Контрольная работа по "История"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:49, контрольная работа

Описание

Работа содержит ответы на следующие вопросы:
Даты семи важных для истории государства событий в различных исторических странах.
Причины перехода к раздробленности Руси в XI-XII в.в. Крупнейшие земли Руси периода раздробленности.
Перечисление важнейших для истории государства событий и важнейших государственных деятелей в XI.

Работа состоит из  1 файл

История.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа 

  1. Даты  семи важных для истории  государства событий  в различных исторических странах.
 
  1. Соборное  уложение 1649 года
 

   1 сентября 1648 года в Москве начал  работу Земский собор, на котором  в январе 1649 года было принято  Соборное уложение. Оно завершила долгий процесс складывания в России крепостного права.

   Соборное  уложение 1649 года было первым печатным памятником русского права, само, будучи кодексом, исторически и логически оно служит продолжением предшествующих кодексов права - Правды Русской и судебников, знаменуя вместе с тем неизмеримо более высокую ступень феодального права, отвечавшего новой стадии в развитии социально-экономических отношений, политического строя, юридических норм, судоустройства и судопроизводства Русского государства.

   Как кодекс права Уложение 1649 г. во многих отношениях отразило тенденции дальнейшего  процесса в развитии феодального  общества. В сфере экономики оно  закрепило путь образования единой формы феодальной земельной собственности  на основе слияния двух ее разновидностей - поместий и вотчин. В социальной сфере Уложение отразило процесс консолидации основных классов - сословий, что привело определенной стабильности феодального общества и в то же время вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы, на которую, безусловно, влияло установление государственной системы крепостного права. Недаром с XVII в. открывается эра крестьянских войн. В сфере политической кодекс 1649 г. отразил, начальный этап перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В сфере суда и права с Уложением связан определенный этап централизации судебно-административного аппарата, детальная разработка и закрепление системы суда, унификация и всеобщность права на основе принципа права-привилегии. Уложение 1649 г. - качественно новый в истории феодального права России кодекс, значительно продвинувший разработку системы феодального законодательства. В то же время Уложение является крупнейшим памятником письменности феодальной эпохи.

   Уложение 1649 г. более двухсот лет не утрачивало своего значения: оно открыло в 1830 г. «Полное собрание законов Российской империи» и в большой мере было использовано при создании XV тома Свода законов и уголовного кодекса 1845 г. - Уложения о наказаниях. Использование Уложения 1649 г. во второй половине XVIII и первой половине XIX в. означало, что консервативные режимы того времени искали в Уложении опору для укрепления самодержавного строя.

   Соборное  уложение состоит из 25 глав, разделённых  на статьи. Общее число статей – 967. Для удобства главам предшествуют подробное оглавление, указывающее содержание глав и статей.  

  1. Княжение  Владимира Мономаха в Киеве

   Между древними князьями дотатарского периода  после Ярослава никто не оставил  о себе такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах. Около его имени вращаются почти все события русской истории второй половины 11 и первой половины 12 веков.

   После своей смерти (1054г.) Ярослав Мудрый делит Киевскую Русь на пять частей по количеству своих сыновей и  завещает править этими землями  в мире и согласии. Но между братьями начинаются распри, что положило начало дробления Руси на княжества. Единственным князем, который на время остановил этот процесс, был Владимир Мономах.

   Владимир  Мономах родился в 1053 г., за год  до смерти деда своего, Ярослава, и был любимым сыном Всеволода. Мать Владимира, последняя супруга Всеволода. Была дочь греческого императора Константина Мономаха; Владимир по деду со стороны матери получил имя Мономаха. Таким образом, у него было три имени: одно княжеское – Владимир, другое крестное – Василий, третье дедовское – Мономах.

   В 1113 г. умер Святополк, и киевляне, собравшись на вече, Избрали Владимира Мономаха своим князем. Но Владимир медлил, т.к. был великодушным человеком, и искренне оплакивал смерть Святослава, давно  забыв несправедливость и вражду между ними. Но между тем, киевляне, не довольные поборами своего покойного князя, напали на дом его любимца тысячского Путяты и устроили погром жидов в Киеве, которым потакал Святополк во время своего княжения и поручал собирать налоги. Но не все киевляне участвовали этих погромах. Спокойные граждане, приведенные в ужас таким беспорядком, вторично звали Мономаха. «Спаси нас, говорили их Послы, от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню монастырей». Владимир приехал в Киев и занял на престол Киевский по настоянию киевлян.

