Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 18:02, контрольная работа
Почему созданные при петре 1 мануфактуры объективно не могли способствовать развитию капиталистических отношений в россии?
объясните почему эпоха "дворцовых переворотов" являлась неизбежным следствием преобразований Петра !
3.2. Восстановление
Сперанского на службу.
Указом 30 августа, в
котором было сказано, что "по внимательном
и строгом рассмотрении поступков«
Сперанского государь »не имел убедительных
причин к подозрениям", Сперанский
был назначен на должность пензенского
гражданского губернатора, чтобы дать
ему способ "усердной службой
очистить себя в полной мере". Здесь
он не покидает еще мысли о государственных
преобразованиях и предлагает, очистив
административную часть, перейти к
свободе политической. Для выработки
необходимых реформ Сперанский советует
учредить комитет из министра финансов
Гурьева, нескольких губернаторов (в
том числе и его самого) и 2 3
губернских предводителей дворянства.
В марте 1819 г. Сперанский
был назначен сибирским генерал-
Сибирские губернаторы
были печально знамениты своей жестокостью
и деспотизмом. Зная об этом, император
поручил Сперанскому тщательно
исследовать все беззакония и
наделил его самыми широкими полномочиями.
Новому генерал-губернатору
Сперанский понимал,
что зло коренилось не столько
в людях, сколько в самой системе
управления Сибирью. Он учредил Главное
управление торговли Сибири, Казенную
палату для решения земельных
и финансовых вопросов, принял целый
ряд мер для поощрения
В марте 1821 г. Александр
позволил Сперанскому вернуться
в Петербург. Возвратился он совершенно
иным человеком. Это не был защитник
полного преобразования государственного
строя, сознающий свою силу и резко
высказывающий свои мнения, это был
уклончивый сановник, не гнушающийся
льстивого угодничества даже перед
Аракчеевым и не отступивший перед
похвальным печатным словом военным
поселениям (1825). После того как выработанные
им или под его наблюдением
проекты преобразований в Сибири
получили силу закона, Сперанскому
приходилось все реже видеться с
государем, и его надежды на возвращение
прежнего значения не оправдались, хотя
в 1821 г. он и был назначен членом государственного
совета.
Смерть Александра
и восстание декабристов
Другое важное дело составление «Полного Собрания» и «Свода законов Российской империи» Сперанский выполнил уже в царствование Николая 1.
Заключение
Заканчивая реферат
необходимо подвести итог всему вышесказанному.
В реферате много говорилось о
противоречивых явлениях, которые возникали
в процессе реализации плана М.М.
Сперанского. Проделав большую работу,
я пришла к выводу, что личность М.М. Сперанского
равно как и его работа были оценены историками
и его современниками неоднозначно. Все
отзывы действительно в той или иной мере
отражали какую-либо сторону его деятельности.
Конечно, нельзя сказать, что все его реформы,
рассматриваемые в реферате, вполне удались,
но Сперанский в какой-то степени сумел
добиться реализации своих идей и замыслов,
разумеется, не без помощи Александра
1.
Внимательно анализируя
работу Сперанского, я убедилась, что
многие пункты «плана преобразования
России», а также принятые законы
и состоявшиеся реформы послужили
фундаментом для будущих
На мой взгляд,
беда Сперанского заключалась не
в своевременности реформ, т.е. Российское
общество 19 века не было готово к коренным
изменениям, которые предлагал провести
М.М Сперанский. Если бы реформы, задуманные
этим выдающимся государственным деятелем,
были воплощены в жизнь немного
позже, то они вполне вероятно прижились
бы и могли принести более позитивный
результат.
Несомненно, на основе
примера реформ М.М Сперанского
можно в какой-то мере приблизиться
к пониманию реформ современных.
Так как исторический опыт представляет
собой неисчерпаемый источник ценнейшей
информации: конкретно-исторических примеров.
«Введение к уложению
государственных законов» или, как
называл его сам Сперанский, «План
всеобщего государственного образования»
был готов к началу октября 1809
года. На его разработку ушло более
двух месяцев. Оно стало самым
значительным и серьезным планом
реформы государственного строя
России. Опираясь на опыт предшествующих
правлений и современных
Начать реформу
Сперанский предлагал с преобразования
Государственного совета, который не
имел реального влияния на государственные
решения. По замыслу реформатора
Государственный совет должен был
стать связующим звеном между
императором и новыми государственными
органами: Государственной думой, Сенатом
и Комитетом министров. Члены
Государственного совета должны были
назначаться императором. В плане
были четко определены пределы самодержавной
власти. В руках императора заключалась
вся полнота управления страной, ему принадлежало
право законодательной инициативы, и он
утверждал все новые законы. Но его власть
существенно ограничивалась государственной
думой, которая должна была рассматривать
все законопроекты. Император отстранялся
от судопроизводства, являясь лишь верховным
охранителем правосудия. Суд вершился
от его имени. Но замысел М.М. Сперанского
не был осуществлен до конца. В последний
момент правитель отказался от кардинальной
реформы.
В основу же создания
нового Государственного совета согласно
манифесту 1 января 1810г. легли другие
принципы: [1) все основные вопросы
империи рассматриваются в
Следующим пунктом
у Сперанского шло
Со временем значение
деятельности Сената становилось все
более расплывчатым. Поэтому Сперанский
считал необходимым немедленно реорганизовать
Сенат, которому принадлежала судебная
власть. Он предлагал разделить Сенат
на две составляющие - Правительствующий
и Судебный Сенаты, которым будут
принадлежать правительственные и
судебные функции, соответственно. Первый
должен был состоять из государственных
министров, их товарищей и быть единым
для всей страны. В его компетенцию
должны были входить следующие дела:
обнародование законов, заключение
договоров и размещение подрядов
на крупные суммы, назначение на ответственные
должности, доклад важных дел императору.
По мнению Сперанского, высшим законодательным
органом должна была быть именно Государственная
дума, а не Сенат. При помощи реформы
сената он хотел открыть дорогу Думе.
Судебный Сенат задумывался как
высшая судебная инстанция и формировался
из сенаторов, назначенных руководящей
верхушкой. Сенат должен был обеспечить
населению законность, в котором
оно столь сильно нуждалось. Реформа
Сената была утверждена государственным
советом, но она таки не была реализована.
Реформа Михаила Михайловича
настроила против него всех консерваторов.
В знаменитой записке «О старой и
новой России» выдающийся историограф
Николай Михайлович Кармазин призывал
царя отказаться от замысла реформ
и вернуться к старым государственным
институтам. Он был противником каких-либо
изменений в жизни страны.
В конце первого
десятилетия XIX столетия финансовая система
России находилась в плачевном состоянии.
Многочисленные войны, неграмотное
управление и континентальная блокада
привели финансы к упадку. Правительство
пыталось покрыть дефицит бюджета
выпуском новых ассигнаций, которые
в конечном счете привели бы страну
к огромному долгу. В ноябре 1809г.
император Александр I поручил Сперанскому
составить план для выхода из сложившейся
в области финансов неблагоприятной
ситуации. Через два месяца доклад
Сперанского был готов. В своей
работе Михаил Михайлович опирался на
идеи Адама Смита. Он считал, что
изменения в бюджете в
Параллельно Сперанский
работал над таможенным тарифом
и торговым уложением. В них ставка
делалась на поощрение отечественного
производства и сокращение ввоза
иностранных товаров. Эти тарифные
меры помогли России выстоять в годы
континентальной блокады. Позже
Михаил Михайлович подготовил записку
«О монетном обращении». В этой записке
он критиковал меры правительства в
области финансовой системы и
предлагал меры для ее оздоровления.
К этим мерам относятся: введение
банковских билетов, установление курса
обмена ассигнаций на банковские билеты
во всех банках, обмен ассигнаций на
банковские билеты. Сперанским впервые
в истории были внесены начала
проверки финансового состояния
страны. Бюджет, составленный им, впервые
обсуждался не одним или двумя лицами,
а Государственным советом и министерством
финансов. Эти меры способствовали установлению
контроля над бюджетом и устранению произвола
в финансовых делах.
То, с какой быстротой
Сперанский писал свои проекты, их легкость
стиля изложения, свидетельствует
о том, с какой увлеченностью
и страстью работал над ними реформатор.
Александр I одобрил государственный
план своего помощника в 1809г. Но и
это мало что смогло поменять в
основе государственной власти, которая
отождествляла реформы с
Кроме проекта общего
преобразования и его постепенного
введения он занимался в это время
самыми разнообразными делами. Им была
составлена и введена: финляндская
конституция, осуществлено освобождение
крестьян в Лифляндии, учрежден Царскосельский
лицей, преобразованы духовно-учебные
заведения, в том числе устав
духовных академий, таможенный тариф,
спроектированы положение об освобождении
крестьянства в России, новое гражданское
Уложение. Дворянское правительство
было вынуждено идти на небольшие
уступки, дабы спасти феодальную систему.
Право на собственность переставало
быль исключительной привилегией дворян,
создавался институт вольных хлебопашцев,
расширялись экономические