Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:48, контрольная работа

Описание

Языческие верования наших предков вообще мало известны. Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой природы и почитали предков.

Содержание

Крещение князя Владимира <4>
3.Культурноисторическое значение крещения Руси <6>
4.Причины принятия христианства.

Работа состоит из  1 файл

Крещение Руси.docx

— 38.31 Кб (Скачать документ)
 
 

Содержание:

1.Введение                                                                                     <3>

2.Крещение князя  Владимира                                                      <4>

3.Культурноисторическое  значение крещения Руси                 <6>

4.Причины принятия  христианства.                                           <12>

5.Заключение.                                                                               <16> 

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Крещение  Руси.

1. Введение.

     Языческие верования наших предков   вообще  мало  известны. Как и   все  арийцы,  русские  славяне  поклонялись силам видимой природы  и почитали предков.

     Не достигшее  большого  развития  и  не имевшее внутренней  крепости языческое миросозерцание  наших  предков  должно  было  легко уступать  посторонним религиозным  влияниям.  Если славяне легко  примешивали к своим суевериям   суеверия  диких  финнов  и  подпадали влиянию финских шаманов  "волхвов" и "кудесников", то тем более должна была  влиять христианская вера на  тех  славян, которые могли  ее познать.

        Торговые сношения с Грецией  облегчали для Руси  знакомство  с Христовою верою.  Варяжские  купцы и дружинники, раньше и  чаще славян ходившие в Царьград,  прежде славян стали там обращаться  в христианство и приносили  на Русь новое учение,  передавая  его славянам. В княжение Игоря  в Киеве была уже  христианская  церковь св.Илии,  так как по  словам летописца,  в Киеве  "мнози бобеша варязи христиани". В дружине самого князя Игоря  было много христиан. Жена  князя   св.княгиня Ольга также была  христианкою.

   Словом, христианская вера стала хорошо  знакома  киевлянам  еще при  первых варяжских князьях.  Правда,  Святослав был холоден к греческой  вере; а при сыне его Владимире  в Киеве еще стояли еще языческие "кумиры"  (идолы) и еще бывали пред ними человеческие "требы", или  жертвы.  Летописец рассказывает, как при Владимире языческая  толпа  киевлян однажды (983) убила  двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына в жертву "богам".  Но все же, несмотря на это мучение  христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться и в общем  делало большие  успехи.  Князь  Владимир принял новую веру,  имея полную возможность  познакомиться с нею и узнать ее  превосходство и внутреннюю силу. 

      
 
 
 

    2. Крещение князя  Владимира.

    О том,  как крестился князь Владимир и как он крестил свой народ, на  Руси  существовало  много преданий.  Не помня точных обстоятельств дела,  одни рассказывали,  что князь  крестился  в Киеве; другие  указывали  место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в  греческом городе Корсуне (Херсонесе),  после того как взял этот город  у греков.  Лет сто спустя после  крещения  Руси летописец занес  в свою летопись такие предания об этом событии:

     Пришли (говорит он) к  Владимиру  (986)  сначала  волжские болгары,  похваляя  свое магометанство,  затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью  своего закона и, наконец, греческий   философ с православным учением.  Все они хотели привлечь Владимира  в свою веру.  Он же выслушивал  их и всех отсылал прочь,  кроме грека. С греком он  беседовал долго, отпустил его  с дарами и почестями, но  пока не крестился. В следующем  году (987) созвал Владимир своих  советников и рассказал им  о приходе к нему проповедников,  прибавив, что более всего его  поразили рассказы греческого  философа о православной вере. Советники дали мысль князю  послать в разные страны своих   послов  посмотреть: "Кто како  служит Богу?" Побывав и на  востоке, и на западе, послы  попали в Царьград и были  поражены  там  несказанным  благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру,  прибавив,  что сами не хотят  оставаться более в  язычестве,  познав православие. Это испытание  вер через послов решило дело.

