Крещение Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:08, контрольная работа

Описание

Предметом исследования Отечественной истории является изучение различных явлений сторон, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства, особенностей политического и социально-экономического развития, а также основных проблем внешней политики, науки и культуры на различных этапах развития российского общества в хронологических рамках с IX по XXI вв. включительно.
История Отечества, история России также ставит себе целью показать место и роль её народов в мировом развитии, понять, где наши исторические корни, какое место занимает наш народ в истории Европы и Азии, каковы его взаимоотношения с другими странами и народами. История России даёт возможность познать процесс создания человеческого общества на территории нашей страны, выявить основные периоды в развитии этого процесса в течение многих веков и сопоставить это развитие со всем ходом движения человечества.

Содержание

Введение 3
1 Крещение Руси 4
1.1. Влияние христианизации на становление и развитие русского
государства 5
2. Смутное время: предпосылки и последствия. Земский собор 1613 г. Восшествие на престол династии Романовых 5
3. Павел I на российском престоле: особенности его правления по сравнению с екатерининской эпохой 8
3.1 причины заговора против Павла I 9
4. Политика “военного коммунизма”: краткая характеристика 10
5. Приход к власти Л.И. Брежнева. Застойные процессы в советском обществе в 70-е - 80-е гг. XX в. 14
Заключение 16
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.09 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение             3

1 Крещение Руси           4

1.1. Влияние христианизации  на становление и развитие  русского 

государства           5

2. Смутное время: предпосылки  и последствия. Земский собор  1613 г. Восшествие    на престол  династии Романовых      5

 3. Павел I на российском престоле: особенности его правления по  сравнению с екатерининской эпохой       8

3.1 причины заговора против  Павла I       9

4.  Политика “военного  коммунизма”: краткая характеристика          10

5. Приход к власти Л.И.  Брежнева. Застойные процессы в  советском обществе в 70-е - 80-е гг. XX в.               14

Заключение                  16

Список литературы                  17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Предметом исследования Отечественной  истории является изучение различных  явлений сторон, фактов и событий  зарождения и функционирования Российского  государства, особенностей политического  и социально-экономического развития, а также основных проблем внешней  политики, науки и культуры на различных  этапах развития российского общества в хронологических рамках с IX по XXI вв. включительно.

История Отечества, история  России также ставит себе целью показать место и роль её народов в мировом  развитии, понять, где наши исторические корни, какое место занимает наш  народ в истории Европы и Азии, каковы его взаимоотношения с  другими странами и народами. История  России даёт возможность познать  процесс создания человеческого  общества на территории нашей страны, выявить основные периоды в развитии этого процесса в течение многих веков и сопоставить это развитие со всем ходом движения человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Крещение  Руси.

 

