Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:09, контрольная работа
Предмет работы: источники римского права – обычаи и законы.
Объект работы: общественные отношения, регулируемые обычаями и законами.
Цель работы: изучить обычаи и законы как источники права.
Методологической основой исследования является: теоретический, историко-правовой, системно-правовой подход к изучению источников права.
Введение……………………………………………………………………………..3
Обычаи и законы как источники права………………………………………...5
Заключение…………………………………………………………………………16
Список использованной литературы……………………………………………1
Однако законам Двенадцати таблиц присущи многие недостатки древнего права: казуистичность (изложение предписаний не в общем виде, а применительно к конкретным случаям), неполнота (многие положения закона подразумевались, не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизированность (нормы частного и публичного нрава, процессуальные нормы могли быть изложены подряд), формализм (требование произнесения некоторых фраз, запинка в которой влекла проигрыш дела в суде, недействительность договора и т.п.).
Законы XII Таблиц положили основание развитию того, что стало обобщенно называться римским общегражданским правом и складывалось из двух основных форм - понтификального истолкования и последующего законодательства - jus civile.
Законодательство не осталось только в рамках изданных XII Таблиц. Обновление и развитие принципов, которые почитались как бы священными и не подлежащими ни видоизменению, ни тем более отмене, стало осуществляться новыми законодательными актами. Со временем сложились два подвида римских законов: lex в собственном смысле как постановление народного собрания, т.е. всего римского народа, имеющее высшую юридическую силу, и plebiscitum - указ и распоряжение плебейской части римской общины - “впрочем плебейские постановления по изданию Гортензисва закона (в 258 г. до Н.Э.) стали иметь силу не меньше законов”.
Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответствующей процедуры и соответствующего содержания: “Законы - это имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом”. Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например, консулов: закон Валерия - Горация и т.п. Закон должен был содержать обязательные элементы:
1) введение, или указатель обстоятельств издания;
2) текст, который мог подразделяться на главки и т.п.;
3)
sanctio, где постановлялись
Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан - выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума. Приниматься закон мог только целиком, либо так же целиком отвергаться, частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.
В более позднее время, когда реальная деятельность народных собраний стала невозможной из-за количественного роста римских граждан, верховную санкцию на закон давал Сенат. Специальные определения Сената, равнозначные закону, назывались senatusconsultum.
Таким
образом, первоначальным источником права,
первоначальной формой его образования
и существования был и в Риме обычай - так
называемые mores majorum, обычаи предков. Основная
масса римских законов известна только
по названиям и по общему содержанию в
передаче другими юридическими источниками.
Полных текстов сохранилось крайне немного.
2. Виды умаления правоспособности.
Поскольку полнота правоспособности зависела от наличия трех состояний (свободы, гражданства и семейного состояния), утрата всех или некоторых из них приводила к уменьшению объема правоспособности (capitis deminutio).
Римское
право предусматривало три
Наибольшее умаление правоспособности имело место тогда, когда свободный гражданин терял свободу, то есть становился рабом в результате военного пленения, продажи в рабство за долги, самопродажи в рабство. Естественно, что при этом человек терял все имущественные и личные права.
Среднее умаление правоспособности наступало тогда, когда гражданин, при сохранении свободы, терял право римского гражданства. Это могло происходить при изгнании гражданина за пределы государства в качестве санкции за совершение некоторых преступлений (что традиционно обозначалось термином "лишение огня и воды"). Однако утрата гражданства наступала и при добровольной эмиграции, приобретении статуса латина, что могло быть по самым разным мотивам, в частности, для приобретения провинциальной собственности.
При
смене семейного состояния
Положение
человека в римском обществе определялось
не только правоспособностью, но и состоянием
гражданской чести, точнее - состояние
чести (status dignitatis) оказывало влияние
на объем правоспособности.
Римское право различало лишение чести
и умаление чести. Лишение чести являлось
результатом такого уголовного наказания,
в результате которого утрачивалось римское
гражданство. Умаление чести проявлялось
в двух формах: infamia и turpitudo.
Инфамией
признавалось такое умаление чести,
которое наступало в результате
предосудительного с точки
Лицо, подвергнутое инфамии, не мог занимать почетных должностей в общине (то есть лишался пассивного избирательного права), не мог становится опекуном, поверенным, не мог наследовать по завещанию, не мог привлекаться в качестве свидетеля. Таким образом, фактически инфамия вела к существенному ограничению общественной активности субъекта.
Turpitudo
- результат презренного, с
Привилегии фиска, как юридического лица.
Государство
в области имущественных
Этот
порядок вещей продолжался
Фиск пользовался, не считая таких прав, как право на выморочное наследство, следующими привилегиями:
1) он имел законное залоговое право в имуществе своих должников без предварительного с ними соглашения о залоговом обеспечении;
2)
по контрактам он взимал с
должников проценты без
3)
фиск в отношении к защите
его интересов пользовался
4)
фиск переносил на
Несомненно,
с другой стороны, что под фиском,
с точки зрения римского права, нужно
понимать государство как хозяина
государственного имущества. Напротив,
отдельные фискальные учреждения (stationes
fisci), хотя они в видах практического удобства
и целесообразности обособлялись одно
от другого, в действительности были не
самостоятельными субъектами, а обособленными
кассами одного и того же хозяина - государства.
Критерии ограничения дееспособности.
Дееспособность зависит прежде всего от возраста. В римском праве различались дети до 7 лет (infantes) – вполне недееспособные – и мальчики от 7 до 14 лет и девочки от 7 до 12 лет (impuberes) – частично дееспособные.
Impuberes
признавались способными
В
основу разграничения опеки и
попечительства в римском праве
скорее всего закладывали возрастные
признаки. Опека назначалась над несовершеннолетними,
а также над женщинами независимо от возраста;
попечительство же устанавливалось в
отношении совершеннолетних, не достигших
25 лет, а также в отношении душевнобольных.
В дееспособности ограничивались также
расточители.
3. Составить схему «Виды исков».
Рис 1:
Схема исков в
римском праве
ВИДЫ ИСКОВ | |
Вещные (actio in rem) | Личные (actio in personam) |
Цивильные | Преторские |
Обозначались как "иски строгого права (actiones stricti iuris)" | Обозначались как "иски, основанные на доброй совести (actiones bonae fidei)". |
Это
такой иск, которым возбуждается
спор о вещи. "...Лицу, утверждающему,
что вещь его, дается вещный иск.
Вещный
иск дается и в том случае, когда
предъявляется право на землю, право
узуфрукта в здании, право прохода или
прогона через соседнюю землю или право
водопровода из соседнего имения. Вещным
будет также иск на городские сервитуты..." |
Которые возникают
из нарушения договора или из правонарушения
(деликта - maleficio): "в них истец
утверждает, что противник должен
дать или сделать", иными словами, личные
иски - это иски, возникающие из обязательств.
Применялось большое количество таких
исков, поскольку в обороте использовалось
множество видов обязательств. Личные
иски назывались кондикциями (condictiones):
"кондицировать, по-древнему, значило
торжественно заявлять".
Некоторые иски имеют смешанную природу, т.е. они личные и вещные. Сюда относится иск о разделе наследства, даваемый сонаследникам, иск о разделе общего, даваемый лицам для раздела общего имущества; иск об установлении границ, даваемый лицам для разграничения смежных участков". |