Крещение Руси. Роль православия в древнерусском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:02, контрольная работа

Описание

Принятие христианства с его многообразными последствиями представляет собой в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI и XII вв. Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VIII – IX вв. классового раннефеодального строя явилось результатом связанных друг с другом процессов.

Содержание

1.Введение.
2. Предпосылки крещения Руси.
З. Выбор веры.
4.Крещение князя Владимира.
5.Крещение Руси.
6.Образование Поместной Русской Православной Церкви.
7.Роль принятия христьянства.
8.Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Крещение Руси..docx

— 47.77 Кб (Скачать документ)

                                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

      ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                  ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

                              СПЕЦИАЛЬНОСТЬ « юриспруденция  »

                                      К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине:  история

На тему: « Крещение Руси. Роль православия  в древнерусском государстве. »

Вариант № 1

 

 

 

 

 

Выполнил:Быцко Владислав Леонидович.

Студент 1 курса                                                                                                                       семестр:1

группа № 3211153046

зачетка №32111581

научный руководитель:

Москвин Владимир Васильевич.

 

                   Беларусь  г.Брест

                                                                                                     11 января, 2012

                                                          -1-

 

 

 

                                                     ПЛАН.

 

1.Введение.

2. Предпосылки крещения Руси.

З. Выбор веры.

4.Крещение князя Владимира.

5.Крещение Руси.

6.Образование Поместной Русской Православной Церкви.

7.Роль принятия христьянства.

8.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       -2-  

 

                                                   1.Введение.    

      Принятие христианства с его многообразными последствиями представляет собой в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI и XII вв. Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VIII – IX вв. классового раннефеодального строя явилось результатом связанных друг с другом процессов. Это было перерастание родовой и племенной знати поздних этапов первобытнообщинного строя в местных князей, союзов племен в государственные организации, социального неравенства внутри традиционных коллективов (общин, миров), имевшего различное происхождение, как функциональное (должностное), так и имущественное, – в неравенство классовое.

      Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в. Древ-нерусского государства с центром в Киеве, основанного на раннефеодальной эксплуатации в форме централизованной ренты – даней, полюдья, – требовало и изменений в идеологической области, в религии.

      До принятия христианства Киевская Русь была языческой. Но дело в том, что языческая религия предполагала старый образ жизни. Она была уместна для патриархального строя, но серьезно тормозила формирование новых производственных отношений зарождавшегося феодализма. Нужны были новое право, новые обычаи, новое общественное сознание, новые оценки событий. Старое язычество этого дать не могло.                                                                     

    С самого начала хотелось бы оговорить, что мы будем понимать под словосочетанием “Крещение Руси”. Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны — Древней Руси. Между тем такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной

 

                                                          -3-                                                                            Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского

общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей                                                     

своей столицы, а в последующие  годы — и население ряда других городов Киевской Руси.

    Нельзя называть приобщение к христианству одних лишь киевлян «крещением Руси», этим мы допускаем грубейшее нарушение элементарной логики, известное под названием подмены понятий. Один из начальных моментов длительного процесса христианизации Древней Руси непозволительно отождествлять со всем процессом, у многих складывается впечатление, что это одномоментное и вполне законченное событие, а 988 год считают временем утверждения христианства в древнерусском обществе. Крещение киевлян князем Владимиром (это уже “второе крещение Руси”) – лишь начало акции князей Владимира и Ярослава по насаждению христианства в пределах централизованной Киевской Руси: крещение новгородцев, а также жителей других древнерусских городов, расположенных главным образом на водном пути от Киева к Новгороду. Событие 988 года наша православная церковь считает официальным принятием христианства на Руси и недавно отметила тысячелетний юбилей по этому поводу. Однако нужно разделять два понятия: “Крещение киевлян” и “Крещение Руси” – первое событие прошло в один день, а второе – целая эпоха, которая растянулось на столетия. Дальше речь пойдет именно о целой исторической вехе в жизни наших предков и о роли христианизации Руси. 

      

                                       2.Предпосылки принятия христьянства.

 

    В Киевской Руси христианство стало распространяться задолго до крещения её князем Владимиром. Торговые сношения с Византией, которые облегчили для Руси знакомство с христианством. Купцы и дружинники бывавшие в Царьграде знакомились там с верой в Христа, и могли там креститься, а затем приносили на Русь новое учение. В княжение                                                                                                                                                                                                                                                                            -                                                                                                                                  

                                                  -4-                                                                                       Игоря в Киеве уже была христианская церковь св. Илии, и, по словам летописца, в Киеве «мнози бо беша варязи христиани». В дружине самого князя Игоря были христиане. Первое упоминание о существовании христианской общины в Киеве датируется 944 г. В этом году князь Игорь заключил мирный договор с Византией. Участвовавшие в этом акте княжеские дружинники представляли две религиозные общины – языческую и христианскую. Первые клялись соблюдать верность договору именем Перуна, вторые церковью Ильи-пророку.

