Культура Беларусии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 19:38, контрольная работа

Описание

Культура Беларуси в первой половине XIX века находилась под сильным влиянием польской и русской культуры. Это объясняется объективными условиями: длительном нахождением Беларуси в составе Речи Посполитой и непродолжительным – в составе Российской империи. Правящие круги этих государств вели политику, направленную на денационализацию белорусского этноса. Российские власти в первой четверти XIX века потворствовали ополяченному местному дворянству, и в этот период процесс полонизации продолжался и даже укрепился.

Содержание

Введение
1 Исторические условия развития белорусской культуры в составе Российской империи
2 Развитие образования и науки. Школьная реформа (1804 г. и 1828 г.). Виленский университет
3 Культурная жизнь Беларуси (развитие литературы, музыки, театра). Политика царизма в области культуры
4 Изобразительное искусство и литература
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

Введение

 

 

Культура Беларуси в первой половине XIX века находилась под сильным влиянием польской и русской культуры. Это объясняется объективными условиями: длительном нахождением Беларуси в составе Речи Посполитой и непродолжительным – в составе Российской империи. Правящие круги этих государств вели политику, направленную на денационализацию белорусского этноса. Российские власти в первой четверти XIX века потворствовали ополяченному местному дворянству, и в этот период процесс полонизации продолжался и даже укрепился. Только после подавления восстания 1830–1831 гг. царское правительство начало политику вытеснения польского языка и культуры, насаждения православия и единой русской народности. В результате полонизация сменилась русификацией.

В этих тяжелых условиях хранителями языка и национально-культурных традиций выступало преимущественно крестьянство. Но и среди шляхты до конца не исчезла связь с родной землей, жило, хотя часто и подсознательно, чувство этнической принадлежности, которое проявлялось в так называемом «литовском патриотизме».

В XIX веке народная культура и старобелорусская письменно-культурная традиция стали основным источником национального возрождения. Происходило становление новой белорусской литературы, национального театра, началось исследование народного быта и творчества. Развивалось национальное самосознание, возникло стремление осмыслить историческое наследие белорусского народа. Становление белоруской национальной культуры и ее размежевание с господствующими в крае российской и польской культурами проявилось в развитии крестьянско-народнической, революционно-демократической мысли, социально-критических мотивах устного народного творчества, в народной тематике и национальной стилистике изобразительного искусства, в научных исследованиях жизни и культуры белорусов.

 

1 Исторические условия развития белорусской культуры в составе Российской империи

 

 

Новые условия, сложившиеся в Беларуси в результате ее присоединения к России, существенно повлияли на развитие белорусской культуры в целом. В конце XVIII – начале XIX века в ней происходили серьезные качественные изменения, переориентация на новую политическую и социально-этническую ситуацию, на формирование буржуазно-экономических отношений, дальнейшую консолидацию белорусской народности.

Развитие белорусской национальной культуры осуществлялось в сложных условиях. Довольно прочные позиции в это время занимала в Беларуси польская культура. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, книгопечатания, литературы и театра. В одном только Полоцке в 1794 – 1840 гг. была напечатана 181 польская книга. В польском культурном поле работали многие уроженцы и жители Беларуси. Беларусь дала польской культуре А. Мицкевича и В. Сырокомлю, М. Огинского и С. Манюшко, Ю. Крашевского. А. Одинца, Т. Ладу-Заблоцкого и десятки других.

В то же время с конца XVIII века в культурной жизни Беларуси все сильнее заявляло о себе русское влияние. В это время белорусский читатель стал знакомиться с переводными (на польский язык) русскими книгами, ставились пьесы русских авторов. Русское влияние стало отражаться в архитектуре. Административные здания и жилые дома, дворцы и храмы строились в стиле русского классицизма, по проектам русских архитекторов. Иосифовский собор в Могилеве расписывал, например, известный русский художник В. Боровиковский.

Белорусская национальная культура оказалась как бы между двумя центрами влияния – польской и русской культур. Причем в первые десятилетия XIX века инерция польского влияния, которое продолжалось веками, была более сильной. Особенно активно действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений, в которых готовились высококвалифицированные кадры церковных служителей и проповедников. На это же направлялась и широкая сеть костелов и монастырей.

