Контрольная работа по "Римское право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:09, контрольная работа

Описание

Предмет работы: источники римского права – обычаи и законы.
Объект работы: общественные отношения, регулируемые обычаями и законами.
Цель работы: изучить обычаи и законы как источники права.
Методологической основой исследования является: теоретический, историко-правовой, системно-правовой подход к изучению источников права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Обычаи и законы как источники права………………………………………...5
Заключение…………………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………………1

Работа состоит из  1 файл

РИМСКОЕ ПРАВО (ИРИНА).doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

     Однако  законам Двенадцати таблиц присущи  многие недостатки древнего права: казуистичность (изложение предписаний не в общем  виде, а применительно к конкретным случаям), неполнота (многие положения  закона подразумевались, не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизированность (нормы частного и публичного нрава, процессуальные нормы могли быть изложены подряд), формализм (требование произнесения некоторых фраз, запинка в которой влекла проигрыш дела в суде, недействительность договора и т.п.).

     Законы XII Таблиц положили основание развитию того, что стало обобщенно называться римским общегражданским правом и складывалось из двух основных форм - понтификального истолкования и  последующего законодательства - jus civile.

     Законодательство  не осталось только в рамках изданных XII Таблиц. Обновление и развитие принципов, которые почитались как бы священными и не подлежащими ни видоизменению, ни тем более отмене, стало осуществляться новыми законодательными актами. Со временем сложились два подвида римских законов: lex в собственном смысле как постановление народного собрания, т.е. всего римского народа, имеющее высшую юридическую силу, и plebiscitum - указ и распоряжение плебейской части римской общины - “впрочем плебейские постановления по изданию Гортензисва закона (в 258 г. до Н.Э.) стали иметь силу не меньше законов”.

     Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей  процедуры и соответствующего содержания: “Законы - это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом”. Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например, консулов: закон Валерия - Горация и т.п. Закон должен был содержать обязательные элементы:

     1)   введение, или указатель обстоятельств издания;

     2)    текст, который мог подразделяться на главки и т.п.;

     3) sanctio, где постановлялись последствия  нарушения закона и ответственность  нарушителей. 

     Для его принятия закон должен был  быть доведен до сведения граждан - выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. Приниматься закон мог только целиком, либо так же целиком отвергаться, частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

     В более позднее время, когда реальная деятельность народных собраний стала невозможной из-за количественного роста римских граждан, верховную санкцию на закон давал Сенат. Специальные определения Сената, равнозначные закону, назывались senatusconsultum.

     Таким образом, первоначальным источником права, первоначальной формой его образования и существования был и в Риме обычай - так называемые mores majorum, обычаи предков. Основная масса римских законов известна только по названиям и по общему содержанию в передаче другими юридическими источниками. Полных текстов сохранилось крайне немного. 
 
 
 

     2.   Виды умаления правоспособности.

     Поскольку полнота правоспособности зависела от наличия трех состояний (свободы, гражданства и семейного состояния), утрата всех или некоторых из них приводила к уменьшению объема правоспособности (capitis deminutio).

     Римское право предусматривало три степени  умаления правоспособности: наибольшее (capitis deminutio maxima), среднее (capitis deminutio media) и наименьшее (capitis deminutio minima). Вот как об этом сказано в Институциях (I.Кн.1.XVI): "Изменения правоспособности есть перемена прежнего положения, и оно происходит тремя способами: оно бывает наибольшим или меньшим, которое некоторые называют средним, или же наименьшим".

     Наибольшее  умаление правоспособности имело место  тогда, когда свободный гражданин  терял свободу, то есть становился рабом  в результате военного пленения, продажи  в рабство за долги, самопродажи  в рабство. Естественно, что при этом человек терял все имущественные и личные права.

     Среднее умаление правоспособности наступало  тогда, когда гражданин, при сохранении свободы, терял право римского гражданства. Это могло происходить при  изгнании гражданина за пределы государства в качестве санкции за совершение некоторых преступлений (что традиционно обозначалось термином "лишение огня и воды"). Однако утрата гражданства наступала и при добровольной эмиграции, приобретении статуса латина, что могло быть по самым разным мотивам, в частности, для приобретения провинциальной собственности.