В 980 году в Киеве перед  княжеским теремом было создано  языческое калище с идолами. Среди  них были Хорс, Перун, Стрибог и  др. Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства. Но опыт не удался, и через 8 лет поверженные  идолы были сброшены в Днепр. С  образованием древнерусского государства  произошли серьезные перемены. Владимир создал языческий пантеон, который  должен был стать общим пантеоном, пригодным для единого государства. Но в системе языческих представлений, это означало, что отныне надо принимать  нередко чужих и враждебных богов  и отказываться от своих прежних, родоплеменных. Социальные отношения  требовали регламентации, установленных  княжескими законами и нравственностью. Политические интересы нуждались в  религии, которая бы духовно упрочила государство и монархию. Язычество  с его непрерывным противостоянием  богов в этом смысле уступало христианскому  монотеизму – единобожию. Сложные  и противоречивые задачи язычеству  было не по силам. Оно было лишено той  глубины, и универсальности какие  имелись в христианстве. Новая  жизнь требовала новой религии. И после неудачной попытки  реформировать языческий пантеон  богов Владимир пришел к выводу о  необходимости принятия новой монотеистической религии. Так как практически  весь европейский мир уже перешел  к христианству, Русь не могла более  оставаться языческой окраиной. Кроме  того, христианству были присущи важные нравственные нормы. Оно укрепляло  семью и общество. Главным в  христианстве было не богатство и  власть, а совершенствование души. Христианство могло отпустить грехи  и оправдать человека в его  проступках. Окончательным толчком  к принятию христианства послужили  события произошедшие в Византии. В то время империя проживала  трудные времена. Центральная власть была ослаблена мятежами. В борьбе с мятежниками император Василий  Второй стал искать союзников за пределами  страны. Киевский князь Владимир согласился прислать войско на условиях заключения брака с принцессой Анной, сестрой  императора. Этот брак должен был поднять  престиж Владимира в международных  делах. Византийцы ответили согласием. Однако непременным условием стало  крещение Владимира. Отправленное на помощь Византии русское войско подавило мятеж. Но византийская сторона не спешила  выполнять свои обязательства. Принцесса  оставалась в Константинополе. Это  побудило Владимира двинуться в  Крым и захватить византийский Херсонес. Условием его возвращения стало  выполнение заключенного ранее договора. Василий второй уступил. По одному из приданий во взятом Херсонесе, Владимир и его дружина приняли христианство. Вернувшись в Киев, князь разрушил языческий пантеон и призвал всех принять крещение. Киевляне последовали примеру князя, и крестились. Произошло это в 988 году, который на Руси считается годом принятия христианства. Однако процесс христианизации затянулся надолго. Многие языческие праздники соединились с христианскими, люди молились перед иконами и праздновали масленицу. Для Руси на несколько веков стало характерно двоеверие, сочетавшее в себе элементы христианского и языческого сознания. Православной церкви пришлось считаться с этим обстоятельством, приспосабливая некоторые языческие праздники к христианским.

 

1.1 Влияние  христианизации на становление  и развитие русского государства.

 

Принятие христианства –  событие эпохальное. Оно оказало  огромное значение на историю Руси, во многом предопределившее его развитие. Во – первых церковь оказывала  огромное влияние на политическую жизнь. Во – вторых, принятие христианства коренным образом изменило международное  положение Киевской Руси, уровняло его с другими европейскими государствами, привело к установлению тесных связей с соседними странами. В – третьих  церковь способствовала формированию и развитию княжеских и боярских вотчин, а так же появлению крупного церковного землевладения.  В –  четвертых, принятие христианства способствовало проникновению византийской культуры и искусства, повлияло на развитие ремесла: кладка кирпичных стен, возведение куполов. Иконопись, фресковая живопись, возникли на Руси благодаря христианству.   

В – пятых церковь способствовала распространению письменности, появлению  первых рукописных книг, при монастырях открывались школы, библиотеки. В  – шестых христианство укрепляло  моногамную семью, устраняло ряд  жестоких обычаев: принесение  врагов в жертву языческим богам, убийство рабынь слуг, что способствовало росту  населения.  

 

2. Смутное  время: предпосылки и последствия.  Земский собор 1613 г.

Восшествие    на престол династии Романовых.

 

          В конце 16 века в стране обострились  социальные противоречия. Тяжелый  хозяйственный кризис, вызванный  опричниной и войнами, привел  к новому витку мер по  закрепощению  крестьян. В 1581 г. были введены  "заповедные годы", - годы, в которые крестьянам запрещались переходы, а в 1597 г. принимаются указы об "урочных летах" т.е.

беглых крестьян, возможно, было искать  в течение 5 лет. Однако эти меры означали еще только начало крепостничества: крестьяне прикреплялись  к земле, а не к землевладельцу. Положение усугубил кризис, вызванный  смертью последнего представителя  династии Рюриковичей Федора Иоанновича и воцарением Бориса Годунова. В  это время успешно велась внешняя  политика: результатом войны со Швецией (1590-1593) стало возвращение по «Тявзинскому миру»  земель, захваченных в Ливонскую  войну (были возвращены Копорье, Корела, Ям, и Ивангород). Имело огромное значение учреждение в 1581 г. патриаршества. Первым патриархом Руси стал Иов. Но продолжение  политики закрепощения и особенно неурожайные  годы в начале 17 в. привели к новому кризису. Борис Годунов пытался  вытащить страну из кризиса. Но в 1603-1604 гг. на западных рубежах произошло  восстание Хлопка. Оно стало прологом к последующим событиям.

