Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:50, реферат

Описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении процесса принятия христианства на Руси и влияния на ее дальнейшее развитие.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие исследовательские задачи:
Изучить предпосылки и условия крещения Руси;
рассмотреть процесс крещения Руси и влияния христианства на государство и общество того времени;
выяснить особенности взаимодействия государства и церкви.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
1. Предпосылки и условия крещения Руси....................................................4
1.1Появление христианства на Руси.....................................................................4
1.2.Принятие христианства князем Владимиром................................................5
1.3.Крещение Руси и его результаты...................................................................8
2. Влияние христианства на развитие Древнерусского государства.........10
2.1.Развитие Руси под влиянием христианства …........................................... 10
2.2.Вопросы просвещения и развития культуры …..........................................11
2.3.Взаимоотношения церкви и княжеской власти...........................................14
Заключение.....................................................................................................17

Работа состоит из  1 файл

крещение руси.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

С принятием христианства начали выстраиваться церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Начальная история церкви плохо известна. Высшей властью, объединяющей всю христианскую Русь, был митрополит Киевский и всея Руси, который, в свою очередь, назначался и подчинялся константинопольскому патриарху. Вскоре его митрополия стала делиться на епархии, число которых постепенно увеличивалось. Среди них были Новгородская, Ростовская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая и др. Митрополиты и епископы с древнейших времен получали от князей различные подарки и земельные владения. Наряду с белым духовенством появилось и черное, появляются монастыри.

2.Влияние христианства  на развитие Древнерусского государства 

2.1 Развитие  Руси под влиянием христианства 

Крещение Руси не простая  перемена верований. Христианство, став господствующей религией на Руси,  выразилось не только в проповеди и богослужении, но и  в  целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый константинопольским  патриархом;  в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять,  потом число их дошло до 15-ти). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу,  а через него митрополиту. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Митрополит и вообще духовенство управляли и судили подчиненных им людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого сборника законов Номоканона, получившего на Руси в болгарском переводе название  Кормчей книги. Церкви принадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему, руководясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические  отношения  к  земледельцам, какие были приняты в Греции.

Крещение Руси способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменной культуры, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах. Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианство на 120 лет раньше, проник и межславянский литературный язык — старославянский. Сформировался древнерусский литературный язык — язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы. На нем, написаны русские летописи «Русская правда», «Слово о полку Игореве», «Поучения» Владимира Мономаха и другие литературные памятники. Специально для князя Светослава Ярославовича были написаны дошедшие с 12 века до нашего времени «Изборники» которые содержали рассуждения о некоторых филососких категориях : сущности, случайного, рода, вида, количества, качества и т.д. Русь была знакома и с трудами юго-западных, восточных авторов.

Развивалось школьное образование. Школы для детей бор создавались  при Владимире. Ярослав Мудрый открыл школу в Новгороде для детей старост и духовных лиц. В школах подготовки к государственной и церковной деятельности наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, географические и естественные науки.

Таким образом, на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти, просвещение, новые законы и суды, землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. И в целом перед русским государством открылись новые возможности для развития и международных связей.

 

2.2 Вопросы  просвещения и развития культуры

Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы видим и просветительную деятельность церкви. Она была многообразна. Прежде всего, просветительное значение имели  те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижников монастыри. Затем просветительное влияние оказывала письменность, как переводная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, которые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.

Примеры благочестивой  христианской жизни являли как мирские, так и церковные люди. Летописец  говорит, что сам князь Владимир после крещения стал добрым и милостивым, заботился об убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Среди его сыновей были также благочестивые князья.  В среде простых людей на первых же порах после принятия новой веры являются христиане в самом высоком смысле слова.  Таков, например, Иларион, из священников села Берестова (около Киева), поставленный в сан русского митрополита за  свое благочестие, ученость и удивительный ораторский талант. Таков инок св.Феодосий, игумен Печерского Киевского монастыря, с детства проникнутый Христовым учением, оставивший зажиточный дом для монашеской убогой жизни  и  стяжавший себе славу подвижника, писателя и проповедника. Влияние подобных людей в русском обществе было очень велико и благотворно.