   Время его правления, вплоть до самой смерти в 1125 г., было самым лучшим для Киевской Руси. В это время, ни половцы, ни другие племена не беспокоили Русь, и даже Владимир сам посылал сына своего Ярополка на Дон, где он завоевал у половцев три города и привез себе жену ясского хана. Другой сын Владимира, Мстислав, вместе с новгородцами побил чудь на балтийском побережье, а Юрий, еще один из десяти сыновей его, разгромил болгар на Волге. Удельные же князья, не смели заводить между собой междоусобицы, и в случае строптивости, всегда чувствовали твердую руку Мономаха. Владимир всегда прощал первые попытка нарушить порядок, но всегда наказывал за повторные нарушения. Тому есть множество примеров, вот некоторые из них:

   Князь Минский, Глеб, не хотел ему повиноваться, сжег город Слуцк, захватывал людей  между Припятью и Двиною: за то сын  Мономахов, Ярополк, опустошил Друцк  и вывел жителей в новый  городок, для них основанный. Сам Великий Князь, соединясь с Давидом Черниговским и с Ольговичами, взял город Вячеславль, Оршу, Копыс; осаждал Минск, смирил Глеба и, вновь им оскорбленный, привел его как пленника в Киев, где он и скончался.

   Точно так же в 1118 г. Владимир, собрав князей, пошел на князя волынского Ярослава Святополковича, в результате чего, Ярослав покорился. Но потом Ярослав напал на Ростиславичей и навел на них ляхов. Владимир выгнал Ярослава и отдал Владимир - Волынский своему сыну Андрею.

   Беспокойные Новогородцы, употребляя во зло юность своего Князя Всеволода, мятежными поступками заслужили гнев Мономаха, который, призвав всех тамошних Бояр в Киев, велел им торжественно присягнуть в верности, удержал некоторых у себя, а других заточил.

   Владимир  Мономах в русской истории известен не только "собиратель земель русских", но и как законодатель. При Мономахе на совете, призванном им и составленном из тысяцких – киевского, белгородского, переяславского – и людей своей дружины, поставлено было насколько статей, касающихся поддержания благосостояния людей. Было ограничено взимание произвольных процентов (риз) с граждан, кроме того, ростовщикам запрещалось снимать проценты более 3-х раз, а если ростовщик берет проценты в третий раз, то он теряет капитал. Кроме того, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%).

   Из-за частых войн и нашествия половцев, разорялись многие купцы и торговые предприятия. Вторые подвергали купца  опасностям, от этого и те, которые  давали ему деньги, также находились в опасности потерять свой капитал. От этого и шли непомерно завышенные проценты. Некоторые торговые предприятия брали товар на продажу, и расплачивались после реализации, с выплатой процентов. Но при такой системе нередки случаи обмана. Владимир положил конец мошенничествам, а так же ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество обанкротившегося человека продавали с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами следующим образом: преимущество имели иностранцы, за ним следовали князья, а потом получали деньги остальные заимодавцы.

   По  некоторым данным ко времени Мономаха можно отнести постановление  о наследстве. По тогдашнему обычному русскому праву, все сыновья наследовали  поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждому, однако, предоставлялось распорядиться своим имуществом по завещанию. В правах наследства бояр и дружинников существовала и в правах смердов существовала та разница, что наследство бояр и дружинников ни в каком случае не переходило к князю, а наследство смерда (простого земледельца) доставалось князю, если тот умирал бездетным. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если вдова не выходила замуж, то оставалась полной хозяйкой в доме покойного мужа, и дети не могли ее выгнать.

   Кроме того, для всех законов замужняя женщина уравнивалась юридическими правами с мужчиной, т.е. несла точно такую же ответственность перед судом.

   Местом  суда в древности были: княжеский  двор и торг, и это означает, что  суд был княжеский, но был суд  и народный – вечевой. Доказательством  на суде служили: показания свидетелей, присяга, а так же испытания водой и железом (точно не известно, когда это было введено).

   Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния литературной и художественной деятельности на Руси. В Киеве воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью: при Святоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близ Киева – Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели Бориса.

   К этому времени так же относят появление нашей первоначальной летописи. Игумен Сильвестр (около 1115 г.) собрал в единый свод уже имевшиеся отрывки, и, вполне вероятно, сам добавил те, свидетелем которых он был. В числе вошедших в этот свод были писания летописца Печерского монастыря Нестора, после чего этот свод стали называть Несторовой летописью.