         Кризисной обстановкой начала 17 века в России воспользовалась  Речь Посполитая (объединенные Литва  и Польша по Люблинской унии 1569 г.) Григорий Отрепьев, бежавший  из кремлевского монастыря в  Польшу, объявил себя царем Дмитрием (погибшим в 1591 г. в Угличе) и  был поддержан поляками, с помощью  которых он во главе 4-тысячного  войска в 1604 г. предпринял поход  на Москву. На его сторону стали  переходить крестьяне и посадские  люди порубежных западных земель, а после неожиданной смерти  Годунова и бояре. В июне 1605 г. Лжедмитрий I вступил в Москву  и был провозглашен царем. Однако  проводимая им политика не  удовлетворяла ни народные массы,  ни правящую верхушку. Чашу терпения  переполнила его свадьба с  католичкой Мариной Мнишек. И17 мая  1606 г. он был убит. Царем стал  Василий Шуйский, который правил  исходя из интересов бояр и  одновременно усиливший закрепостительные  меры.

        Продолжением  предыдущих выступлений стало  крестьянское восстание под предводительством  Ивана Болотникова (1606-1607). Поход  также начался из западных  русских земель. Войско было разнородным  по социальному составу: крестьяне,  казаки,  посадские люди, служилые  люди всех рангов холопы. Болотников  выступал как воевода царя  Дмитрия Ивановича. Проведя ряд  успешных сражений с правительственными  поисками, войска Болотникова подошли  к Москве. После двухмесячной  осады из-за предательства дворян  они были вынуждены отступить  к Калуге, а затем и Туле, где  и капитулировали перед царским  войском. Причинами поражения являлись стихийность, плохая вооруженность, различие социального состава восставших.

       Еще  когда Василий Шуйский вел  осаду Тулы, в Польше появился  новый самозванец - Лжедмитрий II, который  в отличие от Лжедмитрия I, выдвинутого  внутренними силами, с

самого начала был ставленником польского короля Сигизмунда III. В  его войско входили польские отряды, казаки, а также остатки войска Болотникова. Разбив в нескольких столкновениях  войска Шуйского, в июне 1608 г. самозванец подошел к Москве и остановился  в местечке Тушино. Образовался Тушинский  лагерь. Были сформированы приказы  и Боярская дума, "наречен" патриарх (им стал Филарет) Таким образом, они  противостояли царской власти и  правительству Василия Шуйского. Их власть распространилась на значительную часть территории страны (север и  северо-запад). Осажденной оказалась  мощная крепость - Троице-Сергиев монастырь. Воспользовавшись тем, что московское правительство в феврале 1609 г. заключило  союз со Швецией, Польша, состоявшая с  ней в войне, перешла к открытой интервенции в России. В сентябре началась осада Сигизмундом III Смоленска. Дальнейшей задачей являлось непосредственное завоевание русских земель, а польский король стал претендовать на царский  престол. Летом 1610 г. польские отряды двинулись  к Москве. В этих условиях бояре  и дворяне в июле 1610 г. произвели  переворот: свергли Шуйского. Образовалось переходное правительство из семи бояр - "семибоярщина". Бояре, задумав  посадить на русский престол польского  королевича Владислава, впустили в  Кремль польские войска во главе с  гетманом Гонсевским, который стал самовластно распоряжаться в  стране. А на севере к оккупации  перешли шведы. Россия оказалась  перед прямой угрозой утраты независимости.

      Теперь  только опираясь на народ можно  было сохранить независимость  Русского государства. В стране  созревает идея всенародного  ополчения. К февралю-марту 1611 г. сформировалось первое ополчение.  Его вождем стал рязанский  воевода Прокопий Ляпунов. Вскоре  ополченцы осадили Москву, и 19 марта произошел решающий бой,  в котором приняли участие  восставшие москвичи. Освободить  город не удалось. Оставшись  у городских стен, ополчение создало  высший орган власти - Совет всея  земли. 30 июня 1611 г. принимается "Приговор  всей земли", предусматривавший  будущее устройство России, но  ущемлявший права казачества  и имевший к тому же крепостнический  характер. После убийства казаками  Ляпунова, первое ополчение распалось.  К тому времени шведы захватили  Новгород, а поляки после многомесячной  осады Смоленск.

