Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 11:35, контрольная работа
Описание
I. Эволюция восточно-словянской государственности в XI-XIII вв. II.Хозяйство и социальный строй. III. Борьба русских княжеств с кочевыми племенами и иноземными захватчиками.
Таким
образом, самая большая
по территории и самая
богатая русская
земля периода
феодальной раздробленности -
Новгородская, из-за
стремления отгородиться
от общерусских проблем
потеряла исторический
шанс стать центром
объединения всех русских
земель.
Возвышение
Владимиро-Суздальского
княжества
В
то время, когда в
Галицко-Волынском
княжестве шли
бесконечные распри
между князьями и
боярством, в Новгороде -
ссоры и усобицы
на вечах, на северо-востоке
русских земель закладывались
основы новой русской
государственности.
Между
Волгой и Окой располагалась "Земля
за великим лесом".
Чтобы из Киева
попасть в эти
места, нужно было
преодолеть" Лес",
который таил много
опасностей, начиная
с обилия диких
зверей до "лихих"
людей. Поэтому первое
историческое название
междуречья Оки и
Волги - "Залесская
Русь". Долгое время
в Залесской Руси просто
текло время.
Но
с IХ - Х вв. начинается
славянская колонизация
этих мест. Учёные полагают,
что Залесская Русь
стала привлекать переселенцев
по следующим причинам:
здесь
пролегала старинная
торговая дорога из
Новгорода на Волгу;
земля
здесь была богата
в сельскохозяйственном
отношении: множество
рек, заливных лугов,
богатые выходы чернозёма
среди лесов; славяне
могли здесь заниматься
своими исконными
занятиями - земледелием
и скотоводством;
Северо-Восточная
Русь не знала иноземных
нашествий;
здесь
не было княжеских
усобиц.
И
в ХI в. здесь уже стояли
города - Ростов, Суздаль,
Ярослав, Муром, Рязань.
В ХII в. эти земли ещё
не были самостоятельным
владением, и киевских
князей не привлекали.
В
ХII в. начался очень
важный в русской истории
процесс - перемещение
центра государства
с юга - из Киева - на
северо-восток - во Владимир.
Залесская
Русь при Владимире
Мономахе (1113 - 1125 гг.).
Незначительной, в политическом
отношении, получил
эту землю в управление
один из младших сыновей
Ярослава Мудрого - Всеволод.
Но его сын - Владимир
Мономах - смог разглядеть
уникальность этих мест.
К Залесской Руси он
стал проявлять повышенный
интерес. Несколько
раз объехал свои владения,
в 1108 г. на берегу реки
Клязьмы основал город
и назвал его своим именем -
Владимир. Ростово-Суздальская
земля становится наследственной
вотчиной Мономашичей.
При
Владимире Мономахе
эта земля вошла
в орбиту политической,
экономической и
культурной жизни
Киева. В 1113 г. Мономах
был приглашен
на киевский престол
как самый авторитетный
на Руси князь.
Ростово-Суздальская
земля при Юрии
Долгоруком. В Ростово-Суздальскую
землю Мономах
послал одного из своих
младших сыновей -
Юрия. Юрий, как младший
сын, не мог претендовать
на киевское княжение.
Но он оказался очень
активным человеком
и энергично занялся
устройством своего
княжества: поощрял
переселенцев, строил
города (Юрьев-Польский,
Дмитров, Звенигород,
Переяславль-Залесский),
крепости, церкви, монастыри. 4
апреля 1147 г. состоялась
встреча Юрия с черниговским
князем Святославом
Ольговичем в небольшом
селении Москва. Описание
этой встречи попало
на страницы летописи.
Это было первое упоминание
в летописи о Москве.
И дата - 4 апреля 1147 г. -
считается датой основания
Москвы.
Владение
Юрия Владимировича
ширилось, укреплялось
и превратилось в
самое сильное на всём
Северо-Востоке. Это
дало Юрию возможность
начать борьбу за общерусское
первенство. Юрий стал
стремиться к киевскому
престолу. За это его
и прозвали "Долгоруким".
В 1155
г. он захватил киевский
престол. Но Юрий Долгорукий
в Киеве не прижился,
киевские бояре его
не приняли. Через
два года после
одного из пиров он
умер. Предполагают,
что он был киевлянами
отравлен.
Юрий
Долгорукий всю свою
жизнь мечтал о
Киеве, но прославился
другим - как основатель
Москвы.
При
Юрии Долгоруком Ростово-Суздальская
земля стала ведущей
среди всех русских
земель.
Владимиро-Суздальское
княжество при
Андрее Боголюбском.
Юрий Долгорукий очень
хотел передать киевский
престол своим детям.
Поэтому, став киевским
князем, он передал своим
сыновьям в управление
земли близ Киева. Старшему
сыну - Андрею - передал
Вышгород - пригород
Киева. Андрею Владимировичу
было уже 30 лет, все эти
годы прожил в родной
Ростово-Суздальской
земле, которую очень
любил и считал своей
опорой. Киева и киевлян
он не любил. Андрей
был сыном половецкой
княжны, может быть поэтому
был очень упрямым. Однажды
ночью, против воли отца,
он покинул Вышгород
и отправился в родную
Ростово-Суздальскую
землю.
