Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 19:38, контрольная работа
Культура Беларуси в первой половине XIX века находилась под сильным влиянием польской и русской культуры. Это объясняется объективными условиями: длительном нахождением Беларуси в составе Речи Посполитой и непродолжительным – в составе Российской империи. Правящие круги этих государств вели политику, направленную на денационализацию белорусского этноса. Российские власти в первой четверти XIX века потворствовали ополяченному местному дворянству, и в этот период процесс полонизации продолжался и даже укрепился.
Введение
1 Исторические условия развития белорусской культуры в составе Российской империи
2 Развитие образования и науки. Школьная реформа (1804 г. и 1828 г.). Виленский университет
3 Культурная жизнь Беларуси (развитие литературы, музыки, театра). Политика царизма в области культуры
4 Изобразительное искусство и литература
Заключение
Литература
После восстания 1830–1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 г. за участие студентов в восстании был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета (работает до 1840 г.). Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания. Русскоязычных учителей для Беларуси начинает готовить Петербургский учительский институт и созданная в Витебске в 1834 г. учительская семинария (работает до 1839 г.). Среди других событий в области образования следует отметить открытие в 1840 г. Гори-Горецкой земледельческой школы, которая в 1848 г. была преобразована в земледельческий институт, а также открытие кадетских корпусов в Полоцке и Орше. Количество учеников в учебных заведениях было небольшим: один ученик приходился на двести человек населения.
Беларусь стала объектом исследований российских ученых. Уже в 1773 году Академия наук послала сюда две экспедиции во главе с И. Исленьевым (астрономическая) и И.Лепехиным (физическая). Интерес к изучению Беларуси проявили польские ученые I. Чацкий, Ю. Немцевич, И. Лелевель и др. Значительного развития достигает астрономия, математика, медицина – в Виленском университете, агробиология – в Гори-Горецком земледельческом институте. Выделились белорусская археология, этнография, фольклористика, где плодотворно работали З.Я. Доленга-Ходаковский, Т. Нарбут, братья Е.П. и К.П. Тышкевичи, А. Киркор, П.М. Шпилевский. Труды белорусистики, публикации фольклористов, географов способствовали пробуждению национального сознания белорусов.
3 Культурная жизнь Беларуси (развитие литературы, музыки, театра). Политика царизма в области культуры
Постепенно под влиянием факторов социально-политического и национального движения развивалось этническое самосознание белорусской интеллигенции. Усиливался ее интерес к самобытным, национальным, особенностям своего народа. Началось не только изучение, но и популяризация его устного творчества, обрядов и обычаев. Появляются литературные произведения на белорусском языке. Этнографическое изучение края дало много фольклорных и устно-поэтических произведений, которые отражали тяжелую картину жизни крепостного белорусского крестьянина, его стремление к свободе и лучшей доле. Характерным в этом плане является, в частности, антикрепостническое стихотворение Павлюка Багрима «Заиграй, заиграй, хлопча малы».
Выдающимся памятником литературы первой половины XIX века является анонимная шуточная поэма «Тарас на Парнасе», где во всей красе и силе зазвучал колоритный, живой язык белорусского народа. В ней автор описывает быт белорусского народа, делает юмористические, но вполне реальные зарисовки из крестьянской жизни.
Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли писатели, собиратели фольклора и ревнители народного слова Ян Борщевский, Ян Чечет, Александр Рыпинский и др. В своих произведениях этого периода они сочувствовали «бедным мужикам», пропагандировали положительные морально-нравственные принципы жизни простых людей. Из филоматской среды вынес интерес к белорусскому языку и фольклору Я. Чечет. В 1837–1846 гг. он издал шесть фольклорных сборников под названием «Деревенские песни», которые стали весомым вкладом в белорусоведение. А. Рыпинский был автором исследования национального фольклора – «Беларусь». В 1844–1846 гг. Я. Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах». Существовали и другие подобные произведения.
Убежденным защитником простого белорусского крестьянина и его самобытного языка выступил В. Дунин-Марцинкевич. Его социальные взгляды в первой половине творческого пути содержали идеи либерального просветительства, всеобщего гуманизма. Как и его современники, он был тесно связан с польской культурной средой, в ее традициях начинал свою литературную деятельность, однако уже его «Идиллия» (1846) была двуязычной. В ней, как в жизни, паны говорят на польском, а мужики – на белорусском языке.
