Кыргызстана и США в 90-е годы XX-го – начале XXI столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 06:12, реферат

Описание

Возникновение и развитие двусторонних отношений между Кыргызстаном и США в рассматриваемый период времени проходило в рамках значимых и существенных трансформаций, переживаемых системой международных отношений. Распад Советского Союза и обретение независимости союзными республиками привели к необходимости налаживания ими прямых двусторонних отношений с другими государствами мира, среди которых явное предпочтение отдавалось лидерам мирового развития. Одновременно, страны Запада проявили активный интерес к освоению и внедрению в закрытое для них ранее геополитическое пространство постсоветской Евразии.

Работа состоит из  1 файл

кыргызско американские отношекния.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)


Кыргызстана и США  в 90-е годы XX-го – начале XXI столетия

 

Возникновение и развитие двусторонних отношений между Кыргызстаном и США в рассматриваемый период времени проходило в рамках значимых и существенных трансформаций, переживаемых системой международных отношений. Распад Советского Союза и обретение независимости союзными республиками привели к необходимости налаживания ими прямых двусторонних отношений с другими государствами мира, среди которых явное предпочтение отдавалось лидерам мирового развития. Одновременно, страны Запада проявили активный интерес к освоению и внедрению в закрытое для них ранее геополитическое пространство постсоветской Евразии.

Именно поэтому, США в числе первых признали независимость Кыргызстана, установив с ним дипломати­ческие отношения 27 декабря 1991 года. Уже в феврале 1992 года в Бишкеке было открыто посоль­ство США. В мае того же года Кыргызстан открыл свое посольство в Вашингтоне (1).

Сейчас, по прошествии определенного периода времени, можно сказать, что политика руководства США по отношению к Кыргызстану развивалась в русле достаточно общих для Центральной Азии подходов. В то же время, за эти годы в двусторонних отношениях Бишкека и Вашингтона сформировалась определенная специфика, обусловленная особым видением каждой из сторон собственных целей и последующих перспектив их развития. Ее основным содержанием явилось то, что из-за ограниченных размеров и соответственно малого веса на внутрирегиональной арене, Кыргызстан никогда не воспринимался со стороны руководства США в качестве основного стратегического партнера в Центральной Азии. В то же время, определенные успехи, достигнутые им в политическом реформировании  (имидж «островка демократии»), порождали небезосновательную надежду со стороны США на возможность использования республики в качестве своего рода «агента влияния» в продвижении принципов западной демократии в регионе. Существенное влияние на развитие и изменение конфигурации двусторонних отношений Кыргызстана и США в последующем также сыграли и события, происходившие как за пределами собственно Центральной Азии, так и в ней, непосредственно связанные с продолжающимся геополитическим переделом мира.

Исходя из этого, представляется возможным выделить несколько этапов в развитии кыргызско-американских межгосударственных отношений, во многом совпадающих с эволюцией американской политики применительно к региону в целом. Вследствие этого, можно судить о ее последовательной трансформации на протяжении последних двенадцати лет в рамках трех основных этапов, последний из которых охватывает настоящий период времени.

Первый этап (1991-1995гг.) характеризуется как время достаточно ограниченного участия США во внутреннем развитии Центральной Азии, и соответственно, Кыргызской Республики. В это время происходит только лишь выработка основных позиций американской внешней политики по отношению к региону и его республикам, создаются институциональные основы для проведения здесь долговременных политических и экономических реформ. Подобная политика вполне объяснима тем периферийным местом, которое первоначально заняла Центральная Азия в американской дипломатии на фоне кардинальных перемен в системе международных отношений в целом.

Для Кыргызстана это время характеризуется как время установления дипломатических контактов, выстраивания основных параметров сотрудничества с правительственными и частными организациями США, проведения с их помощью базовых политических и экономических преобразований в республике.

Второй этап (1996-1999гг.) можно оценить как время более тесного включения Центральной Азии и Кыргызстана в орбиту военно-политического, экономического и культурного влияния США. В этот период времени начинается более активное проникновение в регион, включая более тесную привязку и создание механизмов участия республик Центральной Азии в подконтрольных США финансовых и военно-политических институтах (МВФ и ПИМ НАТО). Это время можно также охарактеризовать как начало проведения дифференцированной политики по отношению к странам региона. Так, если в предшествующий период США ориентировались на отношения стратегического партнерства с Казахстаном, признавая за ним роль регионального лидера, то, начиная с 1996г. «пальма первенства» отдается Узбекистану, «ценному» для США своей подчеркнутой анти-российской и анти-исламской риторикой. Последнее оказалось особенно важным для США на фоне обозначившегося провала с подконтрольным им первоначально режимом Движения Талибан в Афганистане.

