Культура в XVI

Автор работы: Владимир Криштопёнок, 10 Ноября 2010 в 21:54, реферат

Описание

В данной работе рассмотрена культура XVI в. Эта тема актуальна для нашего времени, в ней рассматриваются все значимые события, оставившие отпечаток в истории, а также культура наших предков, живших в то время.

Работа состоит из  1 файл

Культура в XVI в.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

                                                 ВВЕДЕНИЕ 

      Прошлое минуло безвозвратно. Но ушедшие поколения  не напрасно прожили свою жизнь. Плоды  их трудов, духовные подвиги составляют ценнейшее наследие народа. Восстановить это наследие помогают исторические источники, воплотившие в себе остатки прошлого.

      В данной работе рассмотрена культура XVI в. Эта тема актуальна для нашего времени, в ней рассматриваются все значимые события, оставившие отпечаток в истории, а также культура наших предков, живших в то время.

      От  древних периодов сохранились вещественные памятники – могильники, поселения, святилища, орудия труда и украшения, оружие и домашняя утварь.

      Фольклор  сохранил древние предания и легенды. Сказители и певцы передавали их из уст в уста.

      Письменные  источники XVI в. Отражают жизнь народа наиболее полно и всесторонне. Это писаные законы и договоры, летописи, сказания, записки иностранцев, жития святых.

      На  долю России выпало много бед и  страданий, славы и величия. Вам  предстоит оценить наследие предков, создавших высокую и яркую культуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                             ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО 

      1.1 Письменность и книга.

      Преодоление раздробленности ускорило формирование великоруской народности и русского языка. Основу разговорного языка составил ростово-суздальский диалект. (В книжной письменности сохранялся церковно-славянский язык.)

      Монастыри сохранили значение культурных центров, хранителей книжных богатств. Возвышение Москвы создало почву для расцвета московского летописания. В дни похода на Новгород Иван III взял с собой дьяка, умеющего говорить по старым летописям. Московские летописи приобретают значение политического документа, призванного обосновать претензии московских великих князей на общерусскую власть. Местные летописи изымались из старых княжеских столиц и их переделывали в Москве.

      Круг  чтения образованных людей XVI в. включал светскую литературу, в частности «Повесть о Петре и Февронии», лирическое произведение о любви муромского князя, победителя злокозненного дракона, и крестьянской девушки Февронии. В XV в. московская живопись пережила свой золотой век. Традиции Андрея Рублева создали прочное основание для дальнейшего развития московской художественной школы» Крупнейшим русским художником был Дионисий. Он родился в середине XV в., а умер в начале XVI в. Считается, что Дионисий работал преимущественно в Москве и был близок ко двору Ивана III. В действительности иконописец рано покинул столицу и переселился в Волоцкий удел. Там он работал по заказам князя Бориса Волоцкого и игумена Иосифа Волоцкого.

      В конце жизни Дионисий отправился на Север, где расписал Рождественский собор в Ферапонтовой монастыре. Фрески Дионисия проникнуты гармонией и изяществом. В центре его творений стоит обобщенно-идеализированный образ совершенного человека. 

      1.2 Архитектура.

      Новые черты, обозначившиеся в облике Успенского собора, еще ярче выразились в архитектуре  Архангельского собора, построенного итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505—1508 гг. Собор служил усыпальницей московских государей.

      Старый  московский Кремль, воздвигнутый при Дмитрии Донском из «белого камня» — известняка, давно обветшал. Из-за множества заплат его полуразвалившиеся стены издали казались деревянными. Иван III нуждался в новой резиденции, отвечавшей мощи и великолепию его власти. Для перестройки Кремля он пригласил миланского инженера Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо и других строителей. В 1487 г. Марко Руффо приступил к сооружению Беклемишевской башни. Антон Фрязин выстроил Тайницкую и Свибловскую (ныне Водовзводную) башни, завершив укрепление южной части Кремля. Пьетро Солари воздвиг башни у Боровицких и Константино-Еленинских ворот, а затем вместе с Марко Руффо заложил новую Фроловскую (ныне Спасскую) проездную башню. Солари вывел стену до Боровицкой башни, а также от Никольской башни до Неглинной, где построил Собакину (ныне Угловая Арсенальная) башню с родником. Новые укрепления Кремля были построены из кирпича. Башни получили шатровые надстройки в XVII в. После смерти Солари строительные работы продолжил инженер Алевиз из Милана. Он завершил строительство замка в 1515 г. Кремль стал не только резиденцией московского монарха, но и символом нарождавшейся Российской империи.

