Красноярский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:31, реферат

Описание

С первых дней войны в крае началось патриотическое движение по оказанию помощи фронту под лозунгом "Все для фронта, все для Победы!".
Уже в первой половине дня 23 июня в райвоенкоматы и райкомы партии поступили сотни заявлений о зачислении добровольцами в Красную Армию, а всего за период войны в военкоматы края было подано 35343 заявления о добровольном вступлении в армию.

Работа состоит из  1 файл

Красноярский край в годы Великой Отечественной войны 1941.doc

— 554.50 Кб (Скачать документ)

Красноярский  край в годы Великой  Отечественной войны 1941-1945 годов 

 

       С первых  дней войны в крае началось  патриотическое движение по оказанию  помощи фронту под лозунгом "Все  для фронта, все для Победы!".  
      Уже в первой половине дня 23 июня в райвоенкоматы и райкомы партии поступили сотни заявлений о зачислении добровольцами в Красную Армию, а всего за период войны в военкоматы края было подано 35343 заявления о добровольном вступлении в армию.  
      28 июня газета "Красноярский рабочий" опубликовала одну из телеграмм: "Прошу отправить на фронт меня, хирурга, члена партии; жену - медсестру, члена ВКП(б) и сына - допризывника. Ответ радируйте. Пит-городок. Ушаковы".(Время - газетной строкой. - Красноярск, 1980. - С. 104,)  
      Всего за годы войны в Фонд обороны трудящиеся края внесли из личных сбережений 187849 тысяч рублей наличными, сотни тысяч пудов хлеба.  
      На территории Красноярского края были сформированы, обучены и отправлены на фронт следующие воинские соединения:  
 22, 91, 62, 119 (17 гвардейская), 228, 301, 309, 311, 374, 378, 382 стрелковые дивизии;  
 44 отдельная и 78 добровольческая коммунистическая стрелковые бригады;  
 365 отдельный стрелковый полк;  
 392 пушечный, 542-й, 510-й гаубичные, 110-й артиллерийские полки;  
 22 и 216 бомбардировочные, 21 и 679 авиаполки, школа авиатехников;  
 полк народного ополчения;  
 43, 58, 59, 60, 62 бригады лыжников;  
 101 лыжный батальон, 119, 121, 201 отдельные комсомольско-молодежные лыжные батальоны;  
 133 отдельный батальон линейной связи (полностью состоящий из женщин);  
 29 отдельный дивизион бронепоездов;  
 группа коммунистов-политработников - 709 человек;  
 3 июля 1941 г. ушла на фронт группа коммунистов - 500 человек.  
Дополнительно были сформированы в Канске:  
 764, 794, 797 стрелковые полки (март 1942 г.) - вошли в состав 232 стрелковой дивизии  
 120, 171, 187 артиллерийские полки - вошли в состав 43 запасной стрелковой дивизии;  
 223 стрелковая дивизия (в 1945 г) 
      Красноярцы сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, в партизанских отрядах, действовавших в тылу оккупантов. Большая часть красноярских соединений направлялась на северо-западный и центральный участки: на Волховский, Ленинградский Северо-Западный, Калининский и Западный фронты. Более половины красноярских дивизий и бригад в 1941 году сражались под Москвой. Защищая Москву, практически полностью погибла в Вяземском котле 91-я стрелковая дивизия.  
      В октябре 1942 года вступила в бой с врагом в составе Особого Сибирского стрелкового корпуса 78-я Красноярская бригада, сформированная в основном из добровольцев - коммунистов и комсомольцев нашего края. Тысячи красноярцев за мужество и отвагу были награждены орденами и медалями: 55 наших земляков стали полными кавалерами солдатского ордена Славы, а (191) присвоено звание Героя Советского Союза.  
      Среди наших земляков трое повторили подвиг Александра Матросова: Е.С. Белинский, М.А. Юшков, М.Л. Шевченко.  
      К началу 1942 года в край прибыло 32 эвакуированных предприятия. Среди них крупнейший машиностроительный завод "Красный Профинтерн" из Бежицы, оборудование паровозоремонтных заводов из Воронежа и Харькова, механический завод из Коломны, Мончегорский завод с Кольского полуострова, оборудование сахарных заводов со станции Рыльск Курской области, некоторые деревообрабатывающие предприятия, в феврале 1942 года - Запорожский комбайновый завод "Коммунар", Люберецкий завод сельскохозяйственных машин.  
      Эвакуированные предприятия направлялись в крупные города края - Красноярск, Ачинск, Абакан, Канск, Норильск. Основную массу предприятий разместили в краевом центре.  
      В кратчайшие сроки были реконструированы многие заводы и фабрики, дейс-твовавшие в крае. На производство военной продукции был полностью переведен Красноярский машиностроительный завод. Лесомеханический завод стал выпускать оружие и боеприпасы. ПВРЗ выпускал для фронта поезда особого назначения. Судоремонтный завод приступил к строительству судов и металлических барок. Фабрика "Спартак" перешла на пошив армейской обуви.  
      Училища и школы трудовых резервов края подготовили 31,1 тысячи рабочих различных специальностей.  
      В крае действовало более 60 эвакогоспиталей. Для работы с ранеными были привлечены лучшие медицинские кадры края: хирург-профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий, терапевты Качановский, Шапиро, Славкин, консультанты-рентгенологи Розенцвенг, Клюге, окулисты Чепурин, Вайнер, Новошивский, нейрохирург Алоновский и др. В крае усилилась агитационная работа, действовали агитколлективы, выпускались плакаты "Окон ТАСС", не прекращал свою работу альманах "Енисей" (Поэзия народного подвига. - Красноярск, 4988. - С. 4.)  
      Газета "Красноярский рабочий решала важную задачу укрепления единства фронта и тыла, воспитания у трудящихся чувства патриотизма. "Тыл - это тот же фронт, - писала газета 24 июня 1941 года. - И каждый, в ком бьется честное сердце патриота, готов сейчас сделать все зависящее от него, чтобы обеспечить победу над врагом". (Время - газетной строкой. - С. 104.)  
      Немалый вклад в победу над врагом сделали красноярские писатели и журналисты - И. Ерошин, К. Лисовский, И. Рождественский, Г. Суворов, Н. Устинович и др.  
      Большое внимание уделялось сельскому хозяйству.  
      Уже на пятый день войны газета "Красноярский рабочий" вышла с призывом: "Женщины-колхозницы! Изучайте трактор, заменяйте трактористов, ушедших на фронт!", а 27 июня 1941 года газета сообщала: "Березовка. За руль трактора уже село 18 женщин. Четыре женщины-комбайнера заменят мужчин. Решено при Березовской МТС организовать курсы женщин и невоеннообязанных."  
      Война нанесла сильнейший удар по развитию сельского хозяйства края: произошло сокращение посевных площадей, падение урожайности, сокращение поголовья скота, но благодаря героическому труду жителей края страна получила необходимый минимум сельскохозяйственной продукции, без которого было невозможно достижение победы.  
      Красноярцы внесли достойный вклад в победу над врагом в годы Великой Отечественной войны как на фронте, так и в тылу.  

