Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:50, реферат

Описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении процесса принятия христианства на Руси и влияния на ее дальнейшее развитие.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие исследовательские задачи:
Изучить предпосылки и условия крещения Руси;
рассмотреть процесс крещения Руси и влияния христианства на государство и общество того времени;
выяснить особенности взаимодействия государства и церкви.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Предпосылки и условия крещения Руси....................................................4
1.1Появление христианства на Руси.....................................................................4
1.2.Принятие христианства князем Владимиром................................................5
1.3.Крещение Руси и его результаты...................................................................8
2. Влияние христианства на развитие Древнерусского государства.........10
2.1.Развитие Руси под влиянием христианства …........................................... 10
2.2.Вопросы просвещения и развития культуры …..........................................11
2.3.Взаимоотношения церкви и княжеской власти...........................................14
Заключение.....................................................................................................17

Работа состоит из  1 файл

крещение руси.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА 

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Факультет заочного обучения

Кафедра истории государства  и права

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «История»

 

«Крещение Руси»

 

 

 

Специальность: менеджмент

по отраслям

Выполнил(а): студентка заочной формы обучения группы МК-713

Галкина Юлия Владимировна

 

Научный руководитель:      

Мустафин И.Р., доц., канд. ист. наук.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород

2012г.

 

Содержание

 

Введение...........................................................................................................3

1. Предпосылки и условия крещения Руси....................................................4

   1.1Появление христианства на Руси.....................................................................4

   1.2.Принятие христианства князем Владимиром................................................5

   1.3.Крещение Руси и его результаты...................................................................8

2. Влияние  христианства на развитие Древнерусского  государства.........10

    2.1.Развитие Руси под влиянием христианства …........................................... 10

    2.2.Вопросы просвещения и развития культуры …..........................................11

    2.3.Взаимоотношения церкви и княжеской власти...........................................14

  Заключение.....................................................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы заключается  в том, что принятие Русью христианства является выдающимся событием, во многом определившей дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и духовной жизни древнерусского государства.

Государство Русь появилось  в результате объединения двух основных политических центров восточных  славян – Киева и Новгорода. С  образованием единого государства  неоднократно предпринимались полного объединения восточнославянских племен, являвшихся сторонниками языческих верований. Это являлось первоочередной задачей первых Киевских князей. Поэтому принятие христианства на Руси стало важным шагом к объединению всего населения древнерусского государства.

Официальным началом  христианизации Древней Руси является крещение киевлян, которые, по данным летописи «Повесть временных лет», было осуществлено князем Владимиром летом 988 г.

Цель данной работы состоит  в рассмотрении процесса принятия христианства на Руси и влияния на ее дальнейшее развитие.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие исследовательские  задачи:

  • Изучить предпосылки и условия крещения Руси;
  • рассмотреть процесс крещения Руси и влияния христианства на государство и общество того времени;
  • выяснить особенности взаимодействия государства и церкви.

В ходе работы были применены  системный подход к исследованию изучаемого вопроса, метод анализа  исторических источников и специальной  литературы и обобщения информации, метод историзма и др.

 

 

 

Глава 1. Предпосылки  и условия крещения Руси

1.1 Появление  христианства на Руси

Важнейшей вехой в  становлении Киевского государства  явилось принятие христианства Владимиром в 988г. Владимир пошел на этот шаг  после того как его попытка  создать единую государственную религию на основе славянских языческих верований окончилась полной неудачей.

Торговые отношения  с Грецией облегчали для Руси  знакомство с Христианскою верою.  Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в  Царьград,  прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение,  передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская  церковь св.Илии,  так как по словам летописца,  в Киеве: "мнози бобеша варязи христиани". В дружине самого князя Игоря было много христиан. Жена  князя св.княгиня Ольга также была христианкою.

Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам  еще при первых варяжских князьях. Правда, Святослав был холоден  к греческой вере; а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли еще языческие  идолы и еще бывали пред ними человеческие жертвы.

В Киеве христианство вводилось безболезненно с согласия народного собрания - веча, но в других землях оно навязывалось силой. Вот  почему вплоть до конца "киевского  периода" нашей истории можно говорить о том, что христианство лишь скользило по поверхности общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. Даже появление первых русских святых не показатель глубокого проникновения христианства в ткань жизни Руси Х-XII вв.

То есть переход к  христианству не являлся прихотью Владимира  и его приближенных, а был исторически  предрешен, как и ориентация на Византию. Православие, провозглашенное государственной  религией Древней Руси, признавало приоритет (главенство) светской власти над духовной. Принятие христианства имело важные последствия. Княз и его окружение получили идейную основу для единства Древнерусского государсва, для укрепления центральной власти; расширялись свзяи Руси с Европой; распространялись нормы христианскрой морали; Дальнейшее разщвитие получила единая древнерусская культура.

