Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 20:13, реферат
В этой стихии живописных и архитектурных форм, в которой так гармонично вылилась душа Древней Руси, радостное и жизнеутверждающее чисто русское народное начало не только сблизились, но , можно сказать , неразрывно сомкнулись с совершенешей аристократической культурой Византии. Это благотворное сочетание озарило с самой колыбели искусство Руси, история которого основана на великой преемственности, оплодотворённой великим творческим порывом русских мастеров.
Введение……………………………………………………………….стр 2
Письменность , книжное дело…………………………………...стр 3
Иконопись………………………………………………………….стр 5
Церковное зодчество……………………………………………..стр 6
Заключение……………………………………………………………стр 10
Список литературы………………………………………………..…стр 11
Тема: «Культура
Древней Руси (9-11 век) , византийские
традиции в древнерусской
культуре : книжность, иконопись,
церковное зодчество»
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………..
Введение
Византия открыла художественным устремлениям нашего народа, уже достаточно созревшим и требовательным, обдуманные законы своего искусства, избавя, таким образом , эти устремления от медленных усовершенствований времени..
В этой стихии живописных
и архитектурных форм,
в которой так гармонично
вылилась душа Древней
Руси, радостное и
жизнеутверждающее чисто
русское народное начало
не только сблизились,
но , можно сказать ,
неразрывно сомкнулись с совершенешей
аристократической культурой Византии.
Это благотворное сочетание
озарило с самой колыбели
искусство Руси, история
которого основана на
великой преемственности, оплодотворённой
великим творческим порывом
русских мастеров.
1. Письменность
, книжное дело
Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия. Но древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита - кириллицу и глаголицу. В науке долго шли споры о том, какая из этих азбук появилась раньше, создателями какой из них были знаменитые «солунские братья». В настоящее время можно считать установленным, что Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица) , на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. На рубеже IX - X веков на территории Первого Болгарского царства в результате синтеза издавна распространённого здесь греческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее название кириллица. В дальнейшем этот более лёгкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян.
Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности и письменной культуры. Существенное значение имело то , что христианство было принято в его восточном варианте, допускавшем, в отличии от католичества , богослужение на национальном языке. Это создавало благоприятные условия для развития письменности на родном языке.
Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотности среди демократических слоёв городского населения свидетельствуют берестяные грамоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и других городах. Это письма , памятные записки, учебные упражнения и т.д. Письмо, использовалось таким образом не только для создания книг, государственных и юридических актов, но и в быту.
Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь их незначительная часть - всего около 150 книг. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие» . написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году , и два «Изборника» князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 годов. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствуют о налаженном производстве рукописных книг уже в первой половине XI века, а также об устоявшихся к этому времени навыках «книжного строения».
Переписка книг была сосредоточена главным образом в монастырях. Однако в XII веке в крупных городах также возникло ремесло «книжных описателей». Как свидетельствуют летописи, уже в XI веке на Руси при монастырях и соборных церквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.
Переводная литература религиозного и светского содержания занимала большое место в книжном фонде Древней Руси. Отбор произведений для перевода определялся внутренними потребностями общества, вкусами и запросами читателей. При этом переводчики не ставили своей целью точную передачу оригинала, а стремились максимально приблизить его к действительности, к запросам времени и среды. Особенно существенной переработке подвергались произведения светской литературы. В них широко проникали элементы фольклора, использовались приёмы оригинальной литературы. В дальнейшем эти произведения неоднократно перерабатывались и становились русскими по своему характеру.
Переводная литература способствовала
обогащению и развитию
оригинальной древнерусской
литературы. Однако это
не даёт оснований
связывать её возникновение
только с влиянием переводных
произведений. Оно было
вызвано внутренними политическими
и культурными потребностями
формирующегося раннефеодального
общества. Переводная литература
не предшествовала развитию
русской оригинальной
литературы, а сопутствовала
ей.
2. Иконопись
Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием, формой, для него, как и для всякого средневекового искусства, характерно следование канону ( использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиционных схем, освященных вековой традицией и апробированных церковью).
В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Росписи храма должны были передать основные положения христианского вероучения, служить своеобразным «евангелием для неграмотных».
В XI веке было создано много произведений станковой живописи - икон. Киево – Печерский патерик сохранил даже имя знаменитого русского иконописца Печерского монаха Олимпия, который учился у греческих мастеров.
