Бисмарка – главной  фигуры того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История создания Конституции Германской империи 1871 г.: объединение Германских государств

 

В Советском Энциклопедическом словаре есть запись: “Объединение Германии (Бисмарком) было осуществлено “сверху антидемократическим путем на прусско-милитаристской основе (без Австрии); его важнейшие этапы: создание (после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 г.) Северо-Германского союза (1867 г.) и провозглашение после франко-прусской войны 1870 – 1871 Германской империи (1871)”.[1]

Воссоединение Германии в единую Германскую империю состоялось, хотя многие попытки объединения, такие как Рейнский союз и Германский союз, были не очень удачными. Огромную роль в объединении Германии сыграл в то время первый министр Пруссии, а в последствии канцлер Германской империи, Отто фон Бисмарк. Он ни минуты не сомневался в том, каким должен быть путь к объединению Германии – война Пруссии с другими государствами и подавление демократического движения. Его программа была краткой и ясной: «Не речами, не постановлениями большинства… а железом и кровью» будет объединена Германия»[2].

В августе 1866 года, в результате войны между Австрией и Пруссией, в Центральной Европе, создан  Северо-Германский союз, главенствующую роль в котором заняла  Пруссия. В него вошли 22 германских государства. В 1867 году Союз получил конституционное устройство. Управление Союзом отдавалось прусскому королю, бундесканцлеру и двум палатам, нижняя из которых избиралась населением на основе всеобщего избирательного права.

Вне Союза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг, Баден и другие. На пути к их насильственному объединению в рамках империи стояла Франция. В 1870 году Бисмарк  стал готовить третью захватническую войну за объединение Германии “сверху",  против Франции. В ходе Франко-прусской войны Франция была разгромлена. Победа Пруссии довершила дело объединения Германии в единое государство – Германскую империю.

Победы прусской армии вызвали небывалый подъем национального самосознания, на волне которого идея германского единства претворилась в жизнь. Южно-германские государства начали с Пруссией переговоры о вступлении в Северо-Германский союз. Герцогство Баден ещё до войны собиралось присоединиться к союзу, переговоры с королевствами Баварией и Вюртембергом осложнялись, так как  эти государства претендовали на особые привилегии внутри союза. Король Баварии Людвиг II согласился признать прусского короля своим сюзереном за вознаграждение в виде ежегодных выплат в размере 100 тысяч талеров.

23 ноября 1870 года подписан договор между Северогерманским союзом и Баварией, оговорившей её военную автономию в мирное время.   25 ноября в союз вступил Вюртемберг, армия которого составила отдельный корпус в вооружённых силах Германии.

Официальное провозглашение империи состоялось 18 января 1871 года в Версальском дворце под Парижем. Бисмарк в присутствии немецких князей зачитал текст провозглашения прусского короля Вильгельма I императором Германской империи. Объединение Германии стало свершившимся фактом.

 

3 марта 1871 года состоялись выборы в первый германский рейхстаг, самой сильной фракцией в котором стали национал-либералы. 21 марта рейхстаг открылся тронной речью императора, подготовленной Бисмарком. Помимо восхвалений итогов войны и добытого благодаря ей единства, а так же обещаний от имени «новой Германии» стать «надежным гарантом европейского мира» речь содержала перечисление задач рейхстага. Главная из них заключалась в том, чтобы принять «новую редакцию имперской конституции». [3] 

 

 

2. Конституция Германской империи 1871 г.: основные черты 2.1. Император: полномочия, взаимоотношения с канцлером,

бундесратом и рейхстагом

 

Конституция, состоявшая из 78 статей,  была принята рейхстагом 16 апреля 1871 года, а вступила в силу 4 мая. Она утвердила федеративное государственное устройство страны. Это была, по сути, измененная версия конституции упразднённого Северо-Германского союза.  Германская империя объединила политически все государства с немецким населением за исключением Австрии и Люксембурга. Эти 25 государств с 36 млн. немцев обладали различными правами и неодинаковым влиянием внутри империи. Отдельные удельные монархи сохранили свою самостоятельность на местном уровне, они также имели влияние через назначение представителей с правом вето в верхнюю палату германского парламента.

Выборы в нижнюю палату, рейхстаг, проводились по принципу всеобщего равного избирательного права для мужчин, однако демократический характер процедуры не соответствовал возможностям низших классов влиять на управление государством, так как реальная власть сосредоточилась в руках императора. Франкфуртский мир с Францией,  заключенный 10 мая 1871 года прибавил в империю Эльзас и Лотарингию, непосредственно подчиненную имперскому правительству.

