Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 00:51, реферат
Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.
В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно ,хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.
1. Общая характеристика. 3
2. История Древнего Египта. 3
2.1. Египетская религия. 5
2.2. Мифы о солнечных богах. 6
2.3. Другие боги. 7
3. Изобразительное искусство.
3.1. Архитектура. 9
3.2. Скульптура. 12
3.3. Рельефы и росписи. 15
4. Древнеегипетская музыка. 16
5. Заключение. 17
6. Список литературы. 18
Содержание
1. Общая характеристика. 3
2. История Древнего Египта. 3
2.1. Египетская религия. 5
2.2. Мифы о солнечных богах. 6
2.3. Другие боги. 7
3. Изобразительное искусство.
3.1. Архитектура. 9
3.2. Скульптура. 12
3.3. Рельефы и росписи. 15
4. Древнеегипетская музыка. 16
5. Заключение. 17
6. Список литературы. 18
Систематическое
изучение Египта начинается с 19 века. До
этого пользовались отрывочными
библейскими данными и
В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно ,хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.
Несмотря
на то, что в Египте сохранилось
много памятников, лишь в
1822 году, благодаря усилиям французского
ученого Франсуа Шамполь - она, удалось
найти ключ к расшифровке египетских иероглифов.
В распоряжении ученых оказались надписи
на стенах пирамид и храмов , папирусы
самого различного содержания - произведения
религиозной литературы , летописи, поучения,
сказки и повести.
Сами
египтяне называли свою страну “Черная
земля”, подчеркивая плодородие ее почвы,
в противоположность “Красной земле”,
т.е. пустыне. Слово “Египет” (“Айгюптос”)
- греческого происхождения, представляло
из себя искаженное поэтическое обозначение
древней столице
Мемфиса - Хет-ка-Птах (Крепость бога Птаха).
Геродот называл Египет “Даром
Нила”, ибо эта река стала основой хозяйства,
дожди почти не выпадали, и жизнь для человека
стала здесь возможной лишь в результате
использования речных вод.
Вследствие сильных тропических ливней переполнялись истоки этой огромной реки и ежегодно (в середине июля) происходили ее разливы. Почти вся страна оказывалась под водой, за исключением естественных возвышенностей и искусственных насыпей, на которых располагались города и селения, превращающиеся на время в островки. К ноябрю воды Нила спадают, оставляя на полях плодородный слой ила.
Вслед за временем наводнения начинается второй четырехмесячный сезон (время посева), а за ним следует третий - жатва (март - июль).
Необходимость
регулировать разливы Нила и распределять
его воды в обще египетском масштабе
способствовала объединению множества
областей
(номов) в единое государство. Правда, в
самом начале египетской истории их было
два: Верхний Египет (на юге, в узкой долине
Нила) и Нижний Египет (на севере, в дельте).
Более прочное объединение страны осуществил
царь Верхнего Египта Менес (Мина), подчинивший
Египет около 3000 г. до н.э. и основавший
первую династию объе6диненной страны.
С этого времени летописцы ведут счет
времени по годам правления царей (фараонов).
Обычно выделяют следующие периоды истории
Древнего Египта:
Додинастический период.
Раннее царство: 1 и 2-я династии.
Древнее царство: 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии. Время наибольшего могущества фараона божественного “Владыки обеих земель”, носителя двойной короны Египта, олицетворителя бога Гора, сына Ра. Все эти определения, имевшие к тому же и конкретные имена, т.н. титула египетского фараона, обладавшего неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. Подтверждение тому - грандиозные гробницы - пирамиды.
23-21 вв. -
Египет переживает период
Среднее царство: 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я династии. Борьбу за центральную власть ведут представители двух различных династий. Побеждает фиванская династия, но власть фараонов явно тускнеет. Наиболее известные фараоны Среднего царства - Аменемхет I, Сенусерт III -его походы в Палестину, Аменемхет III - грандиозное ирригационное строительство в Фаюмском оазисе.
