Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:21, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что Конституция Германской империи 1871 года была основным документом, законодательно закрепляющим объединение Германии и дальнейшего развития Германской империи.
При рассмотрении данной темы необходимо проанализировать историю создания Конституции Германской империи 1871 года, выявить, какое влияние на нее оказал способ объединения Германии.
I. Теоретическая часть
Введение………………………………………………..…………..……………...3
1. История создания конституции Германской империи 1871 года: объединение германских государств…..………………………………………...4
2. Конституция Германской империи 1871 года: основные черты…………………………………………………………….…………………6
2.1. Император: полномочия, взаимодействие с канцлером, бундесратом и рейхстагом …………………………………………………………………….. …6
2.2. Закрепление особого положения Пруссии……………………………….....9
2.3. Принципы формирования и полномочия имперского государственного аппарата………………………………………………………………….……….10
Заключение……………………………………………………………………….15
II. Практические задания
Задача № I.3.3 …………………………………………………………………....16
Задача № I.6.4 ……………………………………………………………………16
Задача № II.4.10 …………………………………………………………………17
Список использованной литературы…………………………………………...18
Особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Он обладал по Конституции широкими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр.
2.3. Принципы формирования и полномочия имперского государственного аппарата
В статье главы III Конституции 1871 г. "Союзный совет" включены положения, закрепляющие организационную структуру своеобразной формы германской федерации, которая получила название "союз неравных". Рейхсрат, формально призванный стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению, прежде всего в силу неравного представительства входящих в федерацию государств.
Члены верхней палаты империи - Союзного совета - бундесрата -назначались правительствами союзных государств: "Союзный совет состоит из представителей государств, входящих в состав союза, между которыми голоса распределяются таким образом, что... (Пруссия получает 17 голосов из 58)"[6]. Остальные государства имели в нем от одного до 6 депутатов.
Бундесрат составлялся не из народов субъектов федерации, а из представителей государств - членов федерации в лице министров или их уполномоченных. Все члены делегации назначались лично императором.
Конституция предоставляла Союзному совету законодательную власть - наряду с рейхстагом и значительную долю исполнительной власти. Однако решающее слово во многих вопросах было за президентом. Если в Союзном совете происходило разделение мнений, касательно законодательных проектов, относящихся к армии, флоту, то голос президента являлся решающим (гл.II ст. 5). Свою власть Бундесрат осуществлял через специальные комиссии. Бундесрат обладал судебными функциями (в частности, правом толкования конституции – ст.7)
Согласно ст. 19 конституции Бундесрат мог выносить решения о экзекуции, т.е. принуждении отдельных членов федерации к соблюдению ими конституционных обязанностей. Выполнение решений об экзекуции осуществлялось императором (при необходимости с применением вооруженной силы). Важным было и то, что бундесрату предоставлялось право издания указов, имевших ту же силу, что и закон.
Нижняя палата парламента – Имперское собрание (рейхстаг) - избиралась сначала на 3 года, затем (с 1888 г.) на пять лет на основе равных и прямых выборов при тайном голосовании. Согласно ст. 20 конституции избирательными правами обладало мужское население империи свыше 25 лет. Всеобщее избирательное право было продиктовано чисто политическими, точнее внешнеполитическими, обстоятельствами: необходимо было лишить аргументов те европейские державы, которые усматривали в насильственном объединении Германии нарушение исконной воли объединенных народов.
Способ голосования на выборах был открытый. Депутаты рейхстага были наделены депутатской неприкосновенностью и свободой выступлений в палате. Представители Пруссии имели численное преобладание в рейхстаге – 235 из 397 мест. Сессии рейхстага созывались 1-2 раза в год и длились в течение от 1 до 4 месяцев. Депутаты не были связаны наказами избирателей; по конституции депутаты не получали за свою работу никакого жалования (ст.32). По конституции за рейхстагом закреплялось право разработки и принятия законов. Однако законодательные полномочия «народного представительства», каковым формально являлся рейхстаг, были резко ограничены в пользу верхней палаты- бундесрата.
