Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:37, контрольная работа
Изучение истории русской культуры обычно начинается с периода становления Руси как самостоятельного государства. Однако истоки русской культуры уходят в глубь веков, в историю славянских племен и их предков, а также руссов, или россов. Своими корнями она восходит к древним славянам Восточной Европы, где на протяжении длительного периода складывалась их этническая, хозяйственная (пашенное земледелие, оседлое скотоводство, обработка металлов) общность при господстве патриархального родового строя.
План:
Введение.
Зарождение культуры Руси: письменность, грамотность, школы, летописи, литература.
Архитектура и искусство.
Быт древнерусского народа.
Заключение.
6. Список литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ОРЕНБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курс I (заочное обучение - ускоренное)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по истории
Выполнил:
Фамилия, Имя, Отчество (полностью)
Место работы: неработающая
Домашний адрес
Контактный телефон
Проверил:
«_____» _________200__г.
Подпись:_______________
Оренбург 2009-2010
Тема:
«Культура Древней
Руси в X – XIII вв.»
План:
6. Список
литературы.
Введение.
Изучение истории русской культуры обычно начинается с периода становления Руси как самостоятельного государства. Однако истоки русской культуры уходят в глубь веков, в историю славянских племен и их предков, а также руссов, или россов. Своими корнями она восходит к древним славянам Восточной Европы, где на протяжении длительного периода складывалась их этническая, хозяйственная (пашенное земледелие, оседлое скотоводство, обработка металлов) общность при господстве патриархального родового строя.
Тема является актуальной, так как именно, благодаря истокам культуры Древней Руси, складывалась история культуры государства Российского, дошедшая до потомков во всей красоте и многообразии.
2.
Зарождение культуры
Руси: письменность,
грамотность, школы,
летописи, литература.
Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессии их общественно – трудовой практики. Культура каждого народа предстаёт как часть мировой культуры, как результат его творческих усилий, включающей все, что было создано умом и руками людей.
Условно в культуре выделяют материальную и духовную сферы. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий, а также жильё, одежду, быт и т.п. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д. На самом деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение.
Особенности развития русской культуры X – XIII вв.
Это время господства средневековой культуры. Для нее, во – первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.
Во-вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ – земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам.
В-третьих, отличительной особенностью средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, бытовой культуре.
В - четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления ещё не получили.
Несмотря
на определённые отличия в развитии
Руси по сравнению с западно-
К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значительная их часть, погибла в огне пожаров, нашествий, воин. Для возрождения памятников старины многое сделали реставраторы. Например, иконописное творчество Андрея Рублева стало по-настоящему известно только в XX в., когда выдающийся искусствовед И.Э.Грабарь начал расчистку его икон от олифы и поздних наслоений. Отреставрированные черные доски «засветились», как много столетий назад.
Истоки русского культурного развития:
Культура всякого народа складывается из суммы ценностей, унаследованных от прошлых времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов.
Во второй половине XII – начале XIII в. Русская культура стала испытывать определённое влияние запално – европейской романской традиции.
Монголо–татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.
В культуре домонгольской Руси можно выделить 3 периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство – главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем исторического монументализма в литературе и искусстве. С начала XII века (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.
Письменность, грамотность, школы.
К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. И действительно, братья миссионеры из греческого города Салоники, Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы IX в. Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов создали глаголический алфавит, (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрошена ПетромI, затем в 1918г.).
Сохранилось
много свидетельств о распространении
грамотности среди жителей
В 1951г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот – в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Каких только мыслей и чувств не доверяли люди бересте! Среди грамот можно встретить и хозяйственное письмо, и завещание, и письмо, сообщающее о семейной трагедии, и любовное письмо и т.д.
Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквях, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т.п.).
Школы в Древней Руси, открывавшиеся чаще всего при монастырях, ставили своей основной целью чтение церковных книг и овладение славянской книжностью. Сведения о характере обучения можно почерпнуть из рукописных «Азбуковников», получивших широкое распространение в ХVI-ХVII вв. Это были справочники энциклопедического и учебного характера, популярные книги для чтения, небольшие хрестоматии, в которых содержались и отдельные сведения по поэтике и риторике. «Азбуковники» являлись одновременно руководствами к чтению для детей, уже умеющих читать, и пособиями для учителей.
Основной «мудростью» в древней школе признается грамматика, которая соединяется с риторикой и поэтикой. Школьников учат не только читать и писать, но и сочинять речи, послания и даже вирши. Для этой цели в «Азбуковниках» помещаются образцы для списывания, заучивания и подражания. Все обучение носит нравственно-религиозный характер. При церквях и монастырях существовали училища, а при княжеском дворе и при Киево–Печерском монастыре, опирающиеся на монастыри и монахов, выступали основными проводниками книжной мудрости.
Литература. Летописи.
Создавая собственную книжность, Русь вписывалась в общую культурную жизнь славянских государств. Примером могут служить изборники 1073 и 1076 гг. От домонгольского времени до нас дошло около 150книг. Древнейшая среди которых – «Остромирова Евангелие». Оно было написано в 1056-1057гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. В то время писали на пергаменте. Пергамент изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы – заставки. Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стояли дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая как часть наследства. Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последним относятся, в частности исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской « Хроники Георгия Амартола». Но более ранние переводы,, относящиеся к середине X в., пришли на Русь из Болгарии благодаря славянской письменности моравских братьев. К таковым относятся, например, переводы «Богословия» Иоанна Дамаскина, а также славянский вариант «Шестоднева», повествовавшего о сотворении мира и его устройстве по представлениям христианского вероучения. В X в. Болгарское царство стало основным очагом, откуда славянская письменность и литература стали проникать в другие страны. Поэтому существует общность не только письменности, но и всей русской и болгарской литературы – как богослужебной, проповеднической и т.п., так и таких литературных памятников, как прологи, торжественники, шестодневы, отчасти хроники, палеи, космографии, физиологи.