Вокруг них собирались их последователи и ученики и  образовывали целые общины, называемые монастырями. Древние монастыри не всегда были похожи на современные. Удаляясь из городов в лесную глушь, тогдашние монахи составляли свое особое поселение как бы в пустыне, не имея до времени ни храма, ни монастырских стен. Их община кормилась своими трудами и терпела нужду даже во все необходимом до той поры, пока не получала известности и не привлекала благочестивых поклонников. Строгая жизнь и трогательное братство иноков,  способ хозяйства их, совершенно новый для языческой среды,  основанный на личном бескорыстии иноков и на их неустанном труде на пользу братии, все это очень сильно действовало на умы тогдашних людей. Они желали помочь благочестивой братии, чем могли: строили в монастыре храмы, дарили монастырю земли  и  рабов,  жертвовали  золото  и  драгоценности.

Скромная община монахов  превращалась в богатый и благоустроенный  монастырь и делалась религиозным  и просветительным средоточием  для своей области. Монастырь  учил не только вере, но и "книжному почитанию", и хозяйственным приемам. В монастырях образовывались целые библиотеки и процветала грамотность; почти все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей.  Хозяйство монастырей устраивалось по византийским образцам и руководилось византийскими законами и правилами. В этом хозяйстве не было рабов,  потому что церковь не допускала у себя рабства, и рабочий люд пользовался гражданскими  правами, хотя и был прикреплен к церковной земле. На обширных землях монастырей все хозяйственные порядки установлялись сообразно указаниям греческого закона и отличались правильностью и стройностью. Поэтому монастырское (и вообще церковное) землевладение становилось образцом не только для частных, но даже и для княжеских земельных хозяйств.

Под влиянием болгарской письменности создалась и собственная  русская письменность, в которой главное место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы.

Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в  области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и  довольствовалась  изваяниями  идолов.  Христианство  повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевский храм  Успения  Богоматери,  получивший  название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание «десятину» (то есть  десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим каменным храмом в Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах Руси были созданы вслед за Десятинною церковью. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками.

Архитектурное дело и  живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства и художественные ремесла, в особенности же  ювелирное  дело  и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях художественного производства были, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развилось таким образом национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным  византийским характером и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.

2.3 Взаимоотношения  церкви и княжеской власти

Первые русские митрополиты  были греки. Они принесли с собой  совершенно новые для русского человека того времени понятия о Церкви, государстве, законе, власти правителя  и т.д. Знание и опытность иерархов в церковных и государственных делах поставили высоко их авторитет в глазах русских князей и народа. Русские князья, начиная со св. Владимира, приглашают церковных иерархов к совместной работе в устроении государства. На княжеских советах и съездах наряду с князьями принимают участие митрополит и епископы. С другой стороны, митрополиты нуждались в содействии князей в церковных делах — распространении христианства, устройстве церквей, обеспечении духовенства, в заведении школ и т.д.

Таким образом, на Руси с самого принятия христианства государственная власть не отделяется ясно от церковной; как и в Византии, на Руси Церковь и государство сливаются в один церковно-государственный организм. Круг деятельности государственной власти с церковной в России, как и в Византии, не разграничивается; но в первое время русские князья не могли получить широкого и сильного влияния в церковных делах, что составляло особенность в сравнении с Византией. У русских церковная власть стояла выше светской, руководила ею. Это объясняется преклонением русских князей и народа пред авторитетом церковной иерархии, которая, являясь учительницей в делах веры, была в то же время представительницей более высокой образованности (культуры), византийской. Русская Церковь того времени имела широкое влияние на князей и на весь строй русского общества.

Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений  и вообще нравственности в русском  обществе. На основании греческого церковного закона, принятого и подтвержденного  первыми русскими князьями в их «церковных уставах», все проступки и преступления против веры  и  нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Представители церковной власти, митрополиты и епископы, пользовались широкими правами в области правовых отношений, которые в настоящее время признаются чисто светскими и устраиваются одною светскою властью, а  именно: тяжбы о наследстве, тяжбы крестьян, живших на церковных землях и друг. Духовенство принимало широкое участие в законодательной деятельности.

