Кузнецкий металлургический комбинат им. И.В. Сталина (1929 – 1945)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:19, реферат

Описание

В декабре 1925 года XIV съезд ВКП (б) одобрил проведение индустриализации в стране. С этого момента принято отсчитывать историю этого процесса, который, правда, не был начат с просто голого листа. Определенные наработки, исследования по индустриализации были сделаны еще в дореволюционные времена.

Работа состоит из  1 файл

создание111.docx

— 1.80 Мб (Скачать документ)

Кузнецкий металлургический комбинат им. И.В. Сталина (1929 – 1945)

Апрель 30, 2009 10:02 дп admin Земля Кузнецкая 

В декабре 1925 года XIV съезд  ВКП (б) одобрил проведение индустриализации в  стране. С этого  момента принято  отсчитывать историю  этого процесса, который, правда, не был начат  с просто голого листа. Определенные наработки, исследования по индустриализации были сделаны еще  в дореволюционные  времена.

Одной из доставшихся в  наследство большевикам  идей было создание металлургического  комплекса на Урале  и в Сибири. Идея базировалась на наличии  крупных месторождений  угля в Кузнецком  бассейне (их начали разрабатывать промышленно  еще в начале XX века) и богатых  железных рудах Урала. Объединив потоки сырья в стране можно было создать  полноценную вторую металлургическую базу, в дополнение к уже существовавшей Южной. Именно этот план и привел в конечном итоге к появлению двух гигантов советской металлургии – Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов (КМК).

Кузнецкий меткомбинат им. И.В. Сталина в конце 30-х годов

В отличие от затянувшегося  более чем на десятилетие строительства  Бакальского (Челябинского) и Нижнетагильского меткомбинатов, КМК и Магнитка оказались проектами более успешными. В советской историографии главными причинами этого часто называют трудовой подвиг строителей и металлургов. Этот фактор также стоит учитывать, но, по всей видимости, дело обстояло прозаичней.

Помимо обеспеченности трудовой силой, Урало-Кузнецкий комбинат (так изначально назывался проект создания Магнитки и КМК) создавался по иностранному проекту при активном участии крупных компаний и сотен  специалистов из США, Франции и Германии. Опыт передовых индустриальных государств позволил минимизировать неизбежные огрехи советского планирования и хозяйствования, часто приводивших к срыву  сроков. Кроме того, на реализацию этих проектов у СССР банально еще хватило  денег (в частности, речь идет о германских кредитах).

I. Между Уралом и  Сибирью.

Геодезические исследования на Горбуновской площадке

Добыча каменного  угля в Кузнецком бассейне началась еще до Первой мировой войны и это открыло новые перспективы по снабжению уральской металлургии, тогда прозябавшей на фоне южнорусских заводов. Как оказалось, Кузбасс был богат не только углем, но и железной рудой, хотя тогда этого точно еще не знали: Салаирские и Тельбесские группы месторождений руды были известны с XVII-XVIII веков, но к концу 20-х годов у большевиков там под рукой не было ни одного крупного разработанного рудного месторождения.

Летом 1917 года по приглашению  правительства с инспекционной  поездкой на Урале и в Сибири побывали американские специалисты, которые, однако, из-за отсутствия подробной информации о запасах сырья для металлургии  не сумели разобраться в перспективности  этого проекта. При большевиках  попытки разработать проект по освоению этих запасов были продолжены. Постановлением Президиума ВСНХ 28 марта 1918 года был  создан Уральский горнозаводской комитет, которому поручалось выяснить природные  богатства Урала и Кузнецкого бассейна и составить планы их наиболее рационального использования. В июне 1918 года при горно-металлургическом отделе ВСНХ была создана Уральская  комиссия, которой было поручено координировать работы по проектированию. Изначально решение проблемы виделось в организации  встречных транспортных потоков  – уголь из Сибири на Урал, в обратном направлении – руда. Впервые была высказана идея «маятника»: уголь  Кузбасса – Уралу, руда Урала –  Кузбассу.

Впоследствии это  представление немного изменилось – благодаря работе Общества сибирских  инженеров, сотрудничавшего с ВСНХ, к 1921 году стало понятно, что необходимо закладывать железорудные предприятия  и в самой Сибири. Окончательное  решение о реализации Урало-Кузбасса было принято позже, а в 1921-1927 годах в печати, на партийных собраниях (пленумах и съездах) неоднократно высказывались мнения против этого проекта. По мнению оппонентов Урало-Кузбасса во главе с профессором Диманштейном из Госплана Украины, развивать металлургию в Сибири и на Урале было слишком затратным. По их мысли, необходимо было сосредоточиться на инвестициях в южные, прежде всего, предприятия Донбасса и Кривого Рога. Впрочем, на XV съезде ВКП (б), состоявшемся в 1927 году, эти соображения не получили значительной поддержки, тем более, что к тому времени уже был почти решен вопрос с будущей площадкой и ТЭО строительства предприятия в Кузбассе.

