Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 00:54, контрольная работа
Вопрос №1. Реформы Петра Великого
Вопрос №2. Космическая гонка – соперничество СССР и США (1957 – 1975 гг.)
Обе советские
пилотируемые лунные программы так
и не были завершены из-за изначального
отставания по срокам, более чем
пятикратно меньшего относительно США
финансирования и некоторых организационных
и технических просчётов и неудач, включая
конкуренцию и распыление средств между
КБ Королёва и Челомея на начальных этапах
проектов создания лунных кораблей, отказ
самого опытного космического двигательного
КБ Глушко делать мощные двигатели для
Н1, непроведение наземной отработки ступеней
Н1 на дорогостоящих наземных стендах,
а также целую серию трагедий (в 1966 году
умер Королёв, в 1967 году при неудачном
приземлении нового корабля «Союз-1», являвшегося
в значительной мере прототипом для корабля
7К-ЛОК, погиб Владимир Комаров, наиболее
вероятный кандидат для сложных лунных
полётов, в 1968 году в авиакатастрофе погиб
Юрий Гагарин).
Ещё до
разворачивания лунно-облётной и лунно-посадочной
программ в СССР были разработаны
технические предложения по созданию
пилотируемой лунной орбитальной станции
Л4. Также, после успеха США и сворачивания
работ по программе Н1-Л3, был составлен
новый проект Н1Ф-Л3М для обеспечения более
долговременных чем американские экспедиций
на Луну к 1979 году с перспективой сооружения
на её поверхности советской лунной базы
в 1980-х гг. Однако назначенный в мае 1974
года вместо В. П. Мишина генеральным конструктором
советской космической программы академик
В. П. Глушко не стал отстаивать доведение
носителя пилотируемой лунной программы
и развитие её самой и своим приказом,
с согласия Политбюро и Министерства общего
машиностроения, прекратил все работы
по носителю Н1 и пилотируемым лунным программам
в 1974 году фактически и в 1976 году формально.
Более поздние проекты советских пилотируемых
полётов на Луну («Вулкан» — «Звезда»
и «Вулкан» — «ЛЭК») рассматривались,
но также не были реализованы.
Советские
пилотируемые лунные программы были
строго засекречены и стали достоянием
гласности только в 1990 году. До этого
времени СССР официально отрицал существование
этих программ, заявляя, что выбрал путь
создания околоземных пилотируемых орбитальных
станций и лунных исследований автоматическими
средствами.
Однако
доля правды в этом была. Изначальное
недостаточное внимание к пилотируемой
лунной программе было вызвано также и
спором конструкторов по поводу практической
эффективности освоения космоса, где взглядам
Королёва о необходимости пилотируемого
освоения космоса противостоял взгляд
Георгия Николаевича Бабакина о том, что
только освоение космического пространства
автоматами даст реальную и быструю пользу
человечеству. И решающее слово в этом
соперничестве было за Владимиром Николаевичем
Челомеем, который, будучи одним из ключевых
создателей ракетно-ядерного щита СССР
и главой второй из главных организаций
по созданию космической техники (в том
числе пилотируемой), с одной стороны,
в определённый период взгляд Бабакина
рассматривал как более перспективный,
а с другой стороны, предложил конкурирующе-альтернативные
КБ Королёва «свой» лунно-облётный корабль
ЛК-1 (на том же «своём» носителе «Протон»)
и лунно-посадочный комплекс из «своих»
корабля ЛК-3 и носителя УР-700. Однако, Челомей
попал в опалу после отстранения Хрущева
от власти, что и дало, наконец, возможность
развернуть программы «Протон»-«Зонд»
и Н1-Л3 от КБ Королёва.
