Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 11:35, контрольная работа

Описание

I. Эволюция восточно-словянской государственности в XI-XIII вв.
II.Хозяйство и социальный строй.
III. Борьба русских княжеств с кочевыми племенами и иноземными захватчиками.

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ К.Р..docx

— 56.75 Кб (Скачать документ)

Общий характер развития. Изучая основные моменты  хозяйственной системы феодализма в древней Руси, мы указывали, что процесс феодализации шёл не только по основной линии аграрных отношений, но и по линии зарождения и развития феодального города.

Город XIII—XIV вв. отражал уже  основную классовую  структуру общества — его феодальную структуру. Как сам феодальный город в качестве промышленного и торгового пункта, так и его общественные классы были лишь особым выражением феодальных отношений, И так как в феодальном обществе имелись два класса — феодалы-вотчинники и масса зависимого и экспроприированного от земли населения, — то классовый состав феодального города отражал в основном именно эту феодальную классовую структуру. Владельцем феодального города, особенно в раннюю эпоху развития феодализма, являлся тот же феодал-вотчинник, а жившие в этом городе ремесленники, крестьяне и торговцы были большей частью его же крепостными. Но уже в период развитого феодализма (приходящийся в Западной Европе на XI—XIII вв., а в феодальной Руси на XIII—XIV вв.) возникают зачатки того процесса отделения города от деревни, который, по словам Маркса, является «основой всякого развитого разделения труда, осуществляющегося путем обмена товаров...», процесса, в котором в дальнейшем резюмируется вся экономическая история капиталистического общества. Понятно,  что процесс этот в феодальную эпоху ещё не находил полного осуществления, но получил решающее значение для всего дальнейшего развития феодализма. Постепенно в эпоху разложения феодализма вместе с дальнейшим ростом общественного разделения труда, с развитием промышленности и торговли феодальный город приобретал уже более сложный классовый состав, независимость своего населения и всей своей экономики от феодальной вотчины. Таким образом, город в развитии феодализма имел двойственное значение: с одной стороны, в особенности на начальных этапах феодализма, он являлся неотъемлемым его элементом и этапом развития, а с другой, — в более позднюю эпоху — элементом его разложения. В Западной Европе уже в XII—XIII вв. на общем фоне феодально-вотчинного хозяйства начинают выделяться города как независимые промышленные центры, выполняющие громадную историческую, экономическую и политическую роль в борьбе против натурально-хозяйственной замкнутости и разобщённости феодализма и в борьбе за свою экономическую и политическую независимость. В феодальной Руси город как промышленный центр играл гораздо более подчинённую роль. Промысловые занятия, возникающие в недрах натурального хозяйства, ещё долгое время не выделяются из него на основе общественного разделения труда в специально городские промышленные профессии, кроме тех немногих профессий, которые вообще не были связаны с вотчиной. Роль города в русской хозяйственной жизни, даже в XVI — XVII вв., не говоря уже о более ранней эпохе, не только была значительно меньшей, чем в Западной Европе, но ещё не так давно вовсе отрицалась многими историками. В связи с подавляющим преобладанием в народной жизни сельского хозяйства и в связи с военными формами городской колонизации, особенно на юге, многие историки (Соловьёв, Ключевский, Хлебников и др.) считали, что русский город был «огороженным» в военных целях и укреплённым селом с крайне слабо развитыми промышленными отраслями и почти исключительно с земледельческим характером населения. Однако другие историки (Костомаров), в особенности на основании изучения городских писцовых книг (Чечулин), приходят к выводу, что, несмотря на значительные особенности русского города и недоразвитость у нас городской промышленности и ремесла сравнительно с западноевропейскими, всё же, в особенности в последующий период Московской Руси XVI—XVII вв., город получает значение такого центра, вокруг которого слагается более широкое общественное разделение труда и промышленно-ремесленной деятельности на почве товарообмена с деревней.

По  своему возникновению  и по начальным  этапам развития не все города феодальной Руси XIII—XIV вв. прошли одинаковый путь. Как мы видели выше, ещё в период родового и племенного быта на территории отдельных племён имелись многочисленные городища, из которых некоторые превращались в крупные племенные города. Таковы были многие древнеславянские города, времени основания которых летописец не помнит или сопровождает рассказы об этих городах такими легендарными преданиями, как рассказ об основании Киева. Население этих городов было свободным, сам город основывался не на владельческой, а на свободной земле. Поэтому эти «своеземские» города, если они стояли на основных речных и торговых путях, превращались в крупные торговые пункты, сохраняли свою независимость и переживали бурный период свободы «вечевого» строя, пока они не были подчинены центральной власти. В некоторых случаях эти города получали большое и самостоятельное политическое значение наподобие вольных городов и средневековых городских республик Западной Европы. Таково было положение и развитие города Великий Новгород. Но уже в княжеский период сами князья также строили новые города как укреплённые пункты для сосредоточения в них своей дружины и для дальнейшего завоевательного продвижения, селили здесь своих холопов и челядь и заводили своё городское хозяйство. Эти «княжеские» города часто превращались в резиденции князей, в столицы феодальных княжеств.