Малоизвестные события Великой  Отечественной войны  в Красноярском крае

 
    22-й гвардейский бомбардировочный  авиационный Красноярский ордена  Суворова полк (тогда 1-й скоростной  бомбардировочный) еще до Великой Отечественной войны получил боевую закалку на Халкин-Голе и в "зимней (советско-финляндской) войне". В 1941 году он участвовал в малоизвестном эпизоде Второй мировой войны - в боевых действиях Красной Армии в Иране. Боевой путь в небе Великой Отечественной войны полк начал на Западном фронте в октябре 1941 года и закончил весной 1945 года в Германии.  
    
Небо без границ. Очерки, воспоминания. Красноярск: КОА "Русская энциклопедия", 1995.- 352 с.: ил.  
 
    В секретных документах воздушная трасса называлась не только "Красноярской" или "АлСиб", но и Красноярск - Уэлькаль". К концу войны это была первоклассная по тому времени трасса. Вер-нее, была уже целая система - пять воздушных трасс, опоясавших Восточ-ную Сибирь и Северо-Восток. Это основная перегоночная трасса Красноярск - Уэлькаль. Затем для перегонки на Дальний Восток американских самолетов построили две трас-сы: Якутск - Хабаровск и Анадырь - Магадан - Хабаровск. Были также по-строены трассы Магадан - Киренск - Красноярск и Якутск - Тикси, имевшие больше народнохозяйственное значение Общая протяженность всех пяти воздушных трасс составила 14010 ки-лометров. Вся аэродромная сеть насчитывала 30 аэропортов и аэродромов.  
    
Небо без границ. Очерки, воспоминания. Красноярск: КОА "Рус-ская энциклопедия", 1995.- 352 с.: ил.  
 
