Контрольная работа по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 00:54, контрольная работа

Описание

Вопрос №1. Реформы Петра Великого
Вопрос №2. Космическая гонка – соперничество СССР и США (1957 – 1975 гг.)

Работа состоит из  1 файл

Отечественная история.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

Обе советские  пилотируемые лунные программы так  и не были завершены из-за изначального отставания по срокам, более чем  пятикратно меньшего относительно США  финансирования и некоторых организационных и технических просчётов и неудач, включая конкуренцию и распыление средств между КБ Королёва и Челомея на начальных этапах проектов создания лунных кораблей, отказ самого опытного космического двигательного КБ Глушко делать мощные двигатели для Н1, непроведение наземной отработки ступеней Н1 на дорогостоящих наземных стендах, а также целую серию трагедий (в 1966 году умер Королёв, в 1967 году при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1», являвшегося в значительной мере прототипом для корабля 7К-ЛОК, погиб Владимир Комаров, наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полётов, в 1968 году в авиакатастрофе погиб Юрий Гагарин). 

Ещё до разворачивания лунно-облётной и лунно-посадочной программ в СССР были разработаны  технические предложения по созданию пилотируемой лунной орбитальной станции Л4. Также, после успеха США и сворачивания работ по программе Н1-Л3, был составлен новый проект Н1Ф-Л3М для обеспечения более долговременных чем американские экспедиций на Луну к 1979 году с перспективой сооружения на её поверхности советской лунной базы в 1980-х гг. Однако назначенный в мае 1974 года вместо В. П. Мишина генеральным конструктором советской космической программы академик В. П. Глушко не стал отстаивать доведение носителя пилотируемой лунной программы и развитие её самой и своим приказом, с согласия Политбюро и Министерства общего машиностроения, прекратил все работы по носителю Н1 и пилотируемым лунным программам в 1974 году фактически и в 1976 году формально. Более поздние проекты советских пилотируемых полётов на Луну («Вулкан» — «Звезда» и «Вулкан» — «ЛЭК») рассматривались, но также не были реализованы. 

Советские пилотируемые лунные программы были строго засекречены и стали достоянием гласности только в 1990 году. До этого  времени СССР официально отрицал существование этих программ, заявляя, что выбрал путь создания околоземных пилотируемых орбитальных станций и лунных исследований автоматическими средствами. 

Однако  доля правды в этом была. Изначальное  недостаточное внимание к пилотируемой лунной программе было вызвано также и спором конструкторов по поводу практической эффективности освоения космоса, где взглядам Королёва о необходимости пилотируемого освоения космоса противостоял взгляд Георгия Николаевича Бабакина о том, что только освоение космического пространства автоматами даст реальную и быструю пользу человечеству. И решающее слово в этом соперничестве было за Владимиром Николаевичем Челомеем, который, будучи одним из ключевых создателей ракетно-ядерного щита СССР и главой второй из главных организаций по созданию космической техники (в том числе пилотируемой), с одной стороны, в определённый период взгляд Бабакина рассматривал как более перспективный, а с другой стороны, предложил конкурирующе-альтернативные КБ Королёва «свой» лунно-облётный корабль ЛК-1 (на том же «своём» носителе «Протон») и лунно-посадочный комплекс из «своих» корабля ЛК-3 и носителя УР-700. Однако, Челомей попал в опалу после отстранения Хрущева от власти, что и дало, наконец, возможность развернуть программы «Протон»-«Зонд» и Н1-Л3 от КБ Королёва. 

Так или  иначе, несмотря на отставание в пилотируемых лунных программах и в качестве некоторой  компенсации, в СССР параллельно  им были развёрнуты также программы  автоматических лунных межпланетных станций и самоходных аппаратов. За несколько дней до американской высадки «Аполлона-11» двумя советскими автоматическими межпланетными станциями («Луна-15» и предыдущая) были предприняты попытки по первой в мире доставке на Землю лунного грунта, оказавшиеся неудачными. СССР смог получить первые образцы лунного грунта через год — с помощью АМС «Луна-16» в 1970 году, после чего доставка по несколько сот граммов лунного грунта была повторена ещё два раза. Также несколько позже (в 1970 и 1973 гг) на Луну доставлялись и успешно работали в течение нескольких недель первые в мире телеуправляемые с Земли советские лунные самоходные аппараты «Луноходы». 

