Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:55, реферат
В контрольной работе рассмотрены некоторые вопросы по истории. а именно: Вторая мировая война, атмосфера «оттепели» и другие.
Как показали последующие события,
подписание Договора не оказало должного
влияния на укрепление государственного
единства России. В повестку дня
был поставлен вопрос о принятии
новой Конституции Российской
Федерации.
Радикальные экономические реформы,
начатые в 1992 г., и прежде всего введение
свободных цен, обусловили резкое падение
уровня жизни значительной части населения
страны. Это накалило социально-политическую
атмосферу в обществе. Стремительное расслоение
российского общества оказало влияние
и на дальнейшую эволюцию структур государственной
власти
России.
В течение 1993 г. важнейшим фактором
государственно-политического
России. На стороне парламента в этой борьбе
выступил вице-президент РФ А.
В. Руцкой[5], а также поддержавший органы
законодательной власти
Председатель Конституционного Суда В.
Д. Зорькин.
В основе соперничества этих главных
политических группировок на высшем
уровне федеральной власти лежало различие
в подходах к развитию конституционного
процесса, осуществлению стратегии
и тактики переходного периода
и реализации основных положений рыночных
реформ в стране.
Президент и его аппарат вели настойчивую
борьбу за укрепление центральных органов
исполнительной власти и расширение начавшихся
радикальных социально-экономических
преобразований. В то же время руководство
Верховного Совета РФ во главе в Р. И, Хасбулатовым,
опираясь на оппозиционно настроенное
большинство депутатского корпуса, настаивало
на белее плащом и сбалансированном переходе
страны к ринку при доминирующей роли
государственного регулирования.
Поляризация основных политических сил
в обществе яре более нарастала. Уход в
отставку с поста исполняющего обязанности
премьер- министра России Е.Т.Гайдара в
декабре 1992 г. под давлением VII съезда народных
депутатов и избрание на том же съезде
премьер-министром
В.С.Черномырдина[6] не привели к восстановлению
равновесия между противоборствующими
ветвями власти. В итоге систему высшей
государственной власти в стране поразил
острый конституционный кризис.
В качестве оптимального
пути выхода из сложившейся ситуации
Президент Росси Б.Н.Ельцин в январе 1993 г,
предложил заключить конституционное
соглашение с руководством Верховного
Совета РФ. В связи с возникшими по этому
поводу дебатами он выдвинул идею о вынесении
вопроса о конституционном кризисе на
всенародное обсуждение (референдум).
Парламентские лидеры выступили против
инициативы Президента, их поддержал
Конституционный Суд России, Состоявшийся
10 — 13 марта VIII
(внеочередной) съезд народных депутатов
РФ своим постановлением отклонил вопрос
о проведении референдума. Тогда Б. Н. Ельцин
пошел на решительные меры: 20 марта он
обратился т телевидению ко всем гражданам
России, заявив, что решения VIII съезда
— это «реванш партноменклатуры» и что
он вводит в действие Указ № 379 «об особом
порядке управления» страной вплоть до
преодоления кризиса власти. Этот шаг
вызвал бурную реакцию большей части депутатского
корпуса, а Председатель
Конституционного Суда уже 23 марта опротестовал
законность данного президентского Указа.
В этой обстановке в конце марта вновь
собрался съезд народных депутатов - IX
(внеочередной). В ходе его в адрес
Президента были выдвинуты обвинения
в превышении полномочии и поставлен вопрос
о его отстранении от должности. Однако
было найдено компромиссное решение: большинством
голосов принял решение о проведении Всероссийского
референдума. На референдум выносились
вопросы о доверии Президенту и поддержке
его курса реформ, о доверии Председателю
Верховного Совета и российскому депутатскому
корпусу,
Выраженная на референдуме,
который состоялся 25 апреля 1993 г., поддержка реформаторского курса,
проводимого Президентом (из 62% граждан,
принявших участие в голосовании, большинство
высказалось за доверие высшей исполнительной
власти), стала той основой, которая позволила
Б.Н.Ельцину продолжить обсуждение проекта
Конституции России.
Для подготовки текста новой
Конституции летом 1993 г. в несколько
этапов, с участием представителей
как государственных органом, так
и общественных организаций проходило
Конституционное совещание
В. Н. Ельцина предприняли ответные меры
для нейтрализации развернутого им процесса
«десоветизации» государственного строя
России.
Непримиримое противоборство
между высшими ветвями
2. «Октябрьское» противостояние и выборы в Государственную Думу.
21 сентября 1993г. Б.Н.