Задолго до крещения Руси христианские богословы, обосновывая культ почитания икон ( икона стала рассматриваться как видимый символ невидимого мира, как «изображение тайных и сверхъестественных зрелищ»), выработали жёсткую систему их написания - иконографический канон. По преданию, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом, либо написаны с натуры. Поэтому православная церковь никогда не допускала писания икон с живых людей или по воображению художника и требовала чёткого соблюдения иконописного канона, который закреплял те особенности изображения, которые отделяли «горний» (божественный мир) от мира «дольнего» (земного). Условность письма должна была подчеркнуть в облике лиц их неземную сущность, духовность. Для этого фигуры писались плоскими и неподвижными, использовалась особая система изображения пространства (обратная перспектива) и временных отношений ( вневременное изображение). Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет. Всё изображение на иконе пронизано этим светом, и фигуры не отбрасывают теней, ибо в Царствии Божием нет теней. Православные теологи называли иконы «богословием в красках» и видели в них средство направить помыслы и чувства верующих к горнему миру.
Чтобы неукоснительно
следовать канону, иконописцы
пользовались в виде
образцов либо древними
иконами, либо иконописными
подлинниками: толковыми ,
которые содержали словесное
описание каждого иконописного
сюжета.
3. Церковное
зодчество
До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых, были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутренние пространство здания делилось четырьмя массивными столбами, образуя в плане крест. На этих столбах, соединённых попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, а угловые части - купольными сводами. Восточная часть здания имела выступы для алтаря - апсиды. Внутреннее пространство храма делилось столбами на нефы ( межрядные пространства). Столбов в храме могло быть и больше. В западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находились князь с семьёй и его приближённые. На хоры вела винтовая лестница, находившаяся в специально для этого предназначенной башне. Иногда хоры соединялись переходом с княжеским дворцом.
Вершиной южнорусского зодчества XI века является Софиевский собор в Киеве - огромный пятинефный храм, построенный в 1037 – 1054 годах греческими и русскими мастерами. В древности он был окружён двумя открытыми галереями. Стены сложены из рядов тёсаного камня, чередующиеся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была и у большинства других древнерусских храмов. Киевская София уже значительно отличалась от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчавших его куполов, в чём сказались, вероятно, традиции деревянного строительства.
Внушительный Софиевский собор производил исключительное впечатление. Расположенный на высоком берегу Днепра, поблескивая свинцовыми куполами, он как бы господствовал над всеми окрестностями. Пирамидальная композиция собора напоминала о деревянных постройках Руси. Открытые арки галерей связывали храм с окружающей природой, а декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и другие украшения в сочетании с цветовой гаммой стен и общим обликом здания оставляли след в памяти и сердце русского человека.
Если внешний вид киевской Софии был прекрасен, то не менее великолепны, богаты и парадны были внутренние помещения собора.
Благодаря умелой внутренней композиции храма внимание вошедшего приковывалось прежде всего к алтарной части и пространству под центральным куполом, в центре которого было изображение Христа- Вседержателя. Мозаика покрывала центральный купол, арки , главную алтарную апсиду. Стены храма , столбы и своды сверху до низу были расписаны фресками. Льющийся сверху, сквозь неширокие проёмы окон свет играет многообразными красками мозаики, создаёт полумрак под хорами.
Внутренняя отделка храма неразрывно связана с архитектурной формой, она усиливает впечатление монументальности сооружения.
В XI веке в Киеве было возведено ещё несколько каменных построек, в том числе и светских. Успенская церковь Печёрского монастыря положила начало распространению однокупольных храмов.
Вслед за киевской
Софией были построены
Софиевские соборы в
Новгороде и Полоцке.
Новгородская София
( 1045-1060) существенно
отличалась от киевского
собора. Она проще , лаконичные,
строже своего оригинала.
Для неё характерны некоторые
художественные и конструктивные
решения, не известные ни
южнорусскому, ни византийскому
зодчеству: кладка стен
из огромных, неправильной
формы камней, двускатные
перекрытия, наличие лопаток
на фасадах, аркартурный
пояс на барабане и
др. Частично это объясняется
связями Новгорода с Западной Европой
и влиянием романской архитектуры