   В правление княгини Ольги в Киеве была христианская община, и киевлян не могли особенно удивлять новые обряды. Б.А.Рыбаков пишет, что «Ко времени Святослава и Владимира существовала значительная христианская литература в соседней Болгарии, написанная на старославянском языке, вполне понятном для всех русских» .

    Постепенно христианство завоёвывало себе сторонников. Значительное влияние оказали проповеди и широкая просветительская деятельность «славянских апостолов» Кирилла и Мефодия, которых высоко чтили на Руси даже в языческие времена.

    Вдова князя Игоря Ольга сама стала христианкой, крестившись, согласно летописному сообщению около 957 г. в Константинополе . Существует предание о крещении княжны: она, решив принять крещение, отправилась в Царьград, что бы принять крещение у патриарха. Но император Константин не сразу ее принял, ее ладьям долго пришлось стоять в Суде. Послов из разных стран и князей допускали во дворец по очереди и Ольга не была исключением . Будучи женщиной властной, своим стоянием на Суде она проявила удивительное смирение.

    Но когда Константин встретился с княжной, он был восхищен ее красотой,умом, и хотел взять ее в жены и зделать императрицей. Ольга же, боясь обидеть императора, по преданию, прибегла к хитрости: язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не крестит. Патриарх крестил Ольгу, а Константин стал ее крестным отцом. Когда опять встал вопрос о женитьбе, Ольга ответила: как ты хочешь взять меня женою, когда сам меня крестил и назвал дочерью? Император подивился уму Ольги и отпустил ее с большими дарами. Но все же точно мы не знаем, где и когда приняла крещение Ольга. Легенда и русская летопись связывает это      с

                                                      -5-

посещением  Константинополя (955 или 957 г.), где Ольга вела переговоры с императором Константином. Однако, в его подробных записках о крещении Ольги не упоминается. "Скорее Ольга крестилась еще до посещения Константинополя (в столицу Византии она прибыла со священником, скорее духовником княгини.)". Так или иначе, Ольга стала православной, а ее народ, в целом, оставался языческим.                                                          

      В X в. Происходила очень медленная христианизация Руси. Этот процесс почти не затрагивал обитавших вне города земледельцев и охотников. Православие постепенно приобретало статус религии, терпимой вгосударстве, но не государственной. Распространение христианства в княжеской и дружинной среде (в то время они в известной степени совпадали) происходило, как я уже отмечал, быстрее.         

     Постепенно создавались предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян. Во-первых, это своеобразное геополитическое положение Руси: она находилась между Западом и Востоком, и это являлось причиной того, что на культуру и религию оказывалось постоянное влияние и давление со стороны двух цивилизаций. Во-вторых, интересы Древней Руси были сугубо юго-восточной направленности. То есть, выбор христианства был обусловлен тем, что: Русь ориентировалась на развитые в экономическом, культурном плане страны. Также признавались очень важные функции христианства: объединение людей, их сплочение. Представления о Боге в христианстве являлись очеловеченными, Бог – такой же человек, как и все остальные, только он был способен творить добро и чудо.

    Этим предпосылкам суждено было сбыться во времена правления св. Князя Владимира-Красное Солнышко.                                                 

 

                                           3.Выбор веры.

 

Соседние с Киевской Русью государства  исповедовали религии, основу которых  составлял монотеизм, то есть вера в  единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии - иудаизм, в Волжской Булгарии –

                                                    -6-                                                                                          ислам. Однако наиболее тесные связи существовали у Руси с христианской Византией. "Повесть временных лет" рассказывает, что в 986 году в Киеве появились представители всех трёх перечисленных стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: “Мы не знали, -говорили они потом Владимиру, - на земле мы стояли или на небе”. А бояре тут же ему заметили: “Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга - мудрейшая из людей”.Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников: «Где крещение примем?». А они согласно ответили: «Где тебе любо».

 

                                       4.Крещение князя Владимира.

    О том, как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных обстоятельств дела, одни рассказывали, что князь крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того как взял этот город у греков. Лет сто спустя после крещения Руси летописец занес в свою летопись такие предания об этом событии.

    988 году Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за

                                                             -7-                                                                                                                                  «поганого», то есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. То-гда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

Информация о работе Крещение Руси. Роль православия в древнерусском государстве