Уход
Андрея из Киева сыграл
судьбоносную роль в
русской истории.
По преданию, Андрей
тайком увёз с собой
местную религиозную
святыню - икону Богоматери.
Когда конь, вёзший
эту икону, оказался
рядом с Владимиром,
то вдруг встал
и не хотел идти
дальше. Андрей посчитал
это особым знаком:
значит, сама Богородица
захотела пребывать
здесь. На том самом
месте Андрей заложил
село, назвал его
Боголюбово. Боголюбово
сделалось его
любимым местом пребывания.
Сам же он на века
получил прозвище "Андрей
Боголюбский".
Напористый,
энергичный, Андрей
Боголюбский резко отличался
среди остальных русских
князей. После смерти
отца бояре Ростова
и Суздаля выбрали Андрея
Боголюбского своим
князем. Бояре не хотели,
чтобы к ним присылали
князя из Киева. Так,
Ростово-Суздальская
земля стала самостоятельным
княжеством. Бояре надеялись,
что в благодарность,
Андрей будет править
вместе с ними. Но Андрей
сразу же стал укреплять
в княжестве свою собственную
власть: отдалил от власти
старых, влиятельных
отцовских бояр, согнал
с ростово-суздальских
столов всех своих братьев
и племянников, и никому,
даже своим сыновьям,
не давал уделов в Ростово-Суздальской
земле. Андрей Боголюбский
не хотел дробления
своей земли. Он также
пытался подчинить своей
воле других русских
князей. В 1169 г. он со
своей дружиной взял
Киев, подверг его страшному
разгрому, но править
в нём не стал, вновь
ушёл на север. Столицу
своего княжества он
перенёс из Ростова
и Суздаля в молодой
Владимир. После этого
княжество стало называться
Владимиро-Суздальским.
Андрей
Боголюбский стал возвышать
свою столицу. Он построил,
как в Киеве, парадный
въезд в город - Золотые
ворота. Он стал показывать
всем, что находится
под особым покровительством
Богородицы: для привезённой
иконы Божьей Матери
выстроил Успенский
собор. В честь Богородицы
организовал новый религиозный
праздник - Покров Пресвятой
Богородицы (14 октября),
который со временем
стал одним из самых
любимых на Руси. Во
Владимире началось "житие",
прославление иконы
из Вышгорода. Она получит
название "Владимирская".
Икона Владимирской
Богоматери сыграет
колоссальную роль в
становлении русской
государственности.
В критические моменты
русской истории русский
народ всегда будет
просить её заступничества.
Андрей
Боголюбский попытается
учредить свою церковную
митрополию, независимую
от Киева. Но константинопольский
патриарх не дал своего
согласия на учреждение
во Владимире, но уже
брат Андрея - Всеволода
Большое Гнездо - великим
владимирским князем
киевский митрополит
назвал во Владимире.
Религиозный
центр Руси стал перемещаться
во Владимир. История
Киевской Руси закончилась.
Началась история
Руси Владимирской.
Во
Владимире Андрей
пережил страшный
удар - кончину своего
совсем ещё молодого
сына Изяслава после
ранений в боях
с половцами. Летописец
назвал сына Андрея "вишенкой,
срубленной в цвету".
В память о сыне безутешный
отец решил построить
храм. И в 1165 г. руки человеческие
сотворили чудо - возник
самый поэтичный храм
русского средневековья
- Церковь Покрова на
Нерли. Этот храм считается
архитектурным совершенством:
мастерам удалось передать
глубокую печаль, смирение
перед Судьбой, простоту,
созерцание. В своём
княжестве Андрей вёл
себя как суровый и властный
хозяин. Это вызвало
недовольство боярства.
Возник заговор, и июньской
ночью 1174 г. Андрей был
заколот кинжалами.
Значение
деятельности Андрея
Боголюбского для русской
истории:Андрей Боголюбский
гениально ощутил исчерпанность
роли Киева как центра
русских земель. В результате
его деятельности центр
политической власти
окончательно переместился
из Киева во Владимир.
Владимиро-Суздальское
княжество в правление
Всеволода Большое
Гнездо. После смерти
Андрея Боголюбского
после двух лет междоусобиц
на владимирском престоле
оказался его брат -
Всеволод, по прозвищу "Большое
Гнездо" (у него было 8
сыновей и четыре дочери,
и у всех было большое
потомство). Всеволод
был сыном византийской
принцессы. Он был одним
их тех, о ком говорили - "истинный
византиец". Тонкий,
умный, дипломатичный,
он сумел поладить со
всеми своими братьями
и сесть на владимирский
престол. Укрепившись
на престоле, Всеволод
продолжил политику
своего брата Андрея -
в княжестве стал укреплять
свою собственную власть.
Мятежные бояре были
казнены, их имения конфискованы.
Укрепив
свою власть внутри
княжества, Всеволод
Большое Гнездо стал
оказывать всё
большее влияние
на дела в других
княжествах - вмешивался
в дела Новгорода,
захватил земли в
Киевском княжестве,
подчинил своему влиянию
Рязанское княжество.
Всеволод
Большое Гнездо стал
именоваться Великим
князем. Великим его
признали все русские
князья. Его правление -
это время расцвета
Владимиро-Суздальского
княжества.
Итак,
князья Северо - Восточной
Руси - Юрий Долгорукий,
Андрей Боголюбский,
Всеволод Большое Гнездо -
проводили одну и ту
же политику:
укрепляли
свою личную власть
внутри своего княжества;
укрепляли,
возвышали своё княжество;
распространяли
свою власть на другие
русские земли.
Во
Владимиро-Суздальском
княжестве стала
складываться своя политическая
традиция - единовластие.
Владимиро-Суздальское
княжество повторило
судьбу всех русских
земель: после смерти
Всеволода Большое
Гнездо оно распалось
на множество мелких.
Но
в памяти народа осталось,
как правили, владимиро-суздальские
князья и к чему
это приводило: правили
они единовластно,
и это приводил
к миру и спокойствию
в их землях.
В
ХIII в. процесс дробления
Руси продолжился. Но
в Северо-Восточной
Руси уже началась встречная
тенденция - борьба владимирских
князей за объединение
русских земель под
властью одного общепризнанного
князя.
Хозяйство и социальный
строй.
.
Социально - экономическое
развитие. Основой
хозяйства оставалось
пашенное земледелие.
Соединение земледелия
со скотоводством,
сельскими промыслами
и подсобным домашним
ремеслом обусловливало
натуральный характер
крестьянского и
вотчинного хозяйства.
Материально-производственную
основу феодального
хозяйства составляли
труд зависимых
крестьян и холопов
и взимаемая с
крестьян продуктовая
рента. Большое
распространение
получила паровая
система севооборота.
Начинает входить
в практику удобрение
почвы навозом.
Но урожайность
полей была не
высокой: «сам-полтора»,
«сам-два», «сам-три»
в средние урожайные
годы. Феодальное землевладение
развивалось преимущественно
в форме крупных княжеских,
боярских и церковных
вотчин. Фактов наличия
условного землевладения
пока не обнаружено.
Служилым вассалам (служилым
боярам, дружинникам,
администраторам) давались
за службу земли на вотчинном
праве или же кормления -
право на держание городов
или волостей и получение
с них доходов. Основная
масса крестьян - общинников
оставалась лично свободной
и хозяйствовала на
государственных землях,
уплачивая феодальную
ренту - «дань». Разорявшиеся
в силу разных причин
крестьяне становились
«закупами», «рядовичами»,
«холопами», «челядью»,
т.е. зависимыми от феодала.
Так происходило образование
класса феодально-зависимых
крестьян. Эксплуатация
зависимых крестьян
осуществлялась преимущественно
через взимание с них
продуктовой ренты и,
в меньшей степени, через
отработки. Сохранялся
труд холопов. Росло
число холопов, сажаемых
на землю. Из вооруженных
холопов составлялись
дружины бояр. На основе
развития общественного
разделения труда, продолжающегося
отделения ремесла от
земледелия и роста
торговых связей быстро
растет число городов
и укрепленных поселений,
которых к середине XIII
в. насчитывалось до 300.
Ремесленники сосредотачивались
главным образом в городах,
что способствовало
дифференциации ремесленного
производства. В XII -XIII
вв. уже насчитывалось
до 60 ремесленных специальностей.
Высокого совершенства
достигли русские мастера
в технологии обработки
металлов, в сварке,
пайке и ковке, в изготовлении
высокохудожественных,
тончайшего литья и
чеканки изделий. Основная
масса городских ремесленников
работала на заказ, но
часть их продукции
поступала на рынок.
Русский город в XII - XIII
вв. был уже сложным
социальным организмом,
в котором были представлены
все слои феодального
общества: феодалы, князья,
бояре; основную массу
составляли «черные»,
«меньшие» люди - мелкие
торговцы, ремесленники,
подмастерья, кабальные
«наймиты», «убогие
люди» - не имевшие определенного
занятия, челядь, купцы,
священнослужители.
В крупных городах создаются
ремесленные и купеческие
объединения с выборными
старостами во главе,
со своей «казной». Городское
управление находилось
в руках городской феодальной
знати, которая взимала
с ремесленного люда
и мелких торговцев
феодальную ренту за
пользование ими дворами
и участками в боярских
усадьбах. Социальные
противоречия в городах
выливались в частые
восстания городской
бедноты, еретические
движения, ожесточенные
схватки на вечевых
собраниях. Роль городов
была двойственной.
С одной стороны они
являлись оплотом областного
сепаратизма, с другой
— в лице крепнущего
торгово-ремесленного
населения складывалась
политическая сила,
которая тяготела к
сильной великокняжеской
власти.