Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:35, контрольная работа
Вопросы:
Основные этапы объединения древнерусского государства.
Социально-экономическое развитие России в XVI веке.
Сельское хозяйство 16 века.
Дальнейшее усиление зависимости крестьян от землевладельцев (XVI в.)
Рост Московского княжества в 1300—1462 гг.
Реформы центральных и местных органов власти при Иване Грозном.
Знаменитый русский
историк В.О.Ключевский как-то заметил
об опричнине: "Учреждение это всегда
казалось странным как тем, кто страдал
от него, так и тем, кто его исследовал".
Действительно, всего семь лет существовала
опричнина, но как много ученых "копий"
сломано над выяснением ее причин и целей.
В целом, все разноликие мнения историков
можно свести к двум взаимоисключающим
утверждениям: 1) опричнина была обусловлена
личными качествами царя Ивана и не имела
никакого политического смысла (В.О.Ключевский,
С.Б.Веселовский, И.Я.Фроянов); 2) опричнина
являлась хорошо продуманным политическим
шагом Ивана Грозного и была направлена
против тех социальных сил, которые противостояли
его "самовластию". Последняя точка
зрения, в свою очередь, также "раздваивается".
Одни исследователи полагают, что целью
опричнины было сокрушение боярско-княжеского
экономического и политического могущества
(С.М.Соловьев, С.Ф.Платонов, Р.Г.Скрынников).
Другие (А.А.Зимин и В.Б.Кобрин) считают,
что опричнина "целилась" в остатки
удельно-княжеской старины (Старицкий
князь Владимир), а также направлялась
против сепаратистских устремлений Новгорода
и сопротивления церкви как мощной, противостоящей
государству организации. Ни одно из этих
положений не бесспорно, поэтому спор
об опричнине продолжается.
Видимо, причины появления опричнины
надо искать не в борьбе с определенными
социальными группами, а в реакции пытающейся
усилиться самодержавной власти на альтернативу
государственного развития, представленную
сословно-представительными учреждениями.
Однако, необходимо знать не только мнение
исследователей, но и ход самого опричного
"действа".
3 декабря 1564 года царь неожиданно для
многих выехал из Москвы вместе с семьей
в сопровождении заранее подобранных
бояр и дворян. Взял он также с собой казну
и "святости". После посещения Троице-Сергиева
монастыря он направился в свою летнюю
резиденцию - Александровскую слободу
(ныне г. Александров в 100 км к северо-востоку
от Москвы). Отсюда в начале января 1565 года
Иван IV Грозный шлет в Москву две грамоты.
В первой - адресованной боярам, духовенству
и служилым людям - он обвинял их же в изменах
и потворстве изменам, а во второй царь
объявлял московским посадским людям,
что у него "гневу на них и опалы никоторые
нет". Послания царя, прочитанные на
Красной площади, вызвали в городе огромное
волнение. Московское "людье" потребовало,
чтобы царя уговорили вернуться на престол,
угрожая, что в противном случае они "государственных
лиходеев и изменников" сами "потребят".
Через несколько дней в Александровской
слободе Иван Васильевич принял делегацию
духовенства и боярства и согласился вернуться
на престол с условием, "что ему своих
изменников, которые измены ему, государю,
делали и в чем ему, государю, были непослушны,
на тех опала своя класти, а иных казнити
и животы их и статки иматп, а учинити емут
на своем государстве себе опричнину,
двор ему учинить себе и весь обиход особный".
Опричнина не была каким-либо новым делом,
ибо так назывался издавна удел, который
князь выдавал своей вдове, "опричь"
(кроме) другой земли. Однако в данном случае
опричнина означала личный удел царя.
Остальная часть государства стала именоваться
земщиной, управление которой осуществлялось
Боярской думой. Политическим и административным
центром опричнины стал "особый двор"
со своей Боярской думой и приказами, частично
переведенными из земщины. В опричнине
была особая казна. Первоначально в опричнину
была взята тысяча (к концу опричнины -
уже 6 тысяч) в основном служилых людей,
но были и представители некоторых старых
княжеских и боярских родов. Для опричников
вводилась особая форма: к шеям своих лошадей
они привязывали собачьи головы, а у колчана
со стрелами - метлу. Это означало, что
опричник должен грызть "государевых
изменников" и выметать измену.
Обычно считается, что в опричнину были
взяты территории, где господствовало
княжеско-боярское землевладение. Выселение
оттуда крупных землевладельцев на земли
земщины, таким образом, подрывало их экономическую
базу и ослабляло их позиции в политической
борьбе. Однако в последнее время выясняется,
что ставшие опричными земли были заселены
в основном либо служилыми людьми (дворянами),
либо другими верными слугами государя
(западные земли), либо были черносошными
(Поморье). Опричная часть была выделена
и в Москве. Причем, часть землевладельцев
этих земель просто перешла в опричнину.
Безусловно, были проведены и выселения.
