Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:42, реферат
Итак, развитие русской культуры и в послеоктябрьский период оставалось во власти противоборствующих тенденций синтеза «всеединства» и раздвоения, распада. Четвёртый этап обретения русской культурой целостности и единства проходил под знаком политической («идейно-политической», «морально-политической» и тому подобное) общности. Поначалу (на протяжении 20-х годов) культурно-стилевой плюрализм ещё допускался, но исключительно в рамках политической монополии компартии, в рамках жёсткой пролетарской (военно-коммунистической по своему характеру) диктатуры, безусловной идеологической централизации всей культурной жизни. Победа твёрдой («сталинской») военно-коммунистической линии в социальной и культурной политике в конце 20-х годов положила конец не только политическому инакомыслию (это было сделано уже сразу после Октября и довершено в 1992 году по инициативе Ленина), но вообще разномыслию в культуре.
«Культурная политика СССР в 30-е годы ХХ века»
Чтобы
как можно более точно и
подробно, понятно и просто изложить
и раскрыть идею выбранной мною темы
- «Культурная политика СССР в 30-е годы
ХХ века», я считаю необходимым начать
свой анализ непременно с введения. Это
введение будет включать в себя некоторые
пункты, затрагивающие состояние и развитие
культуры СССР в период начала 20-х годов
ХХ века.
Введение:
Итак, развитие русской культуры и в послеоктябрьский период оставалось во власти противоборствующих тенденций синтеза «всеединства» и раздвоения, распада. Четвёртый этап обретения русской культурой целостности и единства проходил под знаком политической («идейно-политической», «морально-политической» и тому подобное) общности. Поначалу (на протяжении 20-х годов) культурно-стилевой плюрализм ещё допускался, но исключительно в рамках политической монополии компартии, в рамках жёсткой пролетарской (военно-коммунистической по своему характеру) диктатуры, безусловной идеологической централизации всей культурной жизни. Победа твёрдой («сталинской») военно-коммунистической линии в социальной и культурной политике в конце 20-х годов положила конец не только политическому инакомыслию (это было сделано уже сразу после Октября и довершено в 1992 году по инициативе Ленина), но вообще разномыслию в культуре. Новое политико-идеологическое «всеединство», невиданное по масштабам унификации, заорганизованности, огосударствления партаппаратом, и легло в основание советской тоталитарной культуры, сложившейся к середине 30-х годов. Образовались свои эстетические, нравственные, философские каноны, клишированный язык, стереотипы массового, политически экзальтированного сознания, не допускавшие разночтений, вариантов переосмысления и оценки, каких-либо существенных индивидуальных предпочтений или личностного выбора. Главным объединяющим смысловым звеном в советской культуре стал мотив «советизации», «пролетаризации», «большевизации» любой культурной деятельности, любых культурных ценностей.
Революционный тип социокультурной динамики незаметно был вытеснен из отечественной культуры 1920 – начала 30-х годов (не меняя революционной терминологии и фразеологии) социокультурным механизмом тоталитарного типа, направленным на политическую централизацию и организацию культуры, унификацию и шаблонизацию её форм, методов, принципов, насильственное преобразование массового и индивидуального сознания и творчества в соответствии с заданными из центра политико-идеологическими нормами (фактически – религиоподобными догмами), за пределами которых все ценности и смыслы квалифицировались как враждебные и изымались из социокультурного обихода (запрещались, уничтожались, карались).
Не могу не отметить, что большое количество перечисленной информации выше – это заимствованная мною информация из научной работы учёного И.В. Кондакова «Введение в историю русской культуры». Другими словами, анализируя статью из книги И.В. Кондакова и подводя некоторые итоги по 1920 – 1930 годам, можно сказать, что период 1920-х годов в истории советской культуры был, несмотря на диктаторский, милитаристский стиль её управлением со стороны коммунистической партии, временем расцвета. Вместе с политикой нэпа появилась своеобразная формула «равновесия»: культурный плюрализм в условиях политической диктатуры. Свой вклад в осуществление этой формулы, позволявшей существовать на протяжении десятилетия авангарду и традиционализму, пролетарской поэзии и «формалистам», «Серапиновым братьям» и «Перевалу», ЛЕФу и РАППу, «новокрестьянской» культуре и «старой», дореволюционной академической и научно-технической интеллигенции, внесли Л. Троцкий и А. Луначарский, Н. Бухарин и А. Богданов, А. Воронский и Вяч. Полонский. Однако достигнутое «мирное сосуществование» оказалось не долгим. С конца 20-х годов не только усилился контроль со стороны органов управления культурой, но ещё и начинаются новые процессы против интеллигенции, сфальсифицированные органами органами госбезопасности «дела» буржуазных спецов («Шахтинское дело», процесс «Промпартии», «Трудовой партии»); были изгнаны с государственных постов последние остатки «ленинской гвардии». Руководство отдельными её отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и так далее). Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.
Со
времени «Великого перелома»
в СССР (конец 1920-х – начало 1930-х
годов) в отечественной культуре начался
период тоталитаризма, связанный, прежде
всего, с личностью и деятельностью Сталина.
Однако к формированию самого проекта
централизованной и унифицированной советской
тоталитарной культуры как монолитного
целого были причастны в той или иной мере
все крупные деятели большевистской партии
во главе с Лениным: и Троцкий, и Бухарин,
и Зиновьев, и Каменев, и Богданов, и Луначарский,
как и все деятели отечественной культуры,
признавшие советскую власть и согласившиеся
на сотрудничество с нею.
Введение
в обстановку 20-х годов ХХ века
позволило нам представить
«Репрессии
и русское зарубежье»
Годы советской власти значительно изменили облик России. Но произошедшие изменения в эти годы нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, нельзя не принять тот факт, что в годы революции и после нее культуре был нанесен большой урон: многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Я считаю, что на этом факте стоит особо заострить наше внимание, так как все эти видные деятели, будь то науки или культуры, составляли огромные организации и течения за рубежом, причём их было далеко не малое количество.
Окончательное формирование тоталитарной системы и присущей ей культуры выявило сохранение в её составе принципиально неорганичных тоталитаризму элементов. Блюстители «чистоты рядов» и тоталитарной целостности культуры своим «абсолютным классовым чутьём» постоянно разоблачали проникновение в «закрытую» социокультурную систему безусловно чуждых ей личности. Одним за другим из советской культуры выпадали (если взять, например, лишь одну литературу): А. Белый, С. Есенин, А. Грин, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков, А. Платонов, О. Мандельштам, Д. Хармс, И. Бабель, М. Зощенко, А. Ахматова, Б. Пастернак, В. Гроссман, И. Бродский, В. Шаламов, А. Солженицын... Такие же процессы происходили в музыке, изобразительном искусстве, философии.
Фактически все, кто не укладывался в прокрустово ложе тоталитарной схемы, кто самим своим существованием разлагал «единодушие» и «единомыслие» системы, уже был «сам по себе», а не со всеми, «в массе», в качестве «части целого», и не более того. Таким образом, в недрах тоталитарной культуры выстраивалась альтернативная система «запрещённой» культуры, диссидентского правозащитного движения, культурного Сопротивления тоталитаризму. Одинокие фигуры советских «нонконформистов» (поистине великие фигуры в советской истории) образовывали собой и своими произведениями новую целостную систему, во всём альтернативную тоталитарному официозу, - своего рода «теневую культуру» (в конечном счёте – антисоветскую, антикоммунистическую, антилюмпен-пролетарскую). Сегодня мы знаем, что и науке, и в философии эту «теневую» культуру пополняли выдающиеся личности – В.И. Вернадский, Ю. Орлов, Ж. Медведев, Э. Ильенков, Л. Гумилёв, М. Мамардашвили, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, Г.Г. Шпет, Б.М. Эйхенбаум, Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, А.Д. Сахаров и ещё очень много других великих людей со всего советского пространства. Исповедь, вопреки организационным и репрессивным усилиям партии и государства, фантастически сплочённое идейно-политическое единство тоталитарной культуры медленно, неуклонно распадалось надвое; в недрах «единого и нерушимого» тоталитарного монстра образовывались две внутренне непримиримые, взаимоисключающие, полярно заряженные культуры – тоталитарная и антитоталитарная…
Тем временем и культура русского зарубежья переживала во многом аналогичные процессы. Вначале тенденция к сохранению единства и целостности русской зарубежной культуры преобладала. При этом главным стимулом единства культуры русского зарубежья выступала конфронтация: упорная, ожесточённая, непримиримая оппозиция советской власти, большевизму, коммунистической идеологии. В своей парижской речи «Миссия русской эмиграции» (16 февраля 1924 года) И.А. Бунин провозглашал: «Миссия русской эмиграции, доказавшей своим исходом из России и своей борьбой, своими ледяными походами, что она не только за страх, но и за совесть не приемлет Ленинских градов, Ленинских заповедей, миссия эта заключается ныне в продолжении этого неприятия. «Они не хотят, чтобы реки текли вспять, не хотят признавать совершившегося!» Нет, не так, мы хотим не обратного, а только иного течения… «Они не хотят ради России претерпеть большевика!» Да, не хотим – можно было претерпеть ставку Батыя, но Ленинград нельзя претерпеть. «Они не прислушиваются к голосу России!» Опять не так: мы очень прислушиваемся и – ясно слышим всё ещё тот же и всё ещё преобладающий голос хама, хищника и комсомольца да глухие вздохи. Знаю, многие уже сдались, многие пали, а сдадутся и падут ещё тысяча и тысячи. Но всё равно: останутся и такие, что не сдадутся никогда». И далее: «Да будет нашей миссией не сдаваться ни соблазнам, ни окрикам. Это глубоко важно и вообще для неправедного времени сего, и для будущих праведных путей самой же России».
