Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 13:42, реферат
Итак, развитие русской культуры и в послеоктябрьский период оставалось во власти противоборствующих тенденций синтеза «всеединства» и раздвоения, распада. Четвёртый этап обретения русской культурой целостности и единства проходил под знаком политической («идейно-политической», «морально-политической» и тому подобное) общности. Поначалу (на протяжении 20-х годов) культурно-стилевой плюрализм ещё допускался, но исключительно в рамках политической монополии компартии, в рамках жёсткой пролетарской (военно-коммунистической по своему характеру) диктатуры, безусловной идеологической централизации всей культурной жизни. Победа твёрдой («сталинской») военно-коммунистической линии в социальной и культурной политике в конце 20-х годов положила конец не только политическому инакомыслию (это было сделано уже сразу после Октября и довершено в 1992 году по инициативе Ленина), но вообще разномыслию в культуре.
«Вообще, к интеллигенции, как вы, наверное, знаете, я большой симпатии не питаю, и наш лозунг «ликвидировать безграмотность» отнюдь не следует толковать, как стремление к нарождению новой интеллигенции. «Ликвидировать безграмотность» следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззрения. Цель – вполне практическая. Только и всего».
Откровенность Ленина простёрлась и далее. Когда Ю. Анненков спросил у своего кремлёвского «клиента», как он понимает искусство (!), в частности «восстание как искусство», Ленин ответил с неожиданной, может быть, даже преувеличенной резкостью:
«Я, знаете, в искусстве не силён <…>, - искусство для меня, это… что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и когда его пропагандная роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его – дзык, дзык! Вырежем. За ненужностью. Впрочем, - добавил Ленин, улыбнувшись, - вы об этом поговорите с Луначарским: большой специалист. У него там даже какие-то идейки…»
Что
же ещё можно добавить после такого
откровенного заявления В.И. Ленина по
поводу советской интеллигенции и искусства
в России?.. Эпатирующий характер ленинских
высказываний, его ирония и самоирония
не должны скрывать от нас истинный характер
социокультурных воззрений Ленина: и без
интеллигенции, этих «буржуазных спецов»
от культуры ему хотелось, в конечном счёте,
обойтись, и искусство, казалось, можно
ограничить его «пропагандными» функциями,
как «пустоцвет» интеллекта, как атавистическое
население человечества, сосредоточившегося
на науке и политической идеологии в своём
культурном развитии, и «вырезать» то
и другое из общественной жизни представлялось
вполне возможным и желательным для социализма.
«Образование
и наука»
Да, культуре был нанесен очень большой урон из-за того, что многие видные писатели, художники, ученые вынуждены были покинуть страну или погибли. Но во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым, прежде всего, относится сфера образования.
В годы проведения пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.
1930 год явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырёхклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих посёлках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.
Задачи индустриального развития страны требовали всё большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих сил был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла примерно 3,5 года. Процент неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной и подготовкой рабочих, уровнем их общей культурой и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.
Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 год численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс. (!), со средним специальным – с 288 тыс. до 1,5 млн.
Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определённого этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 год). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.
Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии имени Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и другие). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования учёного-химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А.П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.
В
регионах РСФСР и союзных республиках
создавались отделения Академии
наук СССР, научно-исследовательские
институты. Во второй половине 30-х годов
в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.
«Литература»
Литература, в чём-то опередив другие сферы искусства, и, может быть, в более доступной форме начала говорить о преступлениях тоталитарных режимов, гитлеровского и сталинского, и их гибельности для душ человеческих.
Михаил Булгаков изображает в своих рассказах в гротескно-сатирической форме повседневную жизнь первых послереволюционных лет, когда уже явно выступают черты будущего тоталитарного режима. В «Собачьем сердце» он в лице Швондера и Шарикова показывает будущих хозяев Советской России. Основная тема романа «Мастер и Маргарита» - конфликт художника с обществом, в котором царит удушающая атмосфера, где подавляются таланты и процветают бездарности. В повседневную жизнь вторгается «чертовщина», реальное и фантастическое переплетаются в причудливой форме, и всё это обобществляется философским осмыслением проблем нравственности.
Абсурдным и убогим предстаёт мир «Чевенгура» и «Котлована» Андрея Платонова, странные герои которого, обладающие «недоделанным» и «вымороченным» сознанием, вступают в чертоги нарождающегося «Царства сознания», не будучи способны понять ни мира, ни себя в нём.
ХХ век дал России гениальных поэтов, судьба которых была трагичной. Это Анна Ахматова, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Осип Мандельштам. Никакое насилие, никакие репрессии не могли заставить их молчать. Анна Ахматова пишет «Реквием», поэму о народном горе, перед которым «гнутся горы». Каждая строка дышит глубоким трагизмом:
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами чёрных марусь.
