Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:55, реферат
В контрольной работе рассмотрены некоторые вопросы по истории. а именно: Вторая мировая война, атмосфера «оттепели» и другие.
Итоги Второй мировой войны.
Вторая мировая война оказала огромное влияние на судьбы человечества. В ней участвовало 62 государства (80 % населения земного шара). Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн человек. Общие людские потери достигли 50-55 млн чел., из них убито на фронтах 27 млн чел. Миллионы человек, большинство из которых - граждане СССР ( 27 млн. ), Также большие людские потери понесли Китай, Германия, Япония и Польша.
Военные расходы и военные убытки составили 4 триллиона долларов. Материальные затраты достигли 60-70 % национального дохода воевавших государств. Только промышленность СССР, США, Великобритании и Германии изготовила 652,7 тыс. самолётов (боевых и транспортных), 286,7 тыс. танков, самоходных орудий и бронемашин, свыше 1 млн артиллерийских орудий, свыше 4,8 млн пулемётов (без Германии), 53 млн винтовок, карабинов и автоматов и огромное количество другого вооружения и снаряжения. Война сопровождалась колоссальными разрушениями, уничтожением десятков тысяч городов и деревень, неисчислимыми бедствиями десятков миллионов людей.
В результате войны ослабла роль Западной Европы в общемировой политике. Главными державами в мире стали СССР и США. Великобритания и Франция, несмотря на победу, были значительно ослаблены. Война показала неспособность их и других западноевропейских стран содержать огромные колониальные империи. В странах Африки и Азии усилилось антиколониальное движение. В результате войны часть стран смогла добиться независимости: Эфиопия, Исландия, Сирия, Ливан, Вьетнам, Индонезия. В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых Наций на основе Антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем.
В некоторых странах сложившиеся в ходе войны партизанские движения пытались продолжить свою деятельность и после окончания войны. В Греции конфликт между коммунистами и довоенным правительством перерос в гражданскую войну. Антикоммунистические вооружённые отряды ещё некоторое время после окончания войны действовали на Западной Украине, в Прибалтике, Польше. В Китае продолжилась гражданская война, длящаяся там с 1927 года.
Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными на Нюрнбергском процессе и запрещены. Во многих западных странах выросла поддержка коммунистических партий, благодаря их активному участию в антифашистской борьбе в ходе войны.
Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический. Отношения между двумя блоками резко ухудшились. Уже через пару лет после окончания войны началась Холодная война.
2. Атмосфера «оттепели» и ее влияние на литературу и искусство.
Начало процесса десталинизации в культурной политике. С началом хрущевской оттепели процесс преодоления сталинизма затронул различные области культуры, способствовал восстановлению культурной преемственности, расширению международных контактов. Со стороны партийно-правительственного аппарата были сделаны некоторые уступки в этих областях, благодаря чему допускался некоторый отход от принципов социалистического реализма. После смерти И.В. Сталина было создано Министерство культуры СССР (во главе с Е.А. Фурцевой), возросла роль творческих союзов, съездов художественной интеллигенции (Союза художников РСФСР, Союза писателей РСФСР, Союз работников кинематографии СССР). Были восстановлены добрые имена деятелей науки, искусства, литературы (О. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.). В то же время сама концепция культурной политики не претерпела изменений: в полной мере продолжал действовать принцип партийности в литературе и искусстве. В связи с принятием новой Программы КПСС (1961) перед творческой интеллигенцией были поставлены задачи правдивого отражения социалистической действительности и достижений народного хозяйства, обличения буржуазной культуры.
Шестидесятники.
Хронологически оттепель в области культуры началась раньше, чем в политической сфере. Уже в 1953-1956 гг. писатели И. Эренбург, М. Дудинцев, критик В. Померанцев в своих произведениях поставили волнующие всех вопросы: о роли интеллигенции в отечественной истории, ее отношениях с партией, о значении творчества художников и писателей в существующей системе. В связи с начавшейся оттепелью в среде интеллигенции произошел раскол на консерваторов, оставшихся верными старым принципам, и либералов (шестидесятников), предпринявших попытку изменить положение и роль творческой интеллигенции в стране. Лидером последнего направления в литературе являлся поэт, главный редактор журнала Новый мир А.Т. Твардовский. Выдвинулось новое поколение поэтов - А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др. Наметились изменения в отношениях между властью и интеллигенцией. Большой резонанс в жизни советского общества получили встречи руководителей государства с деятелями культуры в 1957, 1962, 1963 гг.
Новые тенденции в художественной жизни страны.
Оттепель в литературе.
В результате изменений в общественно-
Самиздат. В конце 50-х
годов получил распространение
самиздат (бесцензурная литература), сыгравший
значительную роль в общественной жизни
того времени. Организатором самиздата
стало молодое поколение
Проблемы коммунистического воспитания и образования.
Народное образование и высшая школа
На основании закона от 24 декабря 1958 г. началось реформирование школы, которое продолжалось до сер. 60-х гг., был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию (два дня в неделю школьники должны были работать на производстве); начальная четырехлетняя школа заменялась - трехлетней. Срок обучения в средней школе увеличился с 10 до 11 лет. Выпускники получали вместе с аттестатом зрелости свидетельство о специальности. Произошли изменения в системе профессионально-технического образования: вместо школ ФЗО, ремесленных и других создавалась сеть профессионально-технических училищ (ПТУ). Однако перестройка школы, включая производственное обучение, оказалась малоэффективной, снизилась общеобразовательная подготовка школьников. В результате, к 1966 г. школа вернулась к десятилетнему сроку обучения при сохранении восьмилетнего образования как обязательного.
