Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:19, реферат
В декабре 1925 года XIV съезд ВКП (б) одобрил проведение индустриализации в стране. С этого момента принято отсчитывать историю этого процесса, который, правда, не был начат с просто голого листа. Определенные наработки, исследования по индустриализации были сделаны еще в дореволюционные времена.
Кузнецкий металлургический комбинат им. И.В. Сталина (1929 – 1945)
Апрель 30, 2009 10:02 дп admin Земля Кузнецкая
В декабре 1925 года XIV съезд ВКП (б) одобрил проведение индустриализации в стране. С этого момента принято отсчитывать историю этого процесса, который, правда, не был начат с просто голого листа. Определенные наработки, исследования по индустриализации были сделаны еще в дореволюционные времена.
Одной из доставшихся в наследство большевикам идей было создание металлургического комплекса на Урале и в Сибири. Идея базировалась на наличии крупных месторождений угля в Кузнецком бассейне (их начали разрабатывать промышленно еще в начале XX века) и богатых железных рудах Урала. Объединив потоки сырья в стране можно было создать полноценную вторую металлургическую базу, в дополнение к уже существовавшей Южной. Именно этот план и привел в конечном итоге к появлению двух гигантов советской металлургии – Магнитогорского и Кузнецкого комбинатов (КМК).
Кузнецкий меткомбинат им. И.В. Сталина в конце 30-х годов
В отличие от затянувшегося более чем на десятилетие строительства Бакальского (Челябинского) и Нижнетагильского меткомбинатов, КМК и Магнитка оказались проектами более успешными. В советской историографии главными причинами этого часто называют трудовой подвиг строителей и металлургов. Этот фактор также стоит учитывать, но, по всей видимости, дело обстояло прозаичней.
Помимо обеспеченности трудовой силой, Урало-Кузнецкий комбинат (так изначально назывался проект создания Магнитки и КМК) создавался по иностранному проекту при активном участии крупных компаний и сотен специалистов из США, Франции и Германии. Опыт передовых индустриальных государств позволил минимизировать неизбежные огрехи советского планирования и хозяйствования, часто приводивших к срыву сроков. Кроме того, на реализацию этих проектов у СССР банально еще хватило денег (в частности, речь идет о германских кредитах).
I. Между Уралом и Сибирью.
Геодезические исследования на Горбуновской площадке
Добыча каменного угля в Кузнецком бассейне началась еще до Первой мировой войны и это открыло новые перспективы по снабжению уральской металлургии, тогда прозябавшей на фоне южнорусских заводов. Как оказалось, Кузбасс был богат не только углем, но и железной рудой, хотя тогда этого точно еще не знали: Салаирские и Тельбесские группы месторождений руды были известны с XVII-XVIII веков, но к концу 20-х годов у большевиков там под рукой не было ни одного крупного разработанного рудного месторождения.
Летом 1917 года по приглашению
правительства с инспекционной
поездкой на Урале и в Сибири побывали
американские специалисты, которые, однако,
из-за отсутствия подробной информации
о запасах сырья для
Впоследствии это
представление немного
В конце 1925 года при Совете Труда и Обороны (СТО) была создана специальная комиссия, на которую была возложена задача подготовки ТЭО Урало-Кузнецкого проекта и выбора оптимальных площадок строительства. В феврале 1926 года ВСНХ утвердил в качестве рудной базы будущего кузнецкого завода Тельбесское месторождение (поэтому изначально проект КМК получил название Тельбесского) в Горной Шории. Сразу стоит оговориться, что точных данных о рудных запасах в этом районе у большевиков не было, поэтому комбинат закладывали под уральские руды и лишь в перспективе – на местные. По имевшимся данным, промышленные запасы железорудных месторождений Горной Шории определялись в 15-18 миллионов тонн, что обеспечивало завод всего на 20-25 лет работы. Но геологи справедливо считали, что дальнейшие изыскания приведут к открытиям новых, более мощных месторождений железной руды в Горной Шории, Кузнецком Алатау и близлежащих районах Сибири.
Однако, несмотря на успех ряда геологических исследований в 1930-1939 годах, вплоть до 70-х годов запасы руды на Алтае и в Кузбассе не считались значительными. Поэтому обеспеченность собственной рудой у КМК, даже когда он был запущен в эксплуатацию, долгое время оставалась невысокой: например, в 1940 году она составляла лишь около 30%.
К ноябрю 1926 года ВСНХ
разработал ориентировочный пятилетний
план развития Сибири, согласно которому
в Кузбассе предусматривалось
Семья грабаря-землекопа на Кузнецкстрое
15 января 1929 года
СТО вынес постановление о
строительстве Кузнецкого
II. Советско-американское сотрудничество.
Рабочие на заводе компании Zimmermann Steel, которая совместно с Freyn осуществляла техническую поддержку строительства КМК
В принципе, из затеи с Урало-Кузбассом в том виде, в каком он был разработан советскими планировщиками ничего хорошего выйти не могло. Ведущий проектный институт страны – Гипромез начал с конца 1926 года (тогда был создан сибирский филиал института) разработку проекта будущего КМК. Однако максимум что он сумел сделать – это определить площадку, а также свести уточненные данные о запасах угля (по оценке профессоров Усова, Бокия и Рубина угольные запасы Кузбасса составляли 400-450 миллиардов тонн) в ТЭО. Опыта в строительстве и детальном проектировании таких предприятий у советских специалистов практически не было, поэтому было принято единственное возможное решение: привлечь к сотрудничеству зарубежные компании.
