Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 00:51, реферат
Систематическое изучение Египта начинается с 19 века. До этого пользовались отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских авторов.
В известной ”Истории” Геродота прошлое Египта описано достаточно подробно ,хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян, были недостоверны.
1. Общая характеристика. 3
2. История Древнего Египта. 3
2.1. Египетская религия. 5
2.2. Мифы о солнечных богах. 6
2.3. Другие боги. 7
3. Изобразительное искусство.
3.1. Архитектура. 9
3.2. Скульптура. 12
3.3. Рельефы и росписи. 15
4. Древнеегипетская музыка. 16
5. Заключение. 17
6. Список литературы. 18
Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму. Безраздельно господствовала масса всей пирамиды, в то время как сама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик, от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха” Считается, что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).
В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец - храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).
Первое, бросающееся в глаза новшество, изменение местности: не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья.
Второе - усложнение композиции заупокойного храма ,состоящего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом , как бы притормаживается верти кальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма.
За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой. Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения, вырубленные в скале.
К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.
Дополнительными элементами этого архитектурного комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.
От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в. до н.э.). Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом, рядом с храмом Ментухотепа I.
Самая главная новация - захоронение отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие масштабы; богатейшая декорировка, широкое использование скульптур(свыше 250 статуй), обилие колоннад, деревья и искуственные пруды ,размещавшиеся и на террасах.
Идея
пространственно развитого
Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и пространственные компоненты : молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами. Чередование их акцентировалось огромными пилонами - входами, представляющие собой плоские трапециевидные формы, возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового комплекса. Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т.н. ”иглы фараона”).
Основным
средством архитектурной
Одним из
наиболее совершенных храмовых ансамблей
среди египетских архитектурных
памятников является Луксорский храм,
называвшийся
Ипет-Рес. В большей своей части построен
архитектором Аменхотепом-младшим в
15 в. до н.э.
Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части. Первая - вытянутый прямоугольник, юбозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса); вторая - квадратная , обозначающая второй открытый двор, обнесенный двухрядной колоннадой ; третья - самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.
Постепенное
движение к молельням через
И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта т.н. Рамсессум: комплекс, состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу - Симбеле (Нубия), которые полностью высечены из скального массива, включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.
Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов Нового царства, максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.
Отличительная
черта египетского
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи).
Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры неразрывно связаны с блоком, из которого высечены , что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались: тело мужских фигур – красновато коричневого цвета , женских-желтого, волосы - черного, одежды - белого цвета.
Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами; надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое, с маленьким, но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.
Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками.
В период Среднего царства, дабы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.
Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского реалистического портрета: резкие морщины ,глубоко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий властный рот. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица: острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии.
В мелкой пластике Среднего царства появляются произведения, отличающиеся таким новым качеством, как изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды, воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур - характерные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства - статуэтки слуг, несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).
Лирическое начало в наибольшей степени характерно для скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они сделаны из дерева, глаза и украшения инкрустированы золотом ,одежда посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур, приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.
Интереснейшим
периодом в искусстве Нового царства
стало время правления
Существенным новшеством храмовых ансамблей, при сохранении общего принципа размещения преимущественно открытых помещений центральной оси, был отказ от многоколонных залов. Их заменили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.
Но наиболее значительные изменения произошли в изобразительном искусстве. Разрыв с древней религиозной традицией ознаменовал отход от героизации царского образа. Акцент теперь был сделан на требовании простоты и естественности, которые должны были проявиться не только в чертах лица, но и передаче душевного состояния. Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхнатона, поражающих реалистичностью трактовки. При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуальных черт облика фараона, доходящий иногда до гротеска: статуя Аменхотепа IV в Карнаке; рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле. Это исчезает в более поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона, незаконченная. Здесь уже нет гротесковых преувеличений губ и носа, моделировка лица отличается мягкостью.
Скульптуру второй половины Нового царства, ее основную линию, представляют следующие произведения: гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме. Самая яркая черта этих памятников - огромные масштабы, сочетающиеся в общественными, монументализированными объемами ”Вспомнились” древние традиции египетского искусства - торжественно-героический монументальный стиль, подавляющая грандиозность сооружений, утверждающая величие фараона-бога.
Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура обрела оттенок гигантомании, когда внешнее слишком превосходит внутреннее.
Завершают характеристику египетского искусства рельефы и росписи, которые в великом множестве украшали стены гробниц, заупокойных храмов, колонны , саркофаги и вообще все то, что могло быть ими оформлено.
Характерные
особенности изобразительного канона
в рельефе сложились еще в до
династический период, что нашло свое
отражение и в росписях, развивающихся
уже в искусстве Среднего царства.
Известная “Плита Нармера”, созданная
в честь царя Нармера, объединившего Верхний
и Нижний Египет, содержит в себе основные
канонические черты. К ним относятся:
1.Построчное размещение сюжетных сцен (разделение плоскости горизонтальные пояса).
2.Композиционная организация сцен (внутри поясов) на основе упорядоченности. С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н. мотивах шествия, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы, с повторяющимися жестами.
3.Разномасштабность фигур. Так как фараон был главным действующим лицом в каждой композиции, то его, как впрочем и богов, изображали в больших размерах , чем все остальные фигуры.
4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаз - в фас. Избирались самые четкие , ясно читаемые аспекты , органично соединенные силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмерной плоскостью.
5.Изображение
предметов с различных точек
зрения с помощью их
6.Единство изображений и иероглифических надписей.
Наиболее
распространенной темой рельефов и
росписей была тема пира ,обычно связанного
с заупокойным культом . Роспись из гробницы
в фиванском акрополе относится к периоду
Нового царства Именно здесь с наибольшей
отчетливостью проступают характерные
черты египетского искусства , поскольку
любая сюжетная композиция использует
много различных “элементов”- человеческие
фигуры, предметы обихода(столы, кресла,
посуда), деревья, птицы, животные и т.п.
И все это множество изображений размещается
на плоскости, разделенной на горизонтальные
пояса так, чтобы каждая из фигур и предметов
ясно “читалась” глазами, не заслоняя
друг друга. Расположенные через одинаковые
интервалы, с повторяющимися жестами,
они как будто застывают: вся “картинка”
какой бы ни была ее тема воспринимается
как торжественное ритуальное действо,
воспарившее над обыкновенным миром реального
бытия. Все конкретные и заимствованные
из жизни сюжеты, воссозданные в египетских
рельефах и росписях, благодаря композиционному
решению, приобретали характер священнодействия,
ибо они воспроизводили жизнь после смерти.