Содержание:
1.Введение
<3>
2.Крещение князя
Владимира
<4>
3.Культурноисторическое
значение крещения Руси
<6>
4.Причины принятия
христианства.
<12>
5.Заключение.
<16>
Крещение
Руси.
1.
Введение.
Языческие верования наших предков
вообще мало известны. Как и
все арийцы, русские славяне
поклонялись силам видимой природы
и почитали предков.
Не достигшее большого развития
и не имевшее внутренней
крепости языческое миросозерцание
наших предков должно было
легко уступать посторонним религиозным
влияниям. Если славяне легко
примешивали к своим суевериям
суеверия диких финнов и
подпадали влиянию финских шаманов
"волхвов" и "кудесников",
то тем более должна была
влиять христианская вера на
тех славян, которые могли
ее познать.
Торговые сношения с Грецией
облегчали для Руси знакомство
с Христовою верою. Варяжские
купцы и дружинники, раньше и
чаще славян ходившие в Царьград,
прежде славян стали там обращаться
в христианство и приносили
на Русь новое учение, передавая
его славянам. В княжение Игоря
в Киеве была уже христианская
церковь св.Илии, так как по
словам летописца, в Киеве
"мнози бобеша варязи христиани".
В дружине самого князя Игоря
было много христиан. Жена князя
св.княгиня Ольга также была
христианкою.
Словом,
христианская вера стала хорошо
знакома киевлянам еще при
первых варяжских князьях. Правда,
Святослав был холоден к греческой
вере; а при сыне его Владимире
в Киеве еще стояли еще языческие
"кумиры" (идолы) и еще бывали
пред ними человеческие "требы", или
жертвы. Летописец рассказывает,
как при Владимире языческая
толпа киевлян однажды (983) убила
двух варягов-христиан, отца и сына,
за отказ отца добровольно отдать
своего сына в жертву "богам".
Но все же, несмотря на это мучение
христиан, христианство в Киеве продолжало
распространяться и в общем делало
большие успехи. Князь Владимир
принял новую веру, имея полную возможность
познакомиться с нею и узнать
ее превосходство и внутреннюю
силу.
2.
Крещение князя
Владимира.
О
том, как крестился князь Владимир
и как он крестил свой народ, на
Руси существовало много преданий.
Не помня точных обстоятельств дела,
одни рассказывали, что князь
крестился в Киеве; другие указывали
место его крещения в городе Василеве
(в 35 верстах от Киева); третьи говорили,
что он принял крещение в Крыму, в
греческом городе Корсуне (Херсонесе),
после того как взял этот город
у греков. Лет сто спустя после
крещения Руси летописец занес
в свою летопись такие предания об
этом событии:
Пришли (говорит он) к Владимиру
(986) сначала волжские болгары,
похваляя свое магометанство,
затем немцы от римского папы,
затем хазарские евреи с проповедью
своего закона и, наконец, греческий
философ с православным учением.
Все они хотели привлечь Владимира
в свою веру. Он же выслушивал
их и всех отсылал прочь,
кроме грека. С греком он
беседовал долго, отпустил его
с дарами и почестями, но
пока не крестился. В следующем
году (987) созвал Владимир своих
советников и рассказал им
о приходе к нему проповедников,
прибавив, что более всего его
поразили рассказы греческого
философа о православной вере.
Советники дали мысль князю
послать в разные страны своих
послов посмотреть: "Кто како
служит Богу?" Побывав и на
востоке, и на западе, послы
попали в Царьград и были
поражены там несказанным
благолепием греческого богослужения.
Они так и сказали Владимиру,
прибавив, что сами не хотят
оставаться более в язычестве,
познав православие. Это испытание
вер через послов решило дело.
Владимир
прямо спросил своих советников:
"Где крещение примем?" А они
согласно ответили: "Где тебе любо".
И вот в следующем 988 году Владимир
пошел с войсками на Корсунь и
осадил его. Город упорно сопротивлялся.
Владимир дал обед креститься, если
возьмет Корсунь и действительно
взял его. Не крестясь еще, он послал
в Царьград к царям-братьям Василию
и Константину, грозя идти на них
и требуя за себя замуж их сестру
Анну. Цари сказали ему, что
не могут выдать царевну замуж
за "поганого", то есть за язычника.
