Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:54, контрольная работа
Цель контрольной работы – раскрыть понятие философии истории.
Раскрыть данную цель, возможно через поставленные задачи:
- рассмотреть человечество как субъект истории;
- рассмотреть исторический процесс как предмет философии истории;
- раскрыть понятие истории, а также генезис историософского знания и его источники: античные, иудео-христианские, новоевропейские;
- проанализировать возможность и действительность, необходимость и случайность в историческом процессе;
- рассмотреть формационный (К. Маркс), цивилизационный (Тойнби, Тоффлер) и культурологический (Шпенглер, Сорокин) подходы в понимании развития истории;
- определить взаимодействие цивилизаций. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.
Введение
3
1.
Человечество как субъект истории
5
2.
Человек и исторический процесс как предмет философии истории
6
3.
Понятие истории. Генезис историософского знания и его источники: античные, иудео-христианские, новоевропейские
9
4.
Возможность и действительность, необходимость и случайность в историческом процессе. Формационный (К. Маркс), цивилизационный (Тойнби, Тоффлер) и культурологический (Шпенглер, Сорокин) подходы в понимании развития истории
12
5.
Взаимодействие цивилизаций. Запад, Восток, Россия в диалоге культур
14
Заключение
16
Список использованной литературы
Антропологические
параметры исторического
Трансформируется и фундаментальное обоснование истории: если ведущим критерием, обосновывающим компетентность историософского мышления в традиционном христианстве, являлись авторитет Священного Писания и персональный целостно-мистический и интуитивный опыт философа, то теперь в качестве такого критерия выступает «исторический разум» как единство познавательных, системно-организующих и практических способностей человека. Сохраняются и постулаты основных метафизических моментов истории (то есть сам тип осмысления исторического процесса с позиции того или иного руководящего принципа, монистического закона истории). Их присутствие можно обнаружить и в гегелевской истории, и в марксистской философии истории. Характерной чертой новоевропейской истории является принцип европоцентризма (что можно понять как аналог иудео-христианского мессианизма и избранничества).
Суть его в том, что логика всемирной истории выстраивается по образцу истории европейской цивилизации: само понятие «всемирная история» провоцирует идею общего источника и единых для всего человечества закономерностей исторического становления. Тем самым устанавливается универсальность культурно-исторических претензий европейского типа цивилизации и рационально-технологической культуры. Наиболее характерные примеры европоцентризма – триадическая картина культурной преемственности «античность – средневековье – новое время», гегелевская схема смены «исторических миров» от «восточного» до «германского», наиболее полно воплощающего культурно-исторические параметры самораскрытия духа, а также теория общественно-экономических формаций К. Маркса.
4 ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ. ФОРМАЦИОННЫЙ (К. МАРКС), ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ (ТОЙНБИ, ТОФФЛЕР) И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ (ШПЕНГЛЕР, СОРОКИН) ПОДХОДЫ В ПОНИМАНИИ РАЗВИТИЯ ИСТОРИИ
Исторический процесс есть смена культур, социальных отношений и совокупности личностей. Личности взаимодействуют в области культуры в соответствии с принятыми нормами. Но приходит новая личность и начинает новую культуру – вводится мода на новую культуру. Вслед за культурой происходит широкая трансформация социальных отношений.
Формационный подход: Маркс: периодизация истории человечества на основе смены способов производства и общественно-экономических формаций. Формация – социально-экономическая форма общественно-производственной деятельности. Общеcтвенно-экономичеcкая формация – это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.
Формация фиксирует тип общества, то общее и существенное, что присуще разным странам и народам с одинаковым уровнем развития. Наиболее существенными элементами в формации явления:
- способ пр-ва;
- базис и надстройка.
Кроме того:
- формы социальной общности.
Не каждый народ проходит через все формации. В истории человечества смена формации ведет к более развитому типу общества. Однако прогресс человечества состоит не столько в ступенчатом переходе, сколько в накоплении ценностей цивилизации на каждом витке прогресса
Социально-политические формации:
- первобытно-общинный строй,
- рабовладельческий,
- феодальный,
- капиталистический,
- социалистический.
Человек не может производить в одиночку (в историческом плане). Достоинства формационного подхода:
- позволить
раскрыть диалект общественной
жизни, выражающуюся в
- позволить выявить эти закономерности;
- охарактеризовать ступени этого процесса в виде смены формаций;
- выявить социально-экономическу
- выявить специфику этапа развития;
- подойти к
пониманию многообразию
Цивилизационный подход: Сен-Симон, О. Конт, М. Вебер, А. Тойнби.