      Первая  половина XVI в. стала временем расцвета шатровой архитектуры. Первым шатровым храмом была церковь Вознесения, воздвигнутая в великокняжеской усадьбе — селе Коломенском в 1530-1532 гг. Этот придворно-княжеский храм являлся одновременно храмом-мемориалом. Церковь Вознесения явилась памятником в честь рождения в великокняжеской семье наследника, будущего царя Ивана Грозного.

      Блистательная эпоха итальянского Возрождения  оказала глубокое воздействие на всю Европу. В этом отношении Русь не была исключением. В конце XV в. казалось, что Россия, потеряв духовного пастыря в лице Византии, готова искать пути сближения с западным христианским миром. Однако разрыв с греками после Флорентийской унии и падения Византии, отказ от наметившегося поворота в сторону католического Запада положили начало кризису московской духовной культуры. Торжество официальной церкви и самодержавных начал, утверждение идеи исключительности Москвы — «третьего Рима» способствовали изоляции России в то время, когда она остро нуждалась в развитии культурных и прочих связей со странами Западной Европы.

      Наиболее  хорошо сохранились известные росписи  Ферапонтова монастыря. Для Дионисия и его круга свойственно богатство и праздничность декоративного убранства. Светлые и радостные краски фресок напоминают прозрачностью и нежностью полутопа акварелей. Как считают некоторые искусствоведы, в отличие от Андрея Рублева, которого интересовал прежде всего внутренний мир человека, у Дионисия больше стремления к внешней красивости и декоративности.

      Дионисий  и его ученики изготавливали  и житийные иконы. Государство начинает оказывать все большее воздействие на развитие живописи. Стоглавый собор 1551 г. возводит иконописапие Рублева в канон. Художники должны были работать под контролем церковной и светской власти, Живопись стали более тесно связывать с текстом библейских сюжетов, соответствия которым теперь стали требовать от художников гораздо настойчивее. Композиции становятся дробными, лаконизм художественных средств был утрачен.

      Довольно  характерным памятником живописи первой половины XVI в. являются фрески московского Благовещенского собора, выполненные под руководством мастера Феодосия, сына Дионисия. Здесь на стенах и столпах изображены византийские императоры и русские князья, что символизировало преемственность российской великокняжеской и византийской власти.

      Особенно  сильно государственные тенденции  стали проявляться в правление Ивана Грозного. В середине века была создана большая икона «Церковь воинствующая». Она была написана по случаю победы над Казанью и имела замысел подчеркнуть значение церкви и религии.

      К концу XVI в. выработалось своеобразное художественное направление, сосредоточившее главное внимание на живописной технике. По имени известных промышленников и купцов Строгановых это направление получило название строгановской школы. Она достигла замечательного мастерства в изображении фигур, одежды, прорисовки деталей. Техническое мастерство весьма ценилось, и работы перестали быть анонимными. Нам известны имена крупных мастеров строгановской школы: Прокопия Чирина, Никифора, Истомы, Назария и Федора Савиных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ 

      2.1 Летопись

      Литература  рубежа веков в наибольшей степени  оказалась связана с общественно-политической мыслью.

      В посланиях Сильвестра развивались  мысли о высокой ответственности царя перед богом, высказывалась идея о необходимости ограничения монастырского землевладения, о «мудрых подвижниках царя».

      Сильвестр же написал (или отредактировал) знаменитый «Домострой» — своеобразную энциклопедию домашнего хозяйства и моральных норм XVI в.

      Выходец из русских земель Великого княжества  Литовского И.С. Пересветов служил долгое время польскому королю, затем чешскому и венгерскому. В конце 1550-х гг. он оказался на службе у великого князя московского. В своих челобитных он, ссылаясь на печальную судьбу Византии, предлагал в качестве образца мудрого и сильного правления турецкого Магмет-султана. Многое, о чем писал Пересветов, вовсе отсутствовало в Турции, но ему важно было обосновать идею централизованной дворянской монархии.