       Второе  ополчение стало создаваться  в одном из крупнейших городов  страны - Нижнем Новгороде. Возглавили  его нижегородский староста Кузьма  Минин и князь Дмитрий Пожарский.  С помощью населения многих  городов были собраны материальные  средства. Весной 1612 г. ополчение  двинулось к Ярославлю, где  создаются правительство и приказы.  В августе ополченцы вошли  в Москву. После ликвидации попыток

польского отряда Ходкевича  проникнуть в Кремль для помощи находившемуся  там польскому гарнизону, он сдался. 26 октября 1612 г. Москва была освобождена.

       После  победы ополчения встал вопрос  об организации власти - предстояло  выбрать нового царя. В январе 1613 г. В Москве собрался Земский  собор, в котором приняли участие  представители всех сословий, в  том числе и черносошных крестьян. Собор принял решение об избрании  на трон Михаила Романова, сына  Филарета, который после возвращения  из плена был избран патриархом  и стал фактическим правителем  государства. Перед новой властью  стояли труднейшие задачи: ликвидации  последствий интервенции. Они  были решены в последующие  годы. В 1617 году был 

заключен Столбовский  мир со Швецией, по которому к ней  вновь отошло побережье Финского залива с городами Ям, Копорье, Ивангород, а после неудачного похода королевича Владислава на Москву в 1618 г. подписывается  Деулинское

перемирие с Речью Посполитой, лишившее Россию Смоленска и чернигово-северских  земель. Таким образом, важнейшим  итогом этого трудного периода явилось  восстановление политической независимости  и, в основном, территориального единства России.

 

3. Павел  I на российском престоле: особенности  его правления

по  сравнению с  екатерининской эпохой.

 

       После  смерти Екатерины II императором  стал ее сын Павел I (1796-1801). Время  его правления оценивается по-разному.  Этому способствовал и противоречивый  характер императора (он был неуравновешен  и неврастеничен, подвержен припадкам  ярости), и сложное время, на  которое пришлось его царствование.

         Царствование Павла пришлось  на те годы, когда в России  множились признаки будущих политических  потрясений. Новый император видел  перед собой призрак пугачевщины  (пережитой его матерью), симптомы  революции  и опасность государственного  переворота. Идея удержать и усилить  самодержавную власть, сильно ослабевшую  в конце предыдущего правления,  связывалась в сознании Павла I уже не с "просвещенным абсолютизмом", а с опорой на авторитаоную силу.

          В столице новый император  постарался установить те же  порядки, которые были в его  гатчинской резиденции. Традиции  русской армии, принесшие ей  славу, не устраивали императора: его идеалом была прусская  военная система, выбивавшая из  солдат всякую инициативу. Ежедневно  на площади перед дворцом проходили  смотры, во время которых за  малейшую провинность можно было  попасть в опалу. Были в военных  преобразованиях Павла и положительные  элементы: он исключил из армии  числившихся в ней, но не  служивших офицеров, заставил нести  тяготы военной жизни столичных  гвардейских офицеров, которые при  Екатерине вели, праздную жизнь.  Однако служба при Павле носила  бессмысленный, формальный характер, проходила в обстановке страха.

       Крестьянская  политика при Павле I по сути  дела была продолжением тенденций,  существовавших во времена Екатерины.  В руки помещиков было передано  около 600 тыс.

государственных крестьян, жестоко подавлялось малейшее проявление недовольства в крестьянской среде. Вместе с тем, желая ослабить социальную напряженность в деревне,

Павел попытался внести элемент  упорядоченности в отношения  крестьян и помещиков. Так, указ о  трехдневной барщине рекомендовал помещикам ограничить эксплуатацию крестьян на барской запашке тремя  днями в неделю, было запрещено  продавать "с молотка" дворовых и безземельных крестьян. Была предпринята  попытка предельно централизовать государственное управление. Значительно  выросла роль генерал-прокурора  Сената, повсеместно ограничивалась коллегиальность в управлении.

Укрепить самодержавную  власть должен был новый закон  о престолонаследии (1797), не допускавший  женского правления, которое вносило  элемент нестабильности в

Информация о работе Крещение Руси