Культура личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования информационной культуры личности.

Содержание

Введение
Научно-практические подходы к проблемам информационной культуры личности.
1.1. Информация как составляющая современного информационного общества
1.2. Информационная культура личности.
Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: методика обучения.
2.1. Роль и место школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся разных возрастных категорий.
2.2. Методика обучения основам информационной культуры личности в библиотеках общеобразовательных учебных заведений.
Выводы
Литература

Работа состоит из  1 файл

ri.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

План

Введение

  1. Научно-практические подходы к проблемам информационной культуры личности.

1.1. Информация как составляющая современного информационного общества

1.2. Информационная культура личности.

  1. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: методика обучения.

2.1. Роль и место  школьной библиотеки в формировании  информационной культуры учащихся  разных возрастных категорий.

2.2. Методика обучения основам информационной культуры личности в библиотеках общеобразовательных учебных заведений.

Выводы

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Тема данной работы «Информационная культура личности». В данной работе мы рассмотрим теоретический и практический аспекты вопроса. В теоретической части мы рассмотрим мнения ученых, которые занимались данным вопросом, попробуем дать понятие информационной культуре, выясним, что же представляет в современном мире информационная культура, её значение и необходимость на данный момент. В практической части мы рассмотрим методику преподавания информационной культуры, выясним вопросы, которые перед ней ставятся, и обоснуем её необходимость.

 

      Актуальность данной  темы исследования обусловлена  потребностями социальной практики, в частности необходимостью трансформации  образовательной парадигмы на  принципах, адекватных современному цивилизационному бытию. Одним из таких принципов является информатизация как тенденция общественного развития, и именно она определяет сегодня ведущие идеи совершенствования образования в целом и высшего образования в частности, а вместе с этим также воспитания культуры.

        Объект данной работы - информационная культура личности. 
         Предметом работы являются педагогические условия формирования информационной культуры личности. 
         Цель работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования информационной культуры личности. 
         Гипотеза исследования. Эффективность формирования информационной культуры личности значительно повысится, если будут реализованы следующие условия: 
        - определены и дифференцированы задачи обучения информатике в соответствии нового образовательного приоритета - формирование информационной культуры личности; 
          - уточнено и структурировано содержание учебной программы по информатике для обоснования этапности осуществления определенной новой образовательной задачи; 
          - использованы современные информационно-коммуникационные технологии при изучении различных учебных дисциплин, как в среднем образовании так и высшем. 
         Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи: 
         - определить сущность, содержание и структуру информационной культуры личности; 
         - определить, обосновать и обобщить педагогические условия формирования информационной культуры личности; 
         - обосновать этапы и формы организации учебного процесса в соответствии с поставленной цели; 
         -  разработать модульную структуру программы по информатике, методику ее внедрение и критерии оценки эффективности учебной деятельности; 
         - экспериментально проверить определены педагогические условия формирования информационной культуры личности. 
         Методологической основой исследования выступают психолого-педагогические и социально-философские положения относительно сущности и структуры культуры личности, закономерности и способы ее формирования; относительно влияния информатизации общества на личность и изменение требований к ней; относительно особенностей современного стиля мышления и мировоззрения; научные положения современных наук об информации; дидактические принципы построения содержания образования, положения дидактики технологического обеспечения организации учебного процесса.