18-17 вв. до н.э. - нашествие гиксосов (из Сибири и Палестины). Победа над ними открывает период Нового царства - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии. Время широкого развития связей благодаря дальнейшему развитию всех сфер хозяйственной деятельности. Среди фараонов выделяются: Тутмос I, дошедший со своими войсками до Евфрата; царица Хатшепсут и ее сын Тутмос II; Аменхотеп IV, он же Эхнатон - фараон, попытавшийся, пусть и вынужденно, из - за внешних обстоятельств посягнуть на пантеон египетских богов; Рамсес II , прославившийся сражением с хеттами.
Поздний период: 11-6 вв. до н.э. Усилившееся влияние жречества теснит фараонов, и при Рамсесе ХI власть над Египтом переходит к верховному жрецу Амона Херихору.
332г. до
н.э. - Египет покорен Александром Македонским,
а в
30г. до н.э. он становится провинцией Римской
Империи.
2.1. Египетская религия.
Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента : сложение египетского пантеона и заупокойный культ.
Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющих небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.).
Среди множества
божеств особое значение очень рано
приобретает солнечное
Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском. С возвышением 5-й династии Древнего царства (26-25 вв. до н.э.), происходившей из Гелиополя, Ра становится главным богом пантеона и его культ приобретает обще египетский характер. Он оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума , и обожествленный с ним ( Ра - Атум ) становится во главе Эннеады (девятки) богов. Его стали считать созидателем мира и людей, возникших из его слез, отцом богов, отцом царя.
У Ра есть несколько дочерей, которые отождествляли око Ра: Сехмет - грозное око Ра, богиня войны, богиня-целительница; Тефнут - любимое око Ра, богиня влаги; Хатор - солнечное око Ра, богиня неба, богиня любви, веселья, музыки, пляски. В Дендере сыном Хатор считался бог музыки Ихи.
Помимо того, что все боги ни считались дочерьми Ра, их объединяла “иконография”: все они изображались в виде женщины с головой львицы.
Великий Ра не был единственным великим солнечным богом. Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии , 16 - 14 вв. до н.э., он становится все египетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду:
Амон - - Мут - -Хонсу
богиня неба, жена бог луны, сын
Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV : он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона - солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком , разрушают его город , а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.
Отражали две группы представлений - о смене времен года и о борьбе солнца с мраком и злом. Вот некоторые из них:
Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года; когда он прекращался, начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании: дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимице посылает за ней Шу и Тота, которые стали павианами. Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов.
Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем виноград - ной лозы и полноты Нила”.
В наиболее знойное время года считалось , что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери - Сехмет : когда Ра состарился и “ его кости стали из серебра, его плоть из золота , волосы из чистой ляпис-лазури” , люди перестали почитать бога-царя и даже “замыслили против него злые дела”.Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей. На них напустили другую любимую дочь Ра Сехмет, которая превратившись в львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъярилась, что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула...... Когда же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах...
Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом.
Хапи - бог Нила. Его символы - лотос и папирус. Его праздник соединялся с началом разлива Нила.
Апис - бог плодородия в виде быка - черного, но с белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте. Кроме того он был душой бога Птаха и бога Ра.
Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека - его ка.
Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая , что отразилось в ее эпитетах : “владычица плодородия”,”правительница закромов”.Представала в образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы.
Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.
Онурис - бог охоты и войны.
Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.
Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные - павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря.
Сиа - богиня мудрости и познания - женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны.
Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.
А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным письменным источникам относятся следующие произведения:
“Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6-й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).
“Тексты саркофагов” - ритуальные тексты, которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11-й династии и частным лицам)продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и размещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства.
“Книга мертвых”- составлялась с периода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство.
Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа - имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым ; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы.
В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая.
Повелителем
загробного мира был Осирис - один из
самых почитаемых в Египте богов.
Поначалу Осириса считали богом природы:
с ним связывали жизнь растений - умер
Осирис - умерла природа ; расцветет все
весной - значит, Осирис ожил. Именно поэтому
он и превратился в бога мертвых, который
вершил свой суд.
3.1. Архитектура.
Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой , скульптурой , рельефами и росписями , теснейшим образом связано с заупокойным культом. При этом ведущим видом была архитектура.
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.). С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента: первый - создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60 - метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса; второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.
Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч.вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества , подчиненного безграничной власти фараона.