Цивилизационный подход предполагает право каждого народа на социальный эксперимент – не проходят «график развития». Реализация своей культурной программы. Учет исторических особенностей и условий.
Шпенглер, представляя
цивилизацию совокупностью
Кроме того, некоторые ученые независимо от их представлений о том, что лежит в основе цивилизации, рассматривают ее как внешний по отношению к человеку мир, культура же ими трактуется как символ его внутреннего достояния, как духовный код жизнедеятельности.
В связи с этим термин «цивилизация» употребляется в нормативно-ценностном значении, позволяющем фиксировать то, что получило название матрицы или «доминантной формы интеграции» (П. Сорокин).
Такое понимание отличается и от представления о ней как о «конгломерате разнообразных явлений» и не сводит цивилизацию к специфике культуры.
Таким образом,
с этой точки зрения цивилизационный
и культурологический подходы представляют
собой различные способы
Цивилизационный подход ориентирован, прежде всего, на поиск «единой матрицы», доминантной формы социальной интеграции. Культурологический – на изучение культуры как доминанты социальной жизни. В качестве матрицы той или иной цивилизации могут выступать разные основания.
5 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ЗАПАД, ВОСТОК, РОССИЯ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР
Постигая прошлое,
мы стремимся разобраться в
Запад и Восток в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия. Под термином "Запад" многие понимают особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно было назвать техногенной. Ее характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются научные, а затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Предпосылки Западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Западники не стремились подчеркивать особенности российского культурного опыта и считали, что Россия должна перенимать все лучшие достижения западной культуры и образа жизни. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию.
Одной из важнейших характеристик русской народной индивидуальности, по мнению Бердяева, является ее глубокая поляризованность и противоречивость. «Противоречивость и сложность русской души, отмечает он, может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие 2 потока мировой истории. Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Восток и Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала, восточное и западное».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подключение цивилизационного компонента к анализу позволяет сделать наше видение исторической перспективы, более панорамным, глубже понять те элементы социума, которые на поверку оказываются более тесно связанными скорее с цивилизационным, чем с формационным.
При сопряжении социально-этнического ряда только с формационным невольно напрашивается вывод, что связь между ними является причинно-следственной. Но при этом возникает несколько вопросов. И главный из них: если конкретная форма социально-этнической общности определяющим образом зависит от экономического способа производства, причем от обеих его сторон – и от уровня производительных сил, и от типа производственных отношений, то, как объяснить, что в одних случаях данная общность сохраняется и при принципиальном изменении типа производственных отношений (народность характерна и для рабовладения, и для феодализма), в других же – тип общности сохраняется и при переходе к новой волне цивилизации, к новому технико-технологическому базису.
Таким образом, не смотря на значительное преимущество цивилизационных методов, о формации забывать, не стоит. Ярким примером этого является и современная ситуация в России. Россия – это особая цивилизация, впитавшая в течение многих веков немало западного и восточного и выплавившая в своем котле нечто совершенно особенное. Проходя путь модернизации, справедливо отмечает он, Россия шла своим уникальным путем. Весьма отличающимся от других стран он видел не только прошлое, но и будущее нашего отечества, которое уже во многом определено ее прошлым. Россия в течение 70 лет развивалась в социалистическом направлении, её развитие рассматривали со стороны формационного подхода.
Однако, признав его несовершенным, в конце ХХ века перешли на путь капиталистического развития, как и страны запада. После перестройки страна ещё не пришла в стабильное положение, ещё живо поколение, жившее при коммунистах, ещё несовершенно налажена система рыночных отношений, поэтому полностью забывать о формационном подходе не стоит. Необходимо органически сочетать его с цивилизационным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Введение в культорологию: Учеб. пособие для вузов // Руководитель автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 233 с.
2. Ивин А.А. Введение в философию истории. – М.: Владос, 1997. – 287 с.
3. История мировой культуры // Под ред. Г.В. Драча – Ростов н/Дону: изд-во «Феникс», 2000. – 289 с.
4. Каверин Б.И.
Культорология: Учебное
5. Кемеров В.Е.
Введение в социальную
6. Межуев В.М.
Философия истории и
7. Попов Е.В. Основы философии. – М.: Логос, 2006. – 467 с.
8. Сорокин П.А.
Кризис нашего времени.
9. Сорокин П.А.
Социокультурная динамика и
10. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2002. – 735 с.
11. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. – 731 с.
12. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 2000. – 367 с.
13. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – СПб.: Ювента, Прогресс, Культура, 1995. – 390 с.
Размещено