Владимир ответил, что готов креститься.
Тогда цари прислали в Корсунь
сестру свою и с нею духовенство,
которое крестило русского князя
и венчало его с царевною.
Перед крещением Владимир заболел
и ослеп, но чудесно исцелился
во время
самого
таинства крещения. Помирясь с греками
и отдав им Корсунь, он возвратился
с православным духовенством в Киев
и крестил всю Русь в православную
греческую веру.
Таково сказание летописи. В нем,
по-видимому, соединились в одну
повесть разные предания: 1)
предание о том, Владимиру
предлагали свою веру болгары,
хазары, немцы и греки, пришедшие
в Киев и жившие в нем;
2) предание о том, что
Владимир, не только пребывавший
во тьме язычества, но пораженный
и физическою слепотою, чудесно
во время крещения прозрел
сразу и духовными и телесными
очами, и 3) предание о том,
что для принятия греческой
веры Владимир счел нужным
осадить греческий город
Корсунь, чтобы вместе с
ним как бы завоевать и веру
греческую, приняв ее рукою
победителя.
По сказаниям греков и
арабов вот что известно о
походе Владимира на Корсунь:
В то время в Византийской
империи произошло восстание
войска под предводительством
полководца Варды-Фоки. Греческое
правительство, не располагая
силами, искало помощи у киевского
князя Владимира. Союз был
заключен (987): Владимир соглашался
послать свои войска в помощь
Византии, зачто получал руку
греческой царевны Анны, а
сам обязывался принять христианство.
Благодаря русскому вмешательству,
мятеж был подавлен и Варда-Фока
погиб (988). Но Византийцы после
победы не исполнили своих
обещаний, данных Владимиру.
Тогда Владимир начал войну
с греками, осадил и взял
Корсунь, главный греческий город
в Крыму, и настоял на исполнении
греками договора.
Он
принял христианство и получил
в супружество царевну (989). Где
именно был он крещен и когда именно
состоялось крещение, в 988 или 989 году,
точно неизвестно.
Возвратившись из корсунского похода
в Киев с греческим духовенством, Владимир
начал обращать киевлян и всю Русь к новой
вере. Он крестил в Киеве народ на берегах
Днепра и его притока Почайны. Кумиры
старых богов были повергнуты наземь и
брошены в реку. На их местах были поставлены
церкви. Так было и в других городах,
где христианство водворяли княжеские
наместники. По преданию, новая вера
распространялась мирно, за
исключением немногих мест. Так, в Новгороде
пришлось применить силу. В глухих углах
(например, у вятичей) язычество держалось,
не уступая христианской проповеди,
еще целые века; да и по всей
стране старые верования не сразу были
забыты народом и сплетались
с новым вероучением в пеструю смесь веры
и суеверия.
3.
Культурно-историческое
значение крещения
Руси.
Крещение Руси не следует представлять
себе, как одну простую перемену
верований. Христианство, став господствующей
религией на Руси, выразилось
не только в проповеди и
богослужении, но и в целом
ряде новых установлений и
учреждений. Из Греции пришла
на Русь иерархия: в Киеве
стал жить русский митрополит,
поставляемый константинопольским
патриархом; в других городах
были
поставлены подчиненные митрополиту
епископы (на первых порах их было пять,
потом число их дошло до 15ти). В
Киеве и во всех епархиях строились
церкви и устраивались монастыри; причты
церквей и братия монастырей подчинялись
своему епископу, а через него
митрополиту. Таким образом власть
митрополита простиралась на всю
Русь и объединяла все духовенство
страны. Вместе с христианством
на Русь пришла письменность, а с
нею книжное просвещение. Как
ни слабо оно было на первых порах,
оно все же оказывало могучее
влияние на познавших его людей.
Богослужебные и священные книги
были принесены на Русь на доступном
для всех языке славянском, том
самом, на котором изложили их славянские
первоучители свв. Кирилл и Мефодий
и их болгарские ученики.