     При смене семейного состояния происходило  минимальное уменьшение правоспособности. При этом лицо своего права подпадало  под власть другого лица: при замужестве женщины, которая до вступления в брак была самостоятельна, при усыновлении гражданина бывшего лицом своего права.

     Положение человека в римском обществе определялось не только правоспособностью, но и состоянием гражданской чести, точнее - состояние  чести (status dignitatis) оказывало влияние на объем правоспособности.  
Римское право различало лишение чести и умаление чести. Лишение чести являлось результатом такого уголовного наказания, в результате которого утрачивалось римское гражданство. Умаление чести проявлялось в двух формах: infamia и turpitudo.

     Инфамией  признавалось такое умаление чести, которое наступало в результате предосудительного с точки зрения общины поведения лица (бесславное удаление из легиона, лжесвидетельство, обвинение по т.н. инфамирующим искам - из договора товарищества, хранения, поручения; за недобросовестность в делах опекунства, за воровство, грабеж, насилие и пр.).

     Лицо, подвергнутое инфамии, не мог занимать почетных должностей в общине (то есть лишался пассивного избирательного права), не мог становится опекуном, поверенным, не мог наследовать по завещанию, не мог привлекаться в качестве свидетеля. Таким образом, фактически инфамия вела к существенному ограничению общественной активности субъекта.

     Turpitudo - результат презренного, с точки  зрения общины образа жизни человека (занятие ремеслом актера, сводничеством, проституцией). 

     Привилегии  фиска, как юридического лица.

     Государство в области имущественных отношений  получило в императорские времена название фиска. Государственная казна республиканского времени носила название эрара. В переходное от республики к империи время, при Августе, состоялся, как известно, раздел провинций между сенатом как органом старой республики и принцепсом: в свою очередь раздел провинций, из которых стекались в Рим главные доходы государства, сделал необходимой и двоякую государственную казну - сенатскую и императорскую. Первою оставался эрар Сатурна, состоявший в управлении сената; вторая получила название фиска, распоряжение которым принадлежало принцепсу; в нее поступали также доходы с тех налогов, которые вновь введены были императорами. Единой фискальной кассы не было; существовали, напр., fiscus Asiaticus, fiscus Judaicus, fiscus Alexandrinus, разные провинциальные кассы; военная касса носила название даже не фиска, а эрара (aerarium militare). Но фиск все-таки остается названием, объединяющим отдельные императорские кассы, состоявшие притом же под известным центральным руководством, сосредоточивавшимся в руках императорского прокуратора a rationibus. Фискальное имущество считалось частным имуществом принцепса как первого гражданина римского народа, между тем как в отношении к эрару субъектом имущественного права оставался populus в лице сената.

     Этот  порядок вещей продолжался недолго: ни фискальное имущество не осталось с характером частного имущества принцепса как первого гражданина, ни деление провинций с соответствующим делением эрара и фиска не удержалось. Напротив, с утверждением императорской власти эрар более и более переходил в ведение императора, так как и фискальные средства, в сущности, расходовались на государственные же нужды, как-то: на содержание войска, флота, жалованье должностным лицам, снабжение столицы хлебом, на устройство военных дорог и проч. При Северах, как полагают, окончательно исчезло различие между императорскими и сенатскими провинциями и доходы со всех провинций стали поступать в императорскую казну, за которой по-прежнему удержалось название фиска; сенатский же эрар утратил свое общегосударственное значение и превратился в римскую городскую кассу - конечно, не в смысле современной кассы городского управления, потому что, как указано было выше, Рим оставался государством в государстве и жил на счет провинций. Более чем вероятно, что и после слияния эрара с фиском единой имперской кассы не образовалось, а продолжали существовать, как и в первые времена принципата, разные обособленные кассы, объединявшиеся известной центральной дирекцией.

