Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 18:31, реферат
В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом, но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает Змей, похищающий красавиц; считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом, - иначе говоря, что весь окружающий мир пронизан волшебством.
Введение……………………………………………………………………………………..........3
1. Верования охотничьей эпохи…………………………………………………………......5
1.1 Звериные божества………………………………………………………………………...5
1.2 Человекоподобные божества…………………………………………………………....7
1.3 Домашние божества……………………………………………………………………….7
1.4 Божества – чудовища……………………………………………………………………10
2. Древний пантеон и культ…………………………………………………………………12
2.1 Древние святилища………………………………………………………………………13
2.2 Жрецы у язычников……………………………………………………………………...14
2.3 Погребальные обряды…………………………………………………………………...15
3. Боги земледельческой эпохи…………………………………………………………….16
3.1 Боги-воины…………………………………………………………………………………20
4. Языческий пантеон князя Владимира………………………………………………...24
4.1 Календарь…………………………………………………………………………………..25
4.2 Языческая символика……………………………………………………………………30
4.3 Властелины иного мира…………………………………………………………………31
4.4 Домовые…………………………………………………………………………………….33
4.5 Добрыня и Змей…………………………………………………………………………...34
4.6 Збручский идол……………………………………………………………………………34
4.7 "Слово о полку Игореве" и языческие боги………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы……………………………………………………..38
Головной убор княгини символизировал небо и увенчивался диадемой с изображением главнейших небесных сил, в центре находился Дажьбог или Христос (в зависимости от того, языческим или христианским был весь убор). Чело княгини украшали височные кольца, означающие движение солнца по небу. Вниз от венца спускались цепи – рясны, символизирующие воздушное пространство. Они покрывались изображениями либо струй дождя, либо птиц, либо семян, падающих с неба. К ряснам привешивались колты (подвески) с изображением русалок, крылатых вил, орошающих поля. Эти колты находились на одном уровне с ожерельями, изображающими распустившиеся ростки. На женских браслетах, как правило, были представлены картины русалий (весенних праздников в честь богинь-подательниц дождя). Наконец, на шею надевалась длинная цепь с двумя головами Ящера, скрепленными кольцом, символизирующим солнце. Так в женском костюме была отражена вся картина мироздания – небо, земля и подземный мир.
На фасаде русской избы изображались небеса и ход солнца. Небо представлялось двуслойным, состоявшим из "тверди" и "хлябей", т.е. неиссякаемых запасов воды. Хляби изображались волнистыми линиями. На тверди, располагавшейся ниже хлябей, было показано положение солнца в трех позициях – утром, в полдень и вечером; чтобы подчеркнуть, что оно движется ниже хлябей, изображения светила помещали на деревянных "полотенцах", спускавшихся с крыши. Особенно богато украшалось узором центральное "полотенце", символизировавшее полдень, - там ярко светящее солнце иногда изображалось несколько раз. Либо знак солнца (круг, разделенный на восемь секторов) дублировался коньком крыши, означавшим Солнце-коня. На центральном "полотенце" часто помещали т громовой знак (круг, разделенный на шесть секторов) – символ Рода или Перуна, оберегавший дом от попадания в него молнии.
Неизменность языческой символики на протяжении многих столетий говорит о том, что русский народ, будучи крещеным, долго сохранял многие черты исконной религии, которые касались обыденной жизни человека. Постепенно мифы и значения символов стали забываться, однако осколки язычества дошли до наших дней в народных поверьях, обычаях и традициях.
Языческое
наследие и высокая культура стран христианства
– два источника, обеспечившие развитие
славянского мира. Сочетание столь несхожих
религий привело к тому, что христианство
у славян обогатилось многими чертами,
неизвестными Западной Европе, а от язычества
сохранились лишь самые поэтические мифы
и образы.
В
сказках властелин иного мира
предстает в различных
Описание Кощеевой смерти принадлежит глубокой старине – его душа, как известно, хранится вне тела и представляет собой неодушевленный предмет (иглу); ее сторожит все живое и неживое: вода (море, окружающее остров Кощея), земля (сам остров), дерево (дуб, на котором висит сундук), звери (заяц), птицы (утка); яйцо же, в котором хранится игла, в мифологии часто является символом всего мироздания – иными словами, Кощей некогда представлялся владыкой всего сущего.
Еще
более древним и сложным
"Курьи ножки" избы могут быть и просто звериными или птичьими, да и сама Яга имеет некоторые черты зверя, а иногда в избе вместо Яги живет медведь или козел. Яга – повелительница времени: ей служат Красный, Белый и Черный всадники, т.е. утро, день и ночь.
Человек,
встречающий на границе мира жизни и смерти
избушку Бабы Яги, как правило, направляется
в иной мир, чтобы освободить пленную царевну.
Для этого он должен приобщиться к миру
мертвых. Обычно он просит Ягу накормить
его, и она дает ему пищу мертвых. Есть
и другой вариант – быть съеденным Ягой
и таким образом оказаться в мире мертвых.
Пройдя испытания в избе Бабы Яги, человек
оказывается принадлежащим одновременно
к обоим мирам, наделяется многими волшебными
качествами, подчиняет себе разных обитателей
мира мертвых, одолевает населяющих его
страшных чудовищ, отвоевывает у них волшебную
красавицу и становится царем.
Известный русский этнограф С.В.Максимов так рассказывал о происхождении поверий о домовых: "Когда Господь при сотворении мира сбросил на землю всю непокорную и злую небесную силу, которая возгордилась и подняла мятеж против своего Создателя, на людские жилья тоже попадали нечистые духи. Отобрались ли сюда те, которые были подобрее прочих, или так случилось, что, поселившись поближе к людям, они обжились и пообмякли, умягчились нравом. Не сделавшись злыми врагами, как водяные, лешие и прочие черти, они как бы переродились: превратились в доброхотов и при этом даже оказались с привычками людей веселого и шутливого нрава. Большая часть верующих так к ним привыкла… что не согласна признавать домовых за чертей и принимает их в своих представлениях за особую отдельную добрую породу…
Искушенные житейским опытом, хозяйки-бабы… отрезают один сукрой от каравая хлеба и кладут его под печку. Это – тому незримому хозяину, который вообще зовется "домовым"… В таких местах, где ему совершенно верят и лишь иногда, грешным делом, позволяют сомневаться, соблюдается очень древний обычай, о котором в других местах давно уже и забыли. Кое-где… хозяйка дома до рассвета (чтобы никто не видел) старается три раза обежать новую избу нагишом, с приговором: "Поставлю я около двора железный тын, чтобы через этот тын ни лютый зверь не перескочил, ни гад не переполз, ни лихой человек ногой не переступил и дедушка-лесной через него не заглядывал".
А
чтобы был этот "замок" крепок,
баба в воротах перекидывается кубарем,
также до трех раз и тоже с заученным приговором…".
Облик чудовища, которому поклонялись древние славяне, наиболее ярко обрисован в былине "Добрыня и Змей". Змей – владыка волшебной реки – нападает на плывущего по этой реке богатыря Добрыню. Змей прилетает по воздуху, дышит огнем. Прозвище Горыныч и каменные пещеры, где томятся пленники, указывают на каменную природу Змея. Итак, Змей – хозяин иного мира, он связан с четырьмя стихиями и воплощает их все. Однако Добрыня побеждает его странным на первый взгляд способом – кинув в него шапку с землей. Четыре стихии, которые воплощает Змей (воздух, вода, огонь и камень), - это стихии "дикие", над ними древний человек был не властен, а вот земля – стихия жизни, "своя" стихия, владыка мира смерти должен был отступить перед ней.
Со
временем древний миф приобрел новую
окраску: Змей стал восприниматься как
воплощение язычества; Добрыня, чье имя
на древнерусском языке означает "самый
лучший", приобрел княжескую родословную,
слился с образом своего реально существовавшего
тезки, приходившегося дядей Владимиру
Святославичу; шапка с землей была заменена
"колпаком земли греческой", т.е. византийским
монашеским клобуком, а вся былина превратилась
в аллегорию принятия христианства.
Большинство славянских идолов были деревянными и потому не сохранились. Збручский идол X в., один из немногих, дошедших до наших дней, находится в настоящее время в Краковском археологическом музее.
Идол имеет четыре грани. Т.е. сила его распространяется на все четыре стороны. Верхнюю часть граней занимают изображения богинь с рогом и кольцом в руках и богов с мечом и конем, а также со знаком солнца. В средней части идола – ряд взявшихся за руки мужчин и женщин; ниже – коленопреклоненный бог, показанный на одной грани в фас, а на двух других – в профиль.