Конституция Германской империи учла договоры с южно-германскими государствами путем ряда конституционных новаций. Бавария и Вюртемберг получили особые права: на собственные почту, телеграф и военное управление. Под председательством Баварии действовал комитет иностранных дел, состоящий из уполномоченных Саксонии, Вюртемберга, с включением двух ежегодно избираемых членов других государств.

По новой германской конституции в состав новообразованной империи вошли 22 монархии (среди них Пруссия, Бавария и Саксония) и несколько «вольных городов», включая Гамбург. Конституция наделила эти государства незначительной самостоятельностью, постепенно сокращавшейся.

Главой империи – германским императором (кайзером) - был по конституции прусский король, и это отвечало реальному соотношению сил во вновь образованном государстве. На долю Пруссии приходилось свыше половины всей территории Германии и 60% населения страны. По конституции император обладал огромными полномочиями (гл. IV). Император был главой вооруженных сил: "Император...от имени империи объявляет войну и заключает мир" (ст. 11), назначал чиновников империи: "Император назначает должностных лиц империи, заставляет их присягать империи и дает в случае надобности распоряжение об их увольнении" (ст. 18), включая главу правительства — имперского канцлера (ст.15). Императору предоставлялось право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция давала ему возможность руководства министрами империи и самой Пруссией.

Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили ту же "жесткую" модель федеративно-административного политического устройства, которая разработана была их франкфуртскими предшественниками, передав федеральному собранию (Союзному совету — бундесрату и рейхстагу) законодательную компетенцию по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными" (гл. II, ст. 2).[4]

Важное место в системе  органов управления Германии отведено имперскому канцлеру (рейхсканцлеру), должность которого замещал министр-президент Пруссии  с 1862 по 1890 г. — Отто фон Бисмарк, одна из крупнейших политических фигур Германии XIX века. Канцлер был  не только единственным общеимперским министром, воплощавшим в своем лице правительство, но и председателем   бундесрата. Его голос был  решающим в верхней палате при равенстве голосов     (§ 3, ст. 7, разд. III), если он   выступал "за   сохранение существующих              предписаний              и установлений", касающихся административных положений, которые регулировали исполнение общего законодательства о таможенных тарифах, о ряде важнейших косвенных налогов (гл. VI, ст. 37), а так же если в бундесрате не достигалось соглашения по военным вопросам. Он имел право назначать взносы с имперских государств для пополнения имперского бюджета, если общие расходы империи не покрывались соответствующими налогами и пошлинами, (гл. XII, ст. 70).

Конституция 1871 г. не закрепляла принцип "ответственное правительство", ставший лозунгом либеральной буржуазии, выступавшей против "мнимого конституционализма" Германской империи. На исполнительную власть по Конституции фактически не возлагалось никакой ответственности.

Самодержавная власть германского императора должна была сдерживаться лишь правом канцлера на контрасигнатуру. Канцлер скреплял своей подписью основное количество документов, исходящих от императора (гл. VI, ст.17), но контрасигнатура канцлера не применялась в отношении актов, которые касались объявления войны и заключения мира, а также тех документов, которые относились к функции императора, как главнокомандующего. Канцлер должен был ежегодно представлять Союзному совету и рейхстагу отчет о расходах (XII, 72), но сместить его с должности мог только император, что превращало эту ответственность в функцию.

Бесконтрольность императора и канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата с его прусским большинством. В Конституции при всей широте императорских полномочий даже не ставился вопрос о вето кайзера в законодательном процессе. В этом для правительства не было необходимости. Вето было прерогативой всегда послушного бундесрата.

Итак, по своему социально-политическому содержанию конституция 1871 г. была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между феодально-юнкерским землевладением и растущим прусско-германским капиталом. В создавшейся ситуации не могло быть и речи о ликвидации все еще полуфеодального землевладения и иных пережитков феодализма вообще, включая городскую промышленность и ремесло.

Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета", который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов (и в значительной мере массового сознания) о государственной власти монарха, воля которого является высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц.[5]

 

2.2. Закрепление особого положения Пруссии

Представители Пруссии, самой крупной по территории, экономическому потенциалу и военной мощи,  имели 17 голосов из 58 в Союзном Совете (бундесрате), а затем их стало  22.  Бавария в бундесрате имела 6 голосов, Саксония и Вюртемберг по 4 голоса (гл. III ст. 6).  Остальные государства имели в нем от одного до 3 голосов.  Согласно ст. 78 конституции для отклонения любого законопроекта  в Союзном совете  достаточно было 14 голосов, поданных против этого законопроекта. Это значило, что Пруссия имела господствующее положение в федерации, так как имела 17 голосов  и  таким образом могла единолично решать дальнейший ход любого неугодного ей законопроекта (в том числе конституционного), не допуская его принятия. Мелкие государства нередко даже отказывались являться в бундесрат.

Информация о работе Конституция Германской империи 1871 г.