Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:35, контрольная работа
Вопросы:
Основные этапы объединения древнерусского государства.
Социально-экономическое развитие России в XVI веке.
Сельское хозяйство 16 века.
Дальнейшее усиление зависимости крестьян от землевладельцев (XVI в.)
Рост Московского княжества в 1300—1462 гг.
Реформы центральных и местных органов власти при Иване Грозном.
Вопрос №1.
Основные этапы
объединения древнерусского государства.
В своем развитии древнерусское государство
прошло ряд этапов. Рассмотрим их.
На первом этапе образования древнерусского
государства (VIII-середина IХ вв.) происходит
вызревание предпосылок, складывание
межплеменных союзов и их центров - княжений,
которые упоминаются у восточных авторов.
К IХ в. восходит появление системы полюдья,
т.е. сбора с общинников в пользу князя
дани, которая в ту эпоху, скорее всего,
носила еще добровольный характер и воспринималась
как возмещение за военные и управленческие
услуги.
На втором этапе (2-ая половина
IХ - середина Х в.) процесс складывания
государства ускоряется во многом благодаря
активному вмешательству внешних сил
- хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит
о набегах воинственных обитателей Северной
Европы, вынудивших ильменских словен,
кривичей и финно-угорские племена чуди
и веси платить дань. На Юге же хазары собирали
дань с полян, северян, радимичей и вятичей.
Данные Повести временных лет. Летописец
отмечает (под 862 годом), что славяне сумели
изгнать варяг за море. Но вскоре между
ними вспыхнула распря, “и пошел род на
род и воевати почаша сами на ся”. (Скорее
всего в летописи нашло отражение соперничество
племенных союзов Севера и их знати между
которой шла т.н. “борьба престижей”).
В этих условиях, не желая отдавать первенство
кому-либо из своих, славяне и финно -угры
со словами: “Земля наша велика и обилна,
а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете
княжить и володеть нами” решили обратиться
к соседям-варягам, называвшимися русью,
и их князю - Рюрику, с братьями Синеусом
и Трувором. Приглашение было принято,
Рюрик сел в Новгороде ( по другим сведениям
- в Старой Ладоге), Синеус - в Белоозере,
Трувор - в Изборске. Через два года после
смерти братьев Рюрик стал править единолично.
В 882 году его преемник князь Олег хитростью
захватил Киев, убив правивиших там Аскольда
и Дира - норманнов, ушедших ранее от Рюрика.
После этого он освободил славянские племена
от хазарской дани и подчинил своей власти.
Норманнская теория происхождения древнерусского
государства. Эти летописные данные легли
в основу т.н. “норманнской теории”, разработанной
в ХVIII в. немецкими учеными на русской
службе. Ее сторонники приписывали создание
государства варягам, давшим ему и свое
имя - “Русь”. Крайние норманисты делали
вывод об извечной отсталости славян,
якобы не способных к самостоятельному
историческому творчеству.
Некоторые дореволюционные и большинство
советских историков, правда, с разных
методологических позиций, оспаривали
эту теорию.
Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что
варяги появились в Восточной Европе тогда,
когда Киевское государство (возникшее,
якобы, в VI в.) уже сложилось и использовались
лишь как наемная военная сила. Летописные
сведения о мирном “призвании варягов”
он считал поздней, вымышленной под влиянием
политической коньюктуры, сложившейся
в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха,
вставкой. “Русь” же, по его мнению, - производное
от реки Рось (правый приток Днепра южнее
Киева).