Владимир  прямо спросил своих советников: "Где крещение примем?" А они  согласно ответили: "Где тебе любо". И вот в следующем 988 году Владимир пошел с войсками на Корсунь и  осадил  его.  Город упорно сопротивлялся.  Владимир дал обед креститься, если возьмет Корсунь и действительно  взял его.  Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию  и Константину, грозя идти на них  и требуя за себя замуж их сестру Анну.  Цари  сказали ему, что  не могут выдать царевну замуж  за "поганого",  то есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в  Корсунь  сестру  свою и с нею духовенство,  которое крестило русского князя  и венчало его с царевною.  Перед крещением Владимир  заболел  и ослеп,  но чудесно исцелился  во время

самого  таинства крещения.  Помирясь с греками  и отдав  им  Корсунь, он возвратился  с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

     Таково сказание летописи. В нем,  по-видимому, соединились в одну  повесть разные предания:  1)  предание  о  том,  Владимиру  предлагали свою веру болгары,  хазары, немцы и греки, пришедшие  в Киев и жившие в нем;                   2) предание о  том,  что   Владимир,  не только пребывавший  во тьме язычества,  но пораженный  и физическою слепотою,  чудесно  во время крещения прозрел  сразу и духовными и телесными  очами,  и 3) предание о том,  что для принятия греческой  веры Владимир счел  нужным  осадить  греческий  город  Корсунь, чтобы  вместе с  ним как бы завоевать и веру  греческую, приняв ее рукою  победителя.

     По сказаниям  греков  и   арабов  вот что известно о  походе Владимира на Корсунь:  В то время в Византийской  империи  произошло восстание   войска  под предводительством  полководца Варды-Фоки. Греческое  правительство, не располагая  силами, искало помощи у  киевского   князя Владимира.  Союз был  заключен (987): Владимир соглашался  послать свои войска в помощь  Византии,  зачто получал руку  греческой царевны Анны,  а  сам обязывался принять христианство.  Благодаря русскому вмешательству,  мятеж был подавлен и  Варда-Фока  погиб (988).  Но Византийцы после  победы не исполнили своих  обещаний,  данных Владимиру.  Тогда Владимир начал войну  с греками, осадил и взял  Корсунь, главный греческий город  в Крыму,  и настоял на исполнении  греками договора.

   Он  принял  христианство  и получил  в супружество царевну (989). Где  именно был он крещен и когда именно состоялось крещение,  в 988 или 989 году, точно неизвестно.

     Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир  начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его  притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви.  Так было и в других городах, где  христианство  водворяли княжеские наместники.  По преданию, новая вера  распространялась  мирно,  за  исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди,  еще  целые  века;  да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом  и  сплетались  с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия. 
 
 

    

   3. Культурно-историческое  значение крещения  Руси.

     Крещение Руси не следует представлять  себе, как одну простую перемену  верований.  Христианство, став господствующей  религией на Руси,  выразилось  не только в проповеди и  богослужении, но и  в  целом  ряде новых установлений и  учреждений.  Из Греции пришла  на Русь иерархия:  в Киеве  стал жить русский митрополит, поставляемый константинопольским   патриархом;  в других городах

были  поставлены подчиненные митрополиту  епископы (на первых порах их было пять,  потом число их дошло до 15ти). В  Киеве и во всех епархиях строились  церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись  своему епископу,  а через него митрополиту.  Таким образом власть митрополита простиралась на всю  Русь и объединяла все духовенство  страны.  Вместе с христианством  на Русь пришла письменность,  а с  нею  книжное просвещение. Как  ни слабо оно было на первых порах,  оно все же оказывало могучее  влияние на познавших его людей. Богослужебные и священные  книги  были принесены на Русь на доступном  для всех языке славянском,  том  самом, на котором изложили их славянские первоучители свв.  Кирилл  и  Мефодий  и их болгарские ученики.