Портреты, пейзажи, натюрморты, исторические и бытовые полотна и зарисовки отражали самобытный облик людей, края, его природы, истории. Известными художниками этого времени были В. Дмоховский, К. Кукевич, А. Бартельс, Ю. Корчевский, К. Русецкий, Я. Дамель, Я. Суходольский, М. Кулеша, Н. Орда. Последний создал около 500 акварелей с натуры, на которых запечатлены памятники архитектуры: замки, дворцы, площади и улицы городов, исторические места и т. п. Этим он оказал неоценимую услугу истории белорусской культуры. Всемирную известность приобрела литография минчанина Ю. Азембловского «Белорусский раб» («Славянский невольник»). В живописи первой половины XIX в. выделялись два стиля: традиционный классицизм (виленская школа) и новое, романтическое направление, которое узаконивало свободу творчества, ломало устоявшиеся стереотипы и каноны.

Романтические веяния затронули архитектуру Беларуси. Они проявились в неоготическом облике Кричевского и Косcовского дворцов и особенно в пейзажно-парковом искусстве (Гомельский, Логойский, Жиличский, Совейковский парки). Создавались они по принципу свободной композиции с искусственными руинами, гротами, каскадами и водопадами.

Развитие архитектуры в большей мере определялось строительством дворцов, культурных сооружений, крепостей. Для них были характерны монументальность форм, богатство и пышность интерьеров, распространенность галерей и портиков с колоннами. В стиле классицизма были выстроены дворец-усадьба П. Румянцева-Задунайского в Гомеле, монументальный собор Петра и Павла в Гомеле, костел в Щучине и др. В связи с важным стратегическим положением Беларуси, в первой половине XIX века развернулось строительство крепостей.

Особенно эффективно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в январе 1812 г. Александр I присвоил степень Академии с преимуществами, дарованными университетам. За 1787–1820 гг. в типографии этого учебного заведения было издано 500 книг на разных языках, в том числе на литовском и латышском. На белорусском было выпущено несколько сборников духовных песен. С 1818 по 1820 гг. при Академии издавался иллюстрированный литературно-научный журнал на польском языке «Месячник полоцкий» – первое такого рода издание на территории Беларуси.

Одновременно в Беларуси создавались условия для преимущественного распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной в период, который А. Пушкин охарактеризовал как «дней Александровых прекрасное начало», и, наконец, жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие в первую очередь было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие и белорусской. Отрицательно сказывалось прежде всего то, что белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Российское правительство насаждало в Беларуси административный надзор за культурными учреждениями: учебными заведениями, библиотеками, театрами, типографиями и т. п. Пострадали и многие деятели белорусской культуры, не одобрявшие политику властей. За пределы Беларуси были высланы Я. Чечет, Ф. Савич, на 25-летнюю солдатскую службу определили П. Багрима.

В конце XVIII – первой половине XIX века зародилась научная белорусистика, возникшая как часть общей славистики. Организаторами исследований стали Виленский университет, Виленский музей древностей и Виленская археографическая комиссия, Румянцевский кружок во главе с известным русским меценатом и собирателем древностей Н. Румянцевым, Российская Академия наук, Московское общество любителей древностей российских, Русское географическое общество. В конце XVIII века русские ученые всесторонне изучали Беларусь в ходе экспедиции академика И. Лепёхина. В 1822 г. вышла первая научная работа по результатам исследования белорусского языка русским ученым К. Калойдовичем «Про белорусский говор». История, этнография, фольклор белорусов нашли отражение в трудах П. Киреевского, В. Сопикова, Н. Бантыш-Каменского. Н. Костомарова. Н. Устрялова и др. Интерес к изучению Беларуси в это время проявляла и польская наука, о чем свидетельствуют труды Т. Чацкого. Ю. Немцевича. И. Лелевеля. А. Глинского и др.

Результаты исследования истории Беларуси были представлены в многочисленных публикациях. Среди археографических изданий были: «Белорусский архив» (1824), «Летописец Литвы и Русская хроника» (1827), «Книги польские метрики Великого княжества Литовского» (1843), «Акты западной России» (1846–1853) и др. Значительный вклад в развитие белорусистики внесли И. Данилович, Т. Нарбут, М. Без-Корнилович, И. Носович, С. Микутский, П. Шпилевский, Е. и К. Тышкевичи, А. Киркор, Р. Подбереский и др. В это время были напечатаны такие труды, как «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» (1853–1855), «Беларусь в характеристических описаниях и фантастических ее сказках» (1854–1856), которые буквально открыли Беларусь для российского читателя.

Усилиями многочисленных ученых было раскрыто богатство материальной и духовной культуры белорусского народа, описаны его предания и легенды, быт, жилье, орудия труда, обычаи и обряды, песни, сказки, присказки, прибаутки. Труды зачинателей белорусистики, публикации фольклористов, этнографов способствовали развитию национального самосознания белорусов. Все слои населения обращались к своим историческим и этническим корням, все тверже осознавали свою принадлежность к белорусскому народу.