Законопроект, не принятый рейхстагом мог легко быть проведен через Союзный совет, лишь в слегка измененной редакции, причем юридическая сила акта Союзного совета была не меньшей, чем акта рейхстага. Союзный совет имел право заседать самостоятельно, при этом все его заседания были закрытыми, тогда, как сессии рейхстага могли быть созваны лишь в период работы Союзного совета[7]. Из ст. 24 конституции следует, что досрочный роспуск нижней палаты мог быть произведен простым постановлением верхней палаты – Союзного совета. Можно сделать вывод о том, что конституция 1871 года установила преобладание верхней палаты парламента над нижней. Консервативный состав Союзного совета, формируемого недемократическим путем, являлся гарантией того, что бы в любое время выступить в качестве тормоза на пути деятельности «народного представительства».
Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундестагом (гл. III, ст. 7), которому предоставлялись также полномочия на издание административных предписаний и инструкций, необходимых для проведения в жизнь имперских законов, как право роспуска рейхстага при согласии императора (гл. V, ст. 23), разрешения конфликтов между землями с правом определять необходимость применения мер принуждения (экзекуции) к союзным государствам (гл. IV, ст. 19).
Итак, как уже было сказано выше, имперское правительство было представлено в единственном лице - лице канцлера. Кабинета министров не существовало. Министры, ведавшие определенным кругом дел, находились в подчинении канцлера. Сам Бисмарк писал: "Действительную ответственность в делах большой политики может нести ... только один-единственный руководящий министр, а не анонимная комиссия с мажоритарным голосованием"[8].
Положение канцлера значительно укреплялось благодаря и тому, что он являлся председателем Союзного совета и главой многих его комиссий (по армии, флоту, торговле, железным дорогам и др.), а поэтому мог решать важнейшие вопросы имперского законодательства и управления.
Функции имперского правительства были весьма широкими. "Надзору со стороны империи и ее законодательству подлежат следующие предметы:
1) Определения, касающиеся свободы переселения, отношений к месту рождения и к месту жительства, права гражданства, паспортов, полиции, иностранцев, а также касающиеся ремесла и страхования, ... сверх того определения о колонизации и о переселении в иностранные, негерманские земли.
2) Законодательство таможенное и торговое и установление налогов, необходимых для нужд империи.
3) Определение системы мер, весов и монет, а также основные
положения о выпуске бумажных денег, гарантированных движимыми или
недвижимыми ценностями.
4) Общие определения в банках.
5) Патенты на изобретения.
6) Охрана авторской собственности.
7) Организация общей защиты германской торговли за границей, германского мореплавания ... и распределение общего консульского представительства, установленного на счет империи.
8) Железные дороги ... и пути сообщения, водные и сухопутные, установленные в интересах защиты страны и всеобщего оборота.
10) Почта и телеграф ...
13) Общее законодательство в гражданском праве, уголовное право и судопроизводство.
14) Армия и военный флот в империи.
16) Определения о прессе и о праве общения (союзов)[9].
На долю же местных правительств приходилось исполнение имперских законов, получавших преимущества перед законами областническими.
В системе управления империей при наличии сложного соотношения имперских органов между собой, имперских органов с органами отдельных государств было немало конфликтов и противоречий.
Ф.Энгельс точно сформулировал свой принцип: «Конституция… была «скроена по мерке» Бисмарка. Она была дальнейшим шагом на пути к его единоличному господству, осуществляемому путем сбалансирования между партиями в рейхстаге и между партикуляристскими государствами в Союзном совете, - дальнейшим шагом по пути бонапартизма».
Очень метко определил сущность политического режима империи К. Маркс: «обшитый парламентскими формами, смешанный с феодальными придатками и в то же время уже находящийся под влиянием буржуазии, бюрократически сколоченный, полицейски охраняемый военный деспотизм…»[10].
Конституционный механизм Германской империи создавался для наиболее эффективного решения под руководством Пруссии сложных внутри и внешнеполитических задач, в основном с помощью военной силы. В Конституции нет главы, посвященной правам и свободам немцев. Однако обширная XI глава посвящена "военному делу империи", где закреплена всеобщая воинская обязанность при принадлежности каждого немца в течение 7 лет (с 20 до 28 лет) к составу армии, (ст. 59), требование немедленного введения по всей империи прусского военного законодательства и подготовки всеобщего имперского военного закона с целью создания единой армии, "подчиненной императору, безусловно следующей его приказу" (ст. 64), право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей (ст. 66) и объявлять любую союзную территорию на военном положении (ст. 68).