Марина Цветаева отказывается быть в «Бедламе нелюдей», отказывается жить «с волнами площадей». Осип Мандельштам не может жить в мире, где «на плечи кидается век-волкодав», не хочет видеть «кровавых костей в колесе». Он погибает в лагере за то, что осмелился выступить против «кремлёвского горца» и его репрессий.
Как подковы куёт
За углом указ.
Кому в пах, кому в лоб,
Кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, то малина…
Борис Пастернак был затравлен до смерти за то, что опубликовал на западе роман, в котором написал правду о событиях в своей стране.
Александр Солженицын вошёл в русскую литературу и вообще в историю России как писатель и человек, который нанёс поистине сокрушительный удар по казавшемуся тогда нерушимым тоталитарному режиму. Он решился, пересилив свою собственную страдальческую судьбу, сказать о страдании уже не от своего, а от народного имени, решился показать тот колоссальный и невиданный доселе госмеханизм, который это страдание обеспечивал. Его «Архипелаг Гулаг» - это летопись советской каторги, одиссея различных и бесчисленных потоков ссыльных, энциклопедия лагерного мира.
Новым жанром в литературе ХХ века стала антиутопия – предупреждение человечеству о грозящей ему антропологической катастрофе. Роман Евгения Замятина «Мы» породил целую мощную традицию – «О дивный, новый мир» О. Хаксли, «Приглашение на казнь» В. Набокова, «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, «Ферма зверей» и «1984» Дж. Оруэлла.
Можно
ещё немало написать о различных отраслях
культуры, на которые повлияла тоталитарная
политика СССР: философия, неопозитивизм,
неотомизм, экзистенциализм, литература,
наука, искусство, архитектура, функционализм.
Но, я считаю, что наиболее интересным
будет написать о кинематографе.
«Кино»
ХХ век был не только веком рождения новой архитектуры. Развитие техники сделало возможным появления совершенно нового вида искусства – кинематографа. Его изобретение было результатом творческого поиска инженеров, учёных и изобретателей Франции, США, России, Англии, Германии на протяжение конца 80-х – начала 90-х годов XIX века, и дата, с которой принято отсчитывать историю кино – 28 декабря 1895 года – носит весьма условный характер. Кино, как вид искусства, обладало многими достоинствами и преимуществами перед театром, музеем, картинной галереей, концертным залом. Кино могло достигать самых отдалённых уголков любой страны, и его относительная дешевизна делала его доступным широким массам людей. Немое кино не требовало перевода и легко находило дорогу к зрителям других стран.
С появлением в конце 20-х – начале 30-х годов интеллектуального кино, которое было связано, прежде всего, с творчеством Сергея Эйзенштейна (1898 - 1948), стало очевидно, что киноэкран обладает не меньшими интеллектуальными возможностями, чем искусство слова. Эйзенштейн был даже убеждён в том, что именно кинематограф призван преодолеть дуализм науки и искусства, «положить конец распре между «языком логики» и «языком образов» - на основе языка кинодиалектики».
Дальнейшие
развитие киноискусства показало, что
перед ним открываются пути, которых
не знает литература. Андрей Тарковский
(1932 - 1986) справедливо заметил, что «кино
как инструмент обладает дальше большими
возможностями, чем проза». Художественный
образ в кино, прежде всего, визуален, он
непосредственно связан с чувственным
восприятием, с низшим слоем сознания
и даже подсознания, он может действовать
подобно мифу и музыке. Неудивительно
поэтому, что кино часто используется
для манипуляции общественным сознанием.
Однако кино может создавать и высокоинтеллектуальные
образы и, что особенно важно, показывать
переход визуального в интеллектуальное.
Итоги:
Репрессии
нанесли тяжелый урон интеллектуальному
потенциалу страны. Особенно сильно пострадала
старая дореволюционная интеллигенция,
большинство представителей которой добросовестно
служили советскому государству. В результате
фальсифицированных разоблачений ряда
"вредительских контрреволюционных
организаций" ("Шахтинское дело",
процесс "Промпартии") в массах разжигалось
недоверие и подозрительность по отношению
к представителям интеллигенции, что в
результате облегчало расправу с неугодными
и гасило всякое проявление свободной
мысли. В общественных науках определяющее
значение приобрел "Краткий курс истории
ВКП (б)", вышедший в 1938 году под редакцией
И. В. Сталина. В качестве оправдания массовых
репрессий была выдвинута идея о неизбежном
усилении классовой борьбы по мере продвижения
к построению социализма. История партии
и революционного движения была искажена:
на страницах ученых трудов и периодических
изданий превозносились несуществующие
заслуги Вождя. В стране утверждался культ
личности Сталина.
Список использованной
литературы:
Информация о работе Культурная политика СССР в 30-е годы ХХ века