Ельцин выступил по
№1400 «О поэтапной конституционной реформе
в Российской Федерации».[8]
Указ Президента о роспуске ВС РФ и съезда
народных депутатов России, фактически
означавший ликвидацию системы советских
органов власти, вызвал бурную ответную
реакцию. В тот же вечер Председатель Верховного
Совета РФ в своем выступлении охарактеризовал
Указ Президента как антиконституционный
государственный переворот. На срочно
созванном 23 сентября X съезде народных
депутатов было принято постановление
о прекращении президентских полномочий
Б.Н. Ельцина и о возложении его обязанностей
на А. В. Руцкого.
Собравшиеся в «Белом доме» депутаты решили
не покидать здание и организовать его
оборону. К этому времени Верховный Совет
Российской
Федерации был уже фактически блокирован
силами внутренних войск и милиции.
На требование правительства РФ о сдаче
оружия защитники власти Советов ответили
отказом. Апогеем противостояния между
депутатами Верховного Совета и силами,
поддерживающими власть Президента, стали
трагические события, развернувшиеся
в Москве 3 — 4 октября 1993 г., когда митингующие
сторонники Верховного Совета прорвались
через оцепление к «Белому дому», а затем,
возглавляемые В.Анпиловым, А. Макашовым,
А. Баркашовым и др., встали на путь открытого
вооруженного противоборства исполнительной
власти.
Ими было захвачено здание московской
мэрии на Новом Арбате, а затем нападению
подвергся телецентр в Останкино.
Однако к утру 4 октября1993
г, в соответствии с распоряжениями
Правительства и указом Президента об
обеспечении в Москве режима чрезвычайного
положения к «Белому дому» были стянуты танковые части
Кантемировской дивизии, которые произвели
обстрел здания Верховного Совета и уже
во второй половине дня с помощью спецподразделений
«Белый дом» был взят штурмом, а главные
политические оппоненты Президента (Хасбулатов,
Руцкой, Макашов, Баранников и др.) арестованы.
В ходе кровавых событий официально погибло
как минимум 150 человек. На следующий же
день, 5 октября Конституционный Суд РФ
заявил о сложении функций проверки нормативных
актов России. Б. Н. Ельцин взял на себя
полномочия по обеспечению президентского
правления в стране вплоть до проведения
выборов в Государственную Думу.
В отличие от центра, в регионах России политическая борьба происходила менее остро и драматично, что связано с известной приверженностыо трудящихся к традиционализму, с аполитичностью и доверием к центральным властям во главе с Б. Н. Ельциным. Назначенные главы администраций областей и областных центров постепенно демонтировали региональную советскую власть, как правило, без выраженной конфронтации.
Таким образом, в ходе
октябрьских событий 1993 г. противостояние
законодательной власти Президенту
было силовым путем ликвидировано.
В соответствии с Указом Президента
12 декабря 1993 г. состоялись выборы в
Федеральное Собрание. Одновременно был
проведен референдум по проекту новой
Конституции России, получившей одобрение
большинства из участвовавших в голосовании
граждан России. По итогам выборов 1993 г.
партийный состав
Государственной Думы сложился следующим
образом: из 450 мест наибольшее число депутатских
мандатов получили представители пропрезидентского
блока
«Выбор России» (лидер — Е. Т. Гайдар). У
него оказалось 96 мест с учетом депутатов,
избранных по территориальным округам.
Наибольшее число мест по партийным спискам
получила Либерально-демократическая
партия В. В.
Жириновского-70[9]. Компартия России (Г.
А. Зюганов[10]) набрала 65 мандатов, Аграрная
партия России - 47. Остальные избирательные
блоки и партии («Яблоко»[11], Партия российского
единства и согласия (ПРЕС), ДПР и
«Женщины России») получили от 14 до 21 места.
Оппозиционный состав
Государственной Думы определил ту политическую
атмосферу, в которой начался новый этап
государственного строительства в России.[12]
3. Президентская Россия.
С конца 1993 г. обновленное
Российское государство вступило в новую фазу своего развития.
Принятая 12 декабря 1993 г. на Всероссийском
референдуме пятая в истории страны Конституция
Российской Федерации провозгласила формирование
новой системы государственно-политического
устройства, подведя черту под советским
периодом истории России.
Конституция РФ является документом переходного
периода. В обществе еще не сложились основные
социальные механизмы, которые бы соответствовали
условиям развивающегося и укореняющегося
рынка, не завершился процесс формирования
общественно-политических групп и партий.
