Культура и верования древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 18:31, реферат

Описание

В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан волшебством.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..........3
1. Верования охотничьей эпохи…………………………………………………………......5
1.1 Звериные божества………………………………………………………………………...5
1.2 Человекоподобные божества…………………………………………………………....7
1.3 Домашние божества……………………………………………………………………….7
1.4 Божества – чудовища……………………………………………………………………10
2. Древний пантеон и культ…………………………………………………………………12
2.1 Древние святилища………………………………………………………………………13
2.2 Жрецы у язычников……………………………………………………………………...14
2.3 Погребальные обряды…………………………………………………………………...15
3. Боги земледельческой эпохи…………………………………………………………….16
3.1 Боги-воины…………………………………………………………………………………20
4. Языческий пантеон князя Владимира………………………………………………...24
4.1 Календарь…………………………………………………………………………………..25
4.2 Языческая символика……………………………………………………………………30
4.3 Властелины иного мира…………………………………………………………………31
4.4 Домовые…………………………………………………………………………………….33
4.5 Добрыня и Змей…………………………………………………………………………...34
4.6 Збручский идол……………………………………………………………………………34
4.7 "Слово о полку Игореве" и языческие боги………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы……………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

Культура и верования древних славян.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

     Похороны  завершались стравой – пиром  – поминками и тризной –  воинскими состязаниями. И то и  другое символизировало расцвет  жизни, противопоставляло живых  умершим. Обычай обильного угощения на поминках дожил до наших дней. 

 

                                        3. Боги земледельческой эпохи 

     С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные (солярные) боги. Многое в  культе славяне заимствовали у соседних восточных кочевых племен. Имена божеств также имеют скифские (иранские) корни.

     Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси языческих божеств был  Дажьбог (Даждьбог) – бог солнечного света. Тепла, времени созревания урожая, плодородия вообще (его имя переводится как "бог жары"). Славяне называли его "Солнце-царь, сын Сварогов", символами этого бога были золото и серебро. Культ Дажьбога особенно расцвел на Руси в XI – XII вв., в эпоху государственной раздробленности, сосуществуя с христианством (религия той поры носит название двоеверие). Юный и прекрасный языческий бог, податель всевозможных благ, в сознании древних людей был как бы дополнением, "своим", русским вариантом образа Христа; на ритуальных диадемах древнерусских княгинь в центре изображался или Дажьбог, или Христос. Со временем древнее значение имени Дажьбога забылось, и о нем стали говорить как о Дайбоге, т.е. "боге дающем".

     Русские люди почитали Дажьбога как своего защитника, называя себя его внуками. О Дажьбоге – Солнце-царе – говорили как о первом правителе, учредителе календарного счета дней, законодателе. Великого князя киевского Владимира Святого называли Красным Солнышком (примечательно, что князь, принесший на Русь христианство, получил языческое прозвище, - это говорит о том, что в эпоху двоеверия христианские и языческие символы не разделялись в народном сознании).

     Дажьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены грифоны  – собаки с птичьими крыльями, спутники богов плодородия; в руках бога – ритуальные жезлы с изображением листьев папоротника. Такие жезлы (тояги) использовали болгарские жрецы во время летних молений о дожде.

     Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Богом солнца был  Хорс. Представление о том, что  солнечный свет существует независимо от солнца, свойственно многим народам; славянские книжники подчеркивали зависимость светила от вечного света: "Вещь бо есть солнце свету" ("Солнце только воплощение света").

     Хорс, чье имя означает "солнце", "круг", воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец – хоровод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные колеса, также символизировавшие светило.

     Спутником богов солнца и плодородия был  Семаргл (Симаргл) - крылатый пес. Охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. О древности его говорит звериный облик; представление о Семаргле – защитнике посевов – как о чудесной собаке легко объяснимо: реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз.

     Хорс  и Семаргл – божества скифского  происхождения, их культ пришел от восточных  кочевников, поэтому оба этих бога широко почитались только в Южной Руси, граничившей со Степью.

     Женскими  божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Они подобны безымянным Рожаницам – спутницам Рода; сопоставление  с мифологией других народов позволяет  утверждать, что богини были матерью и дочерью.