В так называемую «оттепель» 1850-х гг. В. Дунин-Марцинкевич издал «Гапон», «Вечерницы», «Интересуешься? – Прочти!», «Дударь белорусский» и др. В них он опоэтизировал белорусского крестьянина, создал запоминающиеся образы людей из простого народа, воплощавшие его лучшие черты. Вместе с В. Ваньковичем, Я. Дамелем, А. Шемешем и другими литераторами В. Дунин-Марцинкевич участвовал в литературно-художественной и культурной жизни Минска 40–50-х гг. XIX в. Вокруг него группировалась минская интеллигенция: педагог и поэт И. Леготович, беллетрист Ю. Гарайн, композитор К. Кжижановский. В его доме бывали В. Сырокомля. С. Монюшко, К. Тышкевич.
Оппозиционные, антикрепостнические настроения, сочувствие тяжелой доле народа стали лейтмотивом произведений Ф. Савича, И. Леготовича, В. Сырокомли. В. Коротынского, а также сочинений «Мачеха», «Адели из Устрони», «Вечереет» Г. Марцинкевича, анонимных – «Беседы Данилы со Степаном», «Весна гола перепала». Правда, некоторые из этих литераторов упрощенно видели причины тяжелого положения белорусского народа. Тот же В. Сырокомля писал: «Лягчэй будзе сэрцу, як зпне маскаль».
В 1830-х гг. в Беларуси стали создаваться публичные библиотеки, куда поступали книги, издававшиеся в России, Польше, Западной Европе. Активными центрами распространения культуры становились библиотеки при учебных заведениях. Разнообразной была литература, издававшаяся в местных казенных, церковных и частных типографиях. В 1801–1832 гг. их было 36, в 1833–1860 гг.–21. Частные типографии выпускали около 30% всех печатных изданий.
В культуре Беларуси первой половины XIX в. значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Однако в первой трети XIX в. белорусский театр оставался двуязычным: постановки осуществлялись на польском и русском языках, ставились пьесы польских авторов. В 30-е гг. польский язык стал вытесняться из театра и заменяться русским. Любительский театр был популярным в средних социальных слоях, среди мелкого дворянства, чиновничества. Он стал предтечей белорусского национального театра. Знаменательной датой в истории белорусского театра принято считать 23 сентября 1841 г., когда состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написали С. Манюшко и К. Кжижановский, а либретто – В. Дунин-Марцинкевич.
В конце XVIII – первой половине XIX в. в Беларуси успешно развивались живопись, графика, декоративно-прикладное и монументально-декоративное искусство, скульптура. Живопись и графика носили преимущественно светский характер, были разнообразными в жанровом отношении. Портреты, пейзажи, натюрморты, исторические и бытовые полотна и зарисовки отражали самобытный облик людей, края, его природы, истории. Известными художниками этого времени были В. Дмоховский, К. Кукевич. А. Бартельс, Ю. Корчевский, К. Русецкий. Я. Дамель. Я. Суходольский, М. Кулеша, Н. Орда. Последний создал около 500 акварелей с натуры, на которых запечатлены памятники архитектуры: замки, дворцы, площади и улицы городов, исторические места и т. п. Этим он оказал неоценимую услугу истории белорусской культуры. Всемирную известность приобрела литография минчанина Ю. Азембловского «Белорусский раб» («Славянский невольник»). Ее демонстрировал на своих лекциях в Париже Адам Мицкевич, о ней как о резком протесте против крепостничества писал в 1853 г. А. Герцен. В живописи первой половины XIX в. выделялись два стиля: традиционный классицизм (виленская школа) и новое, романтическое направление, которое узаконивало свободу творчества, ломало устоявшиеся стереотипы и каноны.
Первая половина XIX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А.Абрамовича, В.Стефановича, Ф.Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огинский. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Манюшко.
