Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:49, контрольная работа
Работа содержит ответы на следующие вопросы:
Даты семи важных для истории государства событий в различных исторических странах.
Причины перехода к раздробленности Руси в XI-XII в.в. Крупнейшие земли Руси периода раздробленности.
Перечисление важнейших для истории государства событий и важнейших государственных деятелей в XI.
В
конце 1435 года было уже предрешено созвание
так интересовавшего
Национально-политическое самосознание Москвы к этому времени настолько возросло, что митрополит из греков считался для неё уже нежелательным. Среди русских начинала бродить мысль о том, чтобы не только избирать митрополита у себя дома, но и делать это независимо от Константинополя. Поэтому-то великий князь московский Василий Владимирович, узнав о том, что на его кафедру назначен грек, вначале не хотел даже пускать его в свои земли. Но потом он сменил гнев на милость, прослышав об учености Исидора и прочих его достоинствах. Будучи принят великим князем Василием как новый митрополит русской земли, Исидор стал тут же собираться на церковный собор. А для этого ему надо было сначала посвятить в свои планы князя. Естественно, князь сначала удивился диковинным замыслам церковников и рьяно отговаривал митрополита от каких бы то ни было уступок католикам–латинянам. Однако, доверяя учёному греку, князь предоставил ему действовать по своему усмотрению. Молва о том, что митрополит отправляется на доброе дело обращения латинян к правой вере была настолько сильна, что даже упрямых новгородцев она побудила уступить митрополиту Исидору те доходные статьи, которые они так долго не отдавали его предшественникам и существенно этим обеднить свой городской бюджет. Выехав 8 сентября 1437 года из Москвы и проехав через Новгород, Псков, Ригу, Германию и Альпы, митрополит Исидор со своей свитой прибыл 18 августа в итальянский город Феррару. Особенно пышно митрополита чествовали в Пскове, где, помимо роскошного пира, ему были преподнесены крупные денежные суммы , что объясняется, надо понимать, давними торговыми контактами Пскова с представителями католичества и существенные к ним симпатии. Таким образом, псковчан интересовала уния между христианскими церквами с коммерческой точки зрения. В Пскове Исидор устроил себе новый источник доходов, переведя этот город под своё прямое управление и отобрав его у новгородского архиепископа (с тем, чтобы самостоятельно собирать все церковные подати с этой земли и спокойно их прикарманивать)
На соборе ожидалось присутствие многих европейских монархов, но никто из низ не приехал. В январе 1939 года собор был перенесён во Флоренцию по экономическим причинам (в Ферраре кормили плохо).
Долгое время на соборе шли богословские споры, подкреплённые экономическими и военными аргументами; дебаты по поводу того, как надо объединяться и какая ветвь христианства станет доминирующей, но все они были бесплодны: каждая стороны ожидала уступок от другой. В конце концов, не видя перспектив, Римский папа предложил грекам крутую альтернативу: либо они к Пасхе принимают католичество полностью и без исключений, либо уезжают восвояси несолоно хлебавши. Было пущено в ход и золото. Несчастные греки заколебались. Каждого из них обрабатывали по отдельности, находя аргументы в пользу католичества, особенно важные для него и его метрополии. Под влиянием различных притеснений и постоянного давления на предложенную унию согласились все православные церковные иерархи, кроме епископа Марка. 5 июля 1439 года они скрепя сердце подписались под актом унии, где чёрным по белому было написано, что православная церковь входит в состав католической.
Митрополиту Исидору принадлежала в организации Флорентийского собора не какая-нибудь заурядная роль, напротив, он фактически был его инициатором. Он первый согласился на предложенные папой условия и первый поставил свою подпись на документе, закреплявшем унию. Именно Исидор склонил византийского императора в сторону подчинения Риму, пользуясь для этого доверием императора и своим громадным авторитетом. А о том, как он был велик, можно судить по тому, что Исидора пророчили в приемники скончавшемуся во время собора патриарху.