1. Научно-практические  подходы к проблемам информационной  культуры личности

1.1. Информация как составляющая современного информационного общества

      Информацию всегда считали важной, неотъемлемой составляющей жизни человека. Однако к середине ХХ в. эта категория не была объектом пристального общественного внимания и анализа с точки зрения ее влияния на личность и государство. Только с вхождением общества к новой социальной стадии развития, когда экономическое лидерство начало сознательно отождествляться с наукоемкой продукцией, глубокими знаниями, умением быстро накапливать профессиональный потенциал благодаря умелой обработке информационных материалов, сформировалось принципиально новое отношение человечества к информации. С того времени ее стали признавать стратегическим ресурсом, который стоит в одном ряду с природными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами развития общества и государства. 
        Первоначальное толкование понятия „информация”, которое сохранило свое значение более чем два тысячелетия, раскрывает понятие информация, как разъяснение, изложение, осознание, сообщения о некоем событии, деятельность, сведения, что их один человек передавала другой устным, письменным или любым другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих данных и сегодня не потерял своего общеупотребительного значение. Но сфера научного познания требует более глубокого изучения этого понятия. Поэтому представители различных наук - библиографоведения, книговедения, журналистики, математики, физики, химии, биологии, психологии, кибернетики, социологии, информатики, культурологии, философии - начали изучать этот непростой феномен. Как результат, появилось много работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам информации и её природы, где информацию рассматривали с позиций отдельных наук, междисциплинарных и общенаучных исследований, философских категорий и глобальных проблем современности [12]. 
       Один из авторов общей модели информации Г. Бургин отмечает: „Это понятие до последнего времени не имеет удовлетворительного определения. Определение, что существовали, были или слишком специальными, или слишком конкретными для такой важной и распространенной сущности как информация”[13]. По свидетельству других исследователей, такая ситуация сохраняется до сих пор. А. В. Нестеров пишет: „Есть много публикаций, которые противоречат друг другу, о сущности информации, однако проблема информации и до сих пор не решена” [14]. 
      Талантливый популяризатор научной информатики, ее теоретических и практических достижений профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Д. И. Блюменау предлагает такое определение информации: „Информация - актуализирована фаза функционирования индивидуального сознания лицу, которое возникает вследствие декодирования входного сигнала, дает возможность осознать себя как субъекта, и обеспечивает жизнедеятельность всех систем лицу и ориентацию ее в социальной среде” [15]. 
        Следовательно, информацию следует рассматривать как феномен общий и универсальный, что охватывает все грани и уровне реальности. 
Приоритет информации по сравнению с другими ценностями, приобретения  статуса стратегических определяются также к информационными ресурсами, которые присутствуют в любой сфере деятельности, в том числе экономической, политической, социальной, преимущество имеют те, кто обладает возможностью полного доступа к информации и соответствующими средствами получения, обработки, распространения и хранения. 
        Американский ученый А. Тоффлер выделил три главные типы цивилизации, возникшие во время глобальных социотехнологичнских революций: аграрно-ремесленный, индустриальный и информационно-компьютерный. Основой каждой из трех цивилизаций есть своя особая технологическая система, связанная, в соответствии, с материей, энергией и информацией [16, с. 8]. 
      Все это обусловливает необходимость относиться к информации как важному фактору, определяющего много направлений развития общества. Действие этого фактора усиливается благодаря росту количественных показателей информационных потоков в современном обществе. 
По утверждению специалистов, человечество сегодня достигло такого уровня познания, когда количество информации, поступающей в промышленности, управления и научного мира, достигает угрожающих масштабов. Общая сумма человеческих знаний до 1800 г. удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. - каждые 10 лет, к 1970 г. - каждые пять лет. Особенно динамично увеличивается объем научных знаний, удваиваясь каждые два-три года. По данным ЮНЕСКО, в начале XIX в. во всем мире выдавали окала 100 научных журналов, в 1850 г. - 1000, в 1900-м - свыше 10000, в настоящее время - более 100 тысяч. Книг за последние 25 лет издано столько, сколько за предыдущие 500 лет [16, с.9]. 
      Лавинообразный рост объемов информации во второй половине ХХ в. повлек так называемый информационный взрыв, следствием которого является информационный кризис - противоречие между быстро растущими объемами потоков информации и ограниченными возможностями человека. Так, например, ученые, тратя на информационную деятельность около 50% своего рабочего времени, чтобы ознакомиться не более чем с 10 - 12 % публикаций, вышедших за год даже с самой узкой специальности. Вследствие этого существенно снижается эффективность использования информации как важного ресурса. 
       Процесс постоянного увеличения объемов информации и рост ее роли в обеспечении жизнедеятельности общества на протяжении всей истории человечества неизменно сопровождался развитием и совершенствованием информационной техники и технологии. В истории цивилизации произошло несколько кардинальных изменений в сфере обработки информации, которые получили название информационных революций. 
    Информационные ресурсы - это продукт интеллектуальной деятельности общества; имеющиеся запасы информации, зафиксированной на любом носителе и пригодной для сохранения и использования [16, с.8]. 
     Первая информационная революция - изобретение письменности - открыла новый способ фиксирования и передачи знаний от поколения к поколению, что радикально изменил общество, культуру и организацию деятельности людей. 
       Вторая информационная революция - изобретение книгопечатания (середина XV в.) - способствовала существенному качественному и количественному увеличению источников информации, обеспечила формирование „памяти человечества”. 
       Третья информационная революция - изобретение электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио (конец XIX в.) - дала возможность накапливать и оперативно передавать информацию на расстоянии. 
       Последняя, четвертая информационная революция - изобретение микропроцессорной техники и появление персонального компьютера ( 70-е годы ХХ ст. ) - открыла новую эру в развитии общества, реализовав принцип "информация здесь и сейчас", усилив интеллектуальные возможности человека и общества в целом [16, с. 9-10].


1.2. Информационная культура личности

       В настоящее время процесс информатизации является неизбежным этапом в развитии каждого общества. В России этот процесс происходит наряду с другими сложными социально-экономическими преобразованиями, которые, возможно, более важные, чем внедрение средств информационных технологий в различные сферы жизни людей. Однако, способность каждого общества и его институтов собирать, обрабатывать, анализировать, систематизировать и накапливать информацию с помощью современных информационных и коммуникационных технологий (СИКТ) становится 
ключевой предпосылкой социального и технологического прогресса. Для социальной адаптации человека в новых условиях возникает необходимость не просто приспособиться к ним, но и гармонично развиваться. Этому способствует информационная культура (ИК) личности, которая позволяет не только свободно ориентироваться в информационном среде, но и участвовать в его формировании и преобразовании. 
        В современных научных исследованиях уделяется значительное внимание вопросу формирования информационной культуры личности. В частности, исследованием данной проблемы занимаются такие ученые, как Н. Джинчарадзе, В. Безпалько, Г. Уильямс, Д. Джонассен, В. Зинченко, Ю. Зубов, А. Єршов, В. Латышев, В. Морозов, В. Михайловский, М. Сараф, А. Суханов, Н. Талызина, Н. Угринович, А. Урсул, В. Шолохович и др. 
         Однако анализ трудов ученых свидетельствует, что проблема формирования информационной культуры личности исследуется преимущественно в контексте формирования умений использовать информационно-коммуникационные технологии в будущей профессиональной деятельности. Значительно меньше внимания в современных исследованиях уделяется проблеме дифференциации культуры, выделение в ее системе информационной культуры, а также определение ее содержания  и составляющих. 
        Поскольку информационная культура является одним из видов человеческой культуры, проанализируем суть понятия “культура”. 
       Понятие “культура” возникло в античном мире и первоначально означало обработку почвы, подготовку к посеву. 
      Постепенно значение слова расширялось и “культуру” стали толковать как преобразование, улучшение, которое осуществляется человеком в процессе целенаправленной деятельности для удовлетворения материальных и духовных потребностей. 
       По мнению российского философа Т. Ойзермана, “культурой является то, что делает человека человеком” [1, с. 55].

       В его понимании культура личности - это результирующая характеристика определенного этапа развития индивида, его гармоничного движения в различных, но взаимосвязанных между собой областях жизнедеятельности. Заметим, что слово “движение” подчеркивает возможность достижения наивысших уровней культуры. Такого же мнения придерживается В. Межуев. Он рассматривает культуру как уровень развития человека - “только по уровню культуры мы можем утверждать о том, кем мы есть в этом мире, которые границы и масштабы нашего существования в нем, что вообще означает быть человеком” [2, с. 44]. 
        По мнению П. Флоренского “культура - это среда, в которой растет и питается личность, поскольку она, создавая культуру, творит саму себя как субъекта социокультурного процесса” [3, с. 35]. Эта идея поддерживается, развивается и в современных исследованиях М. Кагана, Л. Когана, Е. Соколова и других, где культура личности трактуется как специфическая генетическая, не наследственная совокупность средств, способов, форм, 
модели, ориентиров взаимодействия человека со средой обитания. В социологии культура личности определяется как сложное целостное образование, которое включает систему создания, усвоение, сохранение и распространение духовных, культурных ценностей, знаний, идей и представлений, взаимопонимания людей в разных социокультурных ситуациях. 
        Соглашаясь с вышеуказанным, отметим, что культура личности здесь проявляется как единство внутренних (ценности, знания, идеи, взаимопонимания) и внешних (различные социокультурные ситуации) 
составляющих. Но вполне очевидно, что сам человек и его личностные качества могут проявляться и развиваться только в деятельности и через деятельность. Эта идея нашла свое отражение и при определении термина культуры личности. 
       В философской литературе сделана попытка раскрыть специфику культуры на основе функционального подхода и определить ее как способ деятельности людей. В рамках этого подхода культура существует и развивается как способ функционирования общества, как основная форма осуществления специфической человеческой деятельности, привлечения 
людей к взаимодействию с внешним миром и реализации ими своих потребностей, интересов, целей. По мнению Е. Маркарян, культура выступает как особая “технологическая основа человеческой деятельности, то есть как совокупность средств и механизмов, благодаря которым мотивируется, направляется, координируется, реализуется и обеспечивается человеческая деятельность” [3, с. 23]. 
      Для нашего исследования важно утверждение о том, что культура - не самостоятельная социальная сфера, а сквозная характеристика всей социальной сферы; сущность культуры проявляется, прежде все, в деятельности. Наиболее интересным, по нашему мнению, является концепция В. Семенова, который считает, что в культурной деятельности выражается социальная сущность цивилизованного человека. Он выделяет три основные формы проявления человеческой культуры: во-первых, культурную, культуротворческую деятельность; во-вторых, усвоение культурного деятельности; в-третьих, личностное проявление культуры в непосредственной культурной реальности, то есть это является реализация 
человека в повседневной деятельности, в отношениях, в поведении, в образе жизни, в быту усвоенных культурных достижений, знаний, умений и навыков. 
        Следовательно, главной смысловой единицей культуры, ее интегрированным элементом и движущей силой являются знания и умения. В этой интегрированности оказывается глубокая связь между уровнем знаний и умений общества, с одной стороны, и состоянию и качественной определенностью цивилизации в культуре - с другой. 
        В современной научной литературе можно найти еще множество различных определений понятия “культуры”. Приведем некоторые из них. 
        Культура - это “...совокупность как материальных, так и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеком в процессе трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и общества. В понятие “культура” входят не только сами материальные и духовные ценности, но и характерные для каждого этапа человеческой истории методы, способы их создания и использования, то есть определенные трудовые и учебные умения и навыки как в сфере материального производства, так и в сфере науки, искусства, образования, воспитания и т.д.” [4, с. 5]. 
     Культура - это “...вся система механизмов и средств, которая актуализируется и становится общепринятой (в рамках социальной системы в целом или групп людей, которые входят в ее системы) путем обучения, благодаря своей способности закрепляться в традициях” [3, с. 45]. 
     Все эти определения не противоречат друг другу, а лишь отражают тот факт, что культура, будучи социальным, материальным и психическим явлением, существует в трех формах, которые переходят друг в друга. 
      Прежде всего, культура - приобретенное человечеством многогранное духовное богатство, которое функционирует в виде идей, знаний, умений, убеждений, которыми обладают люди. 
      В качестве следующей формы существования культуры, которая может быть названа, деятельной, выступают разнообразные виды деятельности личности. Эти виды деятельности - проявления имеющейся у людей культуры с ее конкретными характеристиками. 
      И, наконец, так называемая материальная культура, которая воплощена в созданных человеком предметах, в которые они будто вкладывают усвоенные ими в процессе своей жизни и воспитания элементы духовной культуры. 
       При определении любой категории или решении определенной научной проблемы наиболее эффективным является комплексный подход. Поэтому под культурой в широком смысле будем понимать “исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.п.), а также человеческую силу и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрения, способы и формы общения людей)” [3, с. 58]. 
       Некоторые авторы рассматривают культуру как процесс творческой деятельности. 
      Культура - это “...социально значимая творческая деятельность и диалектическое взаимодействие ее результативного (определенного в нормах, ценностях, традициях, знаковых и символических системах и т.д.) выражения и ее процесуальности, которая предусматривает усвоение людьми уже существующих результатов творчества” [5, с. 303]. 
      Соглашаясь с такими утверждениями, отметим, что для дальнейшего анализа сущности и специфики “информационной культуры личности” будем придерживаться точки зрения Л. Залеской, которая считает, что 
деятельность как способ развития культуры включает в себя, прежде всего, творческую деятельность, в ходе которой создаются ценности культуры [6]. Для нас важен тот факт, что культура рассматривается не просто как деятельность, а как творческая деятельность. Вышесказанное дает возможность расширить понимание культуры и определить ее как целостное 
образование, которое включает личностный и деятельный аспекты. 
       Рассмотрев ключевое понятие “культура личности”, перейдем к анализу понятия “информационная культура личности”. Опираясь на концепцию структуры деятельности, выделяют такие стороны культуры: 
познавательную, коммуникативную, эстетическое, нравственное, физическое, трудовое. При этом познавательная деятельность формирует 
познавательную культуру, мотивационная деятельность - нравственную культуру, художественная деятельность - эстетическую культуру, 
коммуникативная деятельность - коммуникативную культуру, физическая деятельность - физическую культуру. В последнее время возрастает роль информационного компонента любого вида деятельности человека, и поэтому в этой системе культур особое место занимает информационная культура. 
       Обратимся к некоторым вопросам, которые способствовали возникновению и распространению термина “информационная культура” 
непосредственно в отраслях информатики, философии и социологии. В этой связи рассмотрим понятие, смежные с данным термином. 
        Так, в начале 60-х г. ХХ в. стал активно использоваться термин “компьютерная грамотность”. Согласно с мнением В. Оксмана, компьютерная грамотность - это знание принципов работы и возможностей компьютера, а также умение их применять непосредственно в своей деятельности. Н. Русакова определяет термин “компьютерная 
грамотность” как совокупность знаний и умений, необходимых каждому индивиду для эффективного функционирования в своей социальной группе во всех видах деятельности, где компьютерные технологии применяются прямо или косвенно [7, с. 16]. 
       Различают три уровня компьютерной грамотности: 
      - компьютерная грамотность человека, который не имеет компьютера, а знания о нем получает из различных источников информации; 
     - компьютерная грамотность, в которой выделяют виды: бытовая компьютерная грамотность;

     - профессиональная компьютерная грамотность, в том числе умение программировать; овладение компьютером как интеллектуальным средством, что дает возможность доступа к базам данных; 
    - компьютерная культура - ЭВМ меняет стиль мышления и методология учебного процесса. 
      Наряду с понятием “компьютерная грамотность”, “информационная грамотность”. По мнению С. Маркова, информационная грамотность - это совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми позволяет подготовиться к работе с информацией, в том числе с применением

компьютера в практической деятельности [7]. Как справедливо 
считают В. Геройменко, А. Лазаревич, Л. Титаренко, будущим специалистам недостаточно владеть компьютерной грамотностью. У них должна быть сформирована компьютерная культура, которая предусматривает не только сформированность собственной компьютерной грамотности, то есть знание компьютера и умение с ним работать, но и потребность получать с его помощью необходимую информацию и знания [7]. 
      Отдельные ученые и практики отождествляют понятия “компьютерная культура” и “компьютерная грамотность”, а также понятие “информационная культура” и “информационная грамотность”. Так, некоторые ученые отмечают, что используют эти понятия как взаимозаменяемые, а другие видят разницу между компьютерной грамотностью и информационной культурой лишь в количестве усвоенных личностью технологических знаний и умений. 
      Однако в ряде исследований подчеркивается, что эти понятия нельзя путать. Например, Н. Розенберг подчеркивает, что понятие “компьютерная культура” относительно понятия “информационная культура” находится в 
подчиненном отношении, то есть компьютерная культура является компонентом информационной культуры [7, с. 34]. 
       Б. Гершунский понимает “грамотность” и “культуру” как характеристики различных уровней подготовленности личности, а именно: через понятия “грамотность” он обозначает некоторый образовательный минимум, а через понятие “культура” наивысшее проявление человеческой образованности [8, с. 291]. 
       Впервые проблема информационной культуры была поднята А.Сухановым в 1988 году. Очевидно, имея такую короткую историю, на сегодняшний время она недостаточно исследована, поскольку содержит ряд дискуссионных вопросов, начиная с самого понятия информационной культуры. 
       Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что существует ряд концептуальных подходов к осмыслению сущности этого феномена. Основными из них являются: технологический, культурологический, императивный, личностный, аксиологический и креативный подходы. При этом наиболее распространенным является первый. Как справедливо отмечает Н. Гендина, “информационная культура преимущественно ассоциируется с технико-технологическими аспектами 
информатизации, овладением навыками работы с персональным компьютером. Преобладает монодисциплинарний подход, в результате которого формирования информационной культуры заключается в обучении основам компьютерной грамотности” [9, с. 103]. Сторонники этого подхода (К. Колин, Ю. Брановський) описывают сущность информационной культуры формуле: “быть культурным - это уметь”; уметь пользоваться средствами современных информационных технологий, иметь представление о все то, что создано человечеством в этой области. По мнению К. Колени, информационная культура - это готовность не только использовать последние достижения информационной техники, а и умение воспринимать новую информацию [3]. Ю. Брановський описывает информационную культуру как определенный уровень эффективности создания, хранения, переработки, передачи, сбора и использования информации, который обеспечивает целостное видение мира и предусматривает последствия принятия решений [3]. 
     Представители культурологического подхода считают, что информационная культура находится на одном уровне с культурой труда, быта, поведения, речи, а также профессиональной, нравственной культурой. Она своими элементами включена во все виды этих культур. При этом информационную культуру рассматривают как качественную 
характеристику результата развития общества и личности в области производства, передачи, хранения и переработки информации, а также сам процесс деятельности в названной сфере. 
     Исходя из определения информационной культуры, можно выделить ее содержание. Примечательно высказывание Г. Итпековой: “На современном этапе перехода от компьютерной грамотности к информационной культуры 
первоочередной задачей... становится приобретение навыков использования новых информационных технологий в своей жизнедеятельности” [10, с. 40]. Такого же мнения придерживается и Н. Каменовска, которая считает, что совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для существования в мире информации, является важной составляющей информационной культуры личности. Таким образом, принимая во внимание приведенные мнения, можно понять, что “информационная культура” содержит, как составляющую, “компьютерную грамотность” [3]. 
         Несмотря на то, что навыки использования СІКТ является необходимой предпосылкой успешной деятельности человека в информатизированном обществе, как было доказано многочисленными исследованиями, они, однако, не исчерпывают всего многообразия требований к личности, обусловленных разноплановыми изменениями, которые повлекли качественно новое состояние общественной жизни. Такого мнения придерживается, в частности, и С. Бешенков, который отмечает существенные потери психологического и социального характера при сохранении действенности приоритетов технократического подхода, что “преувеличивает значение информационных сведений и представляет компьютер как инструмент быстрого реагирования на изменения в окружающей среде. Человек же уподобляется устройства для переработки информации. Девальвирует ценность знания как системного представления о мире. А потому обучать владению суперсовременными программными средствами еще не означает готовить человека, который ориентируется в 
море информации” [11, с. 17]. Таким образом, важнейшей задачей современности является содействие становлению личности. Однако не вызывает сомнения, что содержание требований относительно культуры личности в значительной степени меняется в результате существенных изменений общественной жизни, а именно информатизацией общества. 
         Относительно требований целенаправленного влияния на формирование культуры личности и ее составляющей - мировоззренческой 
культуры, то больше всего авторы настаивают на важности проработки проблемы включения в мировоззрение такой важной на сегодняшний день его доли, как знания о феноменах информации и информационного общества. Не детализируя проблему, ученые отмечают, что неудовлетворительное ограничения контекста технико-технологической 
деятельности или контекстом ресурсной концепции, хотя они и дают достаточно содержательные представления о закономерностях 
информационных процессов. 
        Мировоззренческое овладения феноменом информации в любом объеме имеет не только значение построения определенного теоретического каркаса мировоззрение, которое является неотъемлемой характеристикой духовной культуры личности; они имеют непосредственную связь с

 

инструментальными навыками, необходимыми современному человеку, создавая основы понимания того, что человек умеет делать и делает.      

        Поэтому можно констатировать, что мировоззренческая составляющая 
культуры предусматривает развитие культуры мышления. Определение возможных изменений относительно характера умственной деятельности человека и ее мышления вследствие внедрение СИКТ весьма разнообразны: от “освобождения от рутинности в интеллектуальной деятельности”, “творческое мышление”, “критическое мышление”, что переводится как “умение выбирать информацию”, “ориентация на саморазвитие и самообучение” и др., - к ожиданий принципиального изменения “самого мышления как элемента общей культуры человека” [11]. Некоторые ученые обосновывают важность системного типа мышления, по условию 
овладение которым качественно меняются представления о мире. А системное видение человеческой среды жизнедеятельности, в свою очередь, влияет и на видение человеком самого себя, своего места в естественном, 
социальном, информационном окружении. В этом усматривается возможность избежать негативных последствий информатизации всех сфер общественной жизни, прежде всего, потери реального связи с миром и замены его “виртуальной реальностью”. 
        Мировоззренческая культура предполагает умение общаться, что в наше время входит в число ведущих характеристик культуры личности вследствие того, что коммуникация является определяющим фактором человеческого 
существование в информационном обществе. Однако, позитивные последствия коммуникации с помощью СИКТ сочетаются с такими, которые имеют нежелательный для человека и общества негативное влияние.   Примером этого является интернет-зависимость, которая в настоящее время пока не признана болезнью, но это реально существующий феномен. Таким 
образом, такая характеристика ИК как культура общения должен быть соответствующим, то есть предусматривать формирование навыков относительно предупредительных мероприятий. В таком плане возрастает степень свободы выбора, а современный человек, обладая высокой ИК, должна уметь выбирать из многих возможных вариантов такие, которые являются безопасными для нее. 
        Поэтому, подытоживая осуществлен анализ составляющих ИК, можно прийти к выводу, что в имеющихся характеристиках представлено два уровне понимания основ ИК. Один уровень понимания связанный с раскрытием содержания совокупности знаний, навыков, умений, которые непосредственно отвечают деятельности человека в информационном 
среде посредством СИКТ. Второй уровень понимания связан с характеристикой необходимых изменений мировоззренческой культуры личности (мировоззрения, мышления, общения, сосуществования с другими людьми и др.). 
        Таким образом, проведенный анализ научной литературы позволил определить информационную культуру личности как составляющей общей культуры, которая предполагает способность воспринимать и анализировать новую информацию, свободно ориентироваться в современном информационном среде и готовность к применению современных информационных и коммуникационных технологий в процессе реализации профессиональных функций. 
       Содержание информационной культуры личности содержит следующие составляющие: общеобразовательную (знания и навыки эффективного использования информации; знание возможностей современных информационных и коммуникационных технологий (СИКТ); знание и понимание основных направлений применения СИКТ в обществе и перспективы их развития), мировоззренческую (понимание сути информации и информационных процессов, их роли в процессе познания окружающей действительности; способность человека предвидеть последствия собственных действий, умение приспосабливать свои интересы до тех норм поведения, которые необходимо соблюдать в обществе), профессиональную (понимание целей и направлений применения СИКТ в профессиональной деятельности).

 

2. Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: методика обучения

2.1. Роль и место школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся разных возрастных категорий