Так или
иначе, несмотря на отставание в пилотируемых
лунных программах и в качестве некоторой
компенсации, в СССР параллельно
им были развёрнуты также программы
автоматических лунных межпланетных станций
и самоходных аппаратов. За несколько
дней до американской высадки «Аполлона-11»
двумя советскими автоматическими межпланетными
станциями («Луна-15» и предыдущая) были
предприняты попытки по первой в мире
доставке на Землю лунного грунта, оказавшиеся
неудачными. СССР смог получить первые
образцы лунного грунта через год — с
помощью АМС «Луна-16» в 1970 году, после чего
доставка по несколько сот граммов лунного
грунта была повторена ещё два раза. Также
несколько позже (в 1970 и 1973 гг) на Луну доставлялись
и успешно работали в течение нескольких
недель первые в мире телеуправляемые
с Земли советские лунные самоходные аппараты
«Луноходы».
Выиграв
«лунную гонку» и совершив до 1972
года 6 успешных высадок, США не стали
ни продолжать очень дорогостоящую
пилотируемую программу «Аполлон», ни
предпринимать полёты к Луне автоматических
аппаратов в течение более двух десятилетий.
СССР продолжал исследование Луны с помощью
АМС и луноходов до 1976 года, после чего
также прекратил их на три десятилетия.
По окончании
«лунной гонки» как в США, так и в СССР
(проекты «Аэлита» и МАВР) были разработаны
технические предложения по организации
пилотируемых полётов на Марс, однако
в связи с чрезмерными для одной страны
затратами в стадию реального воплощения
они не перешли.
В отличие
от других видов исторического международного
соперничества космическая гонка не была
мотивирована территориальной экспансией.
США не выдвигали каких-либо территориальных
прав на Луну. Были заключены международные
соглашения о всемирном достоянии природных
объектов космического пространства.
Первые
полёты к другим планетам
Первым
аппаратом в декабре 1962 года пролетевшим
около Венеры (в неработоспособном
состоянии) стала советская «Венера-1».
Первой работающей станцией, пролетевшей
мимо Венеры и изучавшей её, стал в том
же году американский «Маринер-2». Первым
аппаратом, совершившим посадку на Венере,
стала советская станция «Венера-7» (15
декабря 1970 года). Были получены данные
о температуре и давлении. Снимки поверхности
смогли доставить только советские станции
«Венера-9,10» в 1975 г. (черно-белые) и «Венера-13,
14» в 1981 г. (цветные).
Первые
советские попытки достичь
Американский
«Маринер-10» пролетел около Венеры
на своём пути к Меркурию, которого
достиг в 1974 году. Это был первый
и единственный полёт к Меркурию
за последующие более чем три
десятилетия.
Наследница
СССР, Россия, помимо создания ряда новых
ракет-носителей (в том числе частично-многоразовых
частично-крылатых), в настоящее время
ведёт разработку к 2018 г. многоцелевого
пилотируемого космического корабля «Русь»
(ППТС) и объявила о прочих планах и программах,
в том числе о пилотируемых полётах вокруг
Луны до 2020 г.(для космических туристов)
и на Луну после 2025 г., сделав заявку на
выигрыш в «лунной гонке за второе место»
(с Китаем, Европой, Японией, Индией), а
при благоприятном стечении обстоятельств
— и за выигрыш в «лунной гонке за возвращение
на Луну» (с США).
В США
в рамках амбициозной «программы
Созвездие» проектировался многоцелевой
исследовательско-прикладной пилотируемый
корабль «Орион», призванный как
заменить систему «Спейс Шаттл» на
околоземных полётов с 2018 г., так и (в
системе с разрабатываемой новой сверхтяжёлой
ракетой-носителем «Арес V») обеспечить
пилотируемые полёты на Луну с 2019—2020 гг.
и в перспективе на Марс. В феврале 2010 года
программа «Созвездие» была свернута
из-за экономического кризиса.
«Конец» космической гонки
Если
дата запуска «Спутника-1»
Список использованной литературы:
Толстой А.Н. Петр Первый;
Н. Павленко «Петр Великий»;
http://ru.wikipedia.org/