     Лада  – богиня брака, изобилия, времени  созревания урожая. Ее культ прослеживается у поляков вплоть до XV в.; в древности  он был распространен у всех славян, а также балтов. К богине обращались с мольбами поздней весной и в  течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Имя ее повторялось в припевах песен: "Ой, Ладо!".

     Образ Лады как богини урожая и свадеб ярче всего отражен в народной игре "А мы просо сеяли", где сначала перечислялся весь цикл земледельческих работ, а затем одна из групп играющих "сваталась" к другой, и заканчивалась игра-обряд "свадьбой" - переходом одной из девушек в другую группу. Эта игра сопровождалась песней, каждая строфа которой заканчивалась припевом "Ой, Дид-Ладо!", т.е. игра являлась не чем иным, как молением об урожае и замужестве, обращенным к богине.

     Ладу  называли "матерью Лелевой". Леля – богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Ее имя встречается в словах, связанных с детством: "ляля", "лялька" - кукла и обращение к девочке; "люлька"; "лелеко" - аист, приносящий детей; "лелеять" - заботиться о маленьком ребенке. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник Ляльник: выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ прорастающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка – "Леля" одаривала подруг заранее приготовленными венками.

     К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши (Мокоши) – богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом и грифонами, с русалками, орошающими поля, с водой вообще – Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы (отсюда объяснение другого варианта написания имени богини: Мокошь – от "мокнуть"; однако при таком понимании имени богиня оказывается только покровительницей воды и прядения, а не земли и урожая). Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой.

     Священным днем Макоши считалась пятница; особо  праздновались двенадцать пятниц в  году (каждый месяц), из них наиболее важны девятая и десятая (конец  октября – ноябрь), когда заканчивались  все работы в поле и начинались женские посиделки, где пряли, ткали, шили. На эти пятницы девушки приглашали парней, угощали их, пели песни, загадывали загадки. В честь девятой пятницы девушки ткали "обыденную пелену" (т.е. ткань, сделанную за один день): собравшись вместе. Они за этот день проделывали весь годовой цикл работ – теребили лен, пряли, ткали, белили; эту ткань приносили в жертву богине. В северных русских вышивках часто встречается женская фигура среди растительного орнамента. Предполагается, что это – Макошь.

     Мужским божеством плодородия, связанным  с нижним миром, был Велес (Волос). Его образ и культ существенно  отличались от образа и культа Рода – небесного бога плодородия. Имя  Велеса восходит к древнейшему корню  "vel" со значением "мертвый"; Велес – владыка мира мертвых. Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень встречается в словах "власть", "владеть", "велеть", "великий". Нисхождение в иной мир приносит герою мифа всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими способностями, поэтому Велес – одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван "внуком Велеса").

     Хозяин  иного мира – божество – прародитель  – в древнейшей мифологии имеет облик животного, и образ Велеса восходит к образу Медведя как могущественного божества: бог долго сохраняет черты зверя, представляется мохнатым (в южнославянских языках название шерсти – "вълна" - восходит к тому же корню; другая форма имени бога – Волос). Соединение этих представлений о боге дает ключ к пониманию слова "волхв" - это языческий жрец, облаченный в звериную шкуру мехом наружу, он общается с иным миром, наделен великой мудростью и поэтическим даром, он – могущественный маг и, возможно, пророк (как известно, с вопросами о будущем люди нередко обращались к умершим).

     Культ Велеса у славян сильно менялся на протяжении времени. Наиболее древний  облик бога – Медведь, являющийся прародителем диких животных, на которых ведется охота. С переходом к скотоводству Велес превращается в покровителя домашних животных, "скотьего бога", почитание же Медведя становится самостоятельным культом и постепенно забывается. Но "скотий бог" еще не окончательно теряет медвежий облик: так, русские крестьяне до ХХ в. хранили в хлевах медвежью лапу как оберег и называли ее "скотий бог". Совершая магические действия, призванные охранять скот, хозяин надевал шубу мехом наружу. С развитием у славян земледелия Велес становится богом урожая, оставаясь по-прежнему богом мертвых – предки, похороненные в земле, были покровителями и подателями урожая. Представление о Велесе как о боге мертвых и боге урожая отразились в обычае оставлять "Велесу на бородку" несжатым не первый, а последний сноп хлеба.