Одновременно, что характерно для двух первых этапов в целом, активным инструментом реализации американской политики в регионе выступала Турция. В последующем, учитывая малую эффективность ее присутствия, США прямо включаются в формирование внутренних и внешних приоритетов развития региона.

Во второй период происходит наращивание американской внешней помощи Кыргызстану, посредством специализированных образовательных программ, как и в других государствах региона, формируется проамерикански настроенное лобби в руководстве республики, поддерживаются усилия руководства республики по ускоренной интеграции Кыргызстана в политические и экономические структуры западного сообщества. Ярким примером тому служит вступление Кыргызстана первым из стран СНГ в ВТО в 1998 году, несмотря на его явную неподготовленность к полноправному участию в этой организации.

Третий этап (с 2000г. и по настоящее время) ознаменовался беспрецедентным проникновением США в регион, включая размещение здесь с конца 2001 года своих военных баз в Узбекистане и Кыргызстане. Начало особой активности американской дипломатии в регионе относится к марту-апрелю 2000 года и прямо спровоцировано обозначившимся, с приходом В. Путина, поворотом России к СНГ и Центральной Азии как зоне своих традиционных интересов. Достаточно вспомнить, в этой связи, опережающие друг друга в апреле 2000 года «блиц-визиты» в Центральную Азию спецпредставителя президента России С. Ястржембского и госсекретаря США М. Олбрайт. Начиная с этого времени, политика США в регионе принимает вполне осязаемый и предметный характер – США принимают на себя (хотя бы и в виде декларации) ответственность за безопасность и стабильность в регионе, активно используют «демократическую» риторику и финансовые рычаги как средство давления на правящие элиты - имея главной стратегической целью создание сети подконтрольных Вашингтону политических режимов в Центральной Азии. Эффективное использование со стороны США итогов 11 сентября 2001 года выразилось в военно-политическом закреплении в регионе и прямом участии в его развитии.

Иначе это может быть охарактеризовано как «неоимпериальный» проект США для Центральной Азии, направленный на «восполнение» здесь геополитического вакуума и создание новой ситуации в мировом масштабе с доминирующей ролью США. При этом, если, например, для России возвращение в Центральную Азию носит в значительной мере символический характер, будучи призванным, помимо практических соображений, продемонстрировать возобновление ее былого могущества, то для США этот регион важен не как самоцель, а лишь как один из инструментов реализации стратегии мирового господства и продления глобального превосходства США на возможно более долгую временную перспективу.

Развитие кыргызско-американских взаимоотношений в этот период времени происходит в русле описанных выше процессов.  Стоит отметить, что увеличение активности США привело к столкновению в Кыргызстане в 2000 году двух антагонистических тенденций в выработке приоритетов его внешнеполитического развития: атлантизма (безусловного следования политике США) и многовекторной дипломатии, основанной на партнерских отношениях как со старыми (Россия, КНР), так и новыми партнерами (США, ЕС).

В то же время, несмотря на резкое усиление к настоящему времени позиций США в Кыргызстане, руководству республики удается проводить достаточно сбалансированный курс на развитие многовекторной дипломатии на региональном и глобальном уровнях. Данное обстоятельство не может не вызывать раздражения американской администрации, вследствие чего в адрес официального Бишкека периодически высказываются порицания по ставшими уже традиционными пунктам критики (права человека, коррупция и пр.). Однако, учитывая то стратегическое значение, которое приобрел в последние годы Кыргызстан для США, современный этап двусторонних отношений между ними характеризуется как имеющий достаточно стабильный и прогнозируемый характер, основываясь на вполне прагматичных и предсказуемых ожиданиях с обеих сторон.

Договорно-правовую базу двусторонних отношений, заложенную во время взаимных визитов на различных уровнях, составляют более 20 соглашений, важнейшими из которых являются Соглашение о стимулировании инвестиций, подпи­санное в Вашингтоне 8 мая 1992 г. и Соглашение о поощре­нии и взаимной защите капиталовложений (Вашингтон, 19 января 1993 г.). Основой для развития двусторонних отноше­ний является Меморандум о взаимопонимании между Прави­тельством Кыргызской Республики и Правительством США от 26 августа 1992 года (2).

Политические контакты между двумя сторонами за истек­шие годы приняли регулярный и систематический характер. В разные годы Кыргызстан посетили ряд ключевых членов и сотрудников обеих палат Конгресса США, включая сенаторов С. Браунбека, Ч. Робба, Дж. МакКейна, конгрессменов Р.Ливингстона, Дж. Питтса.

В свою очередь, Кыргызстан в 90-е годы активно «открывал» для себя Америку. В мае 1993 года и в июле 1997 года прошли два рабочих визита президента Кыргызстана в США, в ходе которых состоялись его встречи с высшим политическим руководством США. Важное значение имела также встреча А. Акаева с бизнесменами и деловыми круга­ми США, организованная Кыргызско-Американским Деловым Советом.