Заключение
Военные победы Пруссии ускорили процесс объединения Германии в единое государство – Германскую империю. Принятие Конституции Германской империи 1871 года явилось юридическим оформлением завершения этого процесса. По своему характеру , духу
Конституция создала парламент, единую судебную систему.
По своему классовому содержанию Конституция 1871 г. была выражением компромисса, установившегося в ходе развития страны, между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом.
В конституции не было четкого разграничения законодательной и исполнительной власти, фактически сложился режим с преобладанием исполнительной власти над законодательной. Так же Конституция не предусмотрела никаких механизмов ответственности, которые могли быть возложены на органы исполнительной власти.
Конституция 1871 г. не провозглашала принципа "народного суверенитета", который приходил в полное противоречие с консервативными представлениями правящих кругов о государственной власти монарха, воля которого является высшей.
Конституция предоставляла широкие полномочия общеимперским органам за счет ущемления прав членов федерации, в скрытом виде обеспечивала гегемонию Пруссии.
Конституция выражала интересы господствующего класса, а не интересы простого народа.
Отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей делало демократизацию власти невозможной и вело к формированию такого режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом.
2
II. Практические задания
Задача № I.3.3
По условию задачи украденная золотая чаша находилась у Марка Корнелия в течение трех лет, а согласно таблице VI ст. 3 «Законов XII таблиц»[11] «Давность владения в отношении земельного участка устанавливалась в два года, а в отношении всех других вещей – в один год», то суд на основании «Законов XII таблиц» должен оставить ее у Марка Корнелия.
Если бы Сервий Клавдий обнаружил данную вещь через несколько недель, то решение суда было бы в его пользу.
По «Законам 12 таблиц» запрещалось приобретение краденой вещи по давности (таблица VIII ст.17).
Задача № I.6.4.
Согласно положениям «Каролины»[12], а именно ст. 63 «О достаточном подозрении в краже - если у подозреваемого будет обнаружено краденое имущество, то это будет серьезной уликой против него. Если произойдет крупная кража и если подозреваемый не сможет доказать какими-либо основательными доводами, откуда пришло к нему это подозрительное богатство, и сверх того он является лицом, от которого можно ожидать преступления, то против него имеется доброкачественное доказательство преступления».
В ст. 57 говорится о том, когда обвиняемый вновь отрицает признанное ранее преступление, а улики его на лицо, то нужно отвести его снова в тюрьму и затем подвергнуть допросу под пыткой и произвести всестороннее расследование обстоятельств преступления, поскольку имеются все основания для допроса под пыткой. Если же арестованный приведет такие основания своего отрицания, которые побудят судью поверить, что арестованный сделал подобное признание по заблуждению, то судья может допустить такого арестованного к приведению доказательств своего заблуждения.
Учитывая условия задачи обвиняемый не может быть признан виновным в суде, а должен быть направлен в тюрьму для повторного расследования кражи.
Признание в преступлении не всегда могло быть получено добровольно, поэтому допрос под пыткой был целью сбора доказательств. Признание во время пытки считалось действительным при наличии условий. Это было признание, которое было получено и записано не во время пытки, а после окончания, и повторенное не менее, чем через день вне камеры пыток (ст. LVIII). Если обвиняемый после первого признания отрицал сказанное, то судья мог возобновить допрос под пыткой, т.к. окончательное осуждение к уголовному наказанию должно происходить на основании его собственного признания или свидетельства(ст. XXII).
Задача № II.4.10.
В книге третьей Гражданского кодекса Франции 1804года («О различных способах, которыми приобретается собственность») указывалось, что собственность на имущество приобретается и передается путем наследования, путем дарения или по завещанию или в силу обстоятельств. (ст. 711), а в статье 544 кодекса указано, что собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами.