Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:48, курсовая работа
Цель работы заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий формирования информационной культуры личности.
Введение
Научно-практические подходы к проблемам информационной культуры личности.
1.1. Информация как составляющая современного информационного общества
1.2. Информационная культура личности.
Информационная культура в контексте новой парадигмы образования: методика обучения.
2.1. Роль и место школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся разных возрастных категорий.
2.2. Методика обучения основам информационной культуры личности в библиотеках общеобразовательных учебных заведений.
Выводы
Литература
Выводы
Информационная культура личности - это
комплексная характеристика личностных
и профессиональных качеств, которые отвечают
требованиям общественной и профессиональной
деятельности, где определяющим фактором
является комплексная информатизация.
Структурно информационная культура содержит
две составляющие: универсальную (информационно
сориентирован мировоззрение, системно-информационный
стиль мышления, навыки коммуникативной
культуры) и инструментальную (знания,
умения, навыки практической работы с
применением информационной культуры
личности и информационных технологий).
Взаимосвязи и взаимовлияния между указанными
составляющими создают определенную целостность
информационной культуры личности, что
устраняет возможность технократических
воздействий.
Формирование информационной
культуры личности детерминируется такими
педагогическими условиями:
- уточнение задач и содержания
учебного процесса по информатике, в соответствии
с нового образовательного приоритета
- формирование информационной культуры
личности, путем их дифференциации в виде
модели поэтапного осуществления этой
задачи;
- модельное представление
учебной базы для формирования информационной
культуры личности;
- профильная конкретизация
общетеоретических знаний и инструментальных
навыков, полученных во время изучения
курса информатики как основы перехода
от реализации задач “базовой” модели
информационной культуры личности к реализации
задач “профессионально ориентированной”
модели информационной культуры личности;
- согласование
задач и содержания учебного процесса
по информатике с другими дисциплинами,
включенными в учебный процесс вузов,
с целью определения междисциплинарного
взаимодействия, что создаст целостную
систему учебных и воспитательных мероприятий
по реализации определенного задания;
- индивидуализация
учебного процесса по информатике за счет
использования новейших педагогических
информационных технологий и модульной
организации содержания учебного материала.
Литература
1. Ойзерман Т.П. Существуют ли универсалии в сфере культуры. // Вопросы философии. – 1989. – №2. – С. 53-55.
2. Межуев В.М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. – 1982. – №10. – С. 42-51.
3. Атаян А.М. Дидактические
основы формирования
общества: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. – М. – 2001. – 177 с.
4. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1985. – С. 5-7.
5. Зубов Ю.С., Сляднева
Н.А. Человек в пространстве
и времени: информационный
культура личности: прошлое, настоящее, будущее. – Краснодар. – 1996. – С. 12-17.
6. Залесская Л.В. К определению понятия «культура» // Проблемы философии: Республиканский межведомственный
научн. сб. / Отв. ред. А.А. Лысенко. – Киев. – 1978. – Вып. 43. – С. 36-44.
7. Попкова Е.В., Аранская
О.С. Подготовка учителя
грамотности старшеклассников – Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2003. – 189 с.: Схем. – библиогр: С. 138-150.
8. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.
9. Гендина Н.И. Информационная культура и информационное образование / Информационное общество:
культурологические аспекты и проблемы. – Краснодар / Новороссийск, 1997. – С. 103.
10. Итпекова Г.С. Методические
аспекты подготовки учителя
11. Бешенков С.А., Матвеева Н.В., Власов Ю.Ю. Два пути в школьном курсе информатики // Информат. и образов. – 1998. – № 2. – С. 17-18.
12. Медведєва Є.А. Визначення поняття інформації у точних і природничих науках // Вісн. Харк. держ. акад. культури: Зб. наук. пр. / ХДАК; Відп. ред. Н.М.Кушнаренко. – Х.: ХДАК, 2001. – Вип. 7. – С. 100-108. – Бібліогр.: 14 назв.
13. Бургин М. Информация как природный и технологический феномен // Информация и нове технологии. – 1966. – №1. – С. 2-5.
14. Нестеров А.В. Философия информации // НТИ. Сер.1. – 2000. – №2. – С. 1-9.
15. Блюменау Д.И. Система „сознание – информация”: теоретико-методологический анализ // Мир библиогр. – 2004. – №1. – С. 12-18.
16. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова. – М.: Школ. б-ка, 2002. – 288 с. – ( Проф. б-чка школ. библиотекаря).
17. Гендина Н.И. Научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы Кузбасса Кемеровской государственной академии культуры и искусств как центр формирования информационной культуры личности в регионе // Школ. б-ка. – 2002. – №5. – С. 3-13. – Библиогр.: 13 назв.