Выиграв «лунную гонку» и совершив до 1972 года 6 успешных высадок, США не стали  ни продолжать очень дорогостоящую  пилотируемую программу «Аполлон», ни предпринимать полёты к Луне автоматических аппаратов в течение более двух десятилетий. СССР продолжал исследование Луны с помощью АМС и луноходов до 1976 года, после чего также прекратил их на три десятилетия. 

По окончании  «лунной гонки» как в США, так и в СССР (проекты «Аэлита» и МАВР) были разработаны технические предложения по организации пилотируемых полётов на Марс, однако в связи с чрезмерными для одной страны затратами в стадию реального воплощения они не перешли. 

В отличие от других видов исторического международного соперничества космическая гонка не была мотивирована территориальной экспансией. США не выдвигали каких-либо территориальных прав на Луну. Были заключены международные соглашения о всемирном достоянии природных объектов космического пространства.  

Первые  полёты к другим планетам 

Первым  аппаратом в декабре 1962 года пролетевшим  около Венеры (в неработоспособном  состоянии) стала советская «Венера-1». Первой работающей станцией, пролетевшей  мимо Венеры и изучавшей её, стал в том же году американский «Маринер-2». Первым аппаратом, совершившим посадку на Венере, стала советская станция «Венера-7» (15 декабря 1970 года). Были получены данные о температуре и давлении. Снимки поверхности смогли доставить только советские станции «Венера-9,10» в 1975 г. (черно-белые) и «Венера-13, 14» в 1981 г. (цветные). 

Первые  советские попытки достичь Марса (АМС «Марс-1» в 1962 г. и «Зонд-2»  в 1964 г.) оказались неудачными, и в 1965 году американский «Маринер-4» впервые  прошёл около Марса и передал фотографии планеты. В 1971 году американская АМС Маринер-9 и советские АМС «Марс-2» и «Марс-3» стали первыми искусственными спутниками Марса, а посадочный модуль «Марса-3» осуществил первую в мире мягкую посадку на Марс, но из-за выхода из строя по неустановленной причине не смог ни передать фотографии, ни опробовать первый макетно-динамический шагающий марсоход ПРОП-М. В 1976 году американские аппараты «Викинг» смогли передать фотографии поверхности, а также провести серьёзные научные исследования, включая тесты на наличие жизни. 

Американский  «Маринер-10» пролетел около Венеры на своём пути к Меркурию, которого достиг в 1974 году. Это был первый и единственный полёт к Меркурию за последующие более чем три  десятилетия.  

Наследница  СССР, Россия, помимо создания ряда новых ракет-носителей (в том числе частично-многоразовых частично-крылатых), в настоящее время ведёт разработку к 2018 г. многоцелевого пилотируемого космического корабля «Русь» (ППТС) и объявила о прочих планах и программах, в том числе о пилотируемых полётах вокруг Луны до 2020 г.(для космических туристов) и на Луну после 2025 г., сделав заявку на выигрыш в «лунной гонке за второе место» (с Китаем, Европой, Японией, Индией), а при благоприятном стечении обстоятельств — и за выигрыш в «лунной гонке за возвращение на Луну» (с США). 

В США  в рамках амбициозной «программы Созвездие» проектировался многоцелевой исследовательско-прикладной пилотируемый корабль «Орион», призванный как  заменить систему «Спейс Шаттл» на околоземных полётов с 2018 г., так и (в системе с разрабатываемой новой сверхтяжёлой ракетой-носителем «Арес V») обеспечить пилотируемые полёты на Луну с 2019—2020 гг. и в перспективе на Марс. В феврале 2010 года программа «Созвездие» была свернута из-за экономического кризиса.  

«Конец» космической гонки

 

Если  дата запуска «Спутника-1» единогласно  признана началом гонки, то по поводу даты окончания существуют различные  мнения. Одни утверждают, что за конец  гонки следует признать полёт  «Аполлона-11» и высадку на Луну, другие — что концом гонки стала совместная советско-американская программа «Союз-Аполлон» в 1975 году. «Союз-19» и «Аполлон» провели орбитальную стыковку, что дало возможность космонавтам «соперничавших» стран посетить корабли друг друга и поучаствовать в совместных экспериментах.  
 

Список  использованной литературы:

Толстой А.Н. Петр Первый;

Н. Павленко «Петр Великий»;

http://ru.wikipedia.org/

Информация о работе Контрольная работа по "Истории"