Современные исследователи, преодолевая
крайности норманизма и антинорманизма,
пришли к следующим выводам: процесс складывания
государства начался до варягов, сам факт
их приглашения на княжение свидельствует
о том, что эта форма власти была уже известна
славянам; Рюрик - реальная историческая
личность, будучи приглашенным в Новгород
на роль арбитра и, может быть, защитника
от “заморских варягов” (свеев), захватывает
власть. Его появление в Новгороде (мирное
или насильственное) никак не связано
с зарождением государства; норманнская
дружина, не обремененная местными традициями,
активнее использует элемент насилия
для сбора дани и объединения славянских
племенных союзов, что, в определенной
степени, ускоряет процесс складывания
государства. Одновременно происходит
консолидация местной княжеско- дружинной
верхушки, ее интеграция с варяжскими
дружинами и славянизация самих варягов;
Олег, объединив Новгородскую и Киевскую
земли и сведя воедино путь “из варяг
в греки”, подвел экономическую базу под
складывающееся государство; этноним
“русь” северного происхождения. И хотя
летопись относит ее к одному из норманнских
племен, но, скорее всего, это собирательное
имя ( от финского ruotsi - гребцы) под которым
скрывалась не этническая, а этносоциальная
группа, состоящая из представителей различных
народов, занимающихся морским разбоем
и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится
понятным распространение этого термина,
уже не связанного с какой-либо этнической
группой, среди восточных славян, а с другой
- быстрая ассимиляция самих варягов, принявших
к тому же местные языческие культы и не
державшихся за своих богов.
В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его
руках сосредоточилась власть над территорией
от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась
своеобразная федерация племенных княжений
во главе с великим князем киевским. Его
власть проявлялась в праве сбора дани
со всех, входящих в это объединение племен.
Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских
дружин и “воев” (вооруженных свободных
общинников) совершает в 907 г. успешный
поход на Византию. В результате был подписан
выгодный для Руси договор, обеспечивающий
ей право беспошлинной торговли. Новые
уступки заключались в соглашении от 911
г.
Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство
межплеменной федерации, а также защищал
ее границы от появившихся грозных кочевников
- печенегов. В 40-х годах он совершил два
похода на Византию, нарушившую свои соглашения
с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он
заключил в 944 г. менее выгодный договор,
а в 945 г. во время полюдья в древлянской
земле был убит за требование дани сверх
обычной.
Третий, завершающий
этап складывания государства начинается
с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам
за смерть своего мужа, она устанавливает
фиксированную норму дани, а для ее сбора
устраивает “погосты”, ставшие опорой
княжеской власти на местах. Политика
ее сына Святослава (964-972), прославившегося
победой над Хазарией и походами на Дунай,
закончившимися неудачей, требовала мобилизации
значительных сил на внешние завоевания.
Это несколько задержало внутреннее устроение
русской земли.
Полная ликвидация племенных княжений
происходит во время правления Владимира
Святого (980-1015). Его первые шаги не обещали
каких- либо качественных изменений. Так,
в 981 г., продолжив политику расширения
территории межплеменной федерации, он
присоединяет к ней юго-западные (Галицию,
Волынь) и западные (Полоцкую, Туровскую)
земли.
Пытается он укрепить и языческую веру,
а следовательно, свою власть. С этой целью
создается пантеон из пяти основных богов
во главе с Перуном, который особенно почитался
среди княжеских дружинников. Но эта мера
мало что изменила, и тогда Владимир идет
на своеобразную “духовную революцию”
сверху - вводит в 988 г. христианство. Эта
монотеистическая по своей сути религия
позволила вытеснить местные языческие
культы и заложила духовную основу для
складывающейся единой русской народности
и древнерусского государства.
Следующим решительным
шагом, завершающим
создание государства, становится
замена Владимиром племенных князей своими
сыновьями, призванными защищать новую
веру и укрепить власть киевского князя
на местах. Тем самым он превратил Русскую
землю во владение рода Рюриковичей. Укрепление
власти дало ему возможность организовать
население всей страны для создания мощных
оборонительных рубежей на южных границах
и переселить сюда часть словен, кривичей,
чуди и вятичей. Сам великий князь, если
вспомнить былины, начинает восприниматься
народным сознанием не как воин - защитник,
а как глава государства, организующий
охрану его рубежей.
К концу Х века сложились основные признаки
древнерусского государства: династическая
(родовая) княжеская
власть; простейший
государственный аппарат в лице дружины
и наместников князя; система
данничества; территориальный
принцип расселения, вытесняющий племенной;
монотеистическая религия, усиливающая
процесс сакрализации
княжеской власти.
