Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 00:54, контрольная работа
Вопрос №1. Реформы Петра Великого
Вопрос №2. Космическая гонка – соперничество СССР и США (1957 – 1975 гг.)
Бишкекский
филиал Международного
Славянского Института
Контрольная
работа
Предмет:
Отечественная история
Проверил: Балабанова С.Г.
Выполнил:
Абдурехменова Ж.,
студентка 2-го курса,
заочного отделения
Бишкек-2011
Вопрос №1. Реформы
Петра Великого
Петр
I вошел в историю России как Величайший
реформатор. Преобразования, проводимые
им, коснулись всех сторон жизни огромного
государства и охватили все направления
внутренней и внешней политики. Годы правления
Петра I - 1682 – 1725.
У Петра
I поначалу отсутствовала четкая программа
реформ в сфере государственного
правления. Появление нового государственного
учреждения или изменение административно-
Административные
реформы
В 1699 году
была проведена первая административная
реформа – учреждено особое ведомство
городов, введено самоуправление для
городского купечества, а также для
населения поморских городов. Таким
образом, упразднялась власть всесильных
некогда воевод. Судом и сбором налогов
с того момента ведали бурмистры. Эта должность
было выборной. Во главе новообразованных
органов стояла Московская Ратуша, которую
выбирали московские купцы. В компетенции
Ратуши во главе с обер-инспектором находились
основные поступления государственных
доходов с городов, а также надзор за действиями
всех институтов самоуправления.
Однако,
с ростом государственных расходов
Петр постепенно утратил доверие
к финансовым возможностям Ратуши.
Тогда он решил перенести основную
массу управления на места. Такая мера
обеспечивала большее удовлетворение
финансовых потребностей государства.
К тому же, после окончания затянувшейся
Северной войны эта реформа должна была
упростить процесс размещения и обеспечения
регулярных войск.
С первых
лет правления Петра прослеживалась
тенденция снижения роли малоэффективной
Боярской думы в управлении государством.
В 1699 году при царе была организована Ближняя
канцелярия, или Консилиум (Совет) министров,
состоявший из 8 доверенных лиц царя, управлявших
отдельными приказами. Это был прообраз
будущего Правительствующего Сената,
сформированного 22 февраля 1711 года. Последние
упоминания о Боярской думе относятся
к 1704 г. В Консилии был установлен определённый
режим работы: каждый министр имел особые
полномочия, появляются отчетность и протоколы
заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы
и подменявшей её Консилии был учрежден
Сенат.
Созданный
Петром для текущего управления государством
на время отсутствия царя, Сенат, в
составе 9 человек, превратился из временного
в постоянно действующее высшее правительственное
учреждение. Он контролировал правосудие,
ведал торговлей, сборами и расходами
государства, наблюдал за исправностью
отбывания дворянами воинской повинности,
ему были переданы функции Разрядного
и Посольского приказов.
Решения
в Сенате принимались коллегиально,
на общем собрании и подкреплялись
подписями всех членов высшего государственного
органа. Если один из 9 сенаторов откажется
подписать решение, то решение считалось
недействительным. Таким образом, Пётр
I делегировал часть своих полномочий
Сенату, но в то же время возложил на его
членов персональную ответственность.
Одновременно
с Сенатом появилась должность
фискалов. Обязанность обер-фискала
при Сенате и фискалов в провинциях
состояла в негласном надзоре
за деятельностью учреждений: выявляли
случаи нарушения указов и злоупотреблений
и доносили Сенату и царю. С 1715 года за
работой Сената следил генерал-ревизор,
с 1718 переименованный в обер-секретаря.
С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют
генерал-прокурор и обер-прокурор, которым
подчинялись прокуроры всех других учреждений.
Никакое решение Сената не имело силы
без согласия и подписи генерал-прокурора.
Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор
подчинялись напрямую государю.
Сенат
как правительство мог принимать решения,
но для их исполнения требовался административный
аппарат. В 1717—1721 годах была проведена
реформа исполнительных органов управления,
в результате которой система приказов
с их расплывчатыми функциями была заменена
по шведскому образцу 12 коллегиями — предшественниками
будущих министерств. В отличие от приказов
функции и сферы деятельности каждой коллегии
были строго разграничены, а отношения
в самой коллегии строились на принципе
коллегиальности решений. Были введены:
Коллегия чужестранных (иностранных) дел.
Военная коллегия — комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.
Адмиралтейств-коллегия — военно-морские дела, флот.
Вотчинная коллегия — заменила Поместный приказ.
Камер-коллегия — сбор доходов государства.
Штатс-контор-коллегия — ведала расходами государства,
Ревизион-коллегия — контроль сбора и расходования казённых средств.
Коммерц-коллегия — вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.
Берг-коллегия — горно-металлургическое дело.
Мануфактур-коллегия — лёгкая промышленность.
Юстиц-коллегия — ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты — купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).
Духовная
коллегия — управляла церковными делами
(позже Святейший Правительствующий синод).
В 1721 году
была образована Вотчинная коллегия
— ведала дворянским землевладением
(рассматривались земельные
В 1720 годах
на правах коллегии был образован Главный
магистрат, управлявший городским населением.
В 1721 году
учреждена Духовная коллегия или
Синод — рассматривались дела
церкви.
