Купечество на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:26, реферат

Описание

Славянские племена в VI–VIII вв. заселили обширную часть Центральной и Восточной Европы. Восточная ветвь славянства распространилась к VIII–IХ вв. в основном по Русской равнине от Черного моря и почти до Финского залива.
Можно выделить четыре основных части восточных земель: Озерная (Новгород, озеро Ильмень); Западная Двина (Полоцк); бассейн Днепра (Киев); верховье Волги (Ростов Великий).

Содержание

Введение
1. Зарождение купечества на Руси
2. Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси
3. Особенности развития купечества в период Золотой Орды и становления централизованно государства
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Купечество на Руси.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ И ДИЗАЙНА

 

 

 

 

 

Р Е Ф Е Р А Т

 

по дисциплине:

История российского предпринимательства

 

на тему:

«Купечество на Руси»

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА, 2011
 

 

 

Содержание

Введение

1. Зарождение купечества на Руси

2. Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси

3. Особенности развития купечества в период Золотой Орды и становления централизованно государства

Заключение

Литература

Введение

Славянские племена в VI–VIII вв. заселили обширную часть Центральной и Восточной Европы. Восточная ветвь славянства распространилась к VIII–IХ вв. в основном по Русской равнине от Черного моря и почти до Финского залива.

Можно выделить четыре основных части восточных земель: Озерная (Новгород, озеро Ильмень); Западная Двина (Полоцк); бассейн Днепра (Киев); верховье Волги (Ростов Великий).

Неблагоприятные природно-климатические условия, соседство с основными путями миграции кочевых племен с Востока на Запад по степям Прикаспия и северного Черноморья наложили след на формирование хозяйственной культуры восточных славян.

Леса, покрывавшие в тот период основную часть Среднерусской равнины, значительно затрудняли занятия земледелием. Господствовавшая тогда подсечно-огневая система требовала огромных физических затрат и коллективных усилий, но зато давала возможность получать много хлеба.

Большое значение в жизни славянских племен играли реки. Они были центрами хозяйственной жизни, на их берегах строились города. Реки давали пищу, служили основными транспортными путями, вовлекая окраинные славянские земли в экономические связи с другими странами.

Южные степи были во многом враждебны нашим предкам, так как являлись «большой дорогой» для половцев, печенегов, хазар и других кочевых племен. Для защиты от их набегов славяне были вынуждены строить военные поселения. С другой стороны, кочевники не только разоряли славянские селения, но и служили связующим звеном между оседлыми цивилизациями, распространяя материальную культуру различных народов.

В средние века, когда господствовало натуральное хозяйство, рыночные отношения были слабыми, существовало внеэкономическое принуждение, можно наблюдать лишь начальный этап развития предпринимательства. Хотя он и сыграл определенную роль в становлении в буржуазном обществе предпринимательства в «чистом» виде.

Древнейшим и главным видом предпринимательской деятельности наших предков была торговля. Торговлей занимались купцы – люди, оформившиеся на Руси в особую профессиональную группу и ставшие затем отдельным сословием.

Цель работы – охарактеризовать особенности развития купечества на Руси.

Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: рассмотреть особенности зарождения купечества на Руси. Проанализировать специфику торгово-предпринимательской деятельности в Древней Руси, описать отличительные черты развития купечества в период монголо-татарского нашествия и становления централизованного государства.

1. Зарождение купечества на Руси

На протяжении IX -X вв. одновременно с началом формирования классовых отношений в восточнославянском обществе происходил процесс выделения группы людей, занимавшихся преимущественно внешней торговлей. Среди предпосылок, обусловивших появление торговцев-профессионалов, надо учесть накопление в руках княжеской, дружинной и племенной верхушки значительных запасов продукции лесных промыслов и сельского хозяйства, отделение ремесла от земледелия, возникновение торгово-ремесленных поселений вокруг племенных центров, ставших зародышами городов. Решающую роль сыграла растущая потребность в сбыте излишков натуральных богатств в обмен на не производившиеся тогда на Руси материальные ценности, в первую очередь предметы роскоши, а также монетное серебро, в которых особенно нуждалась феодализировавшаяся знать.

Промышлять довольно рискованной заморской торговлей, сопряженной с опасностью и длительными отлучками, могли преимущественно уже оторвавшиеся от своей общины люди - в первую очередь воины-дружинники, ремесленники, княжеские и боярские слуги. В отличие от крестьян их жизнь и благополучие зависели не от занятий земледелием и скотоводством, приковывавшим человека к постоянному месту жительства. С крестьянским укладом деятельность древнерусских воинов-купцов IX -X вв. отчасти сближалась лишь своей цикличностью[1].