Но их масштабы не стоит преувеличивать,
к тому же пострадавшие вскоре были возвращены
на места. Опричнина отнюдь не изменила
структуру крупной собственности на землю,
пишет В.Б.Кобрин, боярское и княжеское
землевладение пережило опричнину. Хотя
нельзя не сказать и о том, что жертвами
болезненных подозрений царя стали многие
бояре. Ему постоянно мерещились заговоры
против него - и головы зачастую невинных
людей летели десятками.
Выступление Ивана Грозного и опричников
против старых удельных институтов достигло
своего апогея в 1569-1570 годах. Церковные
иерархи не поддерживали опричную политику.
Митрополит Афанасий удалился в монастырь,
а сменивший его Филипп Колычев выступил
с обличениями опричнины. Он был низложен,
заточен в монастырь.
Во время Новгородского
похода в декабре 1569 года Малюта Скуратов
задушил в тверском Отроческом монастыре
митрополита Филиппа (Колычева Федора
Степановича). Однако факт низложения
митрополитов и других церковников еще
не свидетельствует об ослаблении позиции
церкви в целом.
Еще с начала 50-х годов царь Иван повел
линию па физическое уничтожение последнего
удельного князя на Руси - Владимира Андреевича
Старицкого, который, как показали события
1553 года, связанные с болезнью Ивана, мог
реально претендовать на царствование.
После ряда опал и унижений Владимир Андреевич
в октябре 1569 года был отравлен.
В декабре 1569 года войско опричников, лично
возглавлявшееся Иваном Грозным, выступило
в поход на Новгород, , поводом к которому
послужило подозрение в желании Новгорода
перейти к Литве. Были разграблены все
города по дороге от Москвы до Новгорода.
Во время этого похода в декабре 1569 года
Малюта Скуратов задушил в тверском Отроческом
монастыре митрополита Филиппа (Колычев
Федор Степанович) (1507-69х), публично выступавшего
против опричнины и казней Ивана IV. Считается,
что число жертв в Новгороде, где тогда
проживало не более 30 тысяч человек, достигло
10-15 тысяч. Царь шел как по неприятельской
стране. Опричники громили города (Тверь,
Торжок), села и деревни, убивали и грабили
население. В самом Новгороде разгром
длился 6 недель. Подозреваемых тысячами
пытали и топили в Волхове. Город был разграблен.
Имущество церквей, монастырей и купцов
было конфисковано. Избиение продолжалось
и в Новгородских пятинах. Затем Грозный
двинулся к Пскову, и лишь суеверность
грозного царя позволила этому старинному
городу избежать погрома.
Новгородский поход опричников позволяет
сделать вывод, что Иван IV страшился отнюдь
не только представителей аристократии
(как препятствия на пути к неограниченной
власти), но и в равной мере (а может быть
в большей) городского и сельского населения,
также представленного на Земских соборах
- учреждении сословно-представительном.
После возвращения из Новгорода начинаются
казни самих опричников, тех, которые стояли
у ее истоков: на смену им приходят наиболее
отличившиеся в погромах и казнях, среди
них Малюта Скуратов и Василий Грязной.
Опричный террор продолжался. На 1570 год
приходятся последние массовые казни
в Москве.
В 1572 году опричнина была отменена: "государь
опричнину оставил". Свою роль сыграло
нашествие на Москву в 1571 году крымского
хана Девлет-Гирея, которого опричное
войско не смогло остановить; были пожжены
посады, огонь перекинулся в Китай-город
и Кремль. Крымский хан, неожиданно появившись
под Москвой со 120-тысячным войском, заставил
Ивана Грозного бежать из Москвы в Александровскую
слободу, оттуда - в Ростов. 24 мая 1571 года
Москва была сожжена, за исключением Кремля.
Количество погибших в огне составило
несколько сот тысяч человек, до 150 тысяч
татары увели в плен. Впрочем, некоторые
исследователи полагают, что изменена
была лишь вывеска, а опричнина под именем
"государева двора" продолжала существовать
и далее. Другие историки считают, что
Иван IV попытался вернуться к опричным
порядкам в 1575 года, когда вновь получил
во владение "удел", а остальной территорией
поставил управлять крещеного татарского
хана Симеона Бекбулатовича, который назывался
"великим князем всея Руси", в отличие
от просто "князя московского". Не
пробыв и года на престоле, хан был сведен
с великого княжения. Все вернулось на
свои места.
Опричнина в целом не смогла усилить на
более или менее продолжительное время
самодержавное правление (после смерти
Ивана IV мы видим деятельность не столько
царя Федора Иоановича, сколько его окружения,
из которого более других отличался Борис Федорович
Годунов,
который, достигнув трона, вынужден был
утверждаться Земским собором), ни ликвидировать
центральные сословно-представительные
органы и местное самоуправление. Опричнина
не должна рассматриваться как ступень
к новой "прогрессивной" самодержавной
форме правления, как часто определяют
ее значение. В большей степени она являлась
возвращением к временам удельного правления
(если иметь в виду деление страны на опричнину
и земщину и т.д.). Опричнина была реформой,
но реформой с противоположным знаком.
Об этом свидетельствуют и ее последствия.
Вопрос №9.