Язык  этих книг был вполне понятен русским  и  "книжное  учение" было поэтому  не затруднено. Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями-священниками и  появляются  книжники-любители просвещения, собиравшие  и  переписывавшие книги.  Митрополит и вообще духовенство  управляли и судили подчиненных  им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании  особого сборника законов Номоканона, получившего на Руси в болгарском переводе название  Кормчей книги.  В этом сборнике заключались церковные  правила Апостольские и вселенских соборов,  также  гражданские законы  православных  византийских императоров.  Церкви принадлежали земли, на которых  духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему,  руководясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические  отношения  к  земледельцам, какие  были приняты в Греции.

     Таким образом на Руси вместе  с новым вероучением появились  новые власти,  новое  просвещение,  новые законы и суды,  новые  землевладельцы и новые землевладельческие  обычаи.  Так как Русь приняла  веру из Византии, то все новое,  что пришло вместе с верою,  имело византийский характер  и служило  проводником   византийского влияния на Русь.

     В языческом  обществе  княжеская   власть  не имела той  силы  и значения,  какое имеет государственная  власть теперь. Общество делилось  на самостоятельные союзы, которые  одни лишь своими силами охраняли  и защищали своих членов.  Вышедший  из своего союза человек оказывался  бесправным и беззащитным изгоем. Семья,  при  обычаи многоженства,  умычки и покупки невест, имела  грубый языческий характер. Рабство  было очень распространено. Грубая  сила господствовала в обществе  и человеческая личность сама  по себе в нем не имела  никакого значения.

     Христианская церковь,  основанная  на Руси князем Владимиром, не  могла примириться с таким  порядком.  Вместе с Христовым  учением о любви и милости  церковь принесла на Русь и  начала византийской культуры.  Уча язычников вере,  она стремилась  улучшить их житейские порядки.  Под влиянием христианства отдельные  лица из языческой среды изменяли  к лучшему свои взгляды и   нравы, шли  вослед  Христу  и  являли высокие примеры  нравственной христианской жизни  и даже подвижничества.  О самом  князе Владимире предание говорит,  что он смягчился под влиянием  новой веры, стал милостив и  ласков. Среди дружины из земских  людей появилось много благочестивых  христиан,  почитавших церковь,  любивших книги и иногда уходивших  от мирских соблазнов в монастыри  и в пустынное житье. Через  свою иерархию и примером ревнителей  новой веры церковь действовала  на нравы и учреждения  Руси. Проповедью и церковною практикою  она показывала,  как надо жить  и действовать в делах личных  и общественных.

     Церковь старалась поднять значение  княжеской власти.  Князей она  учила,  как они должны управлять:  "воспрещать  злым  и казнить  разбойников".  "Ты  поставлен  от Бога на казнь злым,  а  добрым на милованье",  говорила  духовенство князю  Владимиру,  указывая ему, что князь не  может остаться безучастным к  насилию и злу в своей земле,  что он должен блюсти в ней  порядок. Такой взгляд духовенство   основывало  на  убеждении,  что   княжеская власть, как и всякая  земная власть,  учинена от  Бога  и  должна творить Божью  волю. Но так как "всяка власть  от Бога" и так как князь  "есть Божий слуга",  то  ему надлежит повиноваться  и   его надлежит чтить. Церковь  требовала от подданных князя,  чтобы они "имели приязнь"  к князю,  не мыслили на него  зла и смотрели  на него, как  на избранника Божия.  Очень  грубо было воззрение языческой  Руси на князей, как на дружинных  конунгов, которые берут дань  за  свои  военные  услуги  земле и которых можно прогонять,  если они не угодны,  и даже  убивать (как древляне Игоря).  Церковь всячески  боролась с  таким взглядом и поддерживала  авторитет князей,  смотря на  них как на прирожденных и  богоданных государей. Когда   князья  сами  роняли  свое достоинство в грубых ссорах и междоусобиях ("которах"  и  "коромолах"),  духовенство старалось мирить их и учить,  чтобы они "чтили старейших" и "не переступали чужого предела".  Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка, имея пред собою пример Византии, где царская власть стояла очень высоко.

Информация о работе Крещение Руси