 
      Современные ученые и практики считают, что общее состояние информационной культуры учащейся молодежи нельзя признать удовлетворительным. На уроках с одного предмета они не умеют применять знания, полученные на уроках по другим предметам. Как правило, выпускники школ оказываются беспомощными, развязывая типовые информационные задачи: не знают состав библиотечных каталогов и картотек, их специфических особенностей во время поиска информации, не знакомые с алгоритмами решения поисковых задач, не владеют методикой выполнения информационных запросов, не способны грамотно оформить результаты поиска и т.д. Наиболее тревожным симптом, который характеризует низкий уровень информационной культуры школьников, является то, что они не признают собственной некомпетентности в области информационной деятельности, не представляют ценности специальных знаний и навыков информационного самообслуживания, не понимают, какую реальную помощь эти знания и навыки могут предоставить им в различных сферах практической деятельности: учебной, научно-исследовательской, самообразовательный, на досуге. 
         Академик Украинской академии информатики профессор. Семенюк считает, что на индивидуальном уровне в области информационной культуры наиболее типичными являются следующие недостатки: 
       • неумение работать с книгой и нежелание учиться - отсюда у многих отсутствие настоящего профессионализма; 
       • слабая ориентация в современной системе социальной информации и ее средствах, незнание путей поиска информации; 
       • убеждение в том, что можно хорошо прожить и без особых знаний (и даже, что легче живется тем, кто знает меньше). Этот недостаток логично обусловлена распространением в обществе психологии утилитаризма и корыстолюбия, абсолютного примата вульгарно-материальной выгоды; 
       • как следствие очень ограниченных знаний - склонность к суеверий и предрассудков; 
       • аналогичная примитивность и в сфере художественной культуры (по возможности восприятия художественно-эстетической информации, вкусов и предпочтений, а также - в связи с этим - низкий уровень культуры чувств и т.д.). 
       Итак, принципиальное значение имеет привитие молодежи собственного внутреннего стремления к знаниям. Нужно научить ее оперировать современной информацией. Традиционные курсы „Основы библиотечно-библиографических знаний” требуют пересмотра содержания, форм и методов преподавания. 
      В наше время, через стремительное увеличение объемов информации, школьные пособия с любого предмета не могут вместить все имеющиеся сведения. Более того, информация быстро устаревает, и не стоит рассчитывать на то, что приобретенные знания будут актуальными на протяжении нескольких десятилетий, "багажом на всю жизнь". 
Сегодня важно не столько заставить ученика зазубрить определенный объем информации, сколько научить его самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов, в частности печатное слово, аудио - и видео материалы, электронные сети. 
       Курс по основам информационной культуры должно быть самостоятельным полноправным предметом школьной программы. И преподавать его должны библиотекари как специалисты в области информационных ресурсов. Более того, именно библиотека должна стать информационным центром, вокруг которого будет развиваться школа XXI века, ведь именно здесь сосредоточены ресурсы, которые помогут качественно изменить учебный процесс. Библиотеки дают возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, наглядно показать результаты эффективного решения различных типов информационных задач, почувствовать проблемы неподготовленного потребителя информации во время работы с ее реальными массивами. 
Главная цель курса „Основы информационной культуры” - подготовка ученика к самостоятельному использованию традиционных и новых средств и методов информационной деятельности для реализации познавательно-практических задач школьного и внешкольного программ обучения на каждом из трех его ступеней в системе общеобразовательных учреждений, продуктивной познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. 
       Основными задачами курса должны быть: 
       1. Формирование информационного мировоззрения личности. 
       2. Приобретение учащимися знаний и умений из информационного самообеспечения их учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности. 
       Информационное мировоззрение - это система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношение людей к окружающей информационной среды, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. 
        Информационное мировоззрение является своеобразным стержнем, что объединяет все компоненты информационной культуры. 
       С усвоением информационных знаний учащийся должен овладеть рациональными приемами самостоятельного поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способами; освоить формализованные методы аналитико-синтетической обработки информации; использовать традиционную и компьютерную технологии для подготовки и оформления результатов самостоятельной познавательной деятельности. 
        Результатом реализации цели и задач курса является формирование творческой, свободной личности, способной использовать конституционное право человека и гражданина на доступ к информации и использовать ее для своего физического, духовного и интеллектуального развития, а также в интересах общества; личности, которая выбирает активную гражданскую позицию, отвечает за свое взаимодействие с информационной средой, уверенную в значимости информации и знаний для решения широкого круга социальных и личных проблем [16, с.33-34]. 
        Во время проведения занятий по курсу „Основы информационной культуры” с учащимися 1-11(12)-х классов общеобразовательной школы важно учитывать следующие дидактические принципы: 
        • Принцип преемственности, системности и единства курса. 
Предполагается, что независимо от класса содержательная структура курса будет единственной. Принцип преемственности - это постепенное, от класса к классу, усложнения материала с сохранением целостности курса, призванного не только вооружить учащихся совокупностью знаний и умений по работе с информацией, но и сформировать системное представление про информационную картину мира, информационное мировоззрение. 
       • Принцип доступности, согласно которому обучение строится с учетом уровня подготовки учащихся, их возрастных и индивидуальных особенностей. 
       Реализация принципа доступности предусматривает соблюдение как проблемной, так и когнитивной адекватности. Проблемная адекватность - максимальное отражение в содержании учебной программы реальных жизненных проблем, актуальных для данной возрастной группы, которые непосредственно касаются курса „Основы информационной культуры”. Когнитивная адекватность - обязательное соответствие содержания учебного материала и методических приемов, языка общения с учениками во время занятий особенностям возрастной психологии восприятия и усвоения материала, в том числе и игровой практике [17] .