В конце 1925 года при  Совете Труда и Обороны (СТО) была создана специальная комиссия, на которую была возложена задача подготовки ТЭО Урало-Кузнецкого проекта и  выбора оптимальных площадок строительства. В феврале 1926 года ВСНХ утвердил в  качестве рудной базы будущего кузнецкого завода Тельбесское месторождение (поэтому изначально проект КМК получил название Тельбесского) в Горной Шории. Сразу стоит оговориться, что точных данных о рудных запасах в этом районе у большевиков не было, поэтому комбинат закладывали под уральские руды и лишь в перспективе – на местные. По имевшимся данным, промышленные запасы железорудных месторождений Горной Шории определялись в 15-18 миллионов тонн, что обеспечивало завод всего на 20-25 лет работы. Но геологи справедливо считали, что дальнейшие изыскания приведут к открытиям новых, более мощных месторождений железной руды в Горной Шории, Кузнецком Алатау и близлежащих районах Сибири.

Однако, несмотря на успех ряда геологических исследований в 1930-1939 годах, вплоть до 70-х годов  запасы руды на Алтае и в Кузбассе не считались значительными. Поэтому  обеспеченность собственной рудой  у КМК, даже когда он был запущен  в эксплуатацию, долгое время оставалась невысокой: например, в 1940 году она составляла лишь около 30%.

К ноябрю 1926 года ВСНХ разработал ориентировочный пятилетний план развития Сибири, согласно которому в Кузбассе предусматривалось строительство  завода годовой мощностью в 330 тыс. тонн чугуна. В ходе согласований внутри комиссии Гипромеза в июле 1927 года под будущий завод была выбрана т.н. «Горбуновская площадка», находившаяся неподалеку от Прокопьевской шахты, реки Томь и железной дороги. В том же году Совет Труда и Обороны предложил ВСНХ СССР не позднее 1928 года приступить к сооружению производственных цехов Тельбесского завода. Однако из-за отсутствия проекта, который только в августе 1927 года дали на разработку иностранному проектировщику, начало строительства было отложено на год. По решению Президиума ВСНХ от 22 марта 1928 года был создан Тельбесстрой, на который возлагалось сооружение металлургического завода, угольных рудников в Осинниках и Араличевских железных рудников в Горной Шории.

Семья грабаря-землекопа  на Кузнецкстрое

15 января 1929 года  СТО вынес постановление о  строительстве Кузнецкого комбината,  мощность которого была уже  определена в 820 тыс. тонн чугуна  в год. Надо сказать, это  было не последнее «уточнение»  – в 1930 году базовая мощность  комбината была поднята до 1,2 млн.  тонн чугуна. В апреле 1929 года  в Москве состоялась XVI партийная  конференция, которая утвердила  первый пятилетний план. Согласно  этому плану, в стране предполагалось  увеличить производство чугуна  почти в 3 раза – до 10 млн.  тонн, а всего было одобрено  строительство порядка 20 крупных  предприятий черной металлургии  (Магнитка, КМК, Криворожсталь, Днепровский  комбинат и ряд других). Громады  планов превратились в скором  времени в настоящее мифотворчество: в 1930 году председатель Госплана Г.М. Кржижановский одобрил увеличение производства до 15-17 млн. тонн чугуна.

II. Советско-американское  сотрудничество.

Рабочие на заводе компании Zimmermann Steel, которая совместно с Freyn осуществляла техническую поддержку строительства КМК

В принципе, из затеи  с Урало-Кузбассом в том виде, в каком он был разработан советскими планировщиками ничего хорошего выйти не могло. Ведущий проектный институт страны – Гипромез начал с конца 1926 года (тогда был создан сибирский филиал института) разработку проекта будущего КМК. Однако максимум что он сумел сделать – это определить площадку, а также свести уточненные данные о запасах угля (по оценке профессоров Усова, Бокия и Рубина угольные запасы Кузбасса составляли 400-450 миллиардов тонн) в ТЭО. Опыта в строительстве и детальном проектировании таких предприятий у советских специалистов практически не было, поэтому было принято единственное возможное решение: привлечь к сотрудничеству зарубежные компании.

К августу 1927 года специалисты  Гипромеза подготовили технические задания для проектирования будущего КМК и передали их в американскую фирму Freyn Engineering Company (США, Чикаго), которая в том же году подписала с советским правительством рамочный договор на оказание консультационных услуг сталеплавильной промышленности. В 1928 году Freyn подписывает договор на проектирование будущего КМК.