    Бой за Диксон. 16 августа 1942 года из норвежского порта Нарвик вы-шел тяжелый фашистский крейсер "Адмирал Шеер". Незамеченным обогнул с севера Новую Землю и, углубившись в Карское море, устремился на восток, к проливу Вильского. Рейдеру ассистировали пять немецких подводных ло-док, накануне занявших позиции у Новой Земли и в Карском море.  
    Так началась операция "Вундерланд" ("Страна чудес"), одобренная самим Гитлером. Цель - уничтожить два русских встречных каравана судов (об этом из них, идущем с востока, были получены сообщения японской раз-ведки), а также разгромить порт Амдерма и рыболовецкие флотилии русских.  
    
Красноярский материк: Времена. Люди. Документы. Красноярск: Гротеск, 1998.-584 с.  
 
    В распоряжении органов НКВД по Красноярскому краю в годы войны были следующие ресурсы: заключенные ИТЛ и ИТК; и спецпоселенцы, при-бывшие в край накануне и в годы войны… На территории Красноярского края в частности функционировали: Норильский ИТЛ, Красноярский ИТЛ, ИТЛ Аффинажного завода №169, Черногорский ИТЛ, Енисейский ИТЛ и др.  
    
Край большого будущего. История, действительность, перспекти-ва. Материалы конференции. Красноярск, 2004.-164 с.

КРАСНОЯРСКИЙ  РЕЧНОЙ ПОРТ В  ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В довоенные годы Красноярский речной порт почти  не имел механизации. В то время погрузочно-разгрузочные работы, в основном, выполнялись вручную. Единственным подспорьем были тачки и тележки. Поэтому возросший с началом войны поток грузов в прямом смысле лег на плечи людей.

Перминов  Ф.Ф. 
старший таксировщих 
Красноярского порта

Узким местом в речном порту были погрузочно-разгрузочные работы. Самые крупные грузчики воевали  на фронте. Так как техники практически  не было, оставшимся работникам приходилось  все переносить на собственных спинах. Объемы грузов росли, людей не хватало, развивалось движение двухсотенников: выполнять норму за себя и за товарища, ушедшего на фронт. Несмотря на это, очень быстро на площадках порта образовались горы грузов, разгружать которые не успевали. Суда простаивали в ожидании. Чтобы ликвидировать пробку в речном порту, работники управления пароходства, бассейнового управления, работники торгречтранса решили устраивать субботники и помогать портовикам. В навигацию в 1941 года было организовано 22 субботника.

В годы войны  грузчики и командный состав Красноярского речного порта собирали теплые вещи и белье для Красной Армии, сдавали деньги в Фонд обороны на строительство военной техники.

Строительство Норильского горно-металлургического  комбината велось ускоренным темпами. Возрастал поток грузов на север и обратно. Так как существующий Красноярский речной порт не справлялся, в 1942 году Норильский комбинат выступил с предложением построить новый порт, механизированный и с большей пропускной способностью. Предполагалось, что грузооборот порта в 1943 году возрастет на 100 тысяч тонн и составит 500 тысяч тонн.

Городской участок Красноярского речного  порта в 40-х годах 
(теперь здесь находится здание Речного вокзала Енисейского пароходства)

В конце 1942 года было принято  решение о строительстве  нового речного порта. Норильскому комбинату отвели земельный участок на правом берегу Енисея в районе станции Злобино (почти напротив существовавшего порта). Протяженность участка приближалась к 1,5 километрам. «Норильскстрой» возводил порт, и появлявшиеся новые производственные мощности сразу шли в работу. Погрузка и разгрузка велась на обоих берегах Енисея. В память о годах войны и подвигах грузчиков в Красноярском речном порту создан Музей трудовой и боевой славы.

ОБОРОНА ДИКСОНА

Летом 1942 года экипажам нескольких судов Енисейского  пароходства пришлось столкнуться с  фашистами в открытом бою. Благодаря самоотверженной  гибели парохода «Александр Сибиряков» и отваге защитников Диксона, операция противника «Вундерланд» - «Чудесная страна» - потерпела крах.

Ледокольный пароход «Александр Сибиряков», 
потопленный немецким крейсером «Адмирал Шеер»

Целью операции было парализовать перевозку грузов по Северному морскому пути. Прочность  нашей обороны в немалой степени  зависела от бесперебойного снабжения  этого участка фронта морем из Сибири. Противник снарядил так называемый карманный линкор «Адмирал Шеер», оснащенный 28 артиллерийскими орудиями разных калибров, восемью торпедными аппаратами, самолетом-разведчиком. На борту крейсера находилось 960 офицеров и матросов. Вблизи острова Белуха в Карском море фашистский линкор встретился с советским ледокольным пароходом «Александр Сибиряков»...