   Во  времена Мономаха, вероятно, было переведено многое из византийской литературы. Из первоначальной летописи видно, что  русские грамотные люди могли  читать на своем языке Ветхий Завет и жития святых. Тогда же по образцу византийских жизнеописателей стали составлять жития русских людей, которые делами своими оставляли глубокие следы в нашей истории. Примером тому может служить житие Антония и Феодосия, основателей Печерской обители.

   Перед своей смертью Мономах наказывает князьям, чтобы они не казнили  смертью всех подряд, даже если преступник был достоин ее. Мономах поучает  детям своим, что бы они делали все сами, и не полагались на тиунов и отроков. Он завещает им самим судить и защищать вдов, сирот и убогих, не давать сильным губить слабых, приказывает кормить и поить всех приходящих к ним. Он завещает им посещать больных, отдавать последний долг мертвым, помня что все смертны, всякого встречного обласкать добрым словом, любить своих жен, но не давать им над собой власти, почитать старших как отцов, а младших как братьев, обращаться к духовным за благословением, отнюдь не гордится своим титулом, помня, что все поручено им Богом на малое время, и не хоронить в земле богатств, считая это большим грехом. Относительно войны Мономах не советует детям полагаться на воевод, а снаряжать войско самим. Во время походов не пировать и не предаваться сну в походе. Во время сна оружия не снимать, во время прохождения войска по земле русской смотреть, чтобы воины не делали вред жителям в селах и не портили хлеб на полях. И, наконец, он велит им учится читать и приводит в пример отца своего, Всеволода, который сидя дома выучил пять языков.

   19 мая 1125 года Владимир II Мономах  скончался близ Переславля у любимой церкви, построенной на Альте в возрасте 72 года. Сыновья и бояре принесли его к Св. Софии, где он был погребен.

   Мономах оставил о себе память, как об одном из лучших князей. Хоть Владимир Мономах и вошел для большинства  из нас в историю как «собиратель земель Русских», он был поистине великим князем, т.к. дела его великие были направлены на развитие как всех сторон Киевской Руси, как государственного образования, так и на пользу жителям ее. 

  1. Война с Персией, Туркманчайский мир

   Туркманчайский мир 1828 года, договор между Россией и Ираном, завершивший русско-иранскую войну 1826-1828, развязанную иранским шахом с целью отторжения Закавказья от России. Подписан 10 (22) февраля в деревне Туркманчай (территория Ирана, 50 км от Тебриза). По условиям Т. м. к России отходили Эриванское и Нахичеванское ханства (Вост. Армения), правительство Ирана обязалось не препятствовать переселению армян в Армянскую область, созданную на территории этих ханств. На Иран налагалась контрибуция в 20 млн. руб. серебром (впоследствии: сокращена до 10 млн. руб.). Подтверждалось, исключит, право России держать военный флот на Каспийском море. К России отошла крепость Аббас-Абад с прилегающей к ней территорией. Русское правительство признало принца Аббас-Мирзу наследником шаха. Одновременно с мирным договором был подписан торговый трактат, в соответствии с которым русские купцы получили право свободной торговли на всей территории Ирана. Договор укрепил позиции России в Закавказье, способствовал усилению влияния России на Среднем Востоке и подрывал позиции Великобритании в Персии. 

  1. Принятие  Ольгой христианства

   О побуждениях, которые заставили  Ольгу принять христианство и  принять христианство именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных  списках нашей летописи, ни в известиях иностранных. Очень легко могло быть, что Ольга отправилась в Царьград язычницею, без твердого еще намерения принять новую веру, была поражена в Константинополе величием греческой религии и возвратилась домой христианкой.

   Установив порядок внутри государства, Ольга обратила свои взоры на внешнею политику. Перед Русью стоял и вопрос установления прочных политических и экономических отношений с сильными соседями. Это могло возвысить авторитет и государства, и династии, которая уже прочно утверждалась на киевском престоле. Мы видим, что везде в Европе, как на западе, так и на востоке, варвары, не смотря на то что опустошали области Империи и брали дань с повелителей обоих Римов, питали всегда благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые так поражали их воображение; таковы бывают постоянно отношения народов необразованных к образованным. Это уважение варваров к Империи способствовало также распространению между ними христианства. Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также любопытство посмотреть чудеса образованного мира; сколько дивных рассказов приносили к своим очагам бывальцы в Византии! Как следствие этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там! После этого странно было бы, чтобы Ольга, которая считалась мудрейшей из людей, не захотела побывать в Византии. В 957 году Ольга отправилась в Константинополь, сама возглавив пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе беседы император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии.

Информация о работе Контрольная работа по "История"