Крещение Руси. Роль православия в древнерусском государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:02, контрольная работа

Описание

Принятие христианства с его многообразными последствиями представляет собой в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI и XII вв. Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось рядом причин. Возникновение в VIII – IX вв. классового раннефеодального строя явилось результатом связанных друг с другом процессов.

Содержание

1.Введение.
2. Предпосылки крещения Руси.
З. Выбор веры.
4.Крещение князя Владимира.
5.Крещение Руси.
6.Образование Поместной Русской Православной Церкви.
7.Роль принятия христьянства.
8.Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Крещение Руси..docx

— 47.77 Кб (Скачать документ)

церковь святой Софии, которая должна была стать центром новой церковной

организации. Эта сторона деятельности Ярослава не укрылась от глаз

исследователей. Одни объясняют ее переходом из-под власти болгарской

архиепископов под власть константинопольского патриарха и вызванным этим переустройством церковного управления; другие отрицают вообще наличие митрополичьей кафедры в Киевской Руси до назначения Фоепеппа около 1037г. Как бы то ни было, окончательно, как учреждение церковь сложилась только при Ярославе. Не случайно и то, что при нем был созван первый церковный собор в Киеве и сделана попытка установить церковную автокефалию путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства. Не случайно и то, что именно при Ярославе русская церковь получила своих первых святых в лице братьев самого князя, Бориса и Глеба.

    Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви – Поместная Русская Православная Церковь.

 

                                  8.Роль принятия христьянства.

    Для Русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие православия означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии. Византия являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но

                                                      -15-

долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню - Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только "словом нарицающиеся христиане", а на деле - "поганьске живуще", на игрищах людей "многое множество", а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в. киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю - "поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием" и некоторые "без срама" имеют две жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где

раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия  на холме, где стоял идол Перуна и  другие и где творили им требы  князь и люди. И по другим городам  стали ставить церкви и определить в них попов и приводить  людей на Крещение по всем городам  и селам". Язычество сливалось  с православием. Русская церковь  играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой  русской государственности в  эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к  культурным богатствам Византии, в  распространении просвещения и  создании крупных литературно-художественных ценностей. Принятие православия способствовало широкому распространению на Руси грамотности, просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению  собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и  иконописи. Появившиеся со времен Владимира  Святого и Ярослава Мудрого школы  и библиотеки стали важнейшим  средством распространения просвещения  на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и  частные. Под 

                                                     -16-

воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная  месть, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособность и материнский авторитет русской  женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться  нарушенный княжескими междоусобицами мир. "Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику Ростиславовичу, - мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас от кровопролития." Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства".

    С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном

Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь". В той сложной иерархии государств, которую представлял собой средневековый мир, Русь после крещения заняла новое, высокое место. Совершенно по-новому, более широким потоком вливаются и глубже проникают в жизнь христианской Руси блага византийской христианской культуры. Вечные основы европейской культуры, те античные - римские и эллинские - начала, хранительницей которых была Византия, открываются Руси вместе с воспринятым из Византии православием. С ним Русь воспринимает из Византии первоосновы богословской и философской мысли, первые элементы образованности, литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того процесса, который, возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а позднее, после падения старой империи, поставил Московское царство во главе православного мира. В иконописи и архитектуре возникла на Руси самобытная школа, связанная с национальным характером, с народно-религиозным пониманием "меры и красоты".

 

                                                       -17-

     Первые века становления православия на Руси были временем рождения отечественных форм его понимания, выраженного в красках, в камне, в слове.

    В отличие от западного образования, получившего еще до православия целую систему культурных и философских начал от времен языческого Рима, наша отечественная образованность, кроме самобытных народных взглядов, имела единственным источником Священное Писание, окруженными многими богодухновенными трудами Отцов Вселенной Православной Церкви. Богослужения и книги Священного Писания, в отличие от Запада, Русь, благодаря подвигу славянских первоучителей святых Кирилла и Мефодия, изначально получила на родном, понятном языке, переведенным с греческого. Книги священного писания и толкования к ним святых Отцов Церкви Православной и стали основой христианского мировоззрения, просвещения умственного и нравственного воспитания народа. Поскольку христианизация древнерусского общества была идеологической акцией, предпринятой великокняжеской властью в целях освещения феодальных отношений, то приобщение Киевской Руси к христианству стимулировало социально-культурное развитие наших предков не прямо, а косвенно.

Развитие процессом христианизации одних видов социально-культурной деятельности сопровождалось одновременным  противодействием по отношению к  другим. Например, поощряя живопись (фрески и иконы нужны были для  культовых целей), ново утвердившаяся  церковь осуждала ваяние (скульптуре в православном храме места нет). Культивируя пение акапелла, которым сопровождается православное богослужение, она порицала инструментальную музыку, которой не находилось богослужебного применения. Преследовался народный театр (скоморошество), подвергалось осуждению устное народное творчество, истреблялись как "языческое наследие" памятники дохристианской славянской культуры. По поводу принятия христианства на Древней Руси можно сказать однозначно только одно: она стала новым витком в развитии общественных отношениях восточных славян.

   

                                

                                                     -18-

  

                                      8.Заключение.                                    

 

Принятие Русью христианства явилось  прогрессивным шагом и имело  важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной политической организацией, духовно освящала и  всячески поддерживала новый строй. Получила распространение христианская мораль ("не убий", "возлюби ближнего, как самого себя") и христианских норм поведения - равенство всех перед  Богом, помощи бедным и др. Принятие христианства идеологически закрепляло единство Древнерусского государства (объединение населения в единую русскую народность). Наряду с этим Русь получила славянскую письменность и возможность осваивать достижения византийской культуры. Крепли и ширились международные связи Древнерусского государства вплоть до династических  браков русских князей с представительницами  могущественных держав. Неизмеримо вырос  международный авторитет Руси, которая  вошла в христианский мир.

  

 

                                            

                                             Литература:

1.«Русская Православная Церковь 988-1988»изд.Моск.Патр.1988

2. «Крещение Руси». Факты против  легенд и мифов.Лениздат.1986

3.Православие. Полная энцеклопедия.Санкт-Петербург.Изд.гр. «Весь»2007

4.Забелин.И.История русской жизни.т.2.Минск.Мин.фаб.цв.печ.2008

 

 

 


Информация о работе Крещение Руси. Роль православия в древнерусском государстве