Советский пароход, шел с Диксона на Северную Землю с грузом и персоналом для новой полярной станции. Заметив появившееся на горизонте судно, командир попытался связаться с ним. После сигналов на судне появился американский флаг. Командир парохода срочно предал на Диксон донесение о встрече. Выяснилось, что американских судов в этом районе быть не должно, поэтому линкор необходимо было воспринимать как противника. «Александр Сибиряков» открыл огонь из 4 пушек (две 76-ти и две 45-миллиметровых пушки). Завязался неравный бой.

26 марта  в 14 часов 05 минут радист передал в эфир: «Помполит приказал покинуть судно. Горим. Прощайте». Выполняя приказ командира, механик открыл кингстоны, и «Александр Сибиряков» затонул. Из 104 человек команды и пассажиров большинство погибло. Один из кочегаров сумел вплавь добраться до острова Белуха. Через 34 дня его спасли. Остальные попали в плен.

«Шеер» направился к одному из портов, обслуживавших  Северный морской путь, - Диксонскому. Порт расположен на северо-западе Таймырского  полуострова, в устье Енисейского  залива недалеко от Карского моря. Там не было воинских подразделений, поэтому капитан линкора был уверен, что не встретит серьезного сопротивления, сможет забрать всю метеорологическую и гидрографическую документацию, и уничтожить поселок.

Музейный  стенд, посвященный обороне Диксона 

Рано утром 27 сентября немецкий крейсер подошел  к полуострову и произвел два  выстрела по стоящим на рейде морским  судам. Почти сразу возник пожар  на «Революционере», его быстро ликвидировали. Пароход «Кара», груженый взрывчаткой, к счастью, оказался вне досягаемости огня. В составе судов были и речные: пароход «Молотов», лихтер № 16, № 14, 600-тонный лихтер № 7. Когда начался обстрел с «Шеера», лихтер № 7 стоял на рейде, 16-ый был под разгрузкой угля. «Молотов» занимался маневренными работами и, несмотря на интенсивный огонь, сумел отвести лихтер от причала в безопасное место.

Первым огонь  по линкору открыл пароход «Дежнев», в годы войны ставший сторожевым кораблем «СКР-19». К нему присоединился «Комсомолец», который, прикрываясь дымовой завесой, рванулся навстречу «Адмиралу Шееру». Начался бой. Защитники острова не сдавались. Две попытки крейсера овладеть Диксоном не увенчались успехом.

Всего с  «Адмирала Шеера» было произведено 450 орудийных выстрелов. Врагу удалось повредить «СКР-19» и «Революционер», сжечь два деревянных дома, вывести из строя электростанцию одного из пунктов радиоцентра, баню и еще несколько мелких построек. Порт остался невредимым, вражескому судну пришлось отступить.

Потерпев  фиаско в операции «Вундерланд», фашисты  не оставили попыток перерезать Северный морской путь. Были разработаны операции «Вундерланд II», «Морской узел» и  другие. Но все оказались безуспешны, так как после нападения «Шеера» на Диксон была переброшена группа боевых кораблей, и по всему Северному морскому пути стали действовать самолеты разведки и прикрытия.

Дементьев Иван Васильевич

Дементьев Иван Васильевич

Родился 7 января 1919 г. в селе Устьянск Абанского района Красноярского края.

В 1939 году Ивана  Васильевича призвали в армию. Отслужив положенное время, рядовой Дементьев  осенью 1941 года должен был демобилизоваться, но началась война, и долгожданный день возвращения домой отодвинулся на долгие годы.

Иван Дементьев  и его друзья-товарищи свое первое боевое крещение приняли на западной границе. 8 июля 1941 года он был ранен  и отправлен в тыл. После выздоровления  попал во вновь созданную артиллерийскую минометную часть. После проверки знаний Ивана назначили командиром артиллерийской установки «катюша». Вместе со своим подразделением он участвовал в боях на Воронежском направлении, в Сталинградском сражении, а также в форсировании Днепра, освобождении Киева, Житомира, Западной Украины, Польши и, наконец, Германии. Дойдя до Берлина, Иван Васильевич с друзьями-однополчанами праздновал Победу на крыше рейхстага, а на его стене оставил свою фамилию.

Информация о работе Красноярский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов