Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:28, контрольная работа
Борьба Москвы и Твери за Великое княжение Владимирское. Иван Калита. Причины возвышения Москвы.
Культура и быт домонгольской Руси.
Новый этап борьбы за политическое главенство на Руси. Дмитрий Донской. Феодальная война второй четверти XV века.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы (вторая половина XV – первая треть XVI в.). Освобождение от ордынского ига.
Контрольная работа
Выполнила студентка
группы 27Ф116
Андреева Яна
Вопрос №5. Культура и быт домонгольской Руси.
Изучение материальной культуры Древней Руси основывается главным образом на археологических источниках. Они свидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах – рало (пахотное орудие типа плуга), плуг, борона, в лесной полосе – двузубая соха, борона-суковатка.
Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки. Особенно успешно развивалось оружейное дело: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий, кольчуги из переплетенных железных колец. Отдельно от оружейного развивалось и ювелирное производство. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, перстни, браслеты, кресты, медные и серебряные блюда и кубки.
Исключительно тонкой работы требовало украшение изделий сканью или зернью. Скань – узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу. Зернь – узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку.
В Древней Руси умели делать стеклянные украшения. Массовым было и гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга, была очень разнообразна и использовалась повсеместно. Столь же широко распространилось плотницкое ремесло. Основными инструментами древнерусского плотника были топор и тесло, с помощью которых возводились избы, крепостные стены и церкви, украшенные затейливой резьбой. Развивались и другие ремесла: кожевенное, сапожное, портновское, делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей – всего до 70-ти.
Типичное жилище в Древней Руси – полуземлянка или бревенчатый сруб, пол земляной или дощатый. Печь топилась по-черному (без дымохода) для меньшего расхода дров и большего сохранения тепла. У зажиточных городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между собой срубов. В княжеских и боярских домах устраивались крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства составляли лари и лавки, на которых и сидели, и спали.
Одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена. Основу мужского костюма составляли рубаха, штаны, заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся внакидку, без рукавов, а в зимнее время – меховой кожух. Но у крестьянина или рядового горожанина одежда была холщовой, а у бояр и князей – бархатной, у простолюдина кожух шился из овчины, а у князя – из соболя или другого дорогого меха. Только князья могли носить длинные, до пят, плащи (корзно). На Руси женщины обязательно закрывали голову повойником, сорвать головной убор считалось страшнейшим оскорблением. Девушки заплетали волосы в косу или носили их распущенными, подхваченными лентой, тесьмой или обручем из кожи, бересты, обтянутым разноцветной тканью. А дочери Ярослава Мудрого, изображённые на фреске Софийского собора, носили конусовидные шапки, а под ними убрус – белый или цветной платок, сложенный треугольником. Он закалывался под подбородком, а его концы, расшитые золотыми узорами с жемчугами и драгоценными каменьями, ниспадали на грудь.
Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве – фольклоре. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия. Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, исполнявшиеся на Масленицу, в день Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому обряду относятся также свадебные песни и гадания.
Однако народное творчество носило не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временем правления Владимира I. Появление былинного эпоса, центральные фигуры которого князь и его богатыри, отразило укрепление государственной власти, борьбу Руси против иноземных нашествий. Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.
Сообщения средневековых авторов позволяют предполагать наличие у славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое распространение письменности началось с распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами Кириллом и Мефодием славянского алфавита – кириллицы. Самыми ранними из дошедших до нашего времени памятников древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056 – 1057 гг., Изборники 1073 и 1076 гг. В Древней Руси писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже). Книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями.
В связи с распространением христианства на Руси стали создаваться школы для «книжного учения». В Киеве при соборе Святой Софии была создана обширная библиотека. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести.
Уже в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы. Ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям. Крупнейший летописный свод – «Повесть временных лет» возник в начале XII века. Она стала основой русского летописания.
Крупнейшие центры летописания в XII в. – Новгородская, Владимиро-Суздальская и Галицко-Волынские земли. Создатели Новгородского летописания всегда отражали местные, городские дела. Особое внимание их летопись уделила событиям 1136 г. (изгнание князя Всеволода Мстиславича), положившим начало политической самостоятельности Новгорода. Летописание Северо-Востока зародилось при Андрее Боголюбском и отразило стремление этого князя утвердить первенство Владимиро-Суздальского княжества во всей Русской земле. Галицко-Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она отразила острое противоборство между княжеской властью и боярством, характерное для этой земли.
Создание единства Русской земли – ведущая тема литературы XII-XIII вв. Крупнейшим произведением этой эпохи считается «Слово о полку Игореве», посвященное походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор «Слова» видит в распрях между князьями, в их неподчинении великому киевскому князю.
Важным видом чтения русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди них – «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.
С принятием христианства на Руси стали возводиться храмы. Первые из них были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже в конце X в. был построен первый русский каменный храм – Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.).
Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на 4 столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. С восточной (алтарной) стороны к храму пристраивались полукруглые апсиды. С западной стороны сооружались хоры. Русские мастера использовали при строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого было характерно многоглавие.
Самым ранним из сохранившихся памятников древнерусского зодчества является 13-купольный кирпичный собор Святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (30-е гг. XI в.). Несколько позднее был сооружен собор Святой Софии в Новгороде. Несмотря на сходство композиции, этот храм отличается от киевского. Если киевская София нарядна, то новгородская – сурова и лаконична.
В Новгороде церкви сооружались на средства горожан, поэтому были сравнительно невелики и просты в убранстве. Наиболее известны среди них Георгиевсикй собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскевы Пятницы на Ярославском дворище.