      Поддерживал царскую власть, но по-своему, и митрополит Макарий — сторонник идеи сильной церкви. Из круга его сподвижников вышел целый ряд произведений, направленных к прославлению и возвеличиванию церкви. Был создан грандиозный свод житий святых «Великие Четьи Минеи». Это была претензия на своего рода религиозную энциклопедию.

      Церковные идеи встречали сопротивление со стороны различных Кругов общества. Так, в середине XVI в. возникла «Беседа валаамских чудотворцев Сергия и Германа», в которой звучала резкая критика современного монашества и монастырского землевладения.

      Одним из ярчайших памятников общественно-политической мысли и литературы того времени была переписка Грозного и Курбского. Последний — крупный военачальник и близкий царю человек — в 1564 г. бежал в Литву. Он написал письмо Грозному с объяснением своего поступка, тот ответил. Завязалась переписка. Если Курбский был, как уже отмечалось, сторонником правления государя с опорой на знать, то Грозный старался доказать божественное происхождение самодержавной власти.

      Кроме послания Курбскому, Ивану Грозному принадлежит еще несколько посланий разным лицам. В них он старался обосновать осуществлявшиеся им мероприятия в области внутренней и внешней политики. Используя идею божественного происхождения царской власти, Грозный хотел поднять ее на недосягаемую высоту. Причем понятие неограниченной власти у него заметно отличалось от взглядов Пересветова по этому вопросу. Пересветов выдвигал идею сильной власти, которая управляла бы на основе определенных законов. Грозный же настаивал на абсолютной свободе воли самодержца, оправдывая любой произвол с его стороны.

      Очень интересны сочинения Ермолая  Еразма. Его сочинение «Благохотящим царем правительница и землемерие», пожалуй, впервые обращало внимание на тяжелое положение населения, предлагало изменить систему налогообложения.

      Одним из значительных произведений стала «Повесть о разорении Рязани Батыем», которая находится в одном из сборников XVI в. Это произведение воспевает мужество русских людей перед лицом страшной опасности, R нем идет речь о богатыре Евпатии Коловрате, который, узнав о нападении Батыя на Рязань, быстро прибыл из Чернигова и, догнав монголов в Суздальской земле, напал на них.

      Разорению Руси монголами посвящено и сочинение  Серафима Владимирского. «Повести об Александре Невском и псковском князе Довмонте» повествуют о борьбе с немецкими и шведскими захватчиками. Повесть об Александре Невском открывалась «Словом о погибели Русской земли» — произведением, изумительным по своему пафосу и поэтическому звучанию.

      По  мере роста Москвы и Твери на передний план выдвигается их литература. Яркие произведения: «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» и «Повесть о Шевкале» повествуют о драматических событиях, связанных с Тверью.

      Со  временем пальма первенства окончательно переходит к Москве. Вместе с ней русская литература вступает в полосу своего подъема. Это время значительного южнославянского влияния на Русь и ее культуру. Этим обусловлен новый, экспрессивно-эмоциональный стиль литературных произведений того времени.

      Целый цикл произведений возникает под  влиянием Куликовской битвы. Это и летописная повесть, вошедшая в состав многих летописей, и появившаяся в конце XIV в. «Задоншина», автором которой был «Софоний старец рязанец». Данное произведение идейно, да и стилистически тесно связано со «Словом о полку Игореве», оно показывает живую связь московского периода нашей истории с Киевской Русью.

      В следующем XVI столетии официальный характер московского летописания усилился. В нем широко используются различные официальные документы. По мнению Я.С. Лурье, летописание велось в этом столетии с большей тщательностью и полнотой, чем в предшествующее время, господствовало официальное и сугубо централизованное летописание. Летописи XVI в. почти никогда не «спорят» между собою; они лишь послушно реагируют на изменения в государственной политике.

      Одним из таких памятников официального московского  летописания является Воскресенская  летопись (по Воскресенскому монастырю  в Новом Иерусалиме), которая доведена до 1540-х гг.

Информация о работе Культура в XVI