Новый Основной Закон, стал выражением
определенного компромисса между организацией
власти и неструктурированным обществом.[13]
Вся полнота государственной
власти в Российской Федерации осуществляется
Президентом Российской Федерации, имеющим чрезвычайно
широкие полномочия, совместно с органами
законодательной (двухпалатный парламент—Федеральное
Собрание), исполнительной (Правительство
РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно.
Система органов государственной власти
субъектов Федерации устанавливается
ими самостоятельно, в соответствии с
основами конституционного строя России.
Президент как глава государства является
гарантом Конституции РФ, прав и свобод
человека и гражданина. Он определяет
основные направления внутренней и внешней
политики государства; он же является
Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами России. Президент
назначает с согласия нижней палаты парламента
— Государственной Думы — Председателя
Правительства РФ, а также его заместителей
и федеральных министров, принимает решение
об отставке
Правительства. Представляет Думе кандидатуру
Председателя Центрального банка РФ, а
также кандидатуры для назначения на должности
судей
Конституционного, Верховного и Высшего
Арбитражного судов, кандидатуру
Генерального прокурора России. В полномочия
Президента входит формирование
Совета Безопасности, Администрации Президента
РФ, назначение и освобождение полномочных
представителей Президента и высшего
командования Вооруженных
Сил. Президент России имеет право распускать
Думу и назначать новые выборы в случае
троекратного отклонения Думой предложенной
Президентом кандидатуры на пост премьер-министра.
Президент РФ избирается сроком на 4 года.
Отрешение его от должности, хотя и предусмотрено
Конституцией, но весьма сложно, поскольку
конкретный механизм этой процедуры не
отработан. Вместе с тем само декларирование
такого положения Конституции уже не позволяет
сделать власть Президента абсолютной.[14]
Нижняя палата Федерального Собрания — Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на срок 4 года. Депутаты работают в парламенте на постоянной основе. В отличие от нижней палаты, Совет Федерации — верхняя палата парламента — формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от законодательной и исполнительной власти).
Впервые в истории России в Основном Законе содержатся гарантии прав и свобод человека, а также механизм их защиты, соответствующий общепринятым мировым правовым нормам. В Конституции провозглашается право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и профессию, вступать в трудовые споры, включая такую их форму, как забастовка. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина-обязанностью государства.
Воздействие Федерального
Собрания на возглавляемую Президентом
исполнительную власть определяется,
прежде всего, закрепленным в
Конституции обязательным одобрением
обеими его палатами государственного
бюджета и утверждением представляемых Президентом кандидатур на высшие
государственные посты. Однако на протяжении
1994 —1997 гг. реальное политическое воздействие
и влияние нижней палаты российского парламента
было значительно шире закрепленных за
ней конституционных возможностей.
Так, с начала 1994т., в связи с тем, что радикальная
часть депутатского корпуса V Государственной
Думы (считая с момента появления в России
этого института в 1906 г.) была в оппозиции
к правительственному курсу, постепенно
происходила его корректировка. В официальных
документах и заявлениях Правительства
все более четко прослеживалось смещение
акцентов в сторону умеренности и постепенности
проводимых широкомасштабных социально-
экономических преобразований. Одновременно
с этим Президент и его ближайшие советники
стали уделять все большее внимание проблемам
укрепления национального единства и
повышению роли федеральных структур
в системе государственного управления.
В рамках осуществления данного курса
Президент
России в феврале 1994 г. выдвинул инициативу
о достижении общественного согласия,
первым шагом к которому явилось предложение
о проведении амнистии. Однако депутаты
V Думы расширили понимание идеи общественного
согласия, приняв 23 февраля 1994 г. постановление
о политической амнистии и прекращении
уголовных дел в отношении участников
событий 19—21 августа 1991 г., 1 мая и 24сентября—4
октября 1993 г. Это постановление немедленно
было реализовано Генеральной прокуратурой
РФ.[15]
Следующим шагом в
установлении диалога между ветвями
исполнительной и законодательной власти явилась подготовка и подписание
28 апреля 1994г.
Договора об общественном согласии. Его
участниками стали представители федеральных
органов власти, субъектов Федерации,
руководители, политических партий, общественных
движений и других организаций.
В течение 1994—1995 гг. Президент
и правительство начали известный
отход от радикального либерализма
к идеям национально-
В декабре 1995 г. состоялись
выборы в Государственную Думу, которые принесли успех только
4 политическим силам: КПРФ - 157 мандатов,
правительственный блок «Наш дом - Россия»
- 55, ЛДПР - 51 и «Яблоко» - 45.
Левоцентристское большинство депутатов
(230 из 450) избрало на пост
Председателя Государственной Думы коммуниста
Г. Селезнева.[16]