Язык
этих книг был вполне понятен русским
и "книжное учение" было поэтому
не затруднено. Тотчас по крещении на Руси
возникают школы с учителями-священниками
и появляются книжники-любители
просвещения, собиравшие и переписывавшие
книги. Митрополит и вообще духовенство
управляли и судили подчиненных
им людей так, как это делалось
в греческой церкви, на основании
особого сборника законов Номоканона,
получившего на Руси в болгарском
переводе название Кормчей книги.
В этом сборнике заключались церковные
правила Апостольские и вселенских
соборов, также гражданские законы
православных византийских императоров.
Церкви принадлежали земли, на которых
духовенство и монастыри вели
хозяйство по-своему, руководясь
византийскими обычаями и законами,
устанавливая такие юридические
отношения к земледельцам, какие
были приняты в Греции.
Таким образом на Руси вместе
с новым вероучением появились
новые власти, новое просвещение,
новые законы и суды, новые
землевладельцы и новые землевладельческие
обычаи. Так как Русь приняла
веру из Византии, то все новое,
что пришло вместе с верою,
имело византийский характер
и служило проводником
византийского влияния на Русь.
В языческом обществе княжеская
власть не имела той силы
и значения, какое имеет государственная
власть теперь. Общество делилось
на самостоятельные союзы, которые
одни лишь своими силами охраняли
и защищали своих членов. Вышедший
из своего союза человек оказывался
бесправным и беззащитным изгоем.
Семья, при обычаи многоженства,
умычки и покупки невест, имела
грубый языческий характер. Рабство
было очень распространено. Грубая
сила господствовала в обществе
и человеческая личность сама
по себе в нем не имела
никакого значения.
Христианская церковь, основанная
на Руси князем Владимиром, не
могла примириться с таким
порядком. Вместе с Христовым
учением о любви и милости
церковь принесла на Русь и
начала византийской культуры.
Уча язычников вере, она стремилась
улучшить их житейские порядки.
Под влиянием христианства отдельные
лица из языческой среды изменяли
к лучшему свои взгляды и
нравы, шли вослед Христу
и являли высокие примеры
нравственной христианской жизни
и даже подвижничества. О самом
князе Владимире предание говорит,
что он смягчился под влиянием
новой веры, стал милостив и
ласков. Среди дружины из земских
людей появилось много благочестивых
христиан, почитавших церковь,
любивших книги и иногда уходивших
от мирских соблазнов в монастыри
и в пустынное житье. Через
свою иерархию и примером ревнителей
новой веры церковь действовала
на нравы и учреждения Руси.
Проповедью и церковною практикою
она показывала, как надо жить
и действовать в делах личных
и общественных.
Церковь старалась поднять значение
княжеской власти. Князей она
учила, как они должны управлять:
"воспрещать злым и казнить
разбойников". "Ты поставлен
от Бога на казнь злым, а
добрым на милованье", говорила
духовенство князю Владимиру,
указывая ему, что князь не
может остаться безучастным к
насилию и злу в своей земле,
что он должен блюсти в ней
порядок. Такой взгляд духовенство
основывало на убеждении, что
княжеская власть, как и всякая
земная власть, учинена от
Бога и должна творить Божью
волю. Но так как "всяка власть
от Бога" и так как князь
"есть Божий слуга", то
ему надлежит повиноваться и
его надлежит чтить. Церковь
требовала от подданных князя,
чтобы они "имели приязнь"
к князю, не мыслили на него
зла и смотрели на него, как
на избранника Божия. Очень
грубо было воззрение языческой
Руси на князей, как на дружинных
конунгов, которые берут дань
за свои военные услуги
земле и которых можно прогонять,
если они не угодны, и даже
убивать (как древляне Игоря).
Церковь всячески боролась с
таким взглядом и поддерживала
авторитет князей, смотря на
них как на прирожденных и
богоданных государей. Когда
князья сами роняли свое достоинство
в грубых ссорах и междоусобиях ("которах"
и "коромолах"), духовенство
старалось мирить их и учить, чтобы
они "чтили старейших" и "не переступали
чужого предела". Так духовенство
проводило в жизнь идеи правильного государственного
порядка, имея пред собою пример Византии,
где царская власть стояла очень высоко.