     Еще со времен скотоводческого образа жизни  славяне почитали Велеса как бога богатства (в древности расплачивались домашними животными, слово "скот" имело значение "деньги"). В Древней Руси Велес был и покровителем купцов.

     Культ Велеса – великого подземного бога, подателя плодородия и богатства, владыки мудрости, колдовства, поэзии, повелителя мертвых – был очень широко распространен на Руси. Об этом, в частности, говорит обилие деревень и сел с названиями Велесово, Волосово, Волотово.

     Во  многом схожа с Велесом Морена (Марена) – богиня мира мертвых (ее имя  имеет общий корень со словами  "смерть" и "мор") и плодородия земли. Следы ее культа у славян прослеживались до недавнего времени: Марой или Мареной называли соломенной чучело – олицетворение зимней стужи, которое на Масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Представления о Морене как царице иного мира, подательнице благ, сохранились и в русских сказках, где она названа златокудрой царевной Марьей Моревной. Ее обычно похищает Кощей (пленение богини плодородия приводит к голоду и бедам), Иван-царевич освобождает ее, и наступает счастье, расцвет жизни (символ победы над зимней стужей и прихода весны). 

                                                       3.1 Боги-воины 

     Среди общеславянских богов плодородия особое место занимают воинственные боги, которым приносились кровавые жертвы, - Ярило и Перун. Несмотря на глубокую древность, а, следовательно, широкую  известность этих богов, они были мало почитаемы большинством славянских племен из-за своего воинственного облика.

     Ярило – бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, - был  одновременно и прекрасным, и жестоким. Язычникам он представлялся юношей на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов, со снопом ржи в одной руке и отрубленной человеческой головой – в другой. Корень его имени – "яр" - встречается в словах, связанных с идеей плодородия и расцвета жизни: яровая пшеница; ярочка – молодая овца; но тот же корень означает гнев, пыл: яростный, ярый – сердитый или пылкий; яркий огонь. Яриле как богу смерти и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окропляли пашню, дабы сделать урожай более обильным.

     В эпоху двоеверия культ Ярилы  был соотнесен с культом Георгия  Победоносца, поскольку имя святого воителя означает "земледелец". Не последнюю роль сыграло и созвучие Ярило – Юрий (одна из форм имени Георгий). Лучше всего сближение языческого и христианского культов можно видеть на примере Ярослава Мудрого, чье крестное имя было Георгий; он ввел осенний Юрьев день – праздник окончания сельскохозяйственного года, отмечавшийся только на Руси.

     Славянским  громовержцем был Перун. Его культ  является одним из древнейших и восходит еще к III тыс. до н.э., когда воинственные пастухи на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена. Перун был в большей степени богом – воином, чем воплощением оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X в. – времени военных походов киевлян – его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще не известен.

     Основной  миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем – похитителем скота, вод, иногда светил и жены громовержца. Оба героя мифа связаны с камнем: либо бой происходит на горе, либо Змей – каменный, либо Перун поражает его каменным оружием (слово "молния" по происхождению родственно слову "молот" и означает "каменный топор"; так же и небосвод древним людям представлялся каменным, а тучи – сталкивающимися небесными горами).

     Ход этого боя неоднократно повторен в русских былинах о сражениях  с различными чудовищами – Змеем  Горынычем, Тугарином Змеевичем, Соловьем-разбойником. Последние двое предстают как  люди, но сохраняют и некоторые  черты крылатых чудовищ – это волшебный конь Тугарина и именование разбойника Соловьем (его чудовищный свист позволяет говорить о нем как о владыке ветра, что напоминает Змея – владыку воздуха). Бой с каждым из них проходит в два этапа. На первом этапе герой ранит чудище: Добрыня Никитич метнул в него шапку с землей, Илья Муромец – стрелу, Алеша Попович поразил его заклинанием – позвал тучу, чтобы намочить крылья коня Тугарина; на втором этапе чудовище убивают.

Информация о работе Культура и верования древних славян