     Фиск  пользовался, не считая таких прав, как право на выморочное наследство, следующими привилегиями:

     1) он имел законное залоговое право в имуществе своих должников без предварительного с ними соглашения о залоговом обеспечении;

     2) по контрактам он взимал с  должников проценты без особого  соглашения об этом, тогда как  сам он, наоборот, без особого  соглашения не платил процентов даже и в случае morae;

     3) фиск в отношении к защите  его интересов пользовался привилегиями, предоставленными несовершеннолетним (jura minorum), в особенности привилегией  восстановления в прежнее состояние; 

     4) фиск переносил на правопреемников  право собственности на такую вещь, на которую сам не имел права собственности, т. е. если казна отчуждала частному лицу такое имущество, на которое сама она не имела права собственности, то право приобретателя тем не менее должно было оставаться неприкосновенным на случай эвикции, заинтересованному же предоставлялось в течение 4-летнего срока предъявить свои претензии к казне. Впрочем, постановление решений против казны, по спорным ее делам с частными лицами, не считается преступлением: - eum delinquere, qui in dubiis quaestionibus contra fiscum facile respon-derit.

     Несомненно, с другой стороны, что под фиском, с точки зрения римского права, нужно  понимать государство как хозяина  государственного имущества. Напротив, отдельные фискальные учреждения (stationes fisci), хотя они в видах практического удобства и целесообразности обособлялись одно от другого, в действительности были не самостоятельными субъектами, а обособленными кассами одного и того же хозяина - государства.  

     Критерии  ограничения дееспособности.

     Дееспособность  зависит прежде всего от возраста. В римском праве различались  дети до 7 лет (infantes) – вполне недееспособные – и мальчики от 7 до 14 лет и  девочки от 7 до 12 лет (impuberes) – частично дееспособные.

     Impuberes признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего. Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна, которое должно было даваться непременно при самом совершении сделки. Опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в завещании, или по назначению магистрата. В настоящее время критерием разграничения опеки и попечительства служит объём подлежащей восполнению дееспособности: над полностью недееспособными учреждается опека, над частично дееспособными – попечительство.

     В основу разграничения опеки и  попечительства в римском праве  скорее всего закладывали возрастные признаки. Опека назначалась над несовершеннолетними, а также над женщинами независимо от возраста; попечительство же устанавливалось в отношении совершеннолетних, не достигших 25 лет, а также в отношении душевнобольных. В дееспособности ограничивались также расточители.  

  3.  Составить схему «Виды исков».

Рис 1: Схема исков в  римском праве 

      ВИДЫ  ИСКОВ
      Вещные (actio in rem) Личные (actio in personam)
      Цивильные Преторские
      Обозначались  как "иски строгого права (actiones stricti iuris)" Обозначались  как "иски, основанные на доброй совести (actiones bonae fidei)".
      Это такой иск, которым возбуждается спор о вещи. "...Лицу, утверждающему, что вещь его, дается вещный иск.

      Вещный  иск дается и в том случае, когда  предъявляется право на землю, право  узуфрукта в здании, право прохода или прогона через соседнюю землю или право водопровода из соседнего имения. Вещным будет также иск на городские сервитуты..." 
      Вещные иски называем виндикациями (actiones vindicationes). Но когда лицо утверждает, что его противник не обладает сервитутом в отношении его имения, то "такие иски тоже будут вещными, но отрицательными (actiones negativae)"..

      Которые возникают  из нарушения договора или из правонарушения (деликта - maleficio): "в них истец  утверждает, что противник должен дать или сделать", иными словами, личные иски - это иски, возникающие из обязательств. Применялось большое количество таких исков, поскольку в обороте использовалось множество видов обязательств. Личные иски назывались кондикциями (condictiones): "кондицировать, по-древнему, значило торжественно заявлять".

      Некоторые иски имеют смешанную природу, т.е. они личные и вещные. Сюда относится  иск о разделе наследства, даваемый сонаследникам, иск о разделе  общего, даваемый лицам для раздела  общего имущества; иск об установлении границ, даваемый лицам для разграничения смежных участков".

Информация о работе Контрольная работа по "Римское право"