Культура Древней Руси в X – XIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:37, контрольная работа

Описание

Изучение истории русской культуры обычно начинается с периода становления Руси как самостоятельного государства. Однако истоки русской культуры уходят в глубь веков, в историю славянских племен и их предков, а также руссов, или россов. Своими корнями она восходит к древним славянам Восточной Европы, где на протяжении длительного периода складывалась их этническая, хозяйственная (пашенное земледелие, оседлое скотоводство, обработка металлов) общность при господстве патриархального родового строя.

Содержание

План:
Введение.
Зарождение культуры Руси: письменность, грамотность, школы, летописи, литература.
Архитектура и искусство.
Быт древнерусского народа.
Заключение.
6. Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Истроия.doc

— 120.00 Кб (Скачать документ)

В то же время происходит становление оригинальной литературы.

Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы является «Слово о законе и благодати» Иллариона (1051). Ранее уже упоминалось имя Иллариона – это единственный со дня принятия христианства до середины XII в. Русский по происхождению глава церкви, возведенный на митрополию в 1051г. Ярославом Мудрым без санкции Константинопольского патриарха.

Основная  идея «Слова о законе и благодати» - вхождение Руси после принятия христианства в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Владимира и Ярослава. При этом дохристианское прошлое Руси в глазах Иллариона не выглядит «темными веками», напротив, он подчеркивает, что Владимир, его отец Святослав и дед его Игорь « не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли». «Слово» написано на основе глубокого погружения в тексты Ветхого и Нового заветов.

Традиция  связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Ярослав написал устав «Русская Правда». Дополненная впоследствии сыновьями Ярослава, «Русская Правда» стала основным ( и, видимо, первым) письменным законом Киевского государства». Как отмечают исследователи, «Русская Правда» напоминает скандинавское законодательство. Она освещает частную месть, преследование убийцы родственниками убитого; определяет окуп (позднее – откуп) за различные преступления и пеню, вносимую в княжескую казну; допускает судебный поединок, испытание раскаленным железом и кипятком, относительную присягу. В суде вместе с княжескими судьями участвуют 12 граждан. В «Русской Правде» нет, как такового, уголовного права: ни смертной казни, ни утонченных мучений, ни попыток с целью вырвать признание у преступника, ни даже тюрьмы. Это скандинавские и германские законоположения во всей их чистоте. Русские имели в то время почти такие же законы, как и Запад.

Распространенным  жанром древнерусской литературы стали  жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе.

Вершиной  устного народного творчества являются былины. Появление этого героического эпического жанра относят к X в. Большинство сюжетов былин были связано со временем княжения Владимира Святославовича – времен единства и могущества Руси и успешной со степными кочевниками. В основе былин лежат реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Например, со сватовством норвежского короля Харальда, к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины «Соловей Будимирович». К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, былина «Ставр Годинович». В Древней Руси былины пелись часто в сопровождении гусляров, ещё и ещё закрепляя в памяти народа ярчайшие события, имена героев и их подвиги. В былинах отразилось представление о Руси как о едином государстве. Главная тема – борьба народа с иноземными захватчиками, они проникнуты духом патриотизма и гордостью за свою Родину. Идеи единства и величия Руси, служения Родине сохранялись в былинах и во времена феодальной раздробленности и Монголо-татарского ига.

Древнерусскую литературу можно рассматривать  как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, тема – смысл человеческой жизни. Древнерусская литература утверждает своеобразный реализм, он носит поучительный характер.

В первую очередь сказанное, конечно же, относится  к поучительно-бытовой литературе – причтам. В аллегорической форме ни преподносят нравоучения, говоря не о единоличном, а об общем, постоянно случающемся. Жанр притчи для Древней Руси и традиционный, и имеющий библейское происхождение: притчами усеяна Библия. Притчи входили в состав сочинений для проповедников, они были и в произведениях самих проповедников. Притчи повествуют о вечном. Все совершающееся в мире имеет две стороны. Одна – это то, что произошло, и в этом есть реальная причинность: ошибки, совершенные князьями, недостаток единства или недостаток заботы о сохранности родины – есть это поражение; личное мужество, сообразительность полководцев, храбрость воинов – если это победа; неосторожность «бабы некой» - если это пожар города.

Другая  сторона – это извечная борьба Зла с Добром, это стремление Бога исправить людей, наказывать их за грехи (вот почему со средневековой точки зрения так велико значение уединённых молитв). В этом случае с реальной причинностью сочетается по древнерусским представлениям причинность сверхреальная.

Страстный призыв князей к единству, прекратить междоусобные войны и дать отпор половцам звучит и в самом замечательном поэтическом произведении Древней Руси – в «Слове о полку Игореве», написанном в 1185г., очевидно неизвестным автором.

« Слово  о полку Игореве» посвящено неудачному походу на половцев в 1185г. новгород-северского князя Игоря Святославовича. То, что именно этот поход послужил поводом для создания такого произведения, не случайно. Ряд обстоятельств – сопутствоващие походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь, продолжал поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена – были уникальны и произвели сильное впечатление на современников. Особенностью историзма «Слова» является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед половецкими набегами. В своём обращении к истории автор «Слова» широко использует эпические мотивы. «Слова» написано образным поэтическим языком.