Во Владимиро-Суздальской земле строили из белого камня. Владимирские соборы (Успенский и Дмитриевский), княжеский замок в Боголюбове, Золотые ворота Владимира величественны и нарядны. Церковь Покрова на Нерли поражает исключительным изяществом пропорций, легкостью, устремленностью ввысь.
С распространением каменного строительства стала развиваться монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов фресками и мозаиками. В киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя), Богоматери и апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.
В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является «Богоматерь Владимирская», созданная в начале XII века.
Наряду с монументальной живописью и иконописью существовала и книжная миниатюра, мастера которой достигли больших высот.
Киевская Русь благодаря творческому усвоению христианства достигла высокого уровня, встала вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в этот период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольского нашествия.
Источник: Кацва Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы/ Л.А. Кацва; под науч. Ред. В.Р. Лещинера. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2010. – С. 36-44.
Вопрос №7. Борьба Москвы и Твери за Великое княжение Владимирское. Иван Калита. Причины возвышения Москвы.
Шанс стать центром объединения русских земель имели несколько княжеств. Необходимые условия: удаленность от опасных окраин, наличие удобных торговых путей, пригодной для возделывания земли, принадлежность князей к великому владимирскому княжескому дому – были у Твери, Москвы, Переяславля. Находившиеся на окраинах Новгород, Рязань, Нижний Новгород и ряд других княжеских столиц не имели шансов возглавить объединение либо из-за удаленности от большинства городов Северо-Восточной Руси, либо по политическим и династическим причинам.
После смерти Александра Невского Великое княжение перешло в руки его младших братьев. Затем борьба за него развернулась между сыновьями Александра Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким. Оба брата неоднократно привлекали на свою сторону ордынцев и наводили их на русские земли. Московский князь Даниил Александрович (сын Александра Невского) в борьбе за Великое княжение не участвовал. Он стремился расширить собственные владения. Так, в 1301 г. к Москве была присоединена Коломна, а в 1302 г. – Переяславское княжество.
После смерти Даниила и Андрея Городецкого в борьбу за Великое Владимирское княжение вступили тверской князь Михаил Ярославич и московский князь Юрий Данилович. В 1303 г. Юрий захватил Можайск и взял под контроль бассейн Москва-реки. Ему удалось войти в доверие к хану Узбеку и жениться на его сестре. Первоначально ярлык на великое княжение находился в Твери, но в 1317 г. хан Узбек передал его Юрию, а также оказал московскому князю военную помощь для похода на Тверь. Московско-ордынское войско было под Тверью разбито, жена Юрия попала в плен и там умерла. По обвинению в ее отравлении Михаил Тверской был казнен в Орде. В 1325 г. сын Михаила Дмитрий Грозные Очи, встретив Юрия в Орде, убил его. Дмитрий был казнен, но ярлык тем не менее вновь перешел в Тверь – к князю Александру Михайловичу. Таким образом, Орда сохраняла свое господство, натравливая друг на друга русских князей.
В 1327 г. в Тверь прибыл ордынский сборщик податей – баскак Чолхан. Сбор «выхода» привел к восстанию, которое возглавил сам тверской князь. Московский князь Иван Калита с ордынскими войсками обрушился на Тверь с карательным походом и разгромил ее. Великокняжеский ярлык перешел в Москву.
По мнению некоторых историков, Иван Данилович – посредственность, стремящаяся с помощью татар и собственной бережливости лишь увеличить свои владения за счёт своих надменных и нерасчётливых соседей. В старой России широкое хождение имел гимназический учебник истории Д.И. Иловайского, который, называя Калиту «собирателем Руси», в то же время даёт ему весьма не лестную характеристику: «Необыкновенно расчётливый и осторожный, он пользовался всеми средствами к достижению главной цели, то есть возвышению Москвы за счёт её соседей». Московский князь «часто ездил в Орду с дарами и раболепно кланялся хану; он получал от хана помощь в борьбе с соперниками, и таким образом самих татар сделал орудием для усиления Москвы… Присвоив себе право собирать дань с удельных князей и доставлять её в Орду, Калита искусно пользовался этим правом, чтобы увеличить свою собственную казну».
Другие учёные указывают на результаты деятельности Ивана и его потомков – создание мощного Российского государства с центром в Москве. В их работах Калита превращается в талантливого политика, дипломата, экономиста и психолога, неустанно работавшего на перспективу, закладывая основы будущего могущества Москвы. Историк Н.И. Костомаров так относится к личности князя Ивана Калиты: «Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и её возвышения над русскими землями». По Костомарову, московский удельный князь был типичным человеком своего времени – он как и все прочие русские князья как мог собирал землю и власть. Только преуспевали в этом немногие, и больше всех преуспевал «мешок с деньгами» Иван Данилович.
При Иване Калите (1325 – 1340) Московское княжество окончательно стало сильнейшим на Руси.
Собирая ордынский «выход», Калита значительно разбогател. К Московскому княжеству были присоединены Углич, Белоозеро, Кострома, Галич, Ростов. Князь также покупал земли за пределами московских владений и поощрял к тому же своих бояр.
В 1325 г. Ивану Калите удалось убедить митрополита перенести митрополичью кафедру в Москву, и с этого времени Москва становится главным городом русских земель.
Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Симеон Гордый и Иван Красный.
Сложно дать однозначную оценку деятельности Ивана Даниловича, как в качестве московского правителя, так и в качестве великого князя. Это был дальновидный политик, увеличивший территорию своих владений, укрепивший свою власть, получивший любовь народа. Не всегда ему удавалось добиться успеха, не проливая крови, но это был XIV век. Использовавший военную силу в исключительных случаях Иван Калита установил «великую тишину» на 40 лет, он построил фундамент независимого будущего Руси.