Поскольку культура Беларуси первой половины XIX века складывалась и развивалась под значительным польским, русским и западноевропейским влиянием, это порождало и различия в позициях белорусских деятелей культуры. Часть публицистов и литераторов излагала свои политические позиции в польскоязычном издании Полоцкой иезуитской академии под названием «Месячник полоцкий». Иезуиты вели упорную борьбу против материалистической философии, просвещения, политического свободолюбия. Другая часть, исповедовавшая идеи просвещения и рационализма, группировалась вокруг польскоязычного «Еженедельника петербургского» и киевского либерального ежегодника «Звезда».

 

2 Развитие образования и науки. Школьная реформа (1804 г. и 1828 г.). Виленский университет

 

 

После присоединения белорусских земель к России национально-культурное развитие Беларуси проходило в новых условиях, связанных с формированием капиталистических производственных отношений. В ней происходили серьезные качественные изменения. Была нарушена религиозная монополия в культуре. Она все больше принимала светский характер.

Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Особенно активно, до изгнания из России в 1820 г., действовали в этом направлении иезуиты. Они располагали рядом учебных заведений. Обучение в них велось на польском языке. Особенно активно действовала Полоцкая иезуитская коллегия, которой в 1812 г. указом царя была присвоена степень Академии.

Но и наиболее благоприятными для развития системы образования на белорусских землях стали годы правления русского царя Александра I (1801–1825). Именно в это время пёстрая система образования в Беларуси благодаря ряду реформ (1803,1807, 1828 гг.) стала более централизованной.

В соответствии с реформой просвещения 1803–1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе – уездное училище, в деревнях – церковно-приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. Кроме государственных, работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование. Образование евреев, которые составляли почти половину городского населения Беларуси, осуществлялось в талмуд-торах, ходороимах и других учебных заведениях, которые содержались наделы и еврейских общин. В них дети изучали священные книги иудаизма под руководством раввинов.

В соответствии с реформой в каждом учебном округе создавалось несколько типов учебных заведений. Самой низшей ступенью в этой системе были одноклассные приходские училища, предназначенные для детей низших сословий. Изучение общеобразовательных предметов в них не предусматривалось. Учащихся обучали в них только основам земледелия и церковному песнопению. Ступенькой выше были уездные 4-хкласные училища, где изучались польский, латинский, французский и немецкий языки, физико-математические и природоведческие предметы, основы истории, права, логики. Среднее образование давали гимназии. Учебный план в них был рассчитан на 7 лет и представлял расширенный учебный план уездных училищ.

Кроме вышеназванных учебных заведений, в Белоруссии в первые десятилетия XIX века существовали школы и училища при католических и униатских монастырях, духовные семинарии.

Большое значение правительство Российской империи придавало и развитию высшего образования в западных губерниях. В 1812 году Полоцкая иезуитская коллегия, при поддержке обер-прокурора Синода князя Голицына, была преобразована в Академию, что приравняло её по статусу к университетам. Академия имела три факультета: теологический, на котором изучалось богословие, Священное Писание, история церкви, каноническое право; философский, где преподавались философия, поэзия, риторика, логика, право; история языков и искусств, на котором слушатели изучали древние и современные иностранные языки. Несмотря на то, что Полоцкая академия просуществовала недолго (до 1820 г.), она внесла значительный вклад в развитие образования на белорусских землях, оказала существенное влияние на интеллектуальное развитие и мировоззрение подрастающего поколения. Фактические она была центром отельного учебного округа, который руководил учебными заведениями иезуитов не только в Беларуси, но и в России.

Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Эта политика была осторожной при Екатерине II, либеральной при Александре I и жесткой и решительной во времена Николая I. Хотя ее острие было направлено против влияния польской культуры, она объективно сдерживала развитие белорусской. Белорусский язык квалифицировался как диалектный говор русского. Не одобрявшие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечет, Б. Савич, на 25-летнюю службу определили П. Багрима и т.д.

Безусловно, культура Беларуси отражала социальную структуру общества. Составными частями ее были магнатская культура, поместно-дворянская культура средней и мелкой шляхты, культура мещан и населения городов и местечек, крестьянская культура. Конфессионная неоднородность населения приводила к культурной дифференциации по религиозному признаку и часто носила характер острого противостояния. По уровню развития, этнической направленности культура Беларуси в разных регионах имела отличительные черты.

Информация о работе Культура Беларусии