 

1.2 Принятие  христианства князем Владимиром

Впервые христианство приняла княгиня Ольга, мать Святослава. Но это был хотя и симптоматичный, но всеже личный выбор княгини. Ее внуку князю Владимиру пришлось решать задачу масштабнее, а точнее —государственного религиозного выбора.

Языческая религия обожествляла силы природы, поэтому пантеон богов прямо или косвенно был связан с выполняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. С усложнением общественной жизни и социальной структуры общества, с образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены, объединить общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, тогда как духовные и нравственные отношения выстраивались в соответствии с родоплеменными.

Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. Так называемая первая церковная реформа князя Владимира в 980 г. имела задачу реорганизации язычества с целью придания ей более широкого общественно-политического звучания. Утверждение общерусского культа «дружинного бога» Перуна, первого среди сохраненных по реформе «идолов», должно было упрочить идеи единодержавия, целостности государства, которые противопоставлялись традициям племенного сепаратизма. Однако киевский князь очень скоро отказался от реформы, признав несовместимость старой религии с поставленными целями: простое выдвижение на первый план тех языческих богов, которые выполняли «приоритетные» социальные функции, не могло повлечь за собой пересмотр всей системы политеистических верований и обрядов. Подобное реформирование не превращало язычество в социальный интегратор и регулятор общественных отношений, в чем сильно нуждалось общество. Язычество было лишено универсализма, который присущ христианству.

Существует множество  преданий о том, как принимал крещение князь Владимир и как он крестил  свой народ.

«Повесть временных лет» содержит обширный рассказ, посвященный истории принятия христианства. Сообщается о прибытии в Киев христианских, мусульманских и иудейских миссионеров, о посылке Владимиром бояр для выбора лучшей веры и о решении князя и его окружения принять христианство византийского обряда. Вряд ли это повествование достоверно. Раннее проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно христианства достаточно жестко обусловило выбор новой религии. Другой вопрос, что исследователи далеко не единодушны в том, насколько было велико византийское влияние. Высказываются мнения о теснейших связях с болгарской церковью, которой была свойственна широкая веротерпимость. Разнообразные версии принятия христианства, по всей видимости, отражают интересы различных христианских общин, ранее боровшихся за доминирование на Руси.

Одни утверждали, что  князь Владимир крестился в Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве (в 35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в Крыму, в греческом  городе Корсуне (Херсонесе), после того как взял этот город у греков. Около ста лет спустя после крещения Руси летописец занес в свою летопись такие предания об этом событии:

Пришли (пишет он) к  Владимиру (986г.) сначала волжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением.  Все они хотели привлечь Владимира в свою веру. Он же выслушивал их и всех отсылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году (987г.) созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников,  прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов  посмотреть: "Кто как служит Богу?" Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело.

Владимир прямо спросил  своих советников: "Где крещение примем?" А они согласно ответили: "Где тебе любо". И вот в  следующем 988 году Владимир пошел с войсками на Корсунь и осадил  его.  Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обед креститься, если возьмет Корсунь и действительно взял его.  Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за "поганого", то есть за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с нею духовенство,  которое крестило русского князя и венчало его с царевною. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками и отдав им  Корсунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.

По сказаниям греков и арабов о походе Владимира на Корсунь известно следующее: в то время в Византийской империи  произошло восстание  войска  под предводительством полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987г.): Владимир согласился послать свои войска в помощь Византии, за что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязывался принять христианство.

Благодаря русскому вмешательству, мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988г.). Но Византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь, главный греческий город в Крыму,  и настоял на исполнении греками договора.

Он принял  христианство  и получил в супружество царевну (989г.). Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение, в 988 или 989 году, точно неизвестно.

Возвратившись из корсунского  похода в Киев с греческим духовенством, Владимир  начал обращать киевлян  и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники.  По преданию, новая вера  распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века;  да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.

 

1.3 Крещение Руси и его результаты

Общепризнанной датой принятия христианства стал 988 г. Однако новая религия утвердилась далеко не сразу. Процесс христианизации затянулся. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты. Культ богов сменился культом святых с прежними «языческими функциями», Сила дохристианских верований позволяет говорить о своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси.

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии — событие большого исторического значения. Древнерусское государство упрочило свои экономические, политические, династические и культурные связи с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный вероисповедальными различиями. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующейся в семью христианских народов и государств.

Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Ускорилось изживание местных, племенных различий, что способствовало этнической консолидации. Православные институты оказались в тесной связи с раннефеодальным государством и монархией, придав им характер богоустановленности, сакральности. Страна оказалась приобщена к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь. Вместе с тем христианство было принято в его византийском, будущем православном варианте, что впоследствии привело к возникновению и противоположных тенденций — политическому и культурному отчуждению от латинской Европы, утверждению иной модели исторического развития.

Информация о работе Крещение Руси