Во второй половине XII в. В Северо – Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы – «Слово Даниила Заточника». Оно написано в форме обращения к князю. Автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советчика. «Слово» насыщено афоризмами.

Летописи.

Среди жанров русской литературы первое место занимает летопись. Историки выделяют несколько летописных сводов, которые предшествовали созданию самой знаменитой летописи Древней Руси – «Повести временных лет», составленной монахом Киево- Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

Летописи  каждой из русских земель отличаются друг от друга: как героическая военная хроника воспринимается «Псковская летопись»; описанием княжеских усобиц наполнена летопись Галицко –Волынской земли( «Ипатьевская летопись»»); летопись Новгорода – это своеобразная городская хроника.

Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего.

В начале XII в. В Киеве, в Печерском монастыре,  писал историю Руси монах Нестор. Его большой труд «Повесть временных лет» (« Повесть о прошедших временах») переписывался русскими людьми на протяжении пяти столетий. Это древнейшая (около 1113г.) дошедшая до нас русская летопись, лежащая в основе большинства последующих летописных сводов.

 «Повесть  временных лет» - выдающиеся для  средневековой Европы историческое произведение, в котором русская история просматривалась на фоне истории всех славян и соседских народов. Нестор написал свой труд на основе большого числа собранных им греческих и русских книг. Своей повести он дал следующий подзаголовок: « Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть».

Из преводных  византийских источников в наибольшей степени автор использовал «Хронику Георгрия Амартола». Из отечественных  источников помимо начального свода  он привлекал устные легенды( об основании Киева, о призвании варяжеских князей, о княгине Ольге, и ряд других). «Повесть» начинается с рассказа о расслении славян по Европе, их взаимоотношениях с другими народами. Далее повествуется о возникновении государства Руси, деяниях первых его правителей. Особенно подробно изложены в «Повести» события второй половины XI – начала XII столетия.

В одну из рукописей, сохранивших текст  «Повести временных лет», - Лаврентьевскую рукопись были включены произведения, принадлежавшие руке князя Владимира  Мономаха. Среди них «Поучение». Рядом помещено послание Владимира  Олегу Святославовичу, написанное в разгар усобиц 90-х годов XIв., посде гибели в бою с Олегом сына Мономаха Изяслава.

Если  в XI – начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств. Несмотря на «областной» характер летописания, летописцы XII – первой половины XIII в. Не замыкались на своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись, Радзивилловская летопись и летопись Переяславля – Суздальского. 
 

  1. Архитектура и искусство.
 

До нашего времени сохранилось более 150 памятников архитектуры до монгольского времени. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Основным строительным материалом считалось дерево. Из-за недолговечности дерева основные сведения о градостроительстве даёт археология. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если Деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Для русской деревянной архитектуры была характерна ярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней.

Имевшие уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих  храмов, русские архитекторы с  поразительной быстротой освоили  новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31*31 см и толщиной 2,5-4 см, который назывался плинфой. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбцов в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения.

Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатыми тканями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верующие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, её место занял иконостас с 5-7 рядами икон. В западной части располагался балкон – хоры, где во время богослужения находился князь с семьёй и его приближённые. Хоры соединялись, как правило, переходом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, не выходя на улицу. Подняться на хоры можно было также по винтовой лестнице, находившейся в башне, специально для этого предназначенной.

Сразу после принятия христианства в Киеве  был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989-996) – первый известный нам  храм Киевской Руси. Десятинная церковь ( князь выделил на её содержание 1/10 часть своих доходов – отсюда и название) была разрушена во время нашествия монголо-татар, поэтому можно судить о ней лишь по остаткам фундамента, некоторым элементам декора и по письменным источникам. Десятинная церковь была украшена бронзовой квадригой лошадей, двумя античными статуями, вывезенными князем Владимиром из Корсуни.

От XII столетия в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них – София Киевская, главный собор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и поставления на митрополичный престол, построенный сыном Владимира Ярославом Мудрым. Появились Софийские соборы и в других крупных центрах Руси – Новгороде, Полоцке, и каждый из них претендовал на свой, независимый от Киева престол, как и Чернигов, где был сооружен монументальный Спасо - Преображенский собор. По всей Руси были построены монументальные многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты.

     В XII в. традиции древнерусской архитектуры не утрачивают свою связь. По образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Таким стал Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме , собор святого Георгия в Юрьеве-Польском. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов – 1036 г., Киев - 1037 г.). Новгородское восстание 1136 г. приостановило княжеское строительство в Новгороде и открыло дорогу боярскому.

Раннее  обособление Полоцкого княжества  сказалось в построении там своего Софийского собора с необычной планировкой. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привело к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире на Клязьме. При всем том русская архитектура XII–XIII вв. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широчайшие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже Х и XI вв. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой, общерусский стиль, варьировавший по областям.

Информация о работе Культура Древней Руси в X – XIII вв