4 Изобразительное искусство и литература
Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Бобруйске, Борисове, Бресте. В планировке Минска, Витебска, Гомеля и других городов и до сегодняшнего времени прослеживаются принципы градостроительного искусства того времени. Плодотворное влияние русского зодчества обусловило рост архитектурного творчества в Белоруссии. Выдающимися памятниками классицизма в Белоруссии являются дворцы в Гомеле, Жиличах, Снове и др. Архитектура классицизма оказала влияние и на развитие художественных форм деревянного зодчества.
В XIX веке основным типом застройки сельского двора (усадьбы) являлся замкнутый, веночный двор. Жилые и хозяйственные строения образовывали замкнутый периметр. При этом жилые строения (хата, сени, камора) часто занимала диаметральнае положение, разделяя территорию застройки на чистый и хозяйственный дворы. Последний в зажиточных хозяйствах мог образовывать крытый комплекс, с внутренней площадкой для дневного отстоя скота, денником.
На протяжении периода с конца XVIII и до середины XIX столетий было разработано несколько Генеральных планов Могилева, Орши, Чаус, Кричева, Быкова, Рочагева, Гомеля. В основу всех их закладывалась лучевая и квартальная системы планировки. При этом архитекторы учитывали исторически сложившиеся ансамбли культовых и общественных сооружений. Трехлучевая планировочная схема, исходящая от излучины Днепра у платформы высокого мыса, обозначила новую градостроительную структуру Могилева. Новые улицы-лучи застраиваются каменными двух-, трехэтажными зданиями банков и контор, присутственных мест, дворянских и купеческих собраний, доходных домов, зданий народных училищ и гимназий. По двух лучевой схеме развивается инфраструктура Гомеля, в прочих уездных городах преобладает квартальная планировка. Рост промышленности в Орше, Могилеве, Гомеле приводит к резкому увеличению их площади застройки и численности населения. Быстро растут районы рабочих предместий, застроенные деревянными домами и флигелями.
В Беларуси в начале XIX века начало активно развиваться декоративно-прикладное искусство и скульптура. Но дух того времени всё же наиболее выразительно иллюстрировали живопись и графика. Они были социально светскими и вписывались в рамки классического (виленская школа, русский академизм) и нового романтического направлений. Разносторонность в жанровых отношениях (портрет, пейзаж, натюрморт, исторические и бытовые полотна и зарисовки) изобразительное искусство Беларуси иллюстрировало самобытный облик края, его жителей и ту особенную теплоту, которая шла от умиления объектами живописных групп, людьми, природой и историей родной земли.
Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи – отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777–1830 гг.) написал портрет А. Чарторийского , М.Радзивила, Л. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В. Ванькович (1800–1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М. Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780–1840 гг.) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810–1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В.Дмоховский (1807–1867 гг.). Наиболее известными скульпторами того времен и были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др.
Заключение
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что белорусская культура конца XVIII – первой половины XIX века находилась под сильным влиянием польской и русской культур. Это объясняется прежде всего тем, что продолжительное время территория современной Беларуси находилась под влиянием сначала Речи Посполитой, а затем Российской империи. Правящие круги этих государств вели политику, направленную на денационализацию белорусского этноса.
В основе развития белорусской культуры лежало народное образование. В соответствии с реформами, проведенными в 1803, 1807 и 1828 годах, изменилась система школьного образования, которая теперь строилась на принципах единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе – уездное училище, в деревнях – церковно-приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету. В каждом учебном округе создавалось несколько типов учебных заведений: одноклассные приходские училища, предназначенные для детей низших сословий, уездные 4-хкласные училища и гимназии.
Отличительной чертой культурной жизни Беларуси первой половины XIX века было развитие литературы и журналистики. По своему содержанию это была литература определенно народническая: в центре ее деревня, крестьянство. В целом она представляет собою продукт усадебной мелкопоместной культуры. Но в ней еще проявлялись отзвуки классицизма («Тарас на Парнасе»), сентиментально-утопическое народничество (поэмы Дунина-Марцинкевича), романтическое народничество (Ян Борщевский, Ян Чечет).
Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля Барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский Дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве.
Существуя в таких сложных условиях белорусский народ сумел сохранить свой этнический облик, сформировать и развивать национальную культуру, которая проявилась в становлении белорусского языка, новой белорусской литературы и искусства.
Литература