Контрольная работа по "Римское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:09, контрольная работа

Описание

Предмет работы: источники римского права – обычаи и законы.
Объект работы: общественные отношения, регулируемые обычаями и законами.
Цель работы: изучить обычаи и законы как источники права.
Методологической основой исследования является: теоретический, историко-правовой, системно-правовой подход к изучению источников права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Обычаи и законы как источники права………………………………………...5
Заключение…………………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………………1

Работа состоит из  1 файл

РИМСКОЕ ПРАВО (ИРИНА).doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

Российская  федерация

Министерство  образования и науки

Федеральное Агенство по образованию

Государственное образовательное учереждение

Высшего профессионального образования

«Тюменский  Государственный Университет»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

Специальность «Юриспруденция» 
 

Контрольная работа 
 
 
 

По дисциплине : Римское право

На тему:

Вариант №2

Выполнил: Ежова Ирина Викторовна 
 
 
 
 
 
 
 

Студент 1 курса

2 семестр 
 
 

Нижневартовск 2009 год 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение……………………………………………………………………………..3

Обычаи  и законы как источники права………………………………………...5

Заключение…………………………………………………………………………16

Список  использованной литературы……………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальность  работы. Слово "источник" имеет много значений. В нашем случае под ним понимается способ или форма образования, т.е. возникновение норм права.

     Существует  несколько определений понятия  «источники права». Категорию «источник  права» римские юристы рассматривали  трояко: как источник, из которого появляются правовые предписания; как источник познания правовых норм; как способ внешнего выражения норм права. Последнее, третье, толкование является юридическим. Иными словами, под термином «источник права» понимается способ (форма) образования норм права. Прежде всего следует различать неспециальные и специальные источники. К неспециальным относятся труды римских и греческих историков, писателей и поэтов, таких как Тит Ливий, Катон Старший, Полибий, Дионисий, Катулл, Лукиан, Вергилий и др.

     К специальным источникам относятся  собственно нормы права, зафиксированные в виде законов, судебных решений, в комментариях юристов, распоряжениях императоров, решениях сената и т. п. источниками создания выступают государственные органы, наделенные правом создавать различные предписания, имеющие общеобязательную силу. Юрист Гай писал об источниках права: «Цивильное право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, эдиктов тех магистратов, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов знатоков права». К этому перечню необходимо добавить и такой источник права, как обычай. Эти источники имели неодинаковую юридическую силу на протяжении различных этапов римской истории.

     Право, как совокупность общеобязательных норм или правил поведения, может  найти себе выражение в двух основных формах, которые и называют поэтому источниками, права; это именно обычай и закон.

     Актуальность  заданной темы составляет практическая деятельность юристов в римском праве, законодательство Большой интерес в связи с изучением и со всей проблематикой прогресса римского права в общественных отношениях, преемственности и новизны в эволюции содержания и формы правовой регуляции представляет анализ процесса становления институтов права в течение целого тысячелетия.

     Предмет работы: источники римского права – обычаи и законы.

     Объект  работы: общественные отношения, регулируемые обычаями и законами.

     Цель  работы: изучить обычаи и законы как источники права.

     Методологической  основой исследования является: теоретический, историко-правовой, системно-правовой подход к изучению источников права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Обычаи и законы как источники права 

     Источники права имеют место в двух видах: это именно обычай и закон. Обычай - это непосредственное проявление народного правосознания, норма, свидетельствующая о своем существовании самим фактом своего неуклонного применения. Закон - это сознательное и ясно формулированное повеление уполномоченной на это власти1.

     Из  этих двух форм в истории всякого  народа древнейшей является обычай, и  долгое время все право имеет характер обычного права. Конечно, в течение значительного промежутка времени обычаи меняются, меняются часто при помощи судебных решений, которые затем делаются прецедентами, но все эти перемены старых обычаев, даже если в них есть элемент сознательности, не выходят за пределы конкретных случаев, конкретных отношений. И лишь тогда, когда в среде того и другого народа или иной автономной группы, быть может, на основании конкретных наблюдений, назревает мысль сознательно установить на будущее время известную норму, как общее правило поведения, - лишь тогда появляется закон. Появление закона, таким образом, в истории каждого народа представляет весьма важный момент пробуждения социальной мысли, вступления на путь сознательного и планомерного социального строительства.

     Древнейший  период римской истории обнаруживает в этом отношении еще только первые, очень робкие шаги.

     Как было указано выше, римляне начинают свою историю не без некоторых, и  притом уже довольно значительных, культурных и правовых основ, вынесенных ими еще из арийской прародины и видоизмененных в период переселений. Ближайшим корнем, из которого выросло римское право, было, конечно, право общелатинское, так как Рим был только одной из латинских общин, членом единого nomen latinum. Но, выросши из этого корня, римское право затем обособляется, развивается уже как нечто самостоятельное.

     Первоначальным  источником права, первоначальной формой его образования и существования  был и в Риме обычай - так называемые mores majorum, обычаи предков. Так же, как и везде, эти обычаи предков на первых порах не отделялись от религиозных обрядов и правил нравственности. Но выше было указано, что римляне относительно рано начали уже принципиально отделять светское право, jus, от правил религии, fas: "fas ad religionem, jura pertinent ad homines", "fas lex divina, jus lex humana est". Не вполне еще ясное в период царей, это различие к началу республики уже окончательно выразилось в упомянутом выше отделении светских магистратур от сакральных2.

