Крестившись от папы, Владимир
вступил бы в многочисленный
сонм окружавших его государей.
Но он был бы в нем младшим,
сделался бы весьма ограниченным
в своей свободе его
членом. Напротив, крестившись
от греков, Владимир сохранял
свободу, не подвергал себя
опасности быть в мальчиках
и на послугах у других.
Спустя два года после собственного
крещения, Владимир решился приступить
к крещению народа. Прежде
чем делать это, он решился
войти в сношения с греками,
так как для будущей русской
церкви нужна была иерархия.
Для сей цели надлежало отправить
посольство с просьбой. Но
он поступил иначе: отправился
войной на греческий город
и только в качестве победителя
завязал с греками сношения.
Язычество не было религией
в современном понимании. Это
была довольно хаотическая
совокупность различных верований,
культов, но не учение. Это соединение
религиозных обрядов и целого
вороха объектов религиозного
почитания. Поэтому объединение
людей разных племен, в чем
так нуждались восточные славяне
в ХХII веках, не могло быть
осуществлено язычеством. Между
тем стремление вырваться из-под
угнетающего воздействия одиночества
среди редконаселенных лесов,
болот и степей, боязнь грозных
явлений природы заставляли людей
искать объединения.
Время и события требовали
познания мира и истории в
широких масштабах. Достойно
особого внимания, что эта тяга
к более широкому пониманию
мира, чем то, которое давалось
язычеством, сказывалось прежде
всего по торговым и военным
дорогам Руси, там, где вырастали
первые государственные образования.
Стремление к государственности
не было, разумеется, принесено
извне, иначе оно не имело
бы на Руси такого феноменального
успеха, которым ознаменовался Х
век.
Истинный создатель огромной
империи Руси князь Владимир
1 Святославович в 980 году
делает первую попытку объединения
язычества на всей территории
от восточных склонов Карпат
до Оки и Волги, от Балтийского
моря до Черного. После создания
пантеона богов в Киеве он
послал своего дядю Добрыню
в Новгород, и тот "постави
кумира над Волхвом". Однако
интересы страны звали Русь
к религии более развитой и
более вселенской. Последняя
должна была служить своеобразным
приобщением Руси к мировой
культуре. И не случайно этот
выход на мировую арену органически
соединялся с появлением на
Руси высокоорганизованного литературного
языка, который это приобщение
закрепил бы в текстах,
прежде всего переводных. Письменность
давала возможность общения не
только с современными культурами,
но и с культурами прошлыми.
Она делала возможным написание
собственной истории,
философского
обобщения своего национального
опыта, литературы.
Христианизация Руси и родство
правящего рода с византийским
двором ввели Русь в семью
европейских народов на совершенно
равных основаниях.
Благодаря болгарской письменности
христианство сразу выступило
на Руси в виде высокоорганизованной
религии с высокой культурой.
Та церковная письменность, которая
была передана нам Болгарией,
это самое важное, что дало
Руси крещение. Христианство в
целом способствовало возникновению
сознания единства человечества.
5.Заключение.
Принятие
христианства из Византии оторвало Русь
от магометанской и языческой
Азии, сблизив ее с христианской
Европой. Болгарская письменность сразу
позволила Руси не начинать литературу,
а продолжать ее и создавать в
первый же век христианства произведения,
которыми мы вправе гордиться. Сама
по себе культура не знает начальной
даты.
Пушкин так сказал о христианстве:
"История новейшая есть история
христианства". Роль и значение
христианства на Руси были
очень изменчивы, как изменчиво
было на Руси само православие.
Однако, учитывая то, что музыка,
живопись, в значительной мере
архитектура и почти вся литература
в Древней Руси находились
в орбите христианской мысли,
ясно, что Пушкин был прав,
если широко понимать его мысль.
Принятие Русью христианской
веры выдающееся событие в
ее истории, во многом предопределившее
дальнейшее развитие политической,
общественной, культурной и духовной
жизни. Крещению Руси уделено
большое место в "Повести
временных лет". В ней подробно
повествуется о принятии христианской
веры князем Владимиром Святославичем,
крещении киевлян, новгородцев.
Этот эпизод предваряется рассказом
о выборе или "испытании"
различных религий, предпринятом
князем Владимиром накануне крещения,
в результате чего он и
отдал предпочтение христианству.
Сообщаемые летописцем сведения
отразили подлинные исторические
события, но некоторые из них
явно вымышлены, дабы придать
более сакральный характер.
Список
используемой литературы:
- Платонов
С.Ф «Систематический курс русской
истории»
- Карташев А.В. «Очерки
по истории русской церкви» т.I
- Л.А.Кацва,
А.Л. Юрганов «История России VIIIXV вв»