Попытка
истолковать символику этого
идола была предпринята академиком
Б.А.Рыбаковым. Он сопоставляет богиню,
держащую рог (символ изобилия), с Макошью,
матерью урожая; богиню, держащую кольцо
(символ брака), - с Ладой, покровительницей
свадеб. Бога, на поясе которого висит
меч, а у ног скачет конь, Рыбаков отождествляет
с Перуном – покровителем воинов, а бога
с солнечным знаком на одежде – с Дажьбогом,
владыкой солнечного света. Коленопреклоненный
бог, держащий на руках землю, является,
по мнению ученого, Велесом – богом земли
и подземного мира. Деление идола на три
части служит символом мироздания: горний
мир, где живут боги, земной мир людей и
преисподняя – обитель подземного бога.
4.7 "Слово о полку
Игореве" и языческие
боги
Жемчужина древнерусской литературы конца XII в. "Слово о полку Игореве" - произведение, созданное в эпоху двоеверия и сохранившее многие языческие представления. Наиболее архаичны плач Ярославны и бегство Игоря. Герои в этих сценах обращают свои мольбы непосредственно к стихиям (ветру, солнцу, Днепру, Донцу), а не к божествам. Более того, автор говорит о самих героях как об оборотнях (хотя в "Слове" это, скорее, литературный прием) – Ярославна летит кукушкой, Игорь бежит из плена в облике то горностая, то утки, то волка или сокола. Волком рыскал по Руси и князь Всеслав.
В "Слове" упомянуты языческие боги, наиболее древний из которых – Див (его имя первоначально означало "небесный бог", а затем – "чудесный"). Это полузабытое божество было близко к Семарглу (он мыслился крылатым и сидящим на вершине дерева) и представлялось враждебным – Див накликал беду на Русь, он набрасывался на страну, потерпевшую поражение. В "Задонщине" - памятнике древнерусской литературы XIV в., описывающем победу на Куликовом поле, - о Диве, воплощении бед Руси, говорится как о поверженном, сброшенном на землю.
Из
"Слова" мы узнаем, что ветры – внуки
Стрибога, а русский народ – Дажьбожий
внук; движущееся по небу солнце названо
Хорсом. Несмотря на то что в основе "Слова"
лежит битва, Перун не упомянут ни разу
– видимо, потому, что его культ не был
популярен в народе и быстро забылся. Зато
упомянут Велес; его внуком назван вещий
Боян – поэт, знаток старины, возможно,
провидец. Велес мыслился покровителем
поэтов-пророков, а Дажьбог – защитником
всей Руси; это покровительство обозначено
в "Слове" как родство – народ и поэт
названы внуками богов.
Культура древних славян отличалась разнообразием и глубокой осмысленностью. Многое из того, что было подмечено нашими древними предками до сих пор остается ценным в современной культуре. Остатки воспоминаний о языческих праздниках сохранились практически во всех христианских праздниках России. Вся христианская культура была в значительной степени переосмыслена в соответствии с традиционными языческими представлениями славян.
Все славянские боги, входившие в древний языческий пантеон, делились на богов солнечных и богов функциональных. Верховным божеством славян был Сварог (он же Род). Солнечных богов было четыре: Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог. Функциональные боги славян: Перун - покровитель молнии и воинов, Семаргл – бог смерти, образ священного небесного огня, Велес - черный бог, владыка мертвых, покровитель торговли, книг, мудрости и магии, Стрибог - бог ветра.
Славяне издревле отмечали смену времен года и смену фаз солнца. Так, за каждое время года (весну, лето, осень и зиму) был ответственен свой бог (Хорс, Ярило, Дажьбог и Сварог), особо почитаемый на протяжении всего сезона. Так бог Хорс почитался в период между зимним солнцестоянием и весенним (с 22 декабря по 21 марта). Ярило почитался между весенним солнцестоянием и летним (с 21 марта по 22 июня). Дажьбог почитался в период между летним солнцестоянием и осенним (с 22 июня по 23 сентября). Бог Сварог почитался между осенним солнцестоянием и и зимним (с 23 сентября по 22 декабря).