Сословно-представительная
монархия в России
Органы сословно-представительной монархии
в России
В XV веке в условиях самодержавия возникла
сословно-представительная монархия.
Началом, условно, этого периода считается
созыв первого русского собора 1549 года
(в этот период происходят прогрессивные
реформы Ивана-4 и многое другое, что подготовило
новую эру в развитие государственного
аппарата и права). На этот же период приходится
принятие 2-х важнейших законодательных
актов:
судебника 1550 года
сборник церковного законодательства
1551 года
Концом сословно-представительной монархии
считается время правления Алексея Михайловича,
когда он перестает собирать земский собор
(вторая половина XVII века). Последний собор
был созван в 1653 году по поводу изменения
границ (?) России. Другие авторы относят
конец этого периода на 70-е годы XVII века.
Особенность периода сословно-представительной
монархии – сочетание самой сословного
представительства с яркой деспотией
азиатского типа характерной для Ивана-4.
Опричнина – особый период его правления
- террор против бояр и большинства простого
населения, то есть период, когда все учреждения
мешавшие монарху либо распускались, либо
уничтожались (например: избранная рада).
Деспотизм характерен не чуть не меньше,
чем органы сословного представительства.
Царь – сохранил функции высшего органа
власти.
Боярская дума – была очень основательно
придушена и не могла ограничивать царя.
Даже в период “семибоярщины”, когда
бояре опираясь на польское государство
концентрировали власть в своих руках,
не изменил соотношение сил. И при династии
Романовых этот орган оставался при царе,
а не над царем. Этот орган имел постоянную
тенденцию к росту количественного состава.
Земский собор – в разные годы выполняли
разные функции. В период с 1549 до 80-х одна,
до 1613 года чуть другая (появилась возможность
избирать царя) и последний период (до
1622 года) характеризуется, как самый активный
в деятельности собора. Далее до 50-х годов
происходит затухание их деятельности.
Земские соборы на протяжении всего периода
характеризовались:
состояли из различных сословий: боярство,
духовенство, дворяне, городское население
(в лице посадской верхушки – купцов и
зажиточных ремесленников)
регламента не существовало, количество
вызванных на собор зависело от указа
царя, который писался перед каждым созывом
участие в нем не считалось почетной обязанностью,
а было скорее необходимостью, которая
многих тяготила , так как материальных
стимулов не было
Функции Земского собора:
внешняя политика (война, ее продолжение
или подписание мира, …)
налоги (но они не имели решающего слова
в этом вопросе)
после 80-х XV века избирали царя (так избранными
были Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил
Романов избранный в 1613 году)
принятие законов, также их обсуждение.
Например Соборное Уложение 1649 года фактически
было принято на соборе. Но Земский собор
не был законодательным органом.
Взаимоотношение царей и собора было различено.
В 1566 году многих их Земского собора, выступивших
против опричнины Иван-4 казнил. В XVII веке,
в период смуты, роль соборов сильно выросла,
так как нужно было укреплять государство,
но позднее с возрождением монархии, они
сходят не нет.
Приказы – целостные системы централизованного
правления. Активнее всего создаются в
40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного.
Появились несколько десятков приказов
делившихся не только по отраслям (аптекарский,
пушкарский), но и по территории (казанского
дворца).законодательством их создание
закреплено не было, поэтому они появлялись
по мере необходимости. К середине XVII века
их было уже около 50 и сохранялась тенденция
к увеличению количества. Приказы всегда
были и судебными и административными
органами (земский приказ). Считалось,
что деятельность приказов не следует
ограничивать какими-либо законодательными
рамками. Приказы возглавлял боярин, который
входил в думу, а основными служащими были
дьяки. Приказы имели много недостатков:
бюрократия, отсутствие законов регулирующих
их деятельность и т.п., но все таки это
был шаг вперед.
Сословные органы самоуправления:
губные или “губные избы” (губа – административно-
земские избы – первоначально собирали
налоги, а позднее стали решать и судебные
задачи
Судебник 1550 года – царский судебник,
который был издан Иваном-4. Он в значительной
мере повторяет судебник 1497 года, но более
расширен и точен. Это первый сборник законов
разбитый на статьи (количеством около
100).
После принятия судебника право продолжало
развиваться. Стала вестись определенная
кодефикационная работа, которая заключалась
в том, что начались вести приказные книги.
В этих книгах каждый приказ записывал
все распоряжения и приказы царя относящееся
к сфере их деятельности.
Уложение 1649 года. В 1648 – городское восстание
в Москве, создавшее угрозу жизни царя
. Тогда многое зависело от дворянства,
которое поддержало восстание. Они выдвинули
ему свои претензии царю, в которых говорилось,
что причина восстания – отсутствие нормального
законодательства. В результате была создана
комиссия, которая и создала уложение.
Потом оно обсуждалось на Земском соборе,
где было единогласно принять в январе
1649 года. Это было первое уложение изданное
типографским способом и оно впервые поступило
в продажу. Уложение делилось на 25 глав
и содержало уже около 1000 статей. Это уложение
будет оставаться действующим до второй
четверти XIX века (с поправками).