Вопрос №2.
Социально-экономическое развитие России в XVI веке.
В середине XVI века
продолжался процесс
Центральные районы страны были областью развитого пашенного земледелия с устойчивой трехпольной системой. Началось освоение черноземных земель “Дикого поля”, отделявших Россию от Крымского ханства. При этом практиковалась зачастую “пашня наездом” без правильного севооборота. В нечерноземных землях использовались примитивные удобрения (навоз, зола). Основным земледельческим орудием труда оставалась соха с железным наконечником (ральник). Она совершенствовалась, появлялась соха с отвалом, обеспечивающая лучшую распашку и, следовательно, рост урожая. Основными культурами были рожь, овес, ячмень, овощные. Реже сеяли пшеницу, просо, гречиху. В северо-западных районах возделывали лен, культуру требовавшую меньше солнца и больше влаги. В центральных районах и Поволжье от Углича до Кинешмы развивалось продуктивное скотоводство. В лесных районах Севера Северо-востока промышляли пушнину, зверя, рыбу, занимались солеварением. На базе открытых болотных руд возникали центры железоделательного производства (Устюжна Железнопольская).
Развитие городов сопровождалось развитием ремесел, углублялась специализация, совершенствовалось мастерство. Большое развитие получило производство одежды, оружейное мастерство, обработка дерева, кож, резьба по кости, ювелирное дело. Больших успехов достигло литейное дело, образцом которого может служить знаменитая “Царь-пушка”, отлитая мастером Андреем Чоховым в Москве на Пушечном дворе (район современного магазина “Детский мир”) и украшенная искусными литыми изображениями в 1586 г.
По сравнению с предшествующим столетием возросла торговля. Крупнейшими центрами были Новгород, Нижний Новгород, Москва, Холмогоры. Ведущую роль в торговле продолжают играть феодалы и монастыри. Формируется купечество из различных слоев населения. Государство наделяло крупных купцов привилегиями , предоставляя им судебные и податные льготы. Богатеющие купцы часто становятся крупными феодальными собственниками. Растет и ширится торговля с иноземными государствами. После присоединения Казанского и Астраханского ханств открывается путь на Восток, в 1553 г. был открыт северный путь в Скандинавию и Англию из Архангельска.
Во внутренней и внешней политике в XVI веке перед Россией встает ряд важных вопросов. Во внутренней политике это ограничение власти крупных удельных князей, снижение разрушительных междоусобиц, децентрализаторских тенденций, создание и укрепление аппарата государства. Во внешней политике - борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами, борьба за выход к Балтийскому морю, укрепление восточных рубежей, дальнейшее освоение Сибири, объединение всех земель вокруг единого центра, которым стала Москва.
Вопрос№3.
Россия в 16 веке сделала большой шаг вперед в своем социально – экономическом развитии. Экономика страны носила традиционный характер, в основе которого лежало натуральное хозяйство и феодальные отношения. Боярская вотчина оставалась наиболее крупной формой феодального землевладения. Самые большие вотчины в 16 веке были у: митрополита, великого князя и монастырей. Бывшие местные князья становились вассалами Государя Всея Руси. Государство в условиях недостатка денег, желая подчинить себе бояр – вотчинников и удельных князей начало создание государственной поместной системы. Поместное землевладение приняло обширные формы, особенно во второй половине 16 века. Раздача земель привела к значительному сокращению черносошного крестьянства.
В центрально
части страны и на северо-
Рост феодального гнета приводил к тому, что крестьяне бежали в Дикое поле. В Диком поле, крестьяне объединялись в военизированные общины. В среде казачества быстро началось расслоение. С 16 века правительство использовало казаков для ведения пограничной службы. За нее казаки получали жалованье, провиант и другие необходимые вещи.
Становление Единого Русского Государства способствовало наращиванию производственных сил. Широкое распространение получило трехполье. Главной формой ренты оставался оброк. Барщина получит более широкое распространение чуть позже.
Вопрос №4.