Культура русского зарубежья и воспринимала себя в целом как живую наследницу всех исконных национально-русских традиций – культурных, религиозных, языковых, патриотических, нравственных, сознавала себя как оплот всех духовных сил нации, противостоящих террору, разрушению, разгулу произвола и насилия, попранию всех нравственных и культурных ценностей русского народа, его святынь и идеалов. Как единая и целостная система она выстраивалась в последовательном противопоставлении русско-советской культуре, как истинное – ложному, национальное – вненациональному, духовное – бездуховному и тому подобное. Она самоосуществлялась как культура именно в отрицании советизма, большевизма, интернационализма, атеизма как культуры (включая В. Маяковского, С. Есенина и других).
В
постановлениях ЦК партии «О журнале
«Под знаменем марксизма» и «О работе
Комакадемии» (1931 год) были намечены задачи
и основные направления развития общественных
наук. От них требовалось преодолеть отставание
науки от практики социалистического
строительства. В постановлениях был сформулирован
тезис об «обострении классовой борьбы
на теоретическом фронте». Вслед за тем
начались поиски «классовых врагов» на
«историческом фронте», на музыкальном
и литературном «фронтах». В «контрреволюционном
вредительстве» были обвинены историки
Е.В. Тарле и С.Ф. Платонов, литературовед
Д.С. Лихачёв. В 30-е годы были репрессированы
многие талантливые писатели, поэты, художники
(П.Н. Васильев, О.Э. Мандельштам и другие).
«Подозрительная
интеллигенция»
Не могу не написать об известнейшем письме Сталину от Ленина. Едва оправившись от первого приступа мозгового расстройства, приведшего к параличу и расстройству речи (май 1922 года), Ленин, словно пренебрегая предвестием судьбы, пишет 17 июля 1922 года своему верному ученику и последователю Сталину письмо – инструкционную записку:
«т. Сталин!
К вопросу о высылке из России меньшевиков, народных социалистов, кадетов и т.п. <…> По-моему, всех выслать. <…> Комиссия под надзором Манцева, Мессинга и других должна представить списки, и надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Россию надолго. <…> Всех их – вон из России.
Делать это надо сразу. К концу процесса эсеров, не позже. Арестовать несколько сот и без объявления мотивов – выезжайте, господа!»
В этом письме Ленина Сталину заключался его большевистский завет отношения к подозрительной интеллигенции, небольшевистскому инакомыслию, к насильственным высылкам как методу «чистки» страны от потенциальных противников и идейных оппонентов, к русской эмиграции как сборищу контрреволюции и т.д. это была целая программа действий большевистского руководства в отношении инакомыслящих – реальных или подозреваемых. А ведь нэп – в своём экономическом, политическом и культурном выражении – уже вступил в свою цветущую пору, порождая либеральные иллюзии как буржуазных «спецов», пошедших на службу к Советской власти, так и у эмиграции – в лице «возвращенцев», «сменовеховцев» и т.п.
Сталин
хорошо усвоил наставление Ленина в
отношении культурного
Художник Ю. Анненков, рисовавший в 1921 году с натуры портрет В.И. Ленина, позднее, уже в эмиграции, вспоминал, как вождь российского пролетариата в порыве откровенности рассказал, как он понимает место интеллигенции в предстоящей культурной революции:
Информация о работе Культурная политика СССР в 30-е годы ХХ века