С задачами укрепления позиций на международных рынках во многом была связана и внешняя политика молодого древнерусского государства, добивавшегося поставленных целей с помощью военных походов против Византии, Хазарии, Волжской Булгарии, Польши и взаимовыгодных мирных договоров. Так, по соглашениям 907 и 911 гг., заключенным после победоносного похода князя Олега, византийцы обязались в течение шести месяцев ежегодно выдавать русским гостям довольствие («месячину») разными продуктами, сколько угодно позволять посещать столичные бани, а на обратную дорогу снабжать якорями, парусами, прочими снастями и продовольствием. Только древние русы пользовались после 907 г. огромной привилегией беспошлинно торговать в Константинополе, «не платяче мыта ни в чем же». В договоре же 944 г., подписанном после неудачного похода князя Игоря на Царьград, их права несколько ограничивались запретом закупать дорогие шелковые ткани («паволоки») больше чем на 50 «золотников» - византийских монет5. Не только приближенные лица и послы, но и купцы сопровождали вдову Игоря княгиню Ольгу во время ее путешествия в Константинополь и получили после императорских приемов денежные подарки - по 6 и по 12 византийских монетмилиарисиев6. Согласно договору, подписанному в 971 г. в Доро-столе великим киевским князем Святославом и византийским императором Иоанном Цимисхием, возобновлялись поездки купцов-русов в Царьград. К X в. они уже давно проторили дороги не только в Византию и страны Востока, но и в противоположном направлении - на Верхний Дунай, где их пребывание зафиксировано Раффельштеттенским таможенным уставом 903 - 906 гг., а также в Скандинавию и на южное побережье Балтийского моря. Вдоль важнейших международных транзитных коммуникаций (путей «из Варяг в Греки», из Хазарии через Киев, Краков, Прагу в Германию, Волжске-Балтийской магистрали) происходило в IX - X вв. формирование территории древнерусского государства. Под эгидой его правителей - великих князей киевских - осуществлялись военно-торговые экспедиции русов в дальние страны[2].

Лишь к середине XI в. купечество превратилось в окончательно оформившуюся профессиональную и социальную группу населения Древней Руси. Торговые экспедиции в Византию, Германию и другие страны Балтики и Востока утрачивают характер военных мероприятий общегосударственного масштаба. Хотя дальние поездки в заморские края и тогда продолжали оставаться небезопасными и рискованными, древнерусские купцы с этого времени приобретают более мирный облик. Их состав пополняется за счет выходцев из других слоев - городских и сельских ремесленников, оторвавшихся от общины свободных крестьян и даже холопов, выполнявших торговые поручения князей и боярства. С этого времени главным инструментом купца становятся весы, а меч уже нельзя наряду с ними назвать символом торговли.

Слово «купец» (и его вариант - «купчина») применялось в средневековой Руси XI - середины XV в. в двояком значении. Во-первых, в отношении всех лиц, занимавшихся профессионально товарообменом. А во-вторых, в более узком смысле так называли коммерсантов, специализировавшихся в сфере внутренней торговли. Первоначально оно употреблялось реже, чем термин «гость», и в «Повести временных лет», в отличие от более поздних летописных сводов, встречается лишь дважды. С ним связаны родственные слова «купля», «купить». Все эти общеславянские термины появились в глубокой древности и свидетельствуют о давнем знакомстве предков восточных славян с торговым обменом13. Позже начинают употребляться и другие наименования: «торговец» (с XIII в.) и «продавец» (с XIV в.). С конца XV в. в актах и законодательных памятниках Московской Руси (Белозерской уставной грамоте 1488 г., Белозерской таможенной грамоте 1497 г., Судебнике 1550 г. и др.) термином «купец» стали также обозначать любого покупателя товаров.

 

 

 

 

 

2. Торгово-предпринимательская деятельность в Древней Руси

Формирование классовых отношений, укрепление княжеской власти привели к накоплению излишков натуральных продуктов в руках князей и их дружинников, которые собирали дань с местных племен. Существовало два вида дани – полюдье, когда с ноября по апрель князь с дружиной ходили по славянским землям и собирали меха (скору), мед, воск и другие товары. Второй вид дани назывался повози, когда крестьяне сами на лошадях привозили товары на княжеский двор.

Весной (пока была высокой вода) к Киеву приплывали огромные долбленые лодки из Смоленска, Чернигова, Новгорода дозагружались в Киеве товарами, и купцы плыли вниз по Днепру с вооруженной дружиной и княжескими послами к Константинополю и другим греческим городам. Этот путь стали называть «из варяг в греки». Он пролегал через Неву, Ладожское озеро, Волхов, Ловать и Днепр.

Взаимоотношения с Византией не всегда были мирными. С IХ по середину ХI вв. киевские князья совершили шесть походов на Константинополь. Они большей частью вызывались стремлением Руси восстановить или поддержать торговые сношения с южным соседом. Походы завершались, как правило, подписанием торговых договоров[3].

Об особенностях торговли русских купцов в Константинополе свидетельствует, например, договор 907 г., заключенный князем Олегом с византийскими императорами (их было тогда два – Лев и Александр). В нём прежде всего было оговорено, чтобы торговые люди, прибывавшие в Византию из Руси, не «творили пакости», не занимались вместо торговли грабежом и насилием. Видимо, в целях предосторожности приезжавшим купцам разрешалось жить только в предместье, у монастыря св. Мамы, но не в самой столице. Они предварительно переписывались греческими властями и могли войти в город только через одни, специально для этого выделенные, ворота. Ставилось также условие, чтобы купцы и их слуги были без оружия; входить в город они могли группой не более 50 человек, в сопровождении «царева мужа», т.е. местного чиновника. Наконец, русским купцам не разрешалось зимовать в пределах Византии. Вероятно, византийцы побаивались прибывших, даже приходивших на законных основаниях.