С 28 февраля
1720 года Генеральный регламент ввёл
единую для всей страны систему делопроизводства
в государственном аппарате. Согласно
регламенту коллегия состояла из президента,
4-5 советников и 4 асессоров.
Кроме того действовали Преображенский приказ (политический сыск), Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия.
«Первейшими»
коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую
и Иностранных дел.
На правах
коллегий находились два учреждения:
Синод и Главный магистрат.
Коллегии
подчинялись Сенату, а им — губернская,
провинциальная и уездная администрация.
В конце
1707 года началось осуществление новой
губернской реформы, и в 1708 году было объявлено
создание восьми губерний (подразделявшихся
на провинции): Московской, Ингерманландской
(позднее Санкт-Петербургской), Киевской,
Смоленской, Архангелогородской, Казанской,
Азовской и Сибирской. Главами пограничных
губерний были генерал-губернаторы, остальных
- губернаторы. В провинциях правили воеводы.
При губернаторах и воеводах находилась
земская канцелярия - учреждение, приводящее
в исполнение все приказы и распоряжения.
Затем, с 1710 года воеводы были переименованы
в уездных комендантов. Губернаторам подчинялись
вице-губернаторы (заместители), ландрихтеры
- фактически судьи, провиантмейстеры
и многие другие чиновники.
Также
в 1710 году была осуществлена подворная
перепись населения страны, в результате
которой была определена особая платежная
единица в 5536 дворов, которая должна была
обеспечивать одну «долю» средств, необходимых
для покрытия военных расходов. Вместо
упраздненных комендантств были созданы
новые «доли» во главе с ландратами. В
больших губерниях по 12, в средних - по
10, в меньших - по 8. Предполагалось, что
в соответствии с количеством «доль» каждая
губерния возьмет на содержание определенное
число полков.
Но, поскольку
Северная война затянулась, и не
пришлось размещать в губерниях приписанные
к ним полки, эта реформа оказалась нецелесообразной.
Денег по-прежнему не хватало, что создало
благодатную почву для коррупции.
Для контроля
за исполнением решений на местах
и уменьшения повальной коррупции
с 1711 года учреждалась должность фискалов,
которые должны были «тайно проведать,
доносить и обличать» все злоупотребления,
как высших, так и низших чиновников, преследовать
казнокрадство, взяточничество, принимать
доносы от частных лиц. Во главе фискалов
стоял обер-фискал, назначавшийся царем
и ему подчинявшийся. Обер-фискал входил
в состав Сената и поддерживал связь с
подчиненными фискалами через фискальный
стол канцелярии Сената. Доносы рассматривала
и ежемесячно докладывала Сенату Расправная
палата — особое судебное присутствие
из четырёх судей и двух сенаторов (существовала
в 1712—1719 гг.).
В 1719—1723
гг. фискалы подчинялись Юстиц-
В 1719—1720
годах была проведена вторая областная
реформа, ликвидировавшая доли. Губернии
стали делиться на 50 провинций во главе
с воеводами, а провинции на дистрикты
во главе с земскими комиссарами, назначаемыми
Камер-коллегией. В ведении губернатора
остались только военные и судебные дела.
Должность бурмистров в городах упразднялась. Все население делилось на три части:
- 1-ю
гильдию (богатые купцы и
- 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники);
- «подлый
люд», составлявший подавляющее большинство
городского населения. Только представители
1-ой гильдии могли избираться в новые
органы городского самоуправления – магистраты.
Деятельность городских магистратов контролировал
созданный в 1720 году Главный магистрат.
В результате
реформ государственного управления закончилось
оформление абсолютной монархии, а также
бюрократической системы, на которую опирался
император.
На следующем
этапе административных реформ Петр
решил образовать коллегии по шведскому
образцу. 23 марта 1715 года Петр в своей
заметке обозначил шесть
Заключительным
этапом формирования коллегий стало
принятие в 1720 году Генерального регламента,
документа, определявшего штаты
коллегий и разграничивавшего их компетенцию,
задачи и функции. Коллегиальная система
действовала почти столетие - с 1717 по 1802
гг.
В 1722 году
был принят Свод законов о порядке
государственной службы – Табель
о рангах, что явилось итогом административных
реформ Петра Великого. Табель о рангах
устанавливала 14 рангов по трем видам:
военные (армейские и морские), штатские
и придворные. Табель обязывала всех дворян
служить и объявляла службу единственным
способом получения любого государственного
чина, причем открывались возможности
продвижения по службе и выходцев из «подлого
люда», а достижение восьмого ранга означало
присвоение дворянства.
Военная
реформа
Особое
место среди преобразований Петра
Великого занимают военные реформы.
Их основная идея заключалась в ликвидации
дворянских ополчений и создании постоянной
боеспособной армии с единообразной структурой,
вооружением, обмундированием, дисциплиной
и уставами. Задачи создания армии и флота
занимали юного Петра еще задолго до того,
как он стал полновластным государем.
При вступлении
на царство Пётр получил в распоряжение
постоянное стрелецкое войско, склонное
к анархии и мятежам, не способное
сражаться с западными армиями.
Преображенский и Семёновский полки,
выросшие из детских потех юного
царя, стали первыми полками новой
российской армии, построенной с помощью
иностранцев по европейскому образцу.
Реформирование армии и создание флота
стали необходимыми условиями победы
в Северной войне 1700—1721 годов.