Эти этапы раннего  дофеодального и  феодального развития города хорошо прослеживаются в археологических  памятниках, вскрывающих  иногда в старых городах (Киев, Новгород) два слоя археологических  остатков, свидетельствующих  о перерождении первобытного городища в княжеский феодальный город. Непременная его принадлежность — детынец, кремль — является как резиденцией князя, так и укреплённым вестом для хранения княжеской казны, оружия, товаров и пр. Наконец, третьей формой возникновения феодального города было зарождение его из феодальной вотчины, когда на владельческих землях селилось свободное или зависимое население, занимающееся ремёслами. Для феодального города наиболее типичным и «органическим» путём его зарождения и развития является возникновение его на месте феодальной вотчины — княжеской, боярской, монастырской. Небольшие, устроенные феодалами в своих вотчинах городские поселения, «городки», при благоприятных условиях развивались также в крупные города. В первую очередь это относится к Москве — феодальному городу, возникшему, как мы увидим ниже более подробно, из маленькой феодальной вотчины удельного князя. Таково же было происхождение многих феодальных городов, сохранившихся до последнего времени и часто носивших названия их бывших феодально-вотчинных владельцев: Новосиль — вотчина бывших князей Новосильских, Одоев — князей Одоевских, и многие другие, Скопин была старая вотчина Романовых. «Ставили» города в своих вотчинах и более мелкие феодалы, как город Орлец в вотчине новгородского боярина Луки Варфоломеева. Очень много городов возникало на монастырских или на митрополичьих вотчинах, каковы Гороховец на Клязьме, Алексин и многие другие. В таких «вотчинных» феодальных городах даже много позднее, когда они стали приобретать самостоятельное положение, почти все дворы и постройки принадлежали феодалу, боярину, монастырю, а все обитатели этих городов были их зависимыми и крепостными крестьянами или ремесленниками.

При таких условиях феодальный город и экономически и социально был  первоначально неотделим  от феодальной вотчины. Основное и новое, что стал вносить город в вотчинное хозяйство, было, хотя бы в самых зачаточных формах, общественное разделение труда. Зарождаясь в городе, оно вместе с тем стало оказывать влияние и на хозяйственный строй феодальной вотчины. Но ещё долго развитие производительных сил не перерастает тех общественных отношений, которые открывала им феодальная вотчина, и город по-прежнему остаётся феодальным городом. Его отдельные классы связаны в основном с классами феодального общества. Трудящаяся масса его населения — те же зависимые от феодала производители, только специализирующиеся на переработке сельскохозяйственных продуктов (которую они, впрочем, производили и в вотчине) или на ремесле (которым они также раньше занимались в вотчине). Руководитель и глава феодального города — тот же феодал-вотчинник разного масштаба — князь, боярин, кормленщик. Самая организация города представляет вначале сколок с организации вотчины. Общественное разделение труда, которое было заложено в хозяйственной деятельности города, начинает изменять экономику, а отчасти и социальную структуру как самого города, так и феодальной вотчины. Города устраивались в своих вотчинах далеко не всеми феодалами, а лишь более крупными и в наиболее благоприятных случаях. Прежние племенные и старые торговые города также попадали в распоряжение более крупных феодальных князей. Поэтому всё феодально-вотчинное хозяйство неизбежно втягивается в хозяйственное и политическое влияние города, к которому начинает тяготеть вотчина. Владелец вотчины сбывает в городе некоторые свои продукты,  получает из города изделия, которые в вотчине не производятся. Наконец, сам владелец часто переезжает в город. В самом городе постепенно обособляются группы населения, не связанные с вотчиной. Так в недрах феодального общества возникает феодальный город как торгово-промышленный центр, постепенно обособляющийся от феодальной вотчины.

III. Борьба русских княжеств с кочевыми племенами и иноземными захватчиками.

Борьба  против вторжений  с Запада

Русь  и Прибалтика  в начале XIII в.

Юго-восточное  побережье Балтийского  моря от Финского залива до Вислы было заселено славянскими, финно-угорскими  и балтийскими  племенами. В этой части Восточной  Европы в конце  XII в. шел процесс перехода к классовому обществу, хотя здесь и существовали значительные пережитки первобытнообщинного строя. В условиях отсутствия собственной государственности и церковных институтов сильное влияние на Прибалтику оказывали русские земли. К началу XIII в. Новгород и Полоцкая земля установили тесные экономические, политические и культурные связи с народами этой части европейского континента.