Уже в этих договорах купцов, торговавших за границей, называли «гости». Эта была элита русского купечества, просуществовавшая до первой четверти XVIII в.[4]

Наряду с Византией, русские купцы торговали с Хазарским каганатом, возникшим в VII в. (его власть простиралась от Крыма и Каспия до средней Волги; столицей Хазарии был город Итиль в устье Волги, рядом с современной Астраханью); со странами Востока. Главными предметами торговли русского купца являлись хлеб, мед, воск, меха. Следует заметить, что меховая одежда была в большой моде при дворе халифов и у богатых арабов. Со своей стороны, восточные купцы предлагали украшения, вина и пряности, пользовавшиеся устойчивым спросом на Руси. Кроме того, через хазар на Русь поступало серебро и серебряные арабские деньги дирхемы, которые имели широкое распространение в Киевской Руси. Путь по Волге называли «из варяг в хазары».

Примерно в ХI в., ко времени уже довольно широких деловых операций с участием арабских, византийских и западноевропейских купцов, возрастает значение Киева как центра посреднической торговли между Западом и Востоком. Транзитная торговля через южную Русь еще более оживилась после того, как норманны и венгры перекрыли пути по Средиземноморью и Южной Европе.

На социальной лестнице представители купечества стояли следом за боярством, дружинниками и чиновниками князей. Согласно «Русской Правде» Ярослава Мудрого их жизнь оценивалась в 40 гривен серебра либо в 10 гривен – по договору Новгорода с немецкими городами 1191–1192 гг.

В ХI–XII вв. широкое распространение получила торговля в кредит, о чем свидетельствует «Русская Правда». Кроме того, в Киеве и других древнерусских городах процветало ростовщичество. Иногда размеры ростовщического процента превышали все разумные пределы, что вызывало обоснованное возмущение должников. В 1113 г. это привело к восстанию в Киеве. После этого Владимир Мономах ограничил размеры ростовщического процента, облегчив положение должников, в том числе из купеческой среды, и гарантировал первоочередный возврат долга гостям из других городов Руси и иноземцам.

С середины XI в. характер купеческой торговли меняется. Половцы и турки – сельджуки перехватили пути на юг и на восток. Торговые связи Западной Европы и Ближнего Востока вновь перемещаются в Средиземноморье. Торговое значение Киева падает, на первое место с усилением значения деловых связей по Балтике и Волге выходят Новгород, Полоцк, Смоленск, Владимир-на-Клязьме. На изменение направлений торговой деятельности повлиял и подъем ремесленного производства в русских городах. Видное место в ассортименте купцов, в том числе и гостей, занимают изделия русских мастеров.

На зарубежные рынки вывозились главным образом меха, рабы, воск, мед, лен, полотно, серебряные изделия. Ввозились, как и в другие средневековые страны, предметы роскоши, драгоценные камни, пряности, краски, ткани (шелк, сукно, бархат), благородные и цветные металлы (серебро, олово, свинец, медь), кони. В целом, ввозимые товары предназначались для состоятельных людей. Вместе с тем значительная часть импорта поставлялась ремесленниками (металлы, краски) и крестьянами (лошади). Предметы украшения, в том числе бусы из двухслойного стекла, изготовлявшиеся в восточных странах, покупались на Руси горожанами и сельскими жителями.

К началу ХIII в. внешнеторговые операции русских купцов настолько укоренились, что их не смогли прервать даже вторжение монгольских орд и крестоносцев. После установления золотоордынского владычества на Руси резко возросло значение торгового пути через Балтику. Деловые связи новгородцев с немецкими купцами имели здесь давнюю историю. Еще в ХII в. в Новгороде появляются два иноземных гостиных двора: готский (Готландский) с церковью св. Олафа (построена 1152 г.) и немецкий с церковью св. Петра (1184 г.)[5].

К этому времени среди новгородских купцов существовали свои корпоративные объединения. Сохранился устав Ивановской общины, объединявшей крупных торговцев воском («вощников»). В пользу корпорации шли таможенные пошлины с воска, привозимого в город со всех концов Руси. Представители общины участвовали в заключении важнейших торговых договоров и были членами Совета Новгородской республики. Наследственные права членов общины получали заплатившие взнос в 50 гривен (около 10 кг) серебра. По храмовому празднику церкви Ивана на Опоках (духовного центра общины), построенной среди новгородского торга в 1127 – 1130 гг., был установлен особый праздник «вощников». Он проходил 24 июня, в день рождества Иоанна Предтечи, и заканчивался совместным пиршеством купцов, так называемой «братчиной».

Информация о работе Купечество на Руси