Также духовенство участвовало во всех важнейших государственных делах. Князь советовался с епископами «о строе землянем», т.е. о строе земли, государства. Под влиянием духовенства в князьях постепенно воспитывается мысль о богоучрежденности власти в государстве и о единодержавном монархическом государстве и о царской власти. Древние памятники русского законодательства носят на себе следы участия духовенства в их составлении. Главным источником древнерусского законодательства был греческий юридический сборник Номоканон. Приспособление заключавшихся в нем и других греческих сборниках иноземных юридических норм к условиям русской жизни составляло главный предмет законодательной работы князей и церковной иерархии.

Таким образом, греческое  церковно-государственное законодательство  при живом участии византийского духовенства, постепенно сформировали русское духовенство.

Удельно-вечевой порядок  на Руси с постоянными княжескими усобицами, отсутствием сильной  монархической власти не внушал сочувствия пришлой греческой иерархии, воспитанной на преклонении пред единой властью императора. Изменить строй русской жизни сразу иерархия не могла, но она воспитывала своим влиянием князей и общество в духе строгого единодержавия и постепенно подготовляла будущее самодержавие. Идеалом государства у иерархов была Византийская империя. Духовенство всегда внушало князьям необходимость укрепления власти великого князя и подчинение ему князей удельных. Русские иерархи старались устранить или ослаблять княжеские усобицы, поддерживали власть великого князя, вносили в политическое сознание князей понятия о законе, о власти правителя, о правосудии и т. д. Слушая вразумления духовных иерархов во время княжеских смут и усобиц, князья, подобные Владимиру Мономаху, познавали недостатки удельно-вечевого строя русской жизни. При раздробленности государства Церковь была объединяющим началом, представительницей «всея Руси», носительницей идеи единства народа русского.

Таким образом, в рассматриваемый  период наблюдается широкое влияние  церкви на жизнь и быт древнерусского населения, и в тоже время во взаимоотношениях церкви и княжеской власти наблюдается поддержка со стороны церкви княжеской власти, и в тоже время поддержка церкви со стороны княжеской власти.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, данная работа была посвящена изучению истории возникновения и особенностей развития христианства на Руси.

На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1) Принятие христианства  на Руси выдающееся событие  в ее истории, во многом предопределившее  дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и духовной жизни населения и всего государства;

2) На Руси вместе  стала развиваться письменность, повлекшая за собой развитие  в культурном, социальном, экономическом  плане, а также рост нравственности, высококультурного состояния государства и общества;

3) Христианство открыло  возможности для заключения равноправных  взаимоотношений с другими государствами  находящимися рядом с Русскими  землями и уже исповедовавшими  христианство (Византия, Болгария и  др.)

4) С новым вероучением появляется и письменность, а отсюда и письменные своды законов, торговые и иные договора, в том числе и международные, имевшие важное значение для развития государства;

5) Принятие христианства  на Руси в целом способствовало  возникновению сознания единства человечества, и объединению всех славянских племен Древней Руси.

В целом, крещение Руси имеет  важное политическое и социально-экономическое  значение.

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов / под. ред. Н.И. Павленко. М.: Высшая школа, 2001.
  2. История России с древнейших времен до начала XX века /под ред. И.Я. Фроянова. М., 2000.
  3. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви /А.В. Карташев. М., 2006. Т. 1.
  4. Орлов А.С. Исторический словарь / А.С. Орлов, Н.Г. Георгиева, В.А. Георгиев. М.: Проспект, 2012.
  5. Орлов А.С. История России: учебник для вузов / А.С. Орлов, Н.Г. Георгиева, В.А. Георгиев. М.: Проспект, 2011.
  6. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России / А.С. Орлов, Н.Г. Георгиева, В.А. Георгиев, Т.А. Сивохина. М.: Проспект, 2009.
  7. «Повесть временных лет». Летописи. Арзамас : Изд. АГПИ, 1995.
  8. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории / С.Г. Пушкарев. М., 1991.
  9. Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII вв. Принятие христианства / О.М. Рапов. М., 1980.
  10. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян /Б.А. Рыбаков. М., 1981.
  11. Фроянов И.Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории / И.Я. Фроянов. Л., 1980.

Информация о работе Крещение Руси