В конце апреля 1999 года делегация Кыргызстана приняла участие в юбилейном саммите НАТО в Вашингтоне и международном семинаре по обсуждению законопроекта сенатора С. Браунбека «Стратегия Шелкового Пути». С 6 по 8 июня 1999 г. в Вашингтоне находилась делегация Кыргызстана во главе с премьер-министром, при­нявшая участие в совещании, организованном Всемирным Банком. По­мимо этого, состоялись двусторонние переговоры в Министерстве торговли США и была достигнута договоренность о проведении в Вашингтоне инвестиционной конференции по Кыргызстану (3).

Существенное значение для развития кыргызско-американских отношений на современном этапе имел визит в Кыргызстан Государственного секретаря США М. Олбрайт в апреле 2000 года. Во время ее пребывания в Кыргызской Республике обсуждались вопросы региональной безопасности и предоставления помощи со стороны США, а также итоги парламентских выборов 2000 года в Кыргызстане.

Для понимания развития политических отношений между Кыргызстаном и США необходимо отметить следующее. Кыргызстан, как и ранее, рассматривается админис­трацией США как молодое независимое государство, добившееся значительных успехов в проведении экономических и политических реформ. Поэтому, создание и укрепление демократических институтов в Кыргызстане явля­ется одной из активных сфер двустороннего сотрудничества.

Основная техническая помощь Кыргызстану осуществля­ется по линии Агентства по Международному Сотрудниче­ству США (ЮСАИД), составив за период 1994 - 1999 годов свыше 170 млн. долларов. В рамках программ по этой линии в Кыргызстане задействованы 42 американские организации и компании.

С 1992 года Кыргызстан включен в число стран мира, получающих целевую гуманитарную продовольственную помощь в рамках программы Министерства сельского хозяйства США «Продовольствие ради прогресса». С начала дей­ствия программы по 1998 год общая стоимость выделенного Кыргызстану продовольствия составила около 210 млн. дол­ларов. В 1999 г. в рамках данной программы Кыргызстану было выделено 70 тысяч тонн зерна на общую сумму 18 млн. дол­ларов. В 2000 году продовольственная помощь несколько со­кратилась до 60 тысяч тонн зерна на сумму 10 млн. долларов (4).

В 2000 году программы по линии ЮСАИД в Кыргызстане, в основном, были направлены на процесс реформирования в экономике, развитие демократии и социального сектора, специальные инициативы. В 2000 г. более половины из общей суммы американской помощи было направлено на проведение демократических и рыночных ре­форм.

Новые программы в рамках «Партнерства во имя свободы» долж­ны послужить дальнейшему экономическому росту Кыргыз­стана и развитию кыргызско-американских отношений. В рамках этой программы ЮСАИД начал осуществление «южной стратегии» в Ферганской долине, направленной на улучшение экономического состояния в одной из наиболее бедных и отдаленных частей Кыргызстана, а также сельскохозяйствен­ные приватизационные программы, связанные с реализацией закона о частной собственности на землю.

Торговые отношения между двумя государствами находятся на начальной стадии, что видно из суммы внешнеторгового оборота за годы сотрудничества, имеющего значительное отри­цательное сальдо для Кыргызстана. Например, в 1999 году экспорт составил чуть более 11 млн. долларов, в то время как импорт - около 55 млн. долларов. За 11 месяцев 2003 года внешнеторговый оборот Кыргызстана с США составил 44,5 млн. долларов, что составило 56,7% к соответствующему периоду 2002 года, в т.ч. экспорт 6,4 млн. долл. (18,5%) и  импорт 38,1 млн. долларов (86,8%).

Основными товарами экспорта Кыргызстана в США традиционно являются продукты неорганической химии, нефтепродукты (авиакеросин), соединения недрагоценных и редкоземельных металлов, цветных металлов, ртуть, ковры, хлопок, хлопчатобумажные ткани. Из США импортируются зерновые, различные пищевые продукты, фармацевтические изделия, электрические машины и оборудование.

Среди крупных американских компаний, работающих в Кыргызстане в настоящее время, можно отметить «Хаятт» (гостиничный бизнес), «Юниверсал» (табачное производство). К успешно функционирующим совместным предприя­тиям относятся КАТЕЛ (в области телекоммуникаций) и СП Кока-Кола Боттлерз (производство безалкогольных напитков). Значительным успехом является и то, что компания «Volare Apparel Inc.» в сентябре 1999 года открыла на территории СЭЗ «Бишкек» фабрику по производству одежды для реализации на рынках США и Канады.

Информация о работе Кыргызстана и США в 90-е годы XX-го – начале XXI столетия