 

2.2. Методика обучения основам информационной культуры личности в библиотеках общеобразовательных учебных заведений

 
         Внедрить любую учебную дисциплину невозможно без методики, без четкого ответа на вопрос зачем? Что? Как? 
         Методика учебного предмета предполагает обязательное определение его целей и задач, их места в общей системе образования. Следовательно, поиск ответа на вопрос „зачем?” неразрывно связан с формированием мотивации обучения, выбором арсенала методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности для активного освоения содержания курса „Основы информационной культуры”. Именно поэтому преподаватель должен предусматривать различные формы, методы и средства обучения и так их сочетать, чтобы стимулировать активность и самостоятельность школьников, в частности отстаивать собственное мнение, участвовать в дискуссиях и обсуждениях, находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи, комплексно применять известные им способы выполнения задания и т.п. 
      Формировать устойчивую мотивацию важности повышения информационной культуры невозможно также без вдохновенного преподавания, показывание возможного практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентации школьников, использования новых и нетрадиционных форм и методов обучения, их чередование. Особую роль в освоении курса „Основы информационной культуры” должен сыграть обучения с помощью компьютера, использование мультимедиа систем, интерактивных компьютерных средств. 
       В контексте реформирования образования актуальной является концепция так называемого доступного для обучения момента (teachable moment). Согласно выводам К. Дюзенбьюри и Б. Пиз доступен для обучения момент - это оптимальное время, когда тот, кто учится, готов к усвоению материала, и лучшее время, иногда единственно возможный, когда обучение может быть осуществлено. Современная школьная библиотека - место, где моменты, которые требуют вмешательства библиотекаря как педагога, наступают довольно часто. Исследовательские интересы школьников усложняются, что обуславливает потребность в активном использовании всех информационных ресурсов. На школьных библиотекарей ученики не без оснований смотрят как на экспертов из информационных ресурсов. Момент, когда пользователь не может получить информацию, которая ему нужна, наиболее благоприятный для его обучения. В отличие от традиционных форм библиотечно-библиографического обучения, ориентированного на то, чтобы ученик сейчас отвечал на вопросы, которые, возможно, возникнут у него в будущем, благодаря благоприятному для обучения моменту библиотекарь вооружает школьника привязанными к конкретной информационной потребности знаниями и навыками, в полезности которых он убеждается сразу. 
        Формируя мотивацию, библиотекарь, параллельно с выполнением главной своей задачи - преподавание основ информационной культуры и вооружение учащихся знаниями и умениями на соответствующем учебной программе уровне - должен помогать школьникам понять, что овладение ими информационной культурой делает их более уверенными в себе, лучше подготовленными к любого вида познавательной деятельности, обеспечивает готовность жить в информационном обществе. 
        Поиск ответа на вопрос „что?” предусматривает определение содержания учебного предмета (курса), научное обоснование учебных программ. Так, например, авторы учебно-методического пособия „Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях” выделяют в структуре курса пять разделов: „Информационные ресурсы общества и информационная культура”, „Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения”, „Аналитико-синтетической обработки источников информации в учебной и научно-познавательной деятельности учащихся”, „Структура, правила подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся во время учебной и научно-познавательной деятельности”, „Информационная культура и новые информационные технологии”. Их включения в учебный курса авторы объясняют тем, что в совокупности они формируют системное, целостное представление о информационную культуру, дают учащимся знания и умения для поиска, обработки и использования информации как в традиционном, так и в компьютерном вариантах. 
        Ответ на вопрос „как?” предусматривает выбор организационных форм и методов обучения, которые отвечают цели и содержания курса „Основы информационной культуры” и дифференцированы в зависимости от возраста школьников. Нужно получить ответы на такие вопросы: 
        ● Во время преподавания, какого либо материала по основам информационной культуры целесообразно использовать практический, наглядный, словесный методы? 
        · Какие темы курса можно раскрыть с помощью разъяснительно-иллюстративного, репродуктивного методов, а где применять эвристический и исследовательский метод? 
 
        · Как меняется функциональная пригодность различных методов обучения основам информационной культуры от младших до старших классов? 
         ● Когда лучше изучать и применять коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения?

          · Какие типы и структуры уроков целесообразнее использовать во время изучение конкретного раздела, темы?

          · Которые внеурочные формы занятий нужно предусмотреть для повышения информационной культуры личности?

          · Важно также определить, каким является уровень сформированности информационных умений, интересов, предпочтений учащихся в настоящее время (для этого следует использовать такие интерактивные технологии, как незаконченные предложения, письмо к самому себе, интервью. Кроме того, на подготовительном этапе можно воспользоваться тестами, анкетами и опросом); сколько продлится занятия и где оно будет происходить: в библиотеке, в классе или еще где.

         Важно определить, какие знания и навыки должно вступить ученик на данном уроке. Только так можно работать для достижения определенной цели и результатов работы. 
         Знание методики обучения основам информационной культуры - это свидетельство профессиональной компетентности современного библиотекаря. 
         Понятно, методика не существует сама по себе, она является составной частью учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Поэтому важно, чтобы школьный библиотекарь работал в тесном контакте с учителями различных дисциплин. Он должен знать, чего ждут преподаватели от ученика, чего и как его учат.

 

Информация о работе Культура личности