     Обычай - древнейший источник права - это правило поведения, которое вырабатывалось путем многократного следования. Это традиция, которая есть одновременно и норма. Обычное право - это обычаи догосударственного периода, санкционированные и поддерживаемые принудительной силой государственной власти, т.е. это юридическая норма, которая основана не на прямом велении или предписании государственной власти, а на долговременном ее применении, на частом повторении.

     Но  был ли обычай единственной формой права в период царей, или уже в течение этого периода Рим рядом с обычаем знает и некоторые, хотя бы отдельные, попытки законодательства?

     Некоторые данные, как будто, говорят в пользу этого. Так, Дионисий Галикарнасский  сообщает, что Сервий Туллий собрал 50 законов, отчасти Ромула и Нумы, отчасти своих собственных, предложил их народному собранию и получил утверждение этого последнего. Если бы это сообщение было верно, тогда мы имели бы действительно уже в течение царского периода то, что носит впоследствии наименование lex rogata, то есть подлинное законодательство по предложению царя, с участием народных собраний. Однако сообщение это в современной литературе считается недостоверным; и действительно, если бы эти 50 законов существовали, плебеи не имели бы оснований жаловаться на отсутствие писаных законов и требовать, как это было вскоре после установления республики, издания кодекса, получившего название XII таблиц.

     Другой  факт, как будто свидетельствующий  о существовании так называемых "царских" законов, или leges regiae, заключается в следующем. В конце республики (время Цезаря) в Риме циркулирует сборник таких законов, приписываемый некоему Папирию и потому получивший название jus Papirianum. Циркулирует он с комментариями, написанными Гранием Флакком. Странно, однако, что ни Цицерон, ни Варрон ни одним словом не упоминают об этом сборнике. Предполагают поэтому, что он в их время еще не был известен и что он составлен не тотчас после изгнания царей, как повествует об этом предание, а значительно позже. Что касается содержания Jus Papirianum, то отдельные постановления, передаваемые нам из него римскими юристами, несомненно, очень стары; но одни из них касаются сакрального права и жреческого ритуала, в чем народные собрания не были компетентны; другие, хотя и заключают нормы гражданского или уголовного права, но являются, несомненно, не законами, изданными царями, а исконными римскими обычаями: предание только приписало их тому или другому царю для придания им большей авторитетности. Таким образом, и этот сборник не доказывает существования leges regiae, и вопрос остается открытым.

     Тем не менее, несмотря на отсутствие прямых доказательств, едва ли можно думать, что в Риме вплоть до установления республики законодательство не было известно. Уже вся так называемая реформа Сервия Туллия, если вообще не относить ее к периоду республики, мыслима лишь как планомерное законодательное создание. Едва ли можно думать, что в период царей не чувствовалось потребности регулировать те или другие отношения, почему-либо обострившиеся, прямым установлением нормы. Но дело в том, что в силу принадлежащей царю власти он во многих случаях мог установить такую норму путем своего личного приказа - наподобие того, как это делали впоследствии республиканские магистраты в виде своих эдиктов. Такие царские распоряжения (их можно было бы назвать leges dictae), как было указано выше, принципиально имели силу только до тех пор, пока издавший их царь оставался у власти, но, вероятно, многие таким путем установленные нормы прочно врастали затем в жизнь и делались неотличимыми от обычая.

     При общей примитивности гражданско-правовой жизни возможно, что в этой сфере  все еще находилось под действием  неписаных mores majorum и лишь отдельные  конкретные отступления от обычного порядка (усыновление, завещание) нуждались  в санкции народа.

     Законы. Главным воплощением писаного права римская правовая культура считала законы - leges.

     Для признания правового предписания  в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие  полномочия органа, т.е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Сохранились полулегендарные сведения о законах, издававшихся от имени римского народа первыми царями - Нумой Помнилием, Сервием Туллием и др. Однако самым принципиальным моментом в становлении римского законодательства стало издание в середине V в. до н.э. (в итоге длительного социально политического и религиозного кризиса римской общины, сопровождавшегося борьбой плебейских масс с жреческой и патрицианской аристократией) Законов XII Таблиц - свода, по словам римского историка Тита Ливия, даже спустя несколько веков признаваемого за “источник всего публичного и частного права”.3аконы были выставлены для обсуждения народом (по обычаю - на деревянных выбеленных досках), утверждены народным собранием и приняты в качестве главнейшего свода права. Несколько позднее законы были запечатлены в виде своеобразного памятника - двух (или трех) медных многогранных колонн, выставленных на римском форуме, но погибших, по-видимому, около века спустя во время галльского вторжения.

     Подлинный и полный текст Законов XII Таблиц неизвестен, в традиции римского права  существует несколько более или  менее убедительных попыток их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских юридических источников классической эпохи. Значение подлинных признано за примерно 140 правоположениями, систематизируемыми по разделам: «О вызове в суд»; «О вершении исков»; «О долговом рабстве»; «О порядке манципации при сделках»; «О завещании и семейных делах»; «О пользовании земельным участком»; «О воровстве»; «О личном оскорблении-обиде»; «Об уголовных наказаниях» и т.д.

     Многие  нравоизложения древних законов  были малопонятны уже в век  Цицерона, но во всяком случае они охватили все важнейшие сферы юридической практики. По словам того же Цицерона, “для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов «Двенадцати таблиц» весом своего авторитета и объемом пользы воистину превосходит все библиотеки философов”3.

Информация о работе Контрольная работа по "Римское право"