На Руси отношение к унии с самого начала было резко отрицательным. Так, сопровождавший Исидора на собор русский монах называет католиков “еретиками” (как это делалось и всегда), а греческих православных иерархов – отступниками и даже обвиняет во взяточничестве. А рязанского епископа Иону Исидор смог “убедить” подписать унию, только продержав его неделю в темнице. На Руси о заключении унии было известно еще до возвращения Исидора . В народе сформировалось к ней резко враждебное отношение. Вернувшись в Москву в сане католического кардинала, Исидор стал стремительно вводить католические обычаи : заменять православную символику католической (восьмиконечный православный крест на простой четырехконечный), поминать в молитвах римского Папу прежде константинопольского патриарха, проводить православные службы в костёлах и участвовать в их освящении. Не ожидавшие такого резкого поворота князь Василий и бояре некоторое время не предпринимали никаких действий. Но буквально через неделю Исидор был лишён должности главы русской церкви и заключён в монастырь. Его склоняли к отказу от унии, пугая страшной казнью, но Исидор был неподкупен. Конечно же, московский князь не посмел бы не то что казнить, но даже изгнать митрополита – ведь такие действия были бы прямым нарушением воли патриарха и самой настоящей ересью. Московское государство дорожило своими отношениями с Византией, которыые давали ему право называться “Третьим Римом” и не хотело их разрыва. С другой стороны, Москва стремилась к максимальной независимости от всех “старших братьев”. Вслед за татарским “царём” пришла очередь византийского. Исидор сам помог князю Василию, бежав из своей тюрьмы ночью на 15 сентября. Такой расклад всех устраивал, так что князь приказал не преследовать беглеца.
15
декабря 1448 года съезд русского
духовенства, выражавшего
В XII в. Русь вступает в период феодальной раздробленности. Это был исторически закономерный этап развития феодального общества, через который прошли и страны Западной Европы. К середине XII в. Русь раскололась на 15 княжеств и земель. Следует обратить внимание на хронологические рамки периода. Тенденция к феодальной раздробленности проявилась еще в XI в., но условно принято считать началом раздробленности Киевской Руси смерть князя Мстислава Владимировича в 1132 г. В XIII в. процесс феодальной раздробленности не прекратился, однако завоевания русских княжеств монголо-татарами существенно отразилось на нем, что позволяет период зависимости выделить в самостоятельный этап.
Одной из главных причин раздробленности Древнерусского государства (как и других феодальных государств) явился бурный рост производительных сил общества: прогресс сельского хозяйства, ремесла, внутренней и внешней торговли. В рамках единого государства за три века сложились самостоятельные экономические районы. Подъем ремесла и торговли ускорил развитие новых городских центров. В XII–XIII вв. насчитывалось уже около 300 городов. Окраинные молодые города часто своим богатством затмевали столицу. Усложнялась социальная структура русского общества: крупное боярство, торговцы, ремесленники, городские низы, крестьяне. В этот период не только князья, но и бояре обзаводились земельными владениями – вотчинами, что прочно привязывало их к местным центрам и местным князям.
Киев терял свою роль в жизни русских земель, что не было предопределено, а обуславливалось конкретно-историческими событиями. Благодаря крестовым походам Запад проложил себе новые торговые пути на Восток, что сказалось на старых посреднических торговых центрах, в том числе и на Киеве. Нашествие половцев затруднило движение торговых караванов в Константинополь и крымские города. Половцы постоянно опустошали земли Южной Руси, население стало искать более спокойных мест для жительства. Таковыми являлись внешнеполитические причины.
К
внутренним политическим причинам, способствовавшим
раздробленности русских
Среди полутора десятков государственных образований, сложившихся на территории Руси, наиболее крупными были: Киевское, Черниговское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Турово-Пинское, Смоленское, Новгородское.
Эти государства при значительной пестроте экономических условий по политическому устройству можно разделить на два основных вида: феодальные монархии и феодальные республики (Новгород, Псков).