К августу 1927 года специалисты Гипромеза подготовили технические задания для проектирования будущего КМК и передали их в американскую фирму Freyn Engineering Company (США, Чикаго), которая в том же году подписала с советским правительством рамочный договор на оказание консультационных услуг сталеплавильной промышленности. В 1928 году Freyn подписывает договор на проектирование будущего КМК.
По этому предприятию непосредственное проектирование осуществлялось в Чикаго, а рабочие чертежи делались в СССР. Над ними работали смешанные группы советских и американских специалистов. Параллельно с этим одобрение проект получил на высшем политическом уровне. 7 февраля 1928 года Политбюро ЦК ВКП (б) одобрило подготовленные проекты СНК по строительству Магнитогорского, Кузнецкого и Керченского металлургических заводов.
В октябре 1928 года ВСНХ принял решение выделить 3 млн. рублей на подготовительные и разведочные работы строительства Тельбесского завода. Еще 2 млн. рублей было выделено Госпланом на строительство железной дороги до угольного и железорудного месторождений. После принятия XVI партконференцией первого пятилетнего плана, 20 апреля 1929 года ВСНХ утверждает предварительный проект КМК, в составе которого должны находиться: 4 домны, сталеплавильный, прокатный цеха, электростанция и коксовые батареи. Мощность завода, как уже отмечал выше, утверждалась в рамках 820 тыс. тонн чугуна в год.
Одной из важных задач, которую выполняли американцы, было проектирование производственных мощностей. Первоначально их предполагалось заказывать по схеме связанных кредитов в США, однако условия кредитования в Северной Америке оказались жесткими, и поэтому сами же американцы пошли на встречу советскому правительству, которое решило привлекать германские кредиты. В Германии же и было размещено производство мощностей для КМК по американским чертежам. Общая сумма кредитов, которые были привлечены под заказ оборудования для КМК, точно не известна, но, по всей вероятности, речь идет о десятках миллионов долларов (строительство ДнепроГЭС, например, по американским данным, стоило до 100 млн. долларов, а как проект КМК приближается к ней).
Возведение доменного цеха на КМК, начало 30-х годов
Спроектировать, заказать и привезти оборудование было половиной дела. Необходимо было его смонтировать и запустить. Своих ресурсов у СССР для решения этой задачи не хватало, поэтому в 1930 году было заключено соглашение о соответствующей технической помощи со стороны Freyn. В июле 1930 года в СССР прибыла группа из 18 инженеров из Чикаго, которые уже с августа начали работу непосредственно в Кузнецке. После них в Сибирь потянулись и другие иностранные специалисты – из США, Германии, Австрии, Франции и Чехословакии.
Участие иностранных
специалистов при возведении КМК
можно оценивать как достаточно
значительное. Руководителем проекта
строительства мартеновского
III. Стройка началась
Второй директор «Кузнецкстроя» С.М. Франкфурт
Строительство Кузнецкого металлургического завода в апреле 1929 года было поручено «Тельбесстрою», который к концу месяца был переименован в «Кузнецкстрой». Первым начальником вновь созданной строительной организации был назначен Ф.Т. Колгушкин (1887-1937). В советской историографии его обычно называют «крупным» хозяйственником, но на самом деле это был типичный представитель тогдашнего среднего звена советских руководителей с типичной биографией. Без серьезного образования (исключен из Череповецкой семинарии), отсидка в тюрьме, после октябрьского переворота был начальником Петроградской электростанции, затем стал начальником Петроградского отделения Промбанка. После гражданской войны работал в Ленинградском областном ВСНХ и Сибирском краевом СНХ, после же эпопеи с руководством «Кузнецкстроем» занимал пост директора Верх-Исетского завода. В 1937 году расстрелян в Свердловске.
Непосредственным строительством в Кузнецке руководил А.М. Морозов, человек малокомпетентный, но имевший большое революционное прошлое. Их ошибки приходилось выправлять коллективу профессионалов-металлургов и инженеров-строителей. Главным инженером стройки был назначен И.П. Бардин, главным механиком – И.А. Кургин, имевший большой опыт работы на южных металлургических заводах, ведущим проектировщиком являлся Г.Е. Казарновский, имевший огромный опыт работы в Донбассе и бывший директором Гурьевского завода.
Вначале работы шли медленно – не хватало рабочей силы. Ее привлекали двумя способами – вольным наймом и вербовкой. Первый источник представляли крестьяне из близлежащих деревень, а второй инструмент позволял путем оргнабора (проводился наркоматом труда РСФСР) привозить на стройку жителей европейской части страны. Если в мае 1929 года на площадке работали только 450 человек, то к середине сентября численность рабочих выросла до 4100 человек.
В конце июня начались земляные работы под здание заводоуправления, работы по прокладке шоссейной дороги к станции, сооружению подземных железнодорожных путей от станции Кузнецк. Землекопы делали глубокие выемки на месте будущих угольных ям, скрапного и угольного двора, сортировочной станции.
Информация о работе Кузнецкий металлургический комбинат им. И.В. Сталина (1929 – 1945)