Дальнейшее усиление зависимости крестьян от землевладельцев (XVI в.)
Значительное расширение территории Московского государства, возникновение казачества, последствия опричнины и Ливонской войны стимулировали государство к ограничению права «выхода».
Судебник Ивана IV 1550 г. увеличил «пожилое» и обязал крестьян засевать перед уходом озимь, стал регулировать и ускорять переход различных категорий сельского населения в разряд старожилых.
Во время опричнины
Грозного, вследствие разных причин, крестьяне
во множестве своевольно оставляли
свои земли и шли на «дикое поле»,
в казаки, или же на новые земли
в завоеванное Грозным
Между тем московское правительство именно из мелких помещиков составляло свое главное войско и потому не могло допустить их обеднения и разорения. Оно должно было вмешаться в борьбу за крестьян еще и по той причине, что «перевоз» крестьян вел к бесчисленным ссорам и жалобам; суды были завалены делами о возвращении увезенных и ушедших крестьян и о взыскании убытков от незаконных «вывозов» и «отказов». Вот почему, стали появляться указы о крестьянах.
В 1581 г. начинается новое описание русских земель и временно запрещается (первоначально, вероятно, в отдельных районах) выход крестьян в Юрьев день («заповедные лета»). В 1592 г. начинается составление новых писцовых книг, которые в дальнейшем рассматривались как официальный документ, прикреплявший крестьян к земле и феодалам, как ее собственникам.
Указ 1597 г.
Первым актом, в котором видят указания на прикрепление крестьян к земле, как на общую меру, считают указ 24 ноября 1597 г. Из этого акта следует, что если крестьянин убежал от землевладельца не раньше 5 лет до 1 сентября (тогдашнего нового года) 1597 г. и землевладелец вчинит иск о нем, то по суду и по сыску такого крестьянина должно возвратить назад, к прежнему землевладельцу, «где кто жил», с семьей и имуществом, «с женой и с детьми и со всеми животы». Если же крестьянин убежал раньше пяти лет, а землевладелец тогда же, до 1 сентября 1592 г., не вчинил о нем иска, такого крестьянина не возвращать и исков и челобитий об его сыске не принимать. Больше ничего не говорится в царском указе и боярском приговоре 24 ноября. Указ, очевидно, говорит только о беглых крестьянах, которые покидали своих землевладельцев «не в срок и без отказу», т. е. не в Юрьев день и без законной явки со стороны крестьянина об уходе, соединенной с обоюдным расчетом крестьянина и землевладельца. Этим указом устанавливалась для иска и возврата беглых временная давность, так сказать, обратная, простиравшаяся только назад, но не ставившая постоянного срока на будущее время. Такая мера принята была с целью прекратить затруднения и беспорядки, возникавшие в судопроизводстве вследствие множества и запоздалости исков о беглых крестьянах. Указ не вносил ничего нового в право, а только регулировал судопроизводство о беглых крестьянах.
Установление
пятилетнего срока для
Некоторые историки высказывали мысль, что указ 1597 г. и есть тот самый закон, которым крестьяне впервые были прикреплены к земле, но не прямо, а косвенно: без предварительного запрещения правительство признало незаконными все крестьянские переходы, совершившиеся в последние пять лет до издания этого указа, и дозволило покинувших свои участки крестьян возвращать на них, как беглецов.
После указа 1597 года несколько раз были выдаваемы указы о том, чтобы крупные землевладельцы не возили крестьян из-за мелких и чтобы вообще никто не вывозил крестьян к себе в большом количестве. Этими указами надеялись прекратить столкновения из-за крестьянского вывоза и разорения мелких помещиков крупными владельцами. Незаметно, однако, чтобы указы о крестьянах в чем-либо помогли делу: и после них продолжалось крестьянское передвижение, и слышались по-прежнему жалобы помещиков на уход и увоз крестьян. Важно было то, что правительство обратило внимание на положение крестьян и стало законом определять отношения крестьян к землевладельцам. Указами о крестьянах в последние годы XVI века московское правительство старалось остановить все еще сильную бродячесть крестьянского населения.