Галицко-Волынское княжество занимало обширную территорию – от границ земель пруссов и литовцев до Дуная и от Буга до Закарпатья. Это был край с плодородными землями, богатыми лесами, многочисленными городами. Здесь проходили многочисленные торговые пути: в Центральную и Западную Европу, в Балтию, на Восток. Это способствовало экономическому росту и усилению политического влияния княжества. До конца XII в. Галицкое и Волынское княжества существовали раздельно. Их объединение произошло в 1199 г., когда князю Роману Мстиславовичу удалось подавить сепаратизм местной боярской знати. На короткое время он занял Киевский престол (1203 г.), приняв титул великого князя. В Галицко-Волынском княжестве боярская знать была экономически сильной, и после смерти Романа в 1205 г. началась борьба боярских группировок за власть. Ослаблением политического единства воспользовались польские и венгерские феодалы. Сыну Романа Даниилу (1238–1264 гг.) пришлось выдержать длительную борьбу и добиться восстановления независимости и политического единства Галицко-Волынского княжества в 1238 г. Во время его правления Галицко-Волынское княжество достигло своего расцвета. Были построены новые города (Холм, Львов и др.), значительно расширились торговые и политические связи с соседними странами. Галицко-Волынское княжество было разорено в 1240 г. монголо-татарами, а в XIV в. территория княжество попала под власть Польши, Литвы и Венгрии.
Ростово-
или Владимиро-Суздальская
Политическое обособление края от Киева произошло при князе Юрии Долгоруком (1125–1157 гг.). Этот князь положил начало местной династии. Юрий Долгорукий боролся, с одной стороны, за расширение границ своего княжества, а с другой – за великокняжеский Киевский престол, который захватил в 1155 г. С именем этого князя связано основание Москвы (1147 г.).
Расцвет
Северо-восточной Руси связывают
с деятельностью Андрея Боголюбского
(1157–1174 гг.) и Всеволода Юрьевича
(1176–1212 гг.). Андрей Боголюбский являл
собой образец динамичного
Самым богатым городом на Руси в XII в. был Новгород. Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана да верховья реки Волги и от Прибалтики до Урала. Особенности этой земли определились рано. Отдаленность ее от Киева привела к тому, что Новгород не являлся предметом княжеских распрей. Борьба князей за уделы позволили Новгороду сохранить свою независимость. Неплодородные почвы и неэффективность земледелия обусловили высокий уровень развития ремесла и торговли. В Новгородской республике сложился особый общественно-политический строй. Для Новгорода характерно было призвание князя на престол. Князь был, прежде всего, военачальником, исполнял представительные функции, был символом единства новгородских земель. Его права и обязанности были оговорены в ряде (договоре) между князем и городом, причем город мог прогнать князя в любой момент. Такое положение сложилось после восстания горожан в 1136 г. Новгород прогнал князя, отделился от Киева и стал боярской республикой. Высшим органом власти в Новгороде номинально являлось вече – собрание владельцев городских усадеб, т.е. свободных и самостоятельных граждан. Вече принимало решения по вопросам войны и мира, утверждало уставы и законы, заключало договоры с князьями. Вече являлось верховным судом республики. Вече выбирало правителей города: посадника, тысяцкого, архиепископа. Посадник управлял городом, судил население и контролировал деятельность князя. Тысяцкий возглавлял городское ополчение и ведал торговыми делами. Архиепископ являлся главой церкви, хранителем эталонов мер весов, скреплял печатью договоры с иностранцами. Однако, несмотря на большую роль веча в жизни Новгорода, власть в республике фактически принадлежала верхушке боярства и купечества. Новгородское боярство являлось кастовым, т.е. боярином можно было только родиться. Богатство бояр шло от их участия в дележе государственных доходов, ростовщичества и эксплуатации ремесленников, живших на их усадьбах. Новгород вел постоянную борьбу за независимость против соседних княжеств, стремящихся подчинить себе богатый город. Он являлся торговым, политическим и военным форпостом на северо-западных рубежах страны.