Одновременно, в 1950-1955 гг., по всей стране было открыто 50 новых вузов (общее число их к концу 50-х гг. составило 766 (против 105 в дореволюционной России), а число студентов 2200 тыс. (против 127 тыс. до революции). Молодежь с трудовым стажем имела преимущества при зачислении в вузы.
Общественные науки. После ХХ съезда КПСС общественные науки получили новый импульс, хотя административное руководство продолжало сдерживать их развитие. Были изданы коллективные труды: Всемирная история, История Великой Отечественной войны, История русского искусства, этнографическая серия Народы мира. Появились новые журналы по различным отраслям обществоведения: Вестник истории мировой культуры, Мировая экономика и международные отношения, История СССР, Вопросы языкознания и др. В трудах историков и обществоведов разрабатывались новые темы и новые подходы, связанные с началом процесса десталинизации.
Одновременно продолжался
процесс идеологизации сознания
Искусство и архитектура
Кинематограф. В 50-60-е гг. отечественное кино переживало новый этап своего развития (появилось цветное кино). В эти годы вышли фильмы с новым типом киногероя (близкого и понятного зрителям): М. Хуциева Весна на Заречной улице; А. Зархи Высота (с Н. Рыбниковым в главной роли); А. Хейфица Большая семья, Дорогой мой человек (с А. Баталовым в главной роли). По новому звучала тема Великой Отечественной войны в фильмах Летят журавли (М. Калатозова), Баллада о солдата (С. Чухрая), Судьба человека (С. Бондарчука), в которых также утверждалась окопная правда. Расширился выпуск хроникально-документальных и научно-популярных фильмов.
Изобразительное и музыкальное искусство. В 1957 г. был учрежден Союз художников СССР. Было реабилитировано искусство авангарда 20-х гг., проводились выставки молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле. В этот период продолжали активно работать советские художники М. Сарьян, Б. Иогансон, П. Корин; скульпторы - Е. Вучетич, С. Коненков и др. Ленинских премий были удостоены М. Аникушин за памятник А.С. Пушкину в Ленинграде, А. Кибальников за памятник В.В. Маяковскому в Москве. В 50-е гг. значительных успехов достигло музыкальное искусство. В эти годы были написаны симфонии Десятая и Одиннадцатая Д. Шостаковича, балеты Спартак А. Хачатуряна, Тропою грома К. Караева, мировое признание получили советские пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах.
Архитектура и скульптура. В начале 50-х гг. произошли изменения в практике градостроительства и архитектуры зданий. В Москве было построено несколько высотных зданий (в их числе здание МГУ на Ленинских горах, 1949-1953 гг., архитектор Л. Руднев). В 1956-1957 гг. осуществлен проект планировки квартала в жилом районе Новые Черемушки (под руководством архитектора Н. Остермана), где помимо жилых домов предусматривалось строительство предприятий культурно-бытового обслуживания. Продолжалось строительство Московского метрополитена; в отделке его станций принимали участие архитекторы А.В. Щусев, В.Д. Кокорин и др. В 1954-1956 гг. был сооружен Центральный стадион им. В.И. Ленина в Лужниках (арх. А. Власов, Н. Уллас и др.). В 1961 г. был построен Кремлевский Дворец съездов (арх. М. Посохин и др.), гостиница Юность в Москве (арх. Ю. Арндт и др.), корпус пионерлагеря Новый Артек (арх. А. Полянский и др.), здание Музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге (1963-1957 гг., арх. Б. Бархин и др.), здание СЭВ в Москве (1965-1967, арх. М. Посохин и др.).
Новое идеологическое наступление на интеллигенцию.
В конце 50-х гг. произошел
поворот официальных властей
к жесткой политике в области
культуры и искусства. В ходе встреч
руководителей КПСС с различными
творческими союзами и
Вывод.
Развитие культуры в период хрущевской оттепели носило противоречивый характер. С одной стороны, был дан глубокий импульс для развития отечественного образования, науки, искусства, происходило расширение международных связей с зарубежной общественностью. С другой - в условиях существования тоталитарного государства деятели советской культуры находились в жестких рамках и под постоянным контролем партийно-правительственного аппарата. Партийная бюрократия не допускала свободы творчества, направляя усилия интеллигенции в строгое русло идеологической работы. В разные периоды существования государства неугодные творческие работники подвергались преследованиям, репрессиям или забвению. Интеллигенция не смогла открыто противостоять давлению со стороны властей, что породило в дальнейшем духовный кризис в обществе.
3.Социально-экономическое
развитие России в пост
Современный этап отечественной истории является одним из самых драматических в XX веке, сравнимым лишь с некоторыми наиболее острыми и переломными в судьбе страны. Падение коммунистического режима, межнациональные конфликты, распад СССР, утрата влияния и престижа на мировой арене, становление новой политической системы с элементами демократии, рост преступности, экономический кризис - вот что определяет облик событий, произошедших в нашей стране, начиная с августа 1991 года.
Как ни парадоксально, но
именно этот период нашей истории вызывает наибольшие
трудности в изучении и преподавании в
учебных заведениях. Прежде всего данная
проблема исходит из состояния самой исторической
науки. С ее позиции тенденции и закономерности
указанного этапа еще не обозначились
четко. Нужно время, чтобы отследить, проанализировать
огромный фактический материал, достоверные
данные, чтобы глубже и полнее определить
сущность и характер состоявшихся социально-экономических
и политических процессов. Тем не менее,
научные исследования этого отрезка истории
уже начались достаточно активно, о чем
свидетельствуют многочисленные публикации.
Облегчает ситуацию тот факт, что после
августа 1991 г. сменились у власти политические
группы, и поэтому сняты некоторые ограничения
на отдельные конкретные источники.