По этому предприятию  непосредственное проектирование осуществлялось в Чикаго, а рабочие чертежи  делались в СССР. Над ними работали смешанные группы советских и  американских специалистов. Параллельно  с этим одобрение проект получил  на высшем политическом уровне. 7 февраля 1928 года Политбюро ЦК ВКП (б) одобрило подготовленные проекты СНК по строительству  Магнитогорского, Кузнецкого и Керченского  металлургических заводов.

В октябре 1928 года ВСНХ принял решение выделить 3 млн. рублей на подготовительные и разведочные  работы строительства Тельбесского завода. Еще 2 млн. рублей было выделено Госпланом на строительство железной дороги до угольного и железорудного месторождений. После принятия XVI партконференцией первого пятилетнего плана, 20 апреля 1929 года ВСНХ утверждает предварительный проект КМК, в составе которого должны находиться: 4 домны, сталеплавильный, прокатный цеха, электростанция и коксовые батареи. Мощность завода, как уже отмечал выше, утверждалась в рамках 820 тыс. тонн чугуна в год.

Одной из важных задач, которую выполняли американцы, было проектирование производственных мощностей. Первоначально их предполагалось заказывать по схеме связанных кредитов в  США, однако условия кредитования в  Северной Америке оказались жесткими, и поэтому сами же американцы пошли  на встречу советскому правительству, которое решило привлекать германские кредиты. В Германии же и было размещено производство мощностей для КМК по американским чертежам. Общая сумма кредитов, которые были привлечены под заказ оборудования для КМК, точно не известна, но, по всей вероятности, речь идет о десятках миллионов долларов (строительство ДнепроГЭС, например, по американским данным, стоило до 100 млн. долларов, а как проект КМК приближается к ней).

Возведение  доменного цеха на КМК, начало 30-х годов

Спроектировать, заказать и привезти оборудование было половиной дела. Необходимо было его смонтировать и запустить. Своих ресурсов у СССР для решения этой задачи не хватало, поэтому в 1930 году было заключено соглашение о соответствующей технической помощи со стороны Freyn. В июле 1930 года в СССР прибыла группа из 18 инженеров из Чикаго, которые уже с августа начали работу непосредственно в Кузнецке. После них в Сибирь потянулись и другие иностранные специалисты – из США, Германии, Австрии, Франции и Чехословакии.

Участие иностранных  специалистов при возведении КМК  можно оценивать как достаточно значительное. Руководителем проекта  строительства мартеновского цеха был американский инженер Роберт Вейл. Всего на «Кузнецкстрое» работало, по самым минимальным оценкам, до 300-350 американских инженеров и рабочих (вероятно, их число было даже выше).

III. Стройка началась

Второй  директор «Кузнецкстроя» С.М. Франкфурт

Строительство Кузнецкого металлургического завода в апреле 1929 года было поручено «Тельбесстрою», который к концу месяца был переименован в «Кузнецкстрой». Первым начальником вновь созданной строительной организации был назначен Ф.Т. Колгушкин (1887-1937). В советской историографии его обычно называют «крупным» хозяйственником, но на самом деле это был типичный представитель тогдашнего среднего звена советских руководителей с типичной биографией. Без серьезного образования (исключен из Череповецкой семинарии), отсидка в тюрьме, после октябрьского переворота был начальником Петроградской электростанции, затем стал начальником Петроградского отделения Промбанка. После гражданской войны работал в Ленинградском областном ВСНХ и Сибирском краевом СНХ, после же эпопеи с руководством «Кузнецкстроем» занимал пост директора Верх-Исетского завода. В 1937 году расстрелян в Свердловске.

Непосредственным  строительством в Кузнецке руководил  А.М. Морозов, человек малокомпетентный, но имевший большое революционное  прошлое. Их ошибки приходилось выправлять коллективу профессионалов-металлургов  и инженеров-строителей. Главным  инженером стройки был назначен И.П. Бардин, главным механиком –  И.А. Кургин, имевший большой опыт работы на южных металлургических заводах, ведущим проектировщиком являлся Г.Е. Казарновский, имевший огромный опыт работы в Донбассе и бывший директором Гурьевского завода.

Вначале работы шли  медленно – не хватало рабочей  силы. Ее привлекали двумя способами  – вольным наймом и вербовкой. Первый источник представляли крестьяне  из близлежащих деревень, а второй инструмент позволял путем оргнабора (проводился наркоматом труда РСФСР) привозить на стройку жителей  европейской части страны. Если в  мае 1929 года на площадке работали только 450 человек, то к середине сентября численность  рабочих выросла до 4100 человек.

В конце июня начались земляные работы под здание заводоуправления, работы по прокладке шоссейной дороги к станции, сооружению подземных  железнодорожных путей от станции  Кузнецк. Землекопы делали глубокие выемки на месте будущих угольных ям, скрапного и угольного двора, сортировочной станции.

Информация о работе Кузнецкий металлургический комбинат им. И.В. Сталина (1929 – 1945)