Начало  XIII в. было временем экспансии на восток западноевропейских стран и религиозно-политических организаций. Идеологическое обоснование такого рода политике давала римская католическая церковь, призывавшая к скорейшему крещению язычников и стремившаяся утвердить свое влияние во всем Балтийском регионе.

Наиболее  агрессивно стремились внедриться на Востоке  поддерживаемые папской  курией немецкие духовно-рыцарские ордена. В результате провозглашенного Ватиканом крестового похода в Прибалтику устремились католические миссионеры и жаждущие добычи и приключений рыцари и авантюристы. В 1201 г. в устье Западной Двины захватчики основали крепость Ригу. В 1202 г. был основан Орден меченосцев (от изображения меча и креста на орденской одежде). В 1237 г. в результате объединения ордена меченосцев с находившимся в Пруссии Тевтонским орденом возник Ливонский орден, ставший главной военно-колонизационной опорой Ватикана в Восточной Европе.

Во  главе Ливонского ордена стоял магистр, имевший в принципе неограниченную власть. Рыцари Ордена обязаны  были соблюдать обеты  целомудрия, послушания, бедности и обещание всю жизнь посвятить  борьбе с "неверными". В действительности рыцари не отличались ни воинской дисциплиной, ни скромностью, ни бедностью. По соглашению с Ватиканом  одна треть всех завоеванных  земель Прибалтики поступала  в собственность  Ордена. Местное население  подвергалось беспощадному ограблению и в  случае малейшего  неповиновения безжалостно  истреблялось.

В восточной части  Прибалтики активно  действовали Дания  и Швеция. Датчане  основали крепость Ревель (на месте современного Таллинна), шведы стремились утвердиться на острове Саарема (Эзель) и на побережье Финского залива.

Усилившаяся экспансия западноевропейских рыцарей на Восток серьезно угрожала интересам  русских княжеств. В борьбу за Прибалтику активно включились сопредельные с ней  русские земли, прежде всего, Полоцк и Новгород. В своих действиях  русские находили поддержку со стороны  местного населения, для которого угнетение, принесенное рыцарями, было во много раз  тяжелее дани, собиравшейся полоцкими и новгородскими  властями.

Невская битва

Летом 1240 г. шведская флотилия под командованием  военачальника Биргера неожиданно появилась в Финском заливе, и пройдя по р. Неве, стала в устье р. Ижоры. Здесь шведы раскинули свой временный лагерь. Новгородский князь Александр Ярославич, спешно собрав небольшую дружину и часть ополчения, решил нанести противнику неожиданный удар. 15 июля 1240 г. в результате бесстрашия и героизма русских войск, талантливости их полководца, более многочисленное шведское войско было разбито. За победу, одержанную на Неве, князь Александр был прозван "Невским". Невская победа над шведами предотвратила потерю Русью выхода в Балтийское море и угрозу прекращения торговых связей с Западной Европой.

Ледовое побоище 

В это же время к  захвату русских  земель приступили рыцари Ливонского ордена. Рыцарям удалось  овладеть Псковом, Изборском, Копорьем. Положение  дел в Новгороде  осложнилось и  тем, что в результате ссоры с новгородским боярством князь  Александр Невский  временно покинул  город. Опасность, угрожавшая Новгороду, заставила  его население  вновь призвать князя  Александра Ярославича.

В результате успешных действий русских  войск от рыцарей  были освобождены  Псков и Копорье. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера встретились  основные силы немецких рыцарей и русское  войско во главе с  князем Александром  Невским. Здесь произошла  одна из самых знаменитых битв русского средневековья, получившая название Ледового побоища. В  результате ожесточенного  сражения русские  одержали решительную  победу. Битвой на Чудском  озере рыцарское  наступление на Русь было приостановлено. Однако угроза военной  и религиозно-духовной экспансии с Запада во многом продолжала влиять на внешнюю  политику русских  земель.

  Образование Монгольской державы

Территория  и хозяйство

Огромное  воздействие на судьбу Руси, как и многих других стран Европы и Азии, оказало  образование в  начале XIII в. в степях Центральной Азии сильного Монгольского государства.

К концу XII — началу XIII вв. монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Преобладающим занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, в северных районах — охота; земледелие и ремесла были развиты слабо. Монгольское общество переживало период разложения патриархальных отношений. По мнению большинства историков, Монгольская держава складывалась как раннефеодальное государство с сильными пережитками первобытнообщинных и рабовладельческих отношений. В процессе становления государственности выделился слой знати (нойонов),   рядовых воинов-дружинников (нукеров), простых кочевников (карачу). Как и в других раннеклассовых обществах, большое значение   в жизни монголов занимало стремление к захвату добычи, пленных, а также необходимых для ведения кочевого скотоводства новых земель. В походы была вовлечена подавляющая часть населения. Это обстоятельство сыграло роковую роль не только в судьбе подвергнувшихся